«Музей ДОУ как элемент развивающей предметно-пространственной среды, организуемой с учетом регионального компонента»
статья
Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом регионального компонента вызывают необходимость создания определенных педагогических условий, в которых ребенок сможет максимально самореализоваться, устанавливая собственные отношения с обществом, историей и культурой. Одним из таких условий является создание и обогащение развивающей предметно-пространственной среды
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Музей ДОУ как элемент развивающей предметно-пространственной среды, организуемой с учетом регионального компонента»
Коренева И.Г., воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28», г. Усолье-Сибирское, иркутская область, высшая категория)
Корякина В.П., воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28», г. Усолье-Сибирское, иркутская область, высшая категория)
Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом регионального компонента вызывают необходимость создания определенных педагогических условий, в которых ребенок сможет максимально самореализоваться, устанавливая собственные отношения с обществом, историей и культурой. Одним из таких условий является создание и обогащение развивающей предметно-пространственной среды (далее – РППС).
Развивающая предметно-пространственная среда в нашем дошкольном учреждении включает в себя элементы, способствующие уточнению и расширению представлений детей об Иркутской области и родном городе, приобщению детей к культурному наследию народа, населяющего область, историческому прошлому родного края, богатствам природы региона, о его народных традициях и промыслах, об устном народном творчестве, об исторических событиях и фактах; о символах (герб, флаг, гимн), межнациональной толерантности, нравственности, воспитанию семейных ценностей, традициям.
С этой целью в детском саду оформлены центры по патриотическому воспитанию, которые включают элементы регионального компонента.
Оформление уголков краеведения в группах четко продумано. Месторасположение удобно для детской деятельности, как совместной, так и самостоятельной, насыщенность соответствует возрастным особенностям детей, разнообразие материалов, оборудования, инвентаря обеспечивает воспитанникам игровую, познавательную и творческую активность.
Одним из элементов РППС в нашем учреждении являются мини-музеи, которые способствуют развитию у детей творческих способностей, интереса к наследию своего народа и сохранению традиций.
Музей, как хранитель подлинных свидетельств прошлого, остается незаменимым проводником в мир истории и культуры. Он способен пробуждать интерес и любознательность у детей, а музейная педагогика с помощью своих методов и средств может значительно усилить это воздействие.
Однако в условиях детского сада невозможно создать полноценные экспозиции, соответствующие стандартам музейного дела. Поэтому мы говорим о мини-музеях, которые адаптированы для детей. Слово «мини» отражает как возрастную категорию, так и масштабы экспозиции, а также четко определённую тематику.
За 4 года работы нашего мини-музея у нас было организовано несколько постоянно действующих экспозиций.
Мини-музей «Байкал» представляет собой уникальное пространство, которое не только демонстрирует богатство культуры народов, населяющих побережье этого величественного озера, но и активно вовлекает детей в процесс познания. Экспозиция включает в себя разнообразные предметы, которые отражают быт и обычаи местных жителей. Каждый экспонат рассказывает свою историю, погружая посетителей в атмосферу многовековой культуры и традиций.
Однако мини-музей «Байкал» — это не просто статичная выставка, а динамичное пространство, способствующее развитию познавательного интереса и творческих способностей у детей. Здесь проводятся различные мастер-классы, на которых дети и их родители могут создавать разнообразные макеты, посвященные Байкалу и не только. Это позволяет не только развивать художественные навыки, но и углублять знания о природе и экосистеме региона. Участники таких мероприятий могут использовать природные материалы, что дополнительно формирует у них бережное отношение к окружающей среде.
Мини-музей «Русская изба» предлагает захватывающее путешествие сквозь время. Дети погружаются в обстановку горницы, ощутив дух прошлого, экспозиция иллюстрирует ремесла, которыми занимались хозяева в свободное время: прядение, ткачество, изготовление утвари.
Мини-музей «Достопримечательности города Усолье-Сибирское» - еще одна постоянно действующая экспозиция, появившаяся совсем недавно. Главными экспонатами музея являются макеты достопримечательностей города, созданные руками педагогов, детей и их родителей. Все экспонаты мини-музея способствуют знакомству с историей родного города, его культурным наследием.
Каждый мини-музей результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семьи, которые помогают воссоздать в их сознании картины истории города и района, знакомить с предметами быта, орудиями труда, одеждой и традициями предков.
Но существует и ряд проблем, с которыми столкнулись педагоги в своей работе по созданию музея: это и органично вписанное место выставки в групповом пространстве и отсутствие копий (дубликатов) экспонатов. Поэтому, кроме постоянно действующих экспозиций мини-музеев, мы применяем метод многоступенчатой системы музейного образования - интерактивный музей -когда он перестаёт быть хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания.
Интерактивный музей значительно расширяет рамки традиционной музейной педагогики, он может трансформироваться под конкретные запросы. Представлять именно тот период истории, который нужен нам сейчас и здесь. Позволяет предоставить возможность детям не только посмотреть, но что более важно потрогать, попробовать применить предмет по назначению.
В нашем детском саду эта форма работы с детьми используется 4 года. На базе сада был организован музей, в который вошли передвижные мини-музеи (интерактивные экспозиции) созданные педагогами, родителями и детьми в группах: «Бурятское подворье», «Русская игрушка - Матрешка», «Былинные Богатыри», «Байкал- жемчужина Сибири» и др.
Тематика мини-музеев направлена на воспитание патриотизма дошкольников, знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны; знакомство с народными промыслами, с бытом народов, нашего края, с историческими и памятными местами.
Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметно - пространственной среды нашего дошкольного учреждения. Стараемся создать особую музейно–образовательную среду, для которой ключевыми являются слова: «я сам», «действую», «думаю», «принимаю решение». Проектируя такую среду, с самого начала продумываем, как можно организовать взаимодействие ребёнка с воспринимаемым материалом: что будет делать ребёнок в данном пространстве, в каких действиях станет участвовать, как мотивировать его совершать собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками в процессе приобщения к культуре.
Важная особенность нашего музея и интерактивных экспозиций – общение и совместное участие в их создании детей, родителей и педагогов. Наши воспитанники чувствуют свою причастность к созданию мини-музея. Дети участвуют вместе с взрослыми в обсуждении тематики, совместно с мамой и папой подбирают экспонаты, оформляют экспозиции, ребята из старших групп проводят экскурсии для младших детей и родителей, пополняют экспозиции рисунками, поделками своими и своих родных. Это способствует стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей, детей и педагогов, сделает их настоящими партнерами, единомышленниками.
Экспонаты подобраны таким образом, что дети могут не только слушать экскурсовода, смотреть на них, но и потрогать, подержать в руках. Для маленьких детей это особенно важно, так как тактильные ощущения у них все-таки стоят на первом месте.
Также в музее есть зона активной деятельности – место, где дети могут сделать что-то своими руками: слепить из глины посуду, сшить игрушку, сплести корзинку, а самое главное, унести это с собой на память. Это актуально при организации в детском саду Клубного часа, например, «Чудесный мир народного творчества» или «Народные игры».
Есть у нас и специально подобранная аудиотека. Посетители - дети могут послушать бурятские и русские мелодии, песни, сказки в зависимости от темы занятия.
Педагогами и родителями созданы развивающие лэпбуки: «Сагаалган», «Покров Пресвятой Богородицы», «Береги Байкал» и другие, помогающие детям узнавать новое о родном крае.
Организовывать педагогам активную деятельность детей и подготовку детей-экскурсоводов в нашем музее помогают картотеки народных, дидактических, интерактивных игр.
Хочется отметить, что экспозиции нашего мини-музея и его экспонаты используются педагогами и на занятиях познавательного цикла, при организации игровой и экспериментальной деятельности.
Проводятся игры музейного содержания по формированию художественной культуры:
- игры-развлечения: «Достопримечательности нашего города Усолье-Сибирское», «Банька или с легким паром», «Экологическая сказка «Берегите наш Байкал» и т.д.
- интерактивные игры «Пазлы, «Собери Нерпочку», «Очисти озеро Байкал от мусора» и тд.
- интерактивные экскурсии по музеям города Усолье-Сибирское, Иркутска.
- игры путешествия;
- интеллектуально – творческие игры: «Путешествие к Байкалу», «Знай-ка».
- игры – эстетические упражнения
- создание музейных афиш: рисунки, коллажи т.д.
- выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку).
Важное место в работе музея занимают игры-экскурсии. Как только дети начинают посещать музей ДОУ – носителем познаний становится экскурсовод. Старшие дошкольники не только знакомятся с профессией «экскурсовода», но и сами со временем активно начинают проводить экскурсии для своих сверстников, для детей младших групп, родителей и гостей.
То есть мини-музей в детском саду можно назвать начальным этапом работы с детьми по краеведению. Увлекательные экскурсии в мир музея воспитывают у них любовь к своей Родине, вызывают искренний интерес к историческому прошлому малой родины.
Таким образом, для организации работы по созданию развивающей предметно - пространственной среды, направленной на реализацию регионального компонента в нашем учреждении проводится большая работа. Вкладывая в детей знания, прививая любовь к малой родине, мы стремимся воспитать в них маленьких патриотов. Мы надеемся, что наши воспитанники будут любить свой край, охранять и приумножать богатства нашей земли.
Список использованной литературы:
- Музей в детском саду: беседы, экскурсии, творческие мастерские/ Под ред. Н.В. Микляевой, Н.Ф. Лагутиной. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Мини-музей в детском саду/Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. – М.Линка-Пресс, 2008.
- Пантелеева, Лия Владимировна. Музей и дети [Электронный ресурс]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игрушки - заместители как важный элемент развивающей предметно - пространственной среды в дошкольном Учреждении
B 2013 году вышли новые ФГОС, где указываются требования к предметно пространственной среде, где одним из пунктов отмечена необходимость организации полуфункциональности ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА элемента развивающей предметно-пространственной среды «Станция событий»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАэлемента развивающей предметно-пространственной среды «Станция событий»...

