Конспект занятия "Тур по городам русских мастеров"
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: | Расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно - прикладного искусства. |
Программные задачи: |
|
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста
по теме: «Тур по городам русских мастеров»
Цель: | Расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно - прикладного искусства. |
Программные задачи: |
|
Оборудование и материалы: |
|
Ход занятия
Приветствие, ознакомительная беседа, цель занятия | Вводная часть Воспитатель заходит вместе с детьми в зал и говорит: -Ребята, вы любите путешествовать? В этом году стали участниками многих мероприятий, проводимых в нашем детском саду, и нашу группу наградили путевкой «Путешествие по городам мастеров нашей Родины». Россия славится своими народными умельцами. Даже наш небольшой город был известен своими кружевницами. Мценское кружево, плетенное коклюшками, украшало одежду царских особ многих стран. А теперь посмотрите на карту на экране, там виден маршрут, по которому мы отправимся в путешествие. А на чем можно путешествовать? (ответы) Прошу занять места, автобус отправляется (звучит аудиозапись автобуса) |
Беседа, работа с демонстрационным материалом, просмотр выставки, выполнение практических заданий | Практическая часть
- А вот и первая наша остановка русского народного промысла, это село Гжель Московской области (слайд на экране + музыка) - Дети давайте пройдем в мастерскую гжельских мастеров. Воспитатель с детьми подходит к первому столу с изделиями с посудой в гжельском орнаменте. Приветствуем мастера, и мастер читает стихотворение: Из глубины веков до наших дней, Старанием мастеров умелых, Русь украшает чудо-Гжель Узором синим в платьях белых Главное отличие гжели от других промыслов – это необычная роспись ручной работы. Узор рисуется на белоснежном фоне в синих, кобальтовых тонах, превращаясь в сложный, растительный орнамент. Рисунок вначале наносится под глазурь, а потом изделие обжигается в печи при высокой температуре. В технике гжели изготовляют следующие предметы: сервизы, чайные пары, вазы для цветов, сахарницы, заварочные чайники, самовары, розетки для варенья, сувениры и даже игрушки, фигурки животных, героев народных сказок, матрешек. Мастер просит помощи у детей и говорит, что у него приключилась беда- непослушный Васька кот погнался за мышкой, разбил красивый чайник, и просит помощи собрать его. Д/И «Собери картинку» Мастер благодарит детей и дарит им гжельскую игрушку на память, а воспитатель говорит: - Уважаемый мастер мы путешествуем по городам народных умельцев, не хотел- бы и ты с нами отправиться в путешествие, чтобы посмотреть на промысел и других мастеров (соглашается). Экскурсанты, занимаем места и отправляемся дальше. По пути воспитатель беседует о данном декоративно-прикладном творчестве: - Дети вам понравилась гжельская посуда? А чем она вам понравилась? А сейчас мы подъезжаем к следующему месту русского народного промысла, это село Хохлома Нижегородской области
- Дети, давайте пройдем в мастерскую хохломских умельцев. Воспитатель с детьми подходит ко второму столу где стоит посуда в хохломском орнаменте. Приветствуем мастера, и мастер читает стихотворение: Красотой своей неравной Вдохновляет Русь сама; Птицы, ягоды и травы - Золотая хохлома! Спят цветы до зорьки ясной В лунном свете и росе Ночью тихой и прекрасной В среднерусской полосе. Хохлома — это, пожалуй, самый известный вид русского народного творчества возник в 17 веке. Разумеется, каждый из нас знает отличительные черты хохломской росписи — деревянные изделия с яркими узорами- черные, красные, золотистые, иногда зеленые тона; витиеватый орнамент с растительными мотивами (ягоды рябины или земляники, цветы, листья), а бывает и с изображением животных: зверей, птиц, рыб. Интересен процесс изготовления хохломских изделий. Точеное или столярное изделие грунтуют жидкой глиной, пропитывают сырым льняным маслом, потом шпаклюют, покрывают олифой 3-4 раза с просушкой после каждого покрытия. Когда олифа на изделии высохнет, его покрывают слоем алюминиевого порошка. Далее изделие расписывают масляными красками. Снова сушат при t 300 градусов. Лак темнеет, придает изделию золотистый оттенок далее наносится узор и покрывается лаком. Мастер предлагает рассмотреть и поиграть в ложки. Звучит музыкальная игра «С ложками». Затем мастер благодарит детей за веселую игру и дарит одну ложку детям на память о селе Хохломе. -Уважаемый мастер мы вас приглашаем отправиться с нами в путешествие по городам народных умельцев и посмотреть на промысел других мастеров (соглашается). Тогда отправляемся дальше, занимаем места и отправляемся дальше. По пути воспитатель беседует о данном декоративно-прикладном творчестве: - Дети вам понравились хохломские изделия? А чем они вам понравились? Какие цвета используют мастера при изготовлении изделий? А кто запомнил последовательность изготовления хохломских изделий? Посмотрите дети, мы подъезжаем к заречной слободе Дымково.
