проект "путешествие в страну геометрических фигур"
проект (средняя группа)

Наумова Галина Владимировна

Закрепить с детьми название геометрических фигур через виды образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_strane_geom.figur_.docx76.48 КБ

Предварительный просмотр:

                   МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1 «СИБИРЯЧОК»

                                                               

ПРОЕКТ

В стране геометрических фигур

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/09/s_5e402ef6a66c8/1347419_1.jpeg


                                                 
 

                                                  Подготовила и провела:
                      Наумова Г.В.- воспитатель высшей квалификационной категории

                                                                                                         

                                                                                      г. Бердск 2024-2025г.

                  
  АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: 
На всех этапах развития дошкольников проблема математического развития занимает одну из центральных мест. Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка. В детстве накапливаются определённые знания и представления о разнообразных свойствах предметов, которые нас окружают. Для этого необходимо развивать у детей представления о геометрических фигурах. Важно помнить, что знакомство и закрепление детьми геометрических фигур наиболее успешно будет проходить в контексте игровой и продуктивной деятельности.

Продолжительность проекта: ноябрь 2024г. - март 2025г.
Тип проекта: познавательно-игровой
Участники проекта: воспитатель, дети средней группы, родители.
Цель:  совершенствовать знание детей в назывании геометрических фигур по трем признакам - цвет и форма и размер.

Задачи:
- Формировать умение детей находить геометрические фигуры в окружающих предметах.
- Развивать зрительное и слуховое восприятие, образное мышление.
 - Развивать умения обобщать объекты по их свойствам.

                                         План проекта

        1этап – подготовительный.

- Постановка и обсуждение цели, задачи с детьми и родителями,
- Подбор художественной литературы

- Создание развивающей среды.

- Составление плана реализации проекта

- Анкетирование   родителей  «   »

                                        2 - Основной этап: 
                                             
Работа с детьми:
   Познавательное развитие: 
Беседы:  "Откуда к нам пришли геометрические фигуры", "Предметы, вокруг нас"
Дидактические игры:  игры с кругами Эльвера, «Кто я»- шапочка-ободок с кармашком,  «дорисуй фигуры»; «что похоже на овал?»; «расположи фигуры»; «назови одним словом»; «узнай фигуры» «геометрические фигуры с прищепками», «геометрические кубики», «симметрия»
-
Презентация: «Удивительные фигуры»
  Речевое развитие: 
Чтение художественной литературы с использованием театрализованной деятельности. В. Сутеев «Яблоко», «Разные колеса»; «Теремок»
- Чтение  сказок о геометрических фигурах : «Как подружились круг, квадрат и треугольник», «Как круг и квадрат отправились в поход», Приключение Маши и Вани в стране Геометрия» и т. д
-Отгадывание загадок о геометрических фигурах; Рассматривание иллюстраций «На что похожи геометрические фигуры»;
Разучивание стихотворений о геометрических фигурах
                                               Социальное - коммукативное развитие:
-Дидактические игры: «Что бывает такой формы». » Найди пару». «Собери узор по образцу». «Подбери фигуру». «Собери бусы». «Найди предмет такой же формы». «Чудесный мешочек» «Найди лишнюю фигуру» и другие.
Сюжетно-ролевые игры: 
«Магазин игрушек»«Детский сад».
   
Художественно – эстетическое развитие:
 Лепка «Улитка»«Снеговик». «Неваляшка».
Аппликации из геометрических фигур : 
«Елочка»«Паровозик»
Коллективная работа. Аппликация «Уточка с утятами».
Рисование 
«Узор в квадрате».Раскрашивание. Обведи по контуру.
Конструирование из счётных палочек» Выложи геометрическую фигуру»
                                                                   Физическое развитие:
 Разучивание пальчиковых игр, физкультминуток,
Подвижные игры: 
«Найди свой домик»«Попади в корзину»«Кто быстрее»      Работа для воспитателей:
-Выставка дидактических игр» Геометрические фигуры»
-Картотека математических игр 
«Забавы из геометрических фигур».
- Картотека математических сказок 
«Сказки о геометрических фигурах» 
-
Презентация «Использование круги  Эйлера в математике»                                                           Работа с родителями:
-Консультация на тему «Как помочь ребёнку запомнить геометрические фигуры»
- Игры для детей на изучение формы, величины.
- Индивидуальные рекомендации 
«Весёлая математика дома»;
- Выставка семейного творчества 
«Город волшебных фигур»

                                                   3 этап – заключительный
-Оформление альбома »Сказки о геометрических фигурах»
-Выставка творческих работ детей с родителями «Город волшебных фигур»
- Презентация «Использование кругов Эйлера в математике »

                                              Приложение                                 
                                                          Анкета для родителей
"Формирование элементарных математических представлений у детей"
 

   Просим Вас ответить на несколько вопросов.

