мастер класс "Мягкая педагогика"
материал

Красноперова Олеся Владимировна

Методика «Мягкая педагогика» предлагает уникальный подход к воспитанию детей, создающий атмосферу комфорта и безопасности, в которой малыши чувствуют поддержку и раскрывают свои таланты. Применение особых текстильных дидактических материалов помогает активизировать интерес детей к изучению окружающей действительности, развивает креативность и умение сотрудничать. Важно понимать, что внедрение такой системы обеспечивает условия для гармоничного роста личности ребёнка, поддерживая и поощряя его исследовательские потребности и желания развиваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myagkaya_pedagogika_mk_mini.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мастер – класса для педагогов

«мягкая педагогика как средство развития детей раннего возраста»

Красноперова Олеся Владимировна

2025г.

Цель: продемонстрировать преимущества методики «Мягкая педагогика»— Показать эффективность данной методики через её направленность на создание комфортной среды, стимулирующей активное познание мира детьми.

Задачи:  

- Раскрыть сущность методики Елены Файзуллаевой, представить специфику работы с мягкими дидактическими материалами, направленными на развитие чувственного опыта и мелкой моторики ребёнка.

- Поделиться опытом применения упражнений («Дом мечты», «Меховая зверушка», «Цвета моей души»), иллюстрирующих положительный эффект мягких материалов на детское восприятие окружающего мира.

- Сделать выводы о влиянии подобного подхода на психологическое благополучие и интеллектуальное развитие ребёнка, подчеркнуть, что такая среда способствует формированию устойчивых положительных эмоций и внутренней уверенности.

Методика «Мягкая педагогика» предлагает уникальный подход к воспитанию детей, создающий атмосферу комфорта и безопасности, в которой малыши чувствуют поддержку и раскрывают свои таланты. Применение особых текстильных дидактических материалов помогает активизировать интерес детей к изучению окружающей действительности, развивает креативность и умение сотрудничать. Важно понимать, что внедрение такой системы обеспечивает условия для гармоничного роста личности ребёнка, поддерживая и поощряя его исследовательские потребности и желания развиваться. 

Участники мастер-класса:

Педагоги ДОУ

Уважаемые коллеги! Позвольте поделиться своими размышлениями о значимости дошкольного периода и уникальной роли методики «Мягкая педагогика».

Дошкольный возраст — основа всего дальнейшего пути

Мы часто говорим, что дошкольный возраст — это особенный этап в жизни каждого ребёнка. Здесь начинается формирование основ личности, развиваются первичные навыки общения, проявляются первые ростки таланта и любви к творчеству. Дети активно исследуют мир через игру, общаются со взрослыми и сверстниками, накапливают жизненный опыт.

И вот тут возникает важный вопрос: каким образом педагоги могут поддерживать стремление ребёнка к исследованию и развитию? Ответ кроется в правильном подходе к организации учебного процесса и пространства.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) акцентирует внимание на важности создания условий, которые позволят детям проявить свою активность, инициативность и самостоятельность. Мы стремимся научить наших учеников мыслить свободно, искать оригинальные решения и получать удовольствие от самого процесса обучения.

Что такое «Мягкая педагогика»?

Практическое упражнение «Мягкость внутри и вокруг»

Представьте себе ситуацию, когда вы ощущаете комфорт и покой. Возможно, это ваш любимый уголок дома, теплый вечерний свет лампы или объятия близкого человека. Почувствуйте легкость дыхания, мягкое движение воздуха и спокойствие внутри вас. Когда вы думаете о любимых людях, местах или вещах, ваше сердце наполняется теплом и радостью. Ваше состояние меняется — оно становится мягким и открытым для восприятия.

Теперь перенеситесь мысленно в детский сад. Вспомните маленького ребенка, который впервые попадает в незнакомый мир группы. Его реакция подобна вашей реакции на встречу с неизвестностью: страх, тревога, ожидание поддержки. Но представьте, что пространство детского сада наполнено нежностью и заботой, будто каждый предмет готов погладить, успокоить и поддержать малыша.

Одним из важнейших направлений современной педагогики стала методика «Мягкая педагогика», предложенная доктором психологии Еленой Дмитриевной Файзуллаевой. Её суть состоит в создании особой атмосферы, в которой ребёнок чувствует себя спокойно и уютно, имея возможность раскрыть свой потенциал и раскрыться навстречу миру.