- Нас в вам ждет мастер, который расскажет о дымковской игрушке: Привезли мы глину с дальнего бугра, Ну-ка, за работу, чудо мастера! Я слеплю лошадку, я её приглажу И сидельце с бахромой на спине прилажу. Слепим, высушим – и в печь! А потом распишем, Будем мы игрушки «печь», Печка жаром пышет. А в печи – не калачи, а в печи – не куличи, Не пышки, не ватрушки, А в печи – дымковские игрушки! Дымковские игрушки – это уникальные глиняные игрушки разных форм, раскрашенные яркими красками и не имеющие аналогов в мире. Тематика современной дымковской игрушки разнообразна: это могут быть фигурки животных, любимые сказочные герои, исторические сюжеты, фигурки детей и их семей, различных профессий и предметов старины. Использование широкой гаммы цветов, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях В процессе приготовления игрушки были задействованы целые семьи – все вместе месили глину, лепили, сушили и обжигали получившиеся фигурки. - Дети, а отличается ли дымковская роспись от гжели и хохломы. А это мы сейчас проверим. Проводится Д/И «Четвертый лишний». Мастер: - А для вас у меня есть подарок, вот такая дымковская барыня. - Уважаемый мастер, у нас есть место в нашем автобусе не хотелось бы тебе с нами отправиться с нами по городам народного искусства, чтобы посмотреть на промысел и других мастеров (соглашается). -Тогда отправляемся дальше, занимаем места - Дети, чем вам понравились дымковские игрушки? Какие цвета и орнамент используют мастера при росписи готовых изделий? Посмотрите дети, мы подъезжаем к следующему городу декоративно- прикладного творчества, это г. Павловский Посад Московской области
- Дети, нас уже ждут на фабрике. Воспитатель с детьми подходит к четвертому столу с шалями. Приветствуем мастера, и мастер читает стихотворение: Разноцветные платки, Набивные шали Скольких женщин на Руси В праздник украшали. Научились мастера Павлова посада Рисовать узор из трав Леса, луга, сада. Длинных нитей переплёт В узелки вязали – Бахромою из кистей Кромку украшали. Символ павлопосадского платка – изображение роскошной розы, переливающееся всеми цветами радуги. Основной стиль – крупный рисунок по краям с переходом к центру в мелкий, в уголках – яркие броские цветы. Рисунки и узоры наносились набивным способом. А позже появились специальные станки для нанесения орнамента. Первоначально павлопосадкий платок был элементом национального костюма, его носили как в повседневной жизни, так и красовались на праздничных торжествах, ведь платки были издавна обязательным атрибутом костюма любой русской женщины, в особенности замужней. Причудливые узоры и орнаменты, яркие цветочные и растительные композиции как нельзя лучше отражают всю глубину души русского народа, его колорит и яркую самобытность. Мастер предлагает детям поиграть в русскую народную игру с платками «Ручеек» (звучит музыка). После игры мастер дарит детям платок, а воспитатель приглашает его отправиться вместе с детьми в путешествие, где он сможет поделиться своим опытом с другими русскими умельцами. - А мы отправляемся в последний пункт нашего путешествия, город Городец, занимаем места. - Дети вам понравились Павловопосадские платки? Какие цвета используют мастера при изготовлении изделий? А у ваших мам и бабушек есть такие платки? (спросить несколько детей) Посмотрите дети, мы подъезжаем к следующему городу декоративно- прикладного творчества – это город Городец Нижегородской области