 1.Сколько лет вашему ребенку_____________________________________________

2.Умеет ли считать Ваш ребенок, до скольки?____________________________________________

3.Какие геометрические фигуры знает Ваш ребенок?____________________________________________

4.Различает ли Ваш ребенок правую и левую сторону?
а) да;
б) нет.
 5.Занимаетесь ли Вы дома с ребенком математическим развитием?

а) да;
б) не всегда;
в) нет.

6. Как часто Вы используете в совместной игре загадки, считалки, занимательный материал по математике.

а) при возможности;

б) иногда;

в) никогда

7. Приходя из детского сада, Вам ребенок рассказывает о своих достижениях на занятиях по математике?

а) да;

б) иногда;

в) нет.

8. Как Вы считаете, достаточно ли знаний по математическому развитию получает Ваш ребенок в детском саду.

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

9. Как Вы считаете, какова основная цель развития элементарных математических представлений детей в детском саду:

а) научить детей считать, решать задачи, выучить цифры, геометрические фигуры;

б) научить детей ориентироваться в пространстве и во времени;

в) подготовить детей к обучению в школе;

г) другое______________________________________________________

10. На что, по вашему мнению, воспитателям стоит уделять больше времени во время занятий по формированию элементарных математических представлений._______________________________________________________________

11. Согласны ли Вы, чтобы воспитатели давали развивающие задания детям, для совместного выполнения с Вами, на выходные?

а) да

б) нет                                      
                                                           Спасибо!

                                                НОД "Геометрические фигуры
Задачи:
 учить составлять рисунок из геометрических  фигур 
закрепить знания о геометрических фигурах: квадрате, прямоугольнике, треугольнике, круге,
Материалы и оборудование: чудесный мешочек, геометрические фигуры, картина из геометрических фигур.
Ход НОД:
Организационная часть:
 Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости.
Приветствие: возьмемся за руки, сделаем ровный круг и улыбнёмся друг другу, передадим хорошее настроение своим товарищам, покажем, как ослепительно мы умеем улыбаться. Мы смеёмся целый день, улыбаться нам не лень!
Крепче за руки беритесь и улыбкой поделитесь!
Сюрпризный момент.
Воспитатель:  слышите, кто-то стучится? Кто это? (Незнайка.)
Проблемная ситуация. Воспитатель: Почему Незнайка такой расстроенный?
Незнайка: подул сильный ветер и разрушил дома моих друзей. Они, построены из геометрических фигур. Я все их собрал в  чудесный мешочек
Воспитатель:  как мы можем помочь Незнайке? Мы сможем построить новые дома? Как называют людей, которые строят новые дома? ( строители)
Воспитатель: правильно. Мы  в роли строителей и поможем Незнайке построить новые дома. Посмотрите, сколько у Незнайки в мешочке геометрических фигур.
Основная часть Воспитатель: читает загадку:
С детства я знакомый твой, каждый угол здесь прямой. Все четыре стороны одинаковой длины. Вам представиться я рад, зовут меня (квадрат).
Ребята посмотрите, чего не хватает у домиков? Дети: у домиков не хватает крыши
Загадка : Три стороны и три угла. Кто я? (треугольник)
Воспитатель: Ребята чего же еще не хватает в нашем геометрическом городке?
Дети: в нашем геометрическом городке не хватает солнышка и окон.
Что сейчас увидим мы? Все углы мои прямы, Есть четыре стороны, но не все они равны. Я четырехугольник. Какой? (прямоугольник).
Воспитатель: Молодцы ребята, на небе засветит яркое солнышко.
-Нет углов у меня и похож на блюдце я. На тарелку и на крышку, на кольцо, на колесо. Людям я старинный друг. Называют меня (круг).
Воспитатель:  молодцы, ребята, помогли Незнайке построить дома. Посмотрите, как он рад. Мы с вами пересчитаем их.
Д/игра «Сколько всего?»
Динамическая пауза.  Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать, Отдыхать умеем тоже. Руки за спину положим. Голову поднимем выше и легко – легко подышим.
Воспитатель: отгадали все геометрические фигуры, построили необычный геометрический городок и попали к ним в гости.  Сядем, за столы. Я расскажу  сказку: Сидели как - то наши друзья квадрат, круг, треугольник в своём домике и пили чай.  Ребята, а блюдечки у них что напоминают? ( Круг) Печенье, какой формы бывает?
( Квадратной.)
Попили они чай и пошли гулять на улицу. Начали играть в прятки.
Все спрятались, найти друг друга не могут.  Давайте, найдём  все фигуры на картине? Куда спрятался треугольник? (крыша)
Куда спрятался круг? (солнце)  Где квадрат?  (стена домов)  Куда спрятался прямоугольник? (окна)
Заключительная часть (рефлексия)
Воспитатель: что, мы  расскажем, родителям?  К кому мы ходили в гости?
( к геометрическим фигурам.)
Воспитатель: Каким? (К квадрату, кругу, треугольнику, прямоугольнику.)
Воспитатель:  с какой цифрой мы познакомились? Ответы детей: С цифрой 4. Воспитатель: вам понравилось у них в гостях? Ответы детей.
Воспитатель: давайте попрощаемся с Незнайкой,  "До свидания!".  Наше увлекательное знакомство с геометрическими фигурами подошло к концу.