Основа метода — применение специальных тактильно-дидактических материалов, изготовленных из текстиля. Они представляют собой приятные на ощупь, красивые и безопасные наборы, которые называются «мягкой средой». Например, вязаные фигурки, меха животных, декоративные подушечки, тканевые панно — всё это предназначено для привлечения и удержания внимания ребёнка, одновременно предлагая широкий спектр возможностей для активного познания и творчества.

Дети воспринимают такие материалы естественно и интуитивно. Их привлекает возможность трогать, сжимать, перебирать руками разные поверхности, ведь тело малыша нуждается в многообразии ощущений, чтобы полноценно воспринимать окружающую действительность.

Эффективность методики

Почему данная методика действительно работает?

Во-первых, потому что текстильные материалы абсолютно безопасны и приятны для детских ручек. Даже самые маленькие дети сразу начинают играть с ними, осваивая базовые представления о формах, цветах, структурах и фактурах.

Во-вторых, разнообразие комплектов стимулирует сотрудничество детей между собой и с педагогом. Занимаясь вместе, ребята учатся договариваться, помогать друг другу, делиться успехами и радоваться достижениям друзей.

Таким образом, используя методику «Мягкой педагогики», мы можем объединить воспитание и образование в единое целое, сохраняя при этом свободное желание ребёнка узнавать новое и исследовать мир.

Примеры упражнений и практического применения

Позвольте привести вам пример одной из практических работ с применением методики:

Представьте себе задание «Создаем дом мечты». Группа малышей получает специальный мягкий строительный набор из тканевых элементов. Используя свою фантазию, они собирают домик, украшают его, планируют интерьер. Одновременно с игрой дети осваивают начальные навыки конструирования, развивают творческое мышление и изучают элементарные геометрические формы.

Или другой пример — занятие «Меховая зверушка». Каждому ребёнку выдаётся маленькая мягкая фигурка животного, которую нужно оживить, придумать историю, рассказать друзьям. В ходе такого занятия улучшается память, повышается внимательность, развивается речь и воображение.

Ещё одно интересное упражнение называется «Цвета моей души». Детям предлагают выбрать ткань определённого оттенка и объяснить, почему именно этот цвет вызывает у них позитивные эмоции. Такое занятие отлично подходит для знакомства с миром цветов и эмоциональных переживаний.

Выводы и итоги

Итак, подводя итог нашего разговора, подчеркну главное: методика «Мягкая педагогика» не просто полезный педагогический приём, а полноценная система, призванная сделать процесс обучения комфортным, безопасным и радостным для ребёнка. Она позволяет каждому маленькому человеку ощутить тепло заботы, поверить в свои силы и смело идти вперёд.

Давайте подарим нашим воспитанникам тот самый уютный уголок детства, где смогут сформироваться лучшие качества, любовь к познанию и вера в собственное будущее.

Спасибо за внимание!

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СВЯТОЙ УГОЛ Непосредственно-образовательная деятельность с элементами мастер-класса средствами музейной педагогики по духовно-нравственному воспитанию на примере жития Преподобного Сергия Радонежского детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: В детском саду создана предметно – развивающая среда этнографический музей «Русская горница», а 18.05.2011года музей получил статус этнографического  музея  «Русская горница». Муз...

мастер- класс по музейной педагогике

как организовать экспозицию...

мастер класс для педагогов ДОУ: "Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников"

Мастер класс был подготовлен для выступления на конкурсе: "Воспитатель года 2018"...

МАСТЕР-КЛАСС С ПЕДАГОГАМИ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА», ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

На данный момент в современном мире идет дезинтеграция духовных ценностей, и важнейшим средством формирования гражданской ответственности удетей дошкольного возраста является нравственно-патиритическо...

МАСТЕР-КЛАСС Повышение педагогикой компетенции педагогов по руководству трудовой деятельностью дошкольников в условиях разновозрастных групп.

Систематизировать знания педагогов в образовательной области социально- коммуникативное развитие  ( раздел  «Трудовая  деятельность»); - способствовать  росту проф...

Мастер-класс для педагогов: «Использование приёмов арт-педагогики в работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс для педагогов: «Использование приёмов арт-педагогики в работе с детьми дошкольного возраста»...

Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология в ДОУ, музей "Город мастеров"

Роль музеев в сохранении историко-культурного наследия человечества трудно переоценить. В их коллекциях собраны бесценные памятники истории, культуры и искусства. Музеи - это хранители социальной памя...