План работы по самообразованию на 2024_ – 2025_ учебный год
методическая разработка (подготовительная группа)
План работы по самообразованию
на 2024_ – 2025_ учебный год
Воспитателя Дорониной Т.В.
Тема самообразования:
«Развитие элементарных математических представлений детей стршего дошкольного возраста с использованием игровых технологий палочек Кюизенера»
Использование технологии «Палочки Кюизенера» в развитии речи дошкольников
Только та игра целесообразна,
в которой ребенок активно действует,
самостоятельно мыслит, строит,
комбинирует, преодолевает трудности
Макаренко А.С.
Актуальность темы.
Важным показателем интеллектуального развития является речевое развитие, познавательная, умственная активность дошкольника. Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Одним из средств формирования мыслительной деятельности, развития речи, расширения кругозора, накопления запаса знаний об окружающей действительности являются занимательные развивающие игры. По мнению В.А. Сухомлинского, «…без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. В связи с современными условиями и ФГОС ДО особое значение приобретают развивающие технологии. Они способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, речи, математических, конструкторских способностей и в целом направлены на развитие познавательной активности ребенка. Игра дает ребёнку возможность обучаться, развиваться. Поэтому использование в педагогическом процессе игровых технологий позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной педагогом.
Палочки «Кюизенера» являются многофункциональным пособием, которое можно применять не только в формировании элементарных математических представлений, но и в других направлениях деятельности.
В ознакомлении с окружающим миром использую палочки «Кюизенера» как мозаику или конструктор. Дети создают конструкции различных предметов, а также предметов по лексическим темам, что способствует усвоению видовых и родовых представлений.
В развитии речи использую при сравнении прилагательных: длинный, длиннее, самый длинный; короткий, короче, самый короткий. У воспитанников расширяется словарный запас. Дети учатся группировать предметы по признакам их соотнесенности, поэтому развивается понимание обобщающего значения слов. Расширяется понимание значения простых предлогов (к, за, с, около, у, над) и активизируется их использование в речи. Например, простые игры «Цепочка», «Дорожки», «Забор». Когда детям даешь игровое задание, они отвечают на вопросы, употребляя в своей речи простые предлоги. У детей развивается грамматический строй речи. Формирование представлений о множестве позволяет показать изменение имен существительных по числам: одна синяя палочка, много синих палочек. Происходит обучение согласованию по родам, числам и падежам: имени существительного с именем числительным, одна красная палочка, две красных палочки. Дети учатся понимать значение вопросительных и пространственных наречий и предлогов (вопросительные наречия: как? куда? когда? пространственные наречия: вверх, вниз, назад, вперед, пространственные предлоги: у, рядом, через, возле, над, около, вопросительные предлоги) и правильно употреблять их. Формируется умение составлять простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Эти игры и упражнения позволяют включать детей в беседу, строить между ними диалоги, развивать доказательную речь. В процессе развития речи детей использую палочки в предметно - схематических моделях, при формировании представлений о слове и предложении, не зная букв можно составить предложение. Графические схемы помогают детям ощутить границы слов в предложении. При подготовке к обучению грамоте применяю палочки в конструировании букв, делении слов на слоги, выделении ударного слога, в звуковом анализе слова. В альбомах есть готовые модули, которые помогают детям при пересказе и составление рассказа. Таким образом, реализуются все речевые задачи: обогащение и активизация словаря, формирование грамматически правильной речи, воспитание культуры речи, обучение детей навыкам связной речи.
В познавательно - исследовательской и конструктивной деятельностях у детей развивается умение устанавливать связь между создаваемыми конструкциями и реальными объектами окружающего мира. Моделирование из палочек по замыслу даёт детям возможность путём проб, сравнений, самостоятельно подбирать нужный материал. Дети учатся выдвигать предположения и самостоятельно их проверять, осуществляя практические и мыслительные действия.
Также происходит сенсорное развитие детей. В процессе работы с цветными палочками у них развивается способность сравнивать предметы по цвету, форме, величине; определять их место положения в пространстве, развивается глазомер, уточняются и закрепляются знания об основных цветах и их оттенках.
Применяя в своей педагогической деятельности дидактическое пособие «Цветные палочки Кюизенера», сделала вывод о том, что оно универсально. Соответствуя современным требованиям в соответствии с ФГОС ДО, позволяет успешно решать программные задачи.