Конспект

по ФЭМП в средней группе
"В стране геометрических фигур"

Задачи: закрепить и обобщить знания детей о свойствах геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника.
Закрепить знание цвета: красный, желтый, зеленый.
Совершенствовать навыки счёта до четырёх.
Развивать ориентировку на плоскости,
Развивать логическое мышление, память.
Воспитывать желание узнавать новое.
Оборудование: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); 2 обруча; карточки с двумя полосками).

Ход НОД:
Организационная часть. Дети стоят у доски.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня отправляемся в путешествие по стране геометрических фигур.
Проблемная ситуация.  Чтобы туда попасть, надо отгадать загадки:
- С детства я знакомый твой, Каждый угол здесь прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины. Вам представиться я рад. Зовут меня
( квадрат)
- Нет углов у меня и похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку. На крыльцо, на колесо. ( Круг)
- Моя загадка коротка: три стороны и три угла. Кто я? ( треугольник)  Все загадки отгадали. Ваши отгадки - ключ к этим воротам. Воспитатель выставляет геометрическую фигуру на доску. Мы с вами в стране геометрических фигур.
Основная часть:  Нас встречают жители страны геометрических фигур. Здравствуйте треугольник, квадрат, круг, прямоугольник. Ребята, в стране геометрических фигур все фигуры перепутались их надо разложить в два обруча. (фигуры лежат на 2х подносах). В синий обруч положите все треугольники, а в жёлтый обруч все квадраты.  Саша, какие фигуры и куда ты положил?  Вера, ты что сделала?  У треугольника  для вас задание. (на столах карточки с двумя полосками) Положите 3 треугольника на верхнюю полоску. Саша, сколько треугольников ты положил на верхнюю полоску?

Воспитатель: на нижнюю полоску положите на 1 треугольник больше, чем на верхнюю. Сколько треугольников на нижней полоске?
Дети: На нижней полоске 4 треугольника.
В. На сколько треугольников на нижней полоске больше, чем на верхней?
Дети: На нижней полоске на 1 треугольник больше, чем на верхней.
В.: Что надо сделать, чтобы треугольников на нижней и на верхней полосе было поровну? Дети: на верхнюю полоску поставить ещё 1 треугольник
В.: Сколько треугольников стало на верхней полоске?  На верхней полоске стало 4 треугольника.
В.: Сколько треугольников на верхней и нижней полоске?
Д.: Поровну. Воспитатель убирает 1 треугольник с верхней полоски.
В.: что можно сделать, чтобы треугольников было поровну?
Дети: Можно убрать с нижней полоски 1 треугольник.
В.: Сколько треугольников на верхней и нижней полосе?
Дети: Поровну. На нижней и верхней полосе по 3 треугольника.
В.: Круг приглашает вас погулять.
Динамическая пауза.
Раз, два, три, четыре, пять! Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже. Руки за спину положим,
Голову поднимем выше, и легко-легко подышим.
Раз, два, три, четыре, пять! Топаем ногами!
Раз, два, три, четыре, пять!
Игра «Чего не стало»
В.  На столе квадрат, треугольник, круг и прямоугольник. Посмотрите и запомните, кто за кем стоит. Закройте глаза. Воспитатель убирает геометрическую фигуру. Какой геометрической фигуры не стало? Дети: Я думаю, что не стало….. (Убираю квадрат и круг. )  Жителям страны геометрических фигур очень понравилось, как вы с ними играли.
Заключительная часть (рефлексия).
В:  Нам пора прощаться с треугольником, квадратом, прямоугольником и кругом.
1,2,3 вокруг себя повернись и в садике окажись.  В какую страну мы сегодня путешествовали?( В страну геометрических фигур.) В: Чьи задания мы там выполняли?( задания круга, квадрата, треугольника.) В: Кому вы расскажете о нашем сегодняшнем путешествии?( Маме, папе, бабушке, сестре, брату)

Загадки о геометрических фигурах

- Нет углов у меня и похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку, на кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? Назовите вы меня! (Круг.)

- Нет углов у меня и похож на блюдце я,
На медаль, на блинок, на осиновый листок.
Людям я старинный друг. Называют меня .( круг.)

- Три вершины, три угла, три сторонки. Кто же я? (Треугольник.)

- Три угла, три стороны. Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам, то скорей подскочишь сам! (Треугольник.)

 Четыре угла и четыре сторонки. Похожи точно родные сестренки.
В ворота его не закатишь, как мяч  и он за тобою не пустится вскачь.
Фигура знакома для многих ребят. Его вы узнали? ( это Квадрат.)

Он давно знакомый мой. Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны. Одинаковой длины.
Вам его представить рад.  Зовут его квадрат.

Вы подумайте, скажите. Только помнить вы должны.
Стороны фигуры этой. Противоположные равны. ( Прямоугольник.)