Распространение опыта по теме "Лэпбук как элемент развивающей предметно - пространственной среды в ДОУ" на межрегиональном фестивале педагогических идей и новинок в области дошкольного образования.
В связи с требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО к развивающей предметно – пространственной среде в ДОУ, каждый педагог ищет новые подходы к её оформлению. Одним из таких подходов стало создание л...

Игровые поля как элемент развивающей предметно-пространственной среды в работе с детьми дошкольного возраста
Работа по созданию игровых полей проходит в четыре этапа. Дети и родители принимают активное участие в подборе материалов....

Многофункциональная ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды группы раннего возраста.Апробация программно-методического комплекса дошкольного образования "Мозаичный парк"
Данный материал будет полезен для педагогов, апробирующих программно-методический комплекс дошкольного образования "Мозаичный парк".Использование напольных ширм позволяет педагогу обес...

Макет как элемент развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр старших дошкольников
В статье раскрываются возможности совместного с воспитанниками создания и использования в игровой деятельности макетов социально-культурных объектов. Прослеживается развитие игровых умений и освоение ...

Сообщение "Использование детских стульчиков в играх с детьми дошкольного возраста как полифункционального элемента развивающей предметно- пространственной среды"
Текст сообщения к одноименному видеоролику https://youtu.be/DBKhy2PoBD0...