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в данном вопросе. Создание копилки методического материала по теме самообразования.
-Разработать систему деятельности по развитию математических представлений у детей с использованием палочек Кюизенера;
способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры; повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме; систематизировать практический материал по данной проблеме в соответствии с ФГОС.
Задачи:
- повысить собственный уровень знаний путём изучения современной научной и педагогической литературы по вопросу «Палочки Кюизенера - средство познания логики и математики, в развитии речи в дошкольном возрасте»;
- Развитие связной речи:
- диалогическая (разговорная) речь;
- монологическая речь (рассказывание).
- формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- развитие речи, умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;
- развитие вариативного и образного мышления, фантазии, творческого воображения;
- развитие любознательности, самостоятельности, инициативности.
- вооружить родителей знаниями и методикой по интеллектуальному развитию дошкольников, знакомить с образовательной технологией «Цветные палочки Кюизенера»
- создавать условия для полноценного развития каждого дошкольника.
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Открытое занятие, организованное для | декабрь |
3 | Размещение своих работ на веб-сайте | В течение года |
4 | Продолжить работу над выбранной | В течение года |
5 | Пройти курсы повышения | По плану образовательного |
6 | Подготовка к аттестации. Изучение | Сентябрь - январь |
7 | Изучать опыт работы лучших | В течение года |
8 | Знакомиться с новыми формами, | В течение года |
9 | Участие в Дне открытых дверей | Ноябрь, март |
10 | Разработка пособия дидактических игр | В течение года |
11 | Распространение педагогического опыта | По плану образовательного |
12 | Отчет о проделанной работе на | По плану старшего |
Месяц | Индивидуальная работа(педагогическая деятельность, самореализация по теме) | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь
Октябрь | Изучение методической литературы, статьи, :
«Воспитатель в ДОУ» «Дошкольное воспитание» «Ребенок в детском саду» 8.Изучение опыта педагогов ДОУ 9.Изучение методик и технологий педагогов в Интернете (в течение года) | |||
Ноябрь | Подбор, разработка и изготовление дидактического материала (схемы, инструкции, образцы) | Конструирование с помощью элементов набора палочек. Решение задач для ознакомления детей с палочками Кюизенера. Задание на закрепление эталона цвета. Д/Игра: «Цветные числа» — Варианты упражнений с палочками Кюизенера Д/Игра: «Подбери цифру» Д/Игра: «Дополни» | Просмотр видеофильма «В стране умных игр», ООО «Корвет», Санкт-Петербург. | Консультация по теме самообразования. Методические советы по использоавнию игр и упражнений с цветными палочками Кюизенера». |
Декабрь | Создание предметно-развивающей среды Оборудование уголка занимательной математики с учётом присутствия дидактического материала и пособия. | Задание на измерение. Задача на формирование представлений о различных параметрах величины. Задача на развитие количественных представлений. Д/Игра: «Кто где живёт» Д/Игра: «Магазин игрушек» Д/Игра: «Измерение с помощь палочки — мерки» | Папка – передвижка «Развитие математических представлений у детей с использованием палочек Кюизенера | Игровой тренинг – практикум «Сложна ли работа с палочками Кюизенера». |
Январь | Работа с ИКТ: оформление картотеки развивающих игр при помощи счетных палочек Кюизинера, подбор детских познавательных фильмов, компьютерных игр | Задание на понимание детьми сущности арифметических действий. Д/Игра: «Составь число»
«Разноцветные слова» — «Весёлый счёт» | Выставка – презентация развивающих игр. Семейный досуг «На улице разноцветных палочек» | Выставка картотеки игр со счетными палочками Кюизинера Проведение обучающих семинаров «Разноцветные палочки. Играем в детском саду и дома». Открытое занятие «В гостях у сказки» - для молодых специалистов. |
Февраль | «Шаг за шагом» подбор презентаций по теме самообразования. | Логические задачи с палочками. Д/Игра: «Разведчик» — «Выложи фигуру» | Мастер-класс «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера». | Презентация развивающих игр с счетными палочками Кюизинера. |
Март | Интернет-обмен передового опыта Обмен опытом на сайте детского сада. Обновление и пополнение собственного сайта. | Д/Игра: «Конструирование цифр» Д/Игра: «Число — головоломка» Д/Игра: «Что пропустили?» Игра «Построим матрешке домик». | Изучение, обобщение, распространение лучшего семейного опыта по работе с палочками Кюизенера» | Открытое занятие по математике «Мы играем и считаем». |
Апрель | Работа с ИКТ: оформление буклетов по теме самообразования | Занятие с детьми «Мир творчества» «Раздели словечко» | Проблемно-деловая игра «Ребёнок – исследователь и экспериментатор». | |
Май | Самоанализ (Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию). | Занятие с детьми «Играем вместе», «Наши открытия». | Совместный семейный альбом с зарисовками придуманных из палочек изображений или сюжетов, сказок. | Проведение семинара «Обобщение опыта работы по изучаемой теме» |
Ожидаемый результат.