Сказки про геометрические фигуры

Полезный прямоугольник
Прямоугольник все время завидовал Квадрату. – Я такой неуклюжий, – жаловался он. – Если поднимусь во весь рост, то стану длинным и узким. А если лягу на бок, то буду низким и толстым. – А ты всегда остаешься одинаковым, – продолжал он, обращаясь к Квадрату. – И стоя, и сидя, и лежа! – Да уж, – с гордостью говорил важный Квадрат. – У меня все стороны равны. Не то, что у некоторых: то дылда-дылдой, а то блин - блином. И Квадрат переворачивался с боку на бок, но его рост и ширина от этого не менялись. Однажды случилось вот что. Один Человек заблудился в лесу. Он шел наугад сквозь чащу и встретился с Квадратом и Прямоугольником. Поскольку у Квадрата был очень важный вид, то Человек обратился за помощью именно к нему. – Можно, я заберусь на вас и погляжу, где мой дом? – спросил он у Квадрата. Человек залез сначала на одну сторону Квадрата. Но ничего не увидел, потому что ему мешали макушки деревьев. Тогда Человек попросил Квадрат перевернуться и залез на другую сторону. Но, как известно, все стороны у Квадрата одинаковые. Поэтому и на сей раз Человек ничего не увидел из-за деревьев. – Гражданин Квадрат! – взмолился Человек. – Помогите мне хотя бы через речку перебраться! Квадрат подошел к речке и попытался дотянуться до другого берега. Но... плюх! Плюхнулся в воду. – Может, я смогу помочь вам? – предложил Человеку скромный Прямоугольник. Он встал во весь свой рост. Человек забрался на него и оказался выше деревьев. Вдалеке он увидел свой дом и наконец понял, куда ему надо идти. Тогда Прямоугольник лег на бок и стал мостом. Человек перебрался по Прямоугольнику через речку, помог ему подняться и, горячо поблагодарив, отправился домой. А Квадрат, который сушился на берегу после вынужденного купания, сказал Прямоугольнику: – Вы, оказывается, полезная фигура! – Ну, что вы! – скромно улыбнулся Прямоугольник. – Просто мои стороны разной длины: две – длинные, а две – короткие. Иногда это бывает очень удобно.                                      

                                                    Треугольник и Квадрат
Жил-был Треугольник. Хотя, по правде сказать, он не столько жил, сколько скучал. Вот так... С ним по соседству скучал и Квадрат. После того, как ему не удалось помочь Человеку выбраться из леса, он уверовал в свою полную бесполезность. Теперь Квадрат валялся в каком-то овраге и чувствовал себя никому не нужным и ужасно одиноким. Вот таким... Скучал он, скучал и решил послать письмо Треугольнику. «Дорогой Треугольник! Поодиночке мы ни на что не годимся, – писал он. – А вместе мы уже имеем смысл. Что вы об этом думаете?» Треугольник ответил ему так: «Уважаемый Квадрат! От скуки я разучился думать. Поэтому почти ничего не думаю. Но мне кажется, что надо жить со смыслом». И стали они жить со смыслом, то есть вместе. И что же получилось?                          
                                     
Белочка и геометрические фигуры
Наступила зима. Белочка нашла пустое дупло и решила жить в нем вместе с бельчатами. Но им было холодно в дупле, потому что оно было всегда открыто. В этом же лесу жили два мастера, фигуры Круг и Треугольник. Треугольник был злой и думал о себе, что он самый главный в лесу мастер, а Круг был добрый и веселый. Пошла белочка к фигурам и попросила их сделать для дупла двери. Треугольник сделал дверь треугольную, потому что считал, что самые лучшие двери – треугольные, а все остальные совсем никому не нужны. Поставила белочка треугольную дверь. Но она не закрывала дупло хорошо, так как оно было круглое. Ветер дул в щели, и бельчатам было холодно. Тогда белочка опять пошла к фигурам и попросила сделать другую дверь. Треугольник нахмурился и обиделся. А Круг сделал круглую дверь, которая подошла к дуплу, и всем было тепло. С тех пор Треугольник понял, что все фигуры важны.

Добрые друзья

Давным - давно в замечательной стране Геометрия жили не обычные люди, а геометрические фигуры: Круг, Овал, Треугольник, Квадрат и Прямоугольник. Были они хорошими друзьями и всегда друг другу помогали. Однажды друзья поссорились, доказывали, что каждая фигура лучшая. Круг говорил: «Я лучше всех, таких как я, не счесть: круглая тарелка, колесо, монета. Не найдешь углов, у меня их нету». Овал кричал: «Я красивее всех, у меня удлиненная окружность. В ванной зеркало овал, и блюдо, и яйцо, а еще лицо у человека». Треугольник перебивал всех: «Нет красивее, чем я, ведь у меня три одинаковых угла. Треугольное седло у велосипеда и крыло у самолета». Тут рассерженный Квадрат говорит: «Ты дольку шоколада отломи и получится квадрат. На стене плакат-квадрат, и окно квадратное, и стул квадратный. Доска, где шахматы стоят, и каждая клетка на ней тоже квадрат. Квадрат – четыре стороны, все стороны равны, и все углы прямые». Прямоугольник говорит Квадрату: «Я почти такой же, как ты, у меня тоже четыре угла, правда, я длиннее. Дверь – прямоугольник, книга – прямоугольник». Круг им всем говорит: «Ребята, что же мы делаем? Зачем спорим? Ведь все фигуры хороши, по-своему красивые». Друзья поняли, что были неправы и помирились. Чтоб и у каждого из вас, детишки, были добрые друзья!

