мастер класс "Мягкая педагогика"
материал
Методика «Мягкая педагогика» предлагает уникальный подход к воспитанию детей, создающий атмосферу комфорта и безопасности, в которой малыши чувствуют поддержку и раскрывают свои таланты. Применение особых текстильных дидактических материалов помогает активизировать интерес детей к изучению окружающей действительности, развивает креативность и умение сотрудничать. Важно понимать, что внедрение такой системы обеспечивает условия для гармоничного роста личности ребёнка, поддерживая и поощряя его исследовательские потребности и желания развиваться.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект мастер – класса для педагогов
«мягкая педагогика как средство развития детей раннего возраста»
Красноперова Олеся Владимировна
2025г.
Цель: продемонстрировать преимущества методики «Мягкая педагогика»— Показать эффективность данной методики через её направленность на создание комфортной среды, стимулирующей активное познание мира детьми.
Задачи:
- Раскрыть сущность методики Елены Файзуллаевой, представить специфику работы с мягкими дидактическими материалами, направленными на развитие чувственного опыта и мелкой моторики ребёнка.
- Поделиться опытом применения упражнений («Дом мечты», «Меховая зверушка», «Цвета моей души»), иллюстрирующих положительный эффект мягких материалов на детское восприятие окружающего мира.
- Сделать выводы о влиянии подобного подхода на психологическое благополучие и интеллектуальное развитие ребёнка, подчеркнуть, что такая среда способствует формированию устойчивых положительных эмоций и внутренней уверенности.
Методика «Мягкая педагогика» предлагает уникальный подход к воспитанию детей, создающий атмосферу комфорта и безопасности, в которой малыши чувствуют поддержку и раскрывают свои таланты. Применение особых текстильных дидактических материалов помогает активизировать интерес детей к изучению окружающей действительности, развивает креативность и умение сотрудничать. Важно понимать, что внедрение такой системы обеспечивает условия для гармоничного роста личности ребёнка, поддерживая и поощряя его исследовательские потребности и желания развиваться.
Участники мастер-класса:
Педагоги ДОУ
Уважаемые коллеги! Позвольте поделиться своими размышлениями о значимости дошкольного периода и уникальной роли методики «Мягкая педагогика».
Дошкольный возраст — основа всего дальнейшего пути
Мы часто говорим, что дошкольный возраст — это особенный этап в жизни каждого ребёнка. Здесь начинается формирование основ личности, развиваются первичные навыки общения, проявляются первые ростки таланта и любви к творчеству. Дети активно исследуют мир через игру, общаются со взрослыми и сверстниками, накапливают жизненный опыт.
И вот тут возникает важный вопрос: каким образом педагоги могут поддерживать стремление ребёнка к исследованию и развитию? Ответ кроется в правильном подходе к организации учебного процесса и пространства.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) акцентирует внимание на важности создания условий, которые позволят детям проявить свою активность, инициативность и самостоятельность. Мы стремимся научить наших учеников мыслить свободно, искать оригинальные решения и получать удовольствие от самого процесса обучения.
Что такое «Мягкая педагогика»?
Практическое упражнение «Мягкость внутри и вокруг»
Представьте себе ситуацию, когда вы ощущаете комфорт и покой. Возможно, это ваш любимый уголок дома, теплый вечерний свет лампы или объятия близкого человека. Почувствуйте легкость дыхания, мягкое движение воздуха и спокойствие внутри вас. Когда вы думаете о любимых людях, местах или вещах, ваше сердце наполняется теплом и радостью. Ваше состояние меняется — оно становится мягким и открытым для восприятия.
Теперь перенеситесь мысленно в детский сад. Вспомните маленького ребенка, который впервые попадает в незнакомый мир группы. Его реакция подобна вашей реакции на встречу с неизвестностью: страх, тревога, ожидание поддержки. Но представьте, что пространство детского сада наполнено нежностью и заботой, будто каждый предмет готов погладить, успокоить и поддержать малыша.
Одним из важнейших направлений современной педагогики стала методика «Мягкая педагогика», предложенная доктором психологии Еленой Дмитриевной Файзуллаевой. Её суть состоит в создании особой атмосферы, в которой ребёнок чувствует себя спокойно и уютно, имея возможность раскрыть свой потенциал и раскрыться навстречу миру.