Практический опыт показывает, что использование игр с цветными счетными палочками Кюизенера в дальнейшем способствует успешному обучению ребенка в школе.
Так же важно, чтобы и родители воспитанников не остались равнодушными к этой проблеме. В уголке для родителей выставляется информация о повышении мотивации к коррекционным занятиям через палочки Кюизенера, родители приглашаются на консультацию – практикум.
Таким образом, родители проникают в атмосферу нашей совместной с детьми деятельности, продолжают заниматься дома.
Подводя итог, хочу сказать: развивая способности детей уже с младшего возраста, используя неординарные и интересные пособия и материалы, мы все вместе способствуем интеллектуальному, речевому и познавательному развитию ребёнка, растим успешного ученика и человека в будущем.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию
на 2024_ – 2025_ учебный год
Воспитателя Дорониной Т.В.
Тема самообразования:
«Развитие элементарных математических представлений детей стршего дошкольного возраста с использованием игровых технологий палочек Кюизенера»
Использование технологии «Палочки Кюизенера» в развитии речи дошкольников
Только та игра целесообразна,
в которой ребенок активно действует,
самостоятельно мыслит, строит,
комбинирует, преодолевает трудности
Макаренко А.С.
Актуальность темы.
Важным показателем интеллектуального развития является речевое развитие, познавательная, умственная активность дошкольника. Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Одним из средств формирования мыслительной деятельности, развития речи, расширения кругозора, накопления запаса знаний об окружающей действительности являются занимательные развивающие игры. По мнению В.А. Сухомлинского, «…без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. В связи с современными условиями и ФГОС ДО особое значение приобретают развивающие технологии. Они способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, речи, математических, конструкторских способностей и в целом направлены на развитие познавательной активности ребенка. Игра дает ребёнку возможность обучаться, развиваться. Поэтому использование в педагогическом процессе игровых технологий позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной педагогом.
Палочки «Кюизенера» являются многофункциональным пособием, которое можно применять не только в формировании элементарных математических представлений, но и в других направлениях деятельности.
В ознакомлении с окружающим миром использую палочки «Кюизенера» как мозаику или конструктор. Дети создают конструкции различных предметов, а также предметов по лексическим темам, что способствует усвоению видовых и родовых представлений.
В развитии речи использую при сравнении прилагательных: длинный, длиннее, самый длинный; короткий, короче, самый короткий. У воспитанников расширяется словарный запас. Дети учатся группировать предметы по признакам их соотнесенности, поэтому развивается понимание обобщающего значения слов. Расширяется понимание значения простых предлогов (к, за, с, около, у, над) и активизируется их использование в речи. Например, простые игры «Цепочка», «Дорожки», «Забор». Когда детям даешь игровое задание, они отвечают на вопросы, употребляя в своей речи простые предлоги. У детей развивается грамматический строй речи. Формирование представлений о множестве позволяет показать изменение имен существительных по числам: одна синяя палочка, много синих палочек. Происходит обучение согласованию по родам, числам и падежам: имени существительного с именем числительным, одна красная палочка, две красных палочки. Дети учатся понимать значение вопросительных и пространственных наречий и предлогов (вопросительные наречия: как? куда? когда? пространственные наречия: вверх, вниз, назад, вперед, пространственные предлоги: у, рядом, через, возле, над, около, вопросительные предлоги) и правильно употреблять их. Формируется умение составлять простые, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Эти игры и упражнения позволяют включать детей в беседу, строить между ними диалоги, развивать доказательную речь. В процессе развития речи детей использую палочки в предметно - схематических моделях, при формировании представлений о слове и предложении, не зная букв можно составить предложение. Графические схемы помогают детям ощутить границы слов в предложении. При подготовке к обучению грамоте применяю палочки в конструировании букв, делении слов на слоги, выделении ударного слога, в звуковом анализе слова. В альбомах есть готовые модули, которые помогают детям при пересказе и составление рассказа. Таким образом, реализуются все речевые задачи: обогащение и активизация словаря, формирование грамматически правильной речи, воспитание культуры речи, обучение детей навыкам связной речи.