Любопытный квадрат
Жил-был Квадрат. В его стране все было квадратным: дома, клумбы, часы. Даже блинчики, которые пекла его мама, были квадратными. Все друзья и соседи были одинаковые. Однажды Квадрат спросил у своей мамы: "Почему мы никогда не ходим в соседний город?" - "Там живут другие фигуры, они не такие, как мы!" - ответила мама. Квадрату стало очень любопытно. Неужели есть другие фигуры? Решил он отправиться в путешествие. И вот, Квадрат вошел в соседний город. И вдруг, он увидел, как прямо на него несется что-то непонятное. Квадрат зажмурил глаза. - "Привет, ты кто?" - вдруг услышал он. Он открыл глаза и увидел мальчика, у которого совсем не было углов. - "Я квадрат. Я из соседнего города. А ты кто?" - "А я - Круг". - "Как ты можешь двигаться так быстро?" - "Это я на велосипеде. Машина ездит еще быстрее!" - "А у нас нет ни машин, ни велосипедов". - "Конечно, ведь квадратные колеса не могут крутиться". Круг повел нового друга смотреть город. Все было круглым: окна, двери, столы. Мальчики подружились и стали ходить к друг другу в гости. Велосипед очень понравился жителям квадратной страны. Однажды ребята задумались, а вдруг есть и другие фигуры. Они отпросились у своих мам и отправились в путешествие. Там они познакомились с овалами, ромбами, прямоугольниками и другими геометрическими фигурами. И потом, все города разных фигуры стали дружить.

Окружность и круг
В двумерном пространстве жила-была Окружность. Она была такая кругленькая и беленькая. Однажды Окружность решила погулять и встретила Круг. - "Привет, меня зовут Круг, а тебя?" - "Меня зовут Окружность. Давай дружить". Целый день гуляли они по прямой, кривой и замкнутым линиям. И, когда наступил вечер им не хотелось расходиться по домам. Через неделю рано утром Окружность разбудил звонок. Это звонил Круг. - "Привет, это Круг. Слушай, у меня есть изумительный домик в Треугольном переулке. В нем три ванных, две кухни и пять спален. Переезжай ко мне жить", - волнуясь, предложил Круг. - "Я согласна", - радостно сказала она. Через год у них появились две очаровательные окружности, и два задиристых толстеньких круга!

Страна Геометрических фигур

В одной удивительной стране под названием Математика, в городе Геометрических фигур, жили два друга. (Демонстрация круга с улыбающимся лицом и квадрата с грустным лицом). Один из них был очень весёлый и озорной. Он никогда не скучал, всё время кружился и двигался с одного места на другое (показ). И за это жители города Геометрических фигур прозвали его Кругом. Любимым занятием Круга были прогулки по ровной гладкой дороге, вместе с детьми, катающимися на роликовых коньках, а зимой - пробежки с горы, следом за гурьбой детей, мчавшихся на санках. А друг Круга, наоборот, был спокойным, серьёзным и рассудительным. Он очень прочно стоял на ногах, никогда не торопился и, почти всегда, скучал и был в одиночестве, потому что Круг то справа где-то носился, то слева с горы катался и никогда не был с ним рядом. И звали его в городе Геометрических фигур - Квадратом, уважали за постоянство и скромность. Когда друзья ссорились, Круг ругал Квадрата за его медлительность и неповоротливость. Иногда Квадрат обижался и сердито бормотал: «Тебе хорошо, ты кругленький и гладенький, ты катишься как колобок и никогда не останавливаешься, когда тебя просят. Ты можешь остановиться только тогда, когда тебе подставят подножку или у тебя закончатся силы». А я умею только переваливаться с боку на бок. У меня уголки острые, и их у меня четыре (демонстрация и показ). Вот они и мешают двигаться». Когда Круг понимал, что обидел друга, он начинал его успокаивать. «Не расстраивайся дружок, ты потому и квадрат, что у тебя четыре прямых красивых угла. А не будь их, ты бы был таким же, как и я. А каждый должен быть самим собой. Я считаю, что Квадрат гораздо полезнее для людей, чем Круг. Вот представь себе машину без колёс. Это машина, нуждающаяся в ремонте. А теперь представь колёса без машины. Колёса есть колёса. Это только небольшая деталь для того, чтобы машина поехала». Квадрат слушал внимательно друга и думал: «Спасибо тебе, Круг, за утешение. Всё ты говоришь правильно, но только не знаешь одного - не будь кругов и колёс, мы бы так и шли пешком, переваливаясь с боку на бок, черепашьим шагом, и никогда бы не дошли до города Геометрических фигур»

