«Музей ДОУ как элемент развивающей предметно-пространственной среды, организуемой с учетом регионального компонента»
статья

Корякина Валентина Павловна

Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом регионального компонента вызывают необходимость создания определенных педагогических условий, в которых ребенок сможет максимально самореализоваться, устанавливая собственные отношения с обществом, историей и культурой. Одним из таких условий является создание и обогащение развивающей предметно-пространственной среды 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey_dou.docx28.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Музей ДОУ как элемент развивающей предметно-пространственной среды, организуемой с учетом регионального компонента»

Коренева И.Г., воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28», г. Усолье-Сибирское, иркутская область, высшая категория)

Корякина В.П., воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28», г. Усолье-Сибирское, иркутская область, высшая категория)

Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом регионального компонента вызывают необходимость создания определенных педагогических условий, в которых ребенок сможет максимально самореализоваться, устанавливая собственные отношения с обществом, историей и культурой. Одним из таких условий является создание и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС).

Развивающая предметно-пространственная среда  в нашем дошкольном учреждении включает в себя элементы, способствующие уточнению и расширению представлений детей об Иркутской области и родном городе, приобщению детей к культурному наследию народа, населяющего область, историческому прошлому родного края, богатствам природы региона, о его народных традициях и промыслах, об устном народном творчестве, об исторических событиях и фактах; о символах (герб, флаг, гимн), межнациональной толерантности, нравственности, воспитанию семейных ценностей, традициям.

С этой целью в детском саду оформлены центры по патриотическому воспитанию, которые включают элементы регионального компонента.

Оформление уголков краеведения в группах четко продумано. Месторасположение удобно для детской деятельности, как совместной, так и самостоятельной, насыщенность соответствует возрастным особенностям детей, разнообразие материалов, оборудования, инвентаря обеспечивает воспитанникам игровую, познавательную и творческую активность.

Одним из элементов РППС в нашем учреждении являются мини-музеи, которые способствуют развитию у детей творческих способностей, интереса к наследию своего народа и сохранению традиций.

Музей, как хранитель подлинных свидетельств прошлого, остается незаменимым проводником в мир истории и культуры. Он способен пробуждать интерес и любознательность у детей, а музейная педагогика с помощью своих методов и средств может значительно усилить это воздействие.

Однако в условиях детского сада невозможно создать полноценные экспозиции, соответствующие стандартам музейного дела. Поэтому мы говорим о мини-музеях, которые адаптированы для детей. Слово «мини» отражает как возрастную категорию, так и масштабы экспозиции, а также четко определённую тематику.

За 4 года работы нашего мини-музея у нас было организовано несколько постоянно действующих экспозиций.  

Мини-музей «Байкал» представляет собой уникальное пространство, которое не только демонстрирует богатство культуры народов, населяющих побережье этого величественного озера, но и активно вовлекает детей в процесс познания. Экспозиция включает в себя разнообразные предметы, которые отражают быт и обычаи местных жителей. Каждый экспонат рассказывает свою историю, погружая посетителей в атмосферу многовековой культуры и традиций.

Однако мини-музей «Байкал» — это не просто статичная выставка, а динамичное пространство, способствующее развитию познавательного интереса и творческих способностей у детей. Здесь проводятся различные мастер-классы, на которых дети и их родители могут создавать разнообразные макеты, посвященные Байкалу и не только. Это позволяет не только развивать художественные навыки, но и углублять знания о природе и экосистеме региона. Участники таких мероприятий могут использовать природные материалы, что дополнительно формирует у них бережное отношение к окружающей среде.

Мини-музей «Русская изба» предлагает захватывающее путешествие сквозь время. Дети погружаются в обстановку горницы, ощутив дух прошлого, экспозиция иллюстрирует ремесла, которыми занимались хозяева в свободное время: прядение, ткачество, изготовление утвари.

Мини-музей «Достопримечательности города Усолье-Сибирское» - еще одна постоянно действующая экспозиция, появившаяся совсем недавно. Главными экспонатами музея являются макеты достопримечательностей города, созданные руками педагогов, детей и их родителей. Все экспонаты мини-музея способствуют знакомству с историей родного города, его культурным наследием.

Каждый мини-музей результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семьи, которые помогают воссоздать в их сознании картины истории города и района, знакомить с предметами быта, орудиями труда, одеждой и традициями предков.

Но существует и ряд проблем, с которыми столкнулись педагоги в своей работе по созданию музея: это и органично вписанное место выставки в групповом пространстве и отсутствие копий (дубликатов) экспонатов. Поэтому, кроме постоянно действующих экспозиций мини-музеев, мы применяем метод многоступенчатой системы музейного образования - интерактивный музей -когда он перестаёт быть хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания.

Интерактивный музей значительно расширяет рамки традиционной музейной педагогики, он может трансформироваться под конкретные запросы. Представлять именно тот период истории, который нужен нам сейчас и здесь. Позволяет предоставить возможность детям не только посмотреть, но что более важно потрогать, попробовать применить предмет по назначению.

В нашем детском саду эта форма работы с детьми используется 4 года. На базе сада был организован музей, в который вошли передвижные мини-музеи (интерактивные экспозиции) созданные педагогами, родителями и детьми в группах: «Бурятское подворье», «Русская игрушка - Матрешка», «Былинные Богатыри», «Байкал- жемчужина Сибири» и др.

Тематика мини-музеев направлена на воспитание патриотизма дошкольников, знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны; знакомство с народными промыслами, с бытом народов, нашего края, с историческими и памятными местами.

Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметно - пространственной среды нашего дошкольного учреждения. Стараемся создать особую музейно–образовательную среду, для которой ключевыми являются слова: «я сам», «действую», «думаю», «принимаю решение». Проектируя такую среду, с самого начала продумываем, как можно организовать взаимодействие ребёнка с воспринимаемым материалом: что будет делать ребёнок в данном пространстве, в каких действиях станет участвовать, как мотивировать его совершать собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками в процессе приобщения к культуре.

Важная особенность нашего музея и интерактивных экспозиций – общение и совместное участие в их создании детей, родителей и педагогов.  Наши воспитанники чувствуют свою причастность к созданию мини-музея.  Дети участвуют вместе с взрослыми в обсуждении тематики, совместно с мамой и папой подбирают экспонаты, оформляют экспозиции, ребята из старших групп проводят экскурсии для младших детей и родителей, пополняют экспозиции рисунками, поделками своими и своих родных. Это способствует стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей, детей и педагогов, сделает их настоящими партнерами, единомышленниками.

Экспонаты подобраны таким образом, что дети могут не только слушать экскурсовода, смотреть на них, но и потрогать, подержать в руках. Для маленьких детей это особенно важно, так как тактильные ощущения у них все-таки стоят на первом месте.

Также в музее есть зона активной деятельности – место, где дети могут сделать что-то своими руками: слепить из глины посуду, сшить игрушку, сплести   корзинку, а самое главное, унести это с собой на память. Это актуально при организации в детском саду Клубного часа, например, «Чудесный мир народного творчества» или «Народные игры».

Есть у нас и специально подобранная аудиотека.   Посетители - дети могут послушать бурятские и русские мелодии, песни, сказки в зависимости от темы занятия.

Педагогами и родителями созданы развивающие лэпбуки: «Сагаалган», «Покров Пресвятой Богородицы», «Береги Байкал» и другие, помогающие детям узнавать новое о родном крае.

Организовывать педагогам активную деятельность детей и подготовку детей-экскурсоводов в нашем музее помогают картотеки народных, дидактических, интерактивных игр.

Хочется отметить, что экспозиции нашего мини-музея и его экспонаты используются педагогами и на занятиях познавательного цикла, при организации игровой и экспериментальной деятельности.

Проводятся игры музейного содержания по формированию художественной культуры:

  • игры-развлечения: «Достопримечательности нашего города Усолье-Сибирское», «Банька или с легким паром», «Экологическая сказка «Берегите наш Байкал» и т.д.
  • интерактивные игры «Пазлы, «Собери Нерпочку», «Очисти озеро Байкал от мусора» и тд.
  • интерактивные экскурсии по музеям города Усолье-Сибирское, Иркутска.
  • игры путешествия;
  • интеллектуально – творческие игры: «Путешествие к Байкалу», «Знай-ка».
  • игры – эстетические упражнения
  • создание музейных афиш: рисунки, коллажи т.д.
  • выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку).

Важное место в работе музея занимают игры-экскурсии. Как только дети начинают посещать музей ДОУ – носителем познаний становится экскурсовод. Старшие дошкольники не только знакомятся с профессией «экскурсовода», но и сами со временем активно начинают проводить экскурсии для своих сверстников, для детей младших групп, родителей и гостей.

То есть мини-музей в детском саду можно назвать начальным этапом работы с детьми по краеведению. Увлекательные экскурсии в мир музея воспитывают у них любовь к своей Родине, вызывают искренний интерес к историческому прошлому малой родины.

Таким образом, для организации работы по созданию развивающей предметно - пространственной среды, направленной на реализацию регионального компонента в нашем учреждении проводится большая работа. Вкладывая в детей знания, прививая любовь к малой родине, мы стремимся воспитать в них маленьких патриотов. Мы надеемся, что наши воспитанники будут любить свой край, охранять и приумножать богатства нашей земли.

Список использованной литературы:

  1. Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские/ Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  2. Мини-музей в детском саду/Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. – М.Линка-Пресс, 2008.
  3. Пантелеева, Лия Владимировна. Музей и дети [Электронный ресурс]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игрушки - заместители как важный элемент развивающей предметно - пространственной среды в дошкольном Учреждении

B 2013 году вышли новые ФГОС, где указываются требования к предметно пространственной среде, где одним  из пунктов отмечена необходимость  организации полуфункциональности   ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА элемента развивающей предметно-пространственной среды «Станция событий»

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКАэлемента развивающей предметно-пространственной среды «Станция событий»...

Распространение опыта по теме "Лэпбук как элемент развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ" на межрегиональном фестивале педагогических идей и новинок в области дошкольного образования.

В связи с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО к развивающей предметно – пространственной среде в ДОУ, каждый педагог ищет новые подходы к её оформлению. Одним из таких подходов стало создание л...

Игровые поля как элемент развивающей предметно-пространственной среды в работе с детьми дошкольного возраста

Работа по созданию игровых полей проходит в четыре этапа. Дети и родители принимают активное участие в подборе материалов....

Многофункциональная ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста.Апробация программно-методического комплекса дошкольного образования "Мозаичный парк"

Данный материал будет полезен для педагогов, апробирующих  программно-методический комплекс дошкольного образования "Мозаичный парк".Использование напольных ширм позволяет педагогу обес...

Макет как элемент развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр старших дошкольников

В статье раскрываются возможности совместного с воспитанниками создания и использования в игровой деятельности макетов социально-культурных объектов. Прослеживается развитие игровых умений и освоение ...