В познавательно - исследовательской и конструктивной деятельностях у детей развивается умение устанавливать связь между создаваемыми конструкциями и реальными объектами окружающего мира. Моделирование из палочек по замыслу даёт детям возможность путём проб, сравнений, самостоятельно подбирать нужный материал. Дети учатся выдвигать предположения и самостоятельно их проверять, осуществляя практические и мыслительные действия.
Также происходит сенсорное развитие детей. В процессе работы с цветными палочками у них развивается способность сравнивать предметы по цвету, форме, величине; определять их место положения в пространстве, развивается глазомер, уточняются и закрепляются знания об основных цветах и их оттенках.
Применяя в своей педагогической деятельности дидактическое пособие «Цветные палочки Кюизенера», сделала вывод о том, что оно универсально. Соответствуя современным требованиям в соответствии с ФГОС ДО, позволяет успешно решать программные задачи.
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в данном вопросе. Создание копилки методического материала по теме самообразования.
-Разработать систему деятельности по развитию математических представлений у детей с использованием палочек Кюизенера;
способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры; повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме; систематизировать практический материал по данной проблеме в соответствии с ФГОС.
Задачи:
- повысить собственный уровень знаний путём изучения современной научной и педагогической литературы по вопросу «Палочки Кюизенера - средство познания логики и математики, в развитии речи в дошкольном возрасте»;
- Развитие связной речи:
- диалогическая (разговорная) речь;
- монологическая речь (рассказывание).
- формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- развитие речи, умение обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;
- развитие вариативного и образного мышления, фантазии, творческого воображения;
- развитие любознательности, самостоятельности, инициативности.
- вооружить родителей знаниями и методикой по интеллектуальному развитию дошкольников, знакомить с образовательной технологией «Цветные палочки Кюизенера»
- создавать условия для полноценного развития каждого дошкольника.
№ | Содержание работы | Сроки |
1. | Корректировка плана работы по теме. | Сентябрь |
2. | Открытое занятие, организованное для | декабрь |
3 | Размещение своих работ на веб-сайте | В течение года | ||
4 | Продолжить работу над выбранной | В течение года | ||
5 | Пройти курсы повышения | По плану образовательного | ||
6 | Подготовка к аттестации. Изучение | Сентябрь - январь | ||
7 | Изучать опыт работы лучших | В течение года | ||
8 | Знакомиться с новыми формами, | В течение года | ||
9 | Участие в Дне открытых дверей | Ноябрь, март | ||
10 | Разработка пособия дидактических игр | В течение года | ||
11 | Распространение педагогического опыта | По плану образовательного | ||
12 | Отчет о проделанной работе на | По плану старшего | ||
Месяц | Индивидуальная работа(педагогическая деятельность, самореализация по теме) | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь Октябрь | Изучение методической литературы, статьи, :
«Воспитатель в ДОУ» «Дошкольное воспитание» «Ребенок в детском саду» 8.Изучение опыта педагогов ДОУ 9.Изучение методик и технологий педагогов в Интернете (в течение года) | |||
Ноябрь | Подбор, разработка и изготовление дидактического материала (схемы, инструкции, образцы) | Конструирование с помощью элементов набора палочек. Решение задач для ознакомления детей с палочками Кюизенера. Задание на закрепление эталона цвета. Д/Игра: «Цветные числа» — Варианты упражнений с палочками Кюизенера Д/Игра: «Подбери цифру» Д/Игра: «Дополни» | Просмотр видеофильма «В стране умных игр», ООО «Корвет», Санкт-Петербург. | Консультация по теме самообразования. Методические советы по использоавнию игр и упражнений с цветными палочками Кюизенера». |
Декабрь | Создание предметно-развивающей среды Оборудование уголка занимательной математики с учётом присутствия дидактического материала и пособия. | Задание на измерение. Задача на формирование представлений о различных параметрах величины. Задача на развитие количественных представлений. Д/Игра: «Кто где живёт» Д/Игра: «Магазин игрушек» Д/Игра: «Измерение с помощь палочки — мерки» | Папка – передвижка «Развитие математических представлений у детей с использованием палочек Кюизенера | Игровой тренинг – практикум «Сложна ли работа с палочками Кюизенера». |
Январь | Работа с ИКТ: оформление картотеки развивающих игр при помощи счетных палочек Кюизинера, подбор детских познавательных фильмов, компьютерных игр | Задание на понимание детьми сущности арифметических действий. Д/Игра: «Составь число» «Разноцветные слова» — «Весёлый счёт» | Выставка – презентация развивающих игр. Семейный досуг «На улице разноцветных палочек» | Выставка картотеки игр со счетными палочками Кюизинера Проведение обучающих семинаров «Разноцветные палочки. Играем в детском саду и дома». Открытое занятие «В гостях у сказки» - для молодых специалистов. |
Февраль | «Шаг за шагом» подбор презентаций по теме самообразования. | Логические задачи с палочками. Д/Игра: «Разведчик» — «Выложи фигуру» | Мастер-класс «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера». | Презентация развивающих игр с счетными палочками Кюизинера. |
Март | Интернет-обмен передового опыта Обмен опытом на сайте детского сада. Обновление и пополнение собственного сайта. | Д/Игра: «Конструирование цифр» Д/Игра: «Число — головоломка» Д/Игра: «Что пропустили?» Игра «Построим матрешке домик». | Изучение, обобщение, распространение лучшего семейного опыта по работе с палочками Кюизенера» | Открытое занятие по математике «Мы играем и считаем». |
Апрель | Работа с ИКТ: оформление буклетов по теме самообразования | Занятие с детьми «Мир творчества» «Раздели словечко» | Проблемно-деловая игра «Ребёнок – исследователь и экспериментатор». | |
Май | Самоанализ (Результаты проведенной работы в виде отчета по самообразованию). | Занятие с детьми «Играем вместе», «Наши открытия». | Совместный семейный альбом с зарисовками придуманных из палочек изображений или сюжетов, сказок. | Проведение семинара «Обобщение опыта работы по изучаемой теме» |
Ожидаемый результат.
Практический опыт показывает, что использование игр с цветными счетными палочками Кюизенера в дальнейшем способствует успешному обучению ребенка в школе.
Так же важно, чтобы и родители воспитанников не остались равнодушными к этой проблеме. В уголке для родителей выставляется информация о повышении мотивации к коррекционным занятиям через палочки Кюизенера, родители приглашаются на консультацию – практикум.
Таким образом, родители проникают в атмосферу нашей совместной с детьми деятельности, продолжают заниматься дома.
Подводя итог, хочу сказать: развивая способности детей уже с младшего возраста, используя неординарные и интересные пособия и материалы, мы все вместе способствуем интеллектуальному, речевому и познавательному развитию ребёнка, растим успешного ученика и человека в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на 2024– 2025 учебный год ТЕМА: Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования
План работы по самообразованиюна 2024– 2025 учебный год ТЕМА: Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования...
План работы по самообразованию на 2024-2025 учебный год
laquo;Сенсорное развитие ребенка младшего дошкольного возраста через дидактические игры»...

Планирование работы по самообразованию на 2024 – 2025 учебный год на тему: «Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности»
Актуальность работы имеет прямое отношение к организации трудового воспитания дошкольников в дошкольных общеобразовательных учреждениях и является одной из главных задач по воспитательно-оздоровительн...

План работы по самообразованию на 2024-2025 учебный год
План работы по самообразованию на 2024-2025 учебный год по теме "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"...

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2024-2025 учебный год на тему: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2024-2025 учебный год...
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2024 - 2025 учебный год Тема: «Пластилинография и ее виды как средство развития творческих способностей детей».
Индивидуальный план работы по самообразованию на 2024 - 2025 учебный год Тема: «Пластилинография и ее виды как средство развития творческих способностей детей»....

План работы по самообразованию на 2024– 2025 учебный год
План работы по самообразованиюна 2024– 2025 учебный годВоспитателя Доронина Т.В.Тема самообразования:«Развитие математических представлений у детей с использованием новых технологий...