Приключения ромбика
В одной стране геометрических фигур, в славном городе Математика жил-был добрый Ромбик, которого все очень любили. Ромбик всегда приходил на помощь и много улыбался. поэтому все-все-все хотели с ним дружить. В это утро Ромбик встал рано. Поздоровался с ярким солнышком, сияющим на небе. Полил любимые цветы на клумбе под окошком и отправился путешествовать. Шел Ромбик по лесу, слушал пение птиц, радовался хорошей погоде, красивым цветам. И... Вдруг... Ромбик услышал, что кто-то плачет. Тихо, но так жалобно. На полянке под кустиком сидел круглый малыш и горько-горько плакал. - Что случилось? Почему ты плачешь? Кто ты? - Я...я... Кругляш ...- всхлипнул малыш и заплакал еще сильнее. Ромбик удивленно посмотрел на Кругляша и строго сказал: -Прекрати плакать, как маленький. И расскажи, что случилось. Кругляш всхлипнул последний раз и начал рассказывать: - У меня был мой любимый домик. такой же кругленький, как я. Я так его любил. В моем домике были круглые окошечки, и на них стояли мои любимые круглые цветочки. Даже дым из трубы шел такими замечательными круглыми колечками. Я сегодня рано утром ушел собирать грибы и ягоды. Я всегда, когда ухожу свой домик привязываю вот к этому колышку, чтобы домик не укатился... А тут... Пока я был в лесу, поднялся такой сильный ветер, что веревочка порвалась и домик укатился. Я искал его искал, но домика нигде нет. Где я теперь буду жить? Как я буду без моего любимого домика? Кругляш тяжело вздохнул и снова начал плакать. - Стой, стой. Хватит плавать. А то от твоих слез скоро все лягушки из всей страны геометрических фигур сюда сбегутся. - Это еще почему? - удивился Кругляш Ромбик весело рассмеялся: - Да потому что нельзя столько плакать, Ведь от слез болото появится, а наши лягушки знаешь, как сырость любят. Мы не будем вешать нос! Мы будем строить новый дом! Целый день Ромбик и Кругляш строили новый дом. И дом получился просто замечательный. Красная крыша, крылечко и на окошечке любимые цветы Кругляша. - Спасибо тебе, Ромбик - сказал Кругляш. - Приходи почаще в гости. а плакать я больше не буду. Ведь, если есть друзья, все можно решить и даже дом построить. Вот так закончилось маленькое путешествие Ромбика. Вечером, когда на небе зажглись яркие звездочки, Ромбик сидел на крылечке своего домика, пил чай с пирожками из грибов, которые насобирал Кругляш ему в подарок и думал: "А куда бы мне отправиться завтра..." На этом приключения Ромбика не заканчиваются. И если вы ребята будете вести себя хорошо, он расскажет вам еще очень много интересных сказок. а теперь ... ПОКА!

Стихотворения о геометрических фигурах 

      Треугольник
1.
 Треугольный треугольник. Угловатый своевольник.

Он похож на крышу дома  и на шапочку у гнома. 

2. И на острый кончик стрелки, и на ушки рыжей белки.

Угловатый  с виду .Он похож на пирамиду! 

3.Треугольник - три угла. Посмотрите детвора:

Три вершины очень острых -Треугольник – «остроносый». 

4. Стороны в нем тоже три: Раз, два, три – ты посмотри.

Треугольник мы рисуем, Знать теперь его мы будем.

            Квадрат
1.
 Словно стол стоит квадрат. Он гостям обычно рад.
Он квадратное печенье. Положил для угощенья. 

2.Он - квадратная корзина. И квадратная картина.

Все четыре стороны. У квадратика равны. 

3. Познакомьтесь, вот квадрат! Он знакомству очень рад!

В нём угла уже четыре. Нет его ровнее в мире.

                  Круг 

1 Как бабулины блины. Как тарелка, как венок,

Как веселый колобок, Как колеса, как колечки,

Как пирог из теплой печки! 

2. Посмотрите - ка вокруг! Пальчиком рисуем круг.

Куклы были вместе в ряд, А теперь в кругу сидят. 

3. Наше солнышко в окне - Золотой круг в вышине.

Круглый мячик здесь лежит, в ручки к вам он поспешит. 

               ОВАЛ 

 Вот овальный огуречик. Из него и человечек

Получиться может ловко: Ручки, ножки и головка. 

2. Наш овал нам сделать просто: Круг растянем – больше роста.

Нет углов и нет сторон. Очень вытянутый он. 

3. С высоты кружок упал. Он теперь не круг – овал!

Он овальный, как жучок. Он похож на кабачок,

На  глаза  на картошку, еще похож на ложку,

На орех, на яйцо. На овальное лицо! 