Основа метода — применение специальных тактильно-дидактических материалов, изготовленных из текстиля. Они представляют собой приятные на ощупь, красивые и безопасные наборы, которые называются «мягкой средой». Например, вязаные фигурки, меха животных, декоративные подушечки, тканевые панно — всё это предназначено для привлечения и удержания внимания ребёнка, одновременно предлагая широкий спектр возможностей для активного познания и творчества.
Дети воспринимают такие материалы естественно и интуитивно. Их привлекает возможность трогать, сжимать, перебирать руками разные поверхности, ведь тело малыша нуждается в многообразии ощущений, чтобы полноценно воспринимать окружающую действительность.
Эффективность методики
Почему данная методика действительно работает?
Во-первых, потому что текстильные материалы абсолютно безопасны и приятны для детских ручек. Даже самые маленькие дети сразу начинают играть с ними, осваивая базовые представления о формах, цветах, структурах и фактурах.
Во-вторых, разнообразие комплектов стимулирует сотрудничество детей между собой и с педагогом. Занимаясь вместе, ребята учатся договариваться, помогать друг другу, делиться успехами и радоваться достижениям друзей.
Таким образом, используя методику «Мягкой педагогики», мы можем объединить воспитание и образование в единое целое, сохраняя при этом свободное желание ребёнка узнавать новое и исследовать мир.
Примеры упражнений и практического применения
Позвольте привести вам пример одной из практических работ с применением методики:
Представьте себе задание «Создаем дом мечты». Группа малышей получает специальный мягкий строительный набор из тканевых элементов. Используя свою фантазию, они собирают домик, украшают его, планируют интерьер. Одновременно с игрой дети осваивают начальные навыки конструирования, развивают творческое мышление и изучают элементарные геометрические формы.
Или другой пример — занятие «Меховая зверушка». Каждому ребёнку выдаётся маленькая мягкая фигурка животного, которую нужно оживить, придумать историю, рассказать друзьям. В ходе такого занятия улучшается память, повышается внимательность, развивается речь и воображение.
Ещё одно интересное упражнение называется «Цвета моей души». Детям предлагают выбрать ткань определённого оттенка и объяснить, почему именно этот цвет вызывает у них позитивные эмоции. Такое занятие отлично подходит для знакомства с миром цветов и эмоциональных переживаний.
Выводы и итоги
Итак, подводя итог нашего разговора, подчеркну главное: методика «Мягкая педагогика» не просто полезный педагогический приём, а полноценная система, призванная сделать процесс обучения комфортным, безопасным и радостным для ребёнка. Она позволяет каждому маленькому человеку ощутить тепло заботы, поверить в свои силы и смело идти вперёд.
Давайте подарим нашим воспитанникам тот самый уютный уголок детства, где смогут сформироваться лучшие качества, любовь к познанию и вера в собственное будущее.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СВЯТОЙ УГОЛ Непосредственно-образовательная деятельность с элементами мастер-класса средствами музейной педагогики по духовно-нравственному воспитанию на примере жития Преподобного Сергия Радонежского детей старшего дошкольного возраста
Аннотация: В детском саду создана предметно – развивающая среда этнографический музей «Русская горница», а 18.05.2011года музей получил статус этнографического музея «Русская горница». Муз...

мастер класс для педагогов ДОУ: "Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников"
Мастер класс был подготовлен для выступления на конкурсе: "Воспитатель года 2018"...

МАСТЕР-КЛАСС С ПЕДАГОГАМИ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА», ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
На данный момент в современном мире идет дезинтеграция духовных ценностей, и важнейшим средством формирования гражданской ответственности удетей дошкольного возраста является нравственно-патиритическо...

МАСТЕР-КЛАСС Повышение педагогикой компетенции педагогов по руководству трудовой деятельностью дошкольников в условиях разновозрастных групп.
Систематизировать знания педагогов в образовательной области социально- коммуникативное развитие ( раздел «Трудовая деятельность»); - способствовать росту проф...

Мастер-класс для педагогов: «Использование приёмов арт-педагогики в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер-класс для педагогов: «Использование приёмов арт-педагогики в работе с детьми дошкольного возраста»...

Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология в ДОУ, музей "Город мастеров"
Роль музеев в сохранении историко-культурного наследия человечества трудно переоценить. В их коллекциях собраны бесценные памятники истории, культуры и искусства. Музеи - это хранители социальной памя...