Дети это последняя мастерская, которую мы посетим. Воспитатель с детьми подходит к пятому столу с посудой. Приветствуем мастера, и мастер читает стихотворение: Есть на Волге город древний, По названью – Городец. Славиться по всей России Своей росписью, творец. Распускаются букеты, Ярко красками горя, Чудо – птицы там порхают, Будто в сказку нас зовя. Если взглянешь на дощечки, Ты увидишь чудеса! Городецкие узоры Тонко вывела рука! Городецкий конь бежит, Вся земля под ним дрожит! Птицы яркие летают, И кувшинки расцветают! Городецкая роспись, которая украшала донца для прялок, сундуки, сани, дуги, мебель и многие другие предметы обихода, отличалась, прежде всего, содержательностью. Основное впечатление в росписях дают жанровые сцены – очень вольные, условные по характеру, декоративные по форме, и иногда граничащие с шаржем. Сюжеты для городецкой росписи берутся из жизни – это быт купечества и крестьянства. Значительную долю занимают цветочные мотивы, написанные широко и декоративно. Интересно и то, что в городецкой росписи часто встречаются сочетания жанровых реалистичных мотивов и идеализированных, декоративных образов животных и птиц. Используемые цвета: напряженно-красный, ярко-зеленый, бездонно-синий и черный, который еще больше подчеркивают декоративность мотивов городецкой росписи. Все основные цвета должны иметь два оттенка: один – насыщенный, другой – разбавленный. Роспись выполняется на деревянной основе, которая грунтуется желтым, красным, черным цветами. На выбранной поверхности тонкими линиями карандашом намечается композиция будущего узора. Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка. Заключительный этап росписи - нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Готовый сюжет обычно заключают в графическую рамочку или обводку и закрепляют лаком в два-три слоя с полной просушкой между слоями. Мастер предлагает попробовать расписать готовые тарелочки и предлагает сесть за столы. Самостоятельное выполнение работы. (звучит музыка) После воспитатель предлагает детям отправиться домой. |
Рефлексивно- оценочный этап Дети садятся в автобус на свои места, воспитатель интересуется, какое декоративно-прикладное творчество им понравилось больше всего? Куда бы вы еще хотели отправиться в следующий раз? Почему? Так же спрашивает у мастеров чему они научились у других умельцев? Воспитатель говорит детям, что автобус отвезет мастеров в свои города, а мы пойдем оформлять выставку сувениров народных промыслов из нашего путешествия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на ткани. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше
(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1. Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....
конспект открытое занятие "Город мастеров"-аппликация на т ни. В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа , элементов орнамента,пословиц и поговорок о труде на дву ни, роспись готовых форм папье маше
(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1. Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....
конспект открытого занятия "Город мастеров.В данном занятии дети закрепляют названия быта казахского народа, элементов орнамента, пословиц и поговорок о труде казахских народных мастеров на двух языках.
(старшая группа) "город мастеров"Программное содержание: 1. Формировать представления о мастерстве, о произведениях народно-прикладного искусства.2....

Конспект интегрированного занятия "Город мастеров"
ХОД ЗАНЯТИЯ. Образовательные области: социализация, познание, коммуникация, художественное творчество.Тема: «Город мастеров»Задачи: Воспитывать у детей уважение к культуре прошлого своего н...

Конспект занятия по обучению русскому языку детей старших групп в национальном детском саду на тему "Город и транспорт"
Конспект занятияпо обучению русскому языку детей старших групп в национальном детском саду на тему "Город и транспорт"...

Проект "Город русских мастеров"
Развитие у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания культуры, обычаев и традиции родного края посредством проектной деятельности, создание условий для художественно – эстети...
Конспект праздника «Золотые руки русских мастеров»
Цель: Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Задачи праздника: 1. Продолжать знакомить детей с народными промыслами России.2. Развивать у детей эмоциональную отз...