 

             Прямоугольник 

 Как окно прямоугольник. Аккуратный, словно школьник.

Он похож  на дверь, на книжки. И на ранец у мальчишки.

На автобус, на тетрадку. На большую шоколадку.

На корыто поросенка. И на фантик у ребенка. 

В ручки к вам он поспешит.

ПРО РОМБ
Ромб - фигура непростая. Две в себе объединяет:
Треугольник раз и два – Фигура стала вдруг одна.
Четыре в ромбе стороны. Между собой они равны.
Четыре в ромбе и угла. Равны между собой по два.

Картотека дидактических игр.

Дидактическая игра «Разложи фигуры»
Цель: формировать представления об основных цветах и о геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.
Оборудование: набор геометрических фигур.
Игровое правило: находить и выкладывать фигуры по заданию ведущего.
Ход игры: 1. Воспитатель предлагает ребенку разложить фигуры по форме. Назвать цвет своих фигур.
2. Воспитатель предлагает собрать фигуры названного цвета. Все фигуры перемешены и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета.
3. Воспитатель предлагает собрать названные фигуры. Все фигуры перемешены. Ребенок должен отобрать фигуры только названной формы.
Дидактическая игра «Найди свой домик»
Цель: формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур, умение сравнивать свою геометрическую фигуру с другими, большего размера и находить среди них такие же; развивать внимание, зрительное восприятие, сообразительность.
Оборудование: маленькие карточки с изображением геометрических фигур, отличающихся по цвету и величине ( 6 - 8) – круги, квадраты, треугольники; три геометрические фигуры большего размера, обручи.
Игровое правило: маленькие карточки раздаются каждому играющему; по сигналу «Стоп!» все должны остановиться, рассмотреть свою фигуру и поискать такую же в обручах; по сигналу «Найди свой домик!» нужно быстро прибежать на место.
Ход игры: 1. Воспитатель раскладывает обручи и большие геометрические фигуры в них в разных местах группы или участка. Дети получают карточки с изображением геометрических фигур.
2. Воспитатель говорит: «В этом домике живут круги, а в этом – квадраты, и т.д.»
3. После этого детям предлагается «погулять» по группе. По сигналу воспитателя дети находят свой домик, сравнивая свою фигуру с той, что находится в домике.
4. Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местами.
Дидактическая игра «Найди пару»
Цель: учить детей находить расположение фигур на рисунке; Различать круг, квадрат, треугольник; последовательно анализировать и описывать узор.
Оборудование: Пары карточек. На каждой изображены круг, квадрат, треугольник.
Игровое правило: Отбирать только одинаковые карточки; игрок получает парную карточку только тогда, когда правильно опишет свою. Выигрывает тот, кто не ошибается.

Ход игры: 1 вариант. Воспитатель предлагает рассмотреть ребенку карточку (рукавичку), описать из каких геометрических фигур состоит узор и какого цвета. Затем найти парную карточку.
2 вариант. 1. Играют 3 ребенка. Воспитатель ведущий. Воспитатель берет три карточки с разным расположением геометрических фигур, складывает их перед собой изображением вниз, а остальные карточки раскладывает перед детьми изображением вверх.
2. Показывая первую карточку. Ведущий говорит: «У меня на карточке посередине – круг, слева – треугольник, справа – квадрат. У кого такая же карточка?»
3. Ребенок, у которого такая же карточка, расположение фигур на ней, после этого получает от ведущего парную карточк

Подвижные игры

«Прокати в ворота»  Цель. Развитие представлений о форме предметов геометрических фигур. Ход игры: Воспитатель предлагает двум детям, (желающим) прокатить в ворота (дуги) шар или куб. одному из них дает шар, другому- куб, предварительно показывая и называя их. Дети по сигналу начинают передвигать предметы, стараясь быстрее прокатить их в ворота. Тот ребенок, у которого шар, оказывается у ворот быстрее. Но когда второй ребенок «прокатывает» куб, воспитатель хвалит их обоих и называет другую пару детей. Предлагает им самим выбирать предмет, который они будут продвигать к воротам. Обычно каждый играющий старается взять шар, так как видел, что в предыдущей игре ребенок с шаром быстрее оказался у финиша. Так же поступают другие пары детей.
«Кто больше принесет?» Цель. Развитие представлений о форме предмета, умение выделить предмет заданной формы.
Ход. Дети делятся на две команды и встают друг за другом у одной стены. На противоположной стороне комнаты на подносе вперемешку лежат предметы квадратной и круглой формы. По сигналу один из членов команды должен добежать до подноса, взять предмет круглой формы и принести его остальным участникам, то есть положить на стул, который стоит с ним рядом. После этого следующий игрок бежит за следующим круглым предметом. Игра продолжается до тех пор, пока дети не принесут все игрушки круглой формы. Выигрывает та команда, которая не допустит ошибок при выполнении задания и больше принесет игрушек. Затем дети приносят игрушки квадратной формы.
Вариант игры. На подносе лежат не только квадратные и круглые, но и игрушки других форм.
Правила игры: -взять  один предмет заданной формы, -можно бежать за ним только после того, как вернется предыдущий игрок.
«По местам!» Цель. Развитие представлений о геометрических фигурах.
Ход. Дети встают на любую фигуру. По сигналу ведущего «Круги!» бег вокруг шарика начинают дети, стоящие на кругах; по сигналу «Квадраты!» к ним присоединяются дети стоящие на квадратах; по сигналу «Треугольники!» начинают бег дети, стоящие на треугольниках, и т. д. По команде «По местам!» все стараются найти свою фигуру; при повторении игры двигаются вокруг шарика подскоками, галопом.
«Кто быстрее?» Цель. Развивать внимание, умение, ловкость. Закрепить знание геометрических фигур.
Ход. В эстафете участвуют две- три команды. Все выстраиваются с одной стороны шарика, каждая команда – напротив определенной геометрической фигуры. По сигналу ведущего первые участники команд прыжками начинают передвигаться по своим фигурам – от цифры 1 до цифры 5; выполнив задание, выпрыгивают из шарика с противоположной стороны. В это время в соревнование включаются следующие участники команды и т. д. Закончив эстафету, команды выстраиваются на противоположной стороне шарика. Эстафета повторяется – дети выполняют прыжки в обратном порядке.
"Воздушный шарик" Цель. Развитие двигательной активности, умения различать геометрические фигуры.
Ход. На полу или асфальте нарисован большой воздушный шар, внутри которого геометрические фигуры четырех видов (круги, ромбы, треугольники, квадраты) с порядковыми номерами и разного цвета. Рисунок «Воздушный шарик» используется для проведения игр, игровых упражнений и эстафет в организованной и самостоятельной деятельности детей при фронтальном и поточном способе их организации. С целью повышения двигательной плотности физкультурно-оздоровительных мероприятий на асфальте можно нарисовать два или три воздушных шарика.
«Найди свой домик» Цель. Развивать умение различать геометрические фигуры, внимание.
Ход. На полу на небольшом расстоянии друг от друга лежат два обруча. Внутри одного обруча – вырезанные из картона квадрат, а в другом- прямоугольник, в третьем - треугольник, в четвертом- круг, в пятом – овал. Дети разделены на пять команд, у каждого ребенка в руке геометрическая фигура. Воспитатель объясняет правила игры. - Вы будете бегать по комнате. Когда я ударю в бубен, каждый из вас должен найти свой домик. Когда дети разбегутся по домикам, воспитатель проверяет, правильно ли выбрали домик, какие фигуры у детей в руках. При повторном проведении игры надо поменять местами обручи или фигуры, лежащие внутри. Можно усложнить игру, сделав фигуры по размеру, по цвету.
                                         Консультация

«Играем  дома– изучаем геометрические фигуры »

Уважаемые родители!

В процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста одним из важных направлений работы является ознакомление детей со свойствами объектов окружающего мира (форма, цвет, количество). Черпать свои знания ребенок может не только с занятий по математике, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители ребенка. Принудительное обучение бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда ребенок не очень возбужден и не занят каким-либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра - дело добровольное! Пожертвуйте ребенку немного своего времени, и не обязательно свободного, по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д.О дним из важных аспектов развития математических представлений у дошкольников является изучение основ геометрии. В ходе знакомства с геометрическими фигурами, ребенок приобретает новые знания о свойствах предметов (форме) и развивает логическое мышление. Сегодня мы поговорим о том, как помочь дошкольнику запомнить геометрические фигуры, как правильно организовать игры для обучения геометрии, а также о том, какие материалы и пособия можно использовать для развития математических способностей малыша.

Как помочь ребенку запомнить геометрические фигуры?

Обучение ребенка геометрическим формам должно происходить поэтапно. Приступать к новым фигурам нужно только после того, как малыш запомнит предыдущие. Самой простой фигурой считается круг. Покажите ребенку круглые предметы, пощупайте их, пусть ребёнок проведет по ним пальчиком. Также можно сделать аппликацию из кругов, слепить круг из пластилина.Чем больше ощущений, связанных с изучаемым понятием, получит ребенок, тем лучше ребёнок его запомнит.Чтобы ребенку было интересно, обучение геометрическим фигурам должно происходить в игровой форме. Следует также подбирать яркие и красочные материалы для занятий (их можно приобрести в магазине или сделать своими руками). Вот некоторые примеры игр и пособий для изучения геометрических фигур:

Игра «Геометрическая аппликация»

Вырежьте из бумаги различные геометрические фигуры и вместе с ребенком составьте из них картинку (например, из треугольников можно сделать елочку, из квадрата и треугольника – домик).

Игра «Собери бусы»

Вырежьте из бумаги различные геометрические фигуры и вместе с ребенком составьте бусы, располагая фигуры в определённой последовательности.

Игра «Составь цветок»

Предложите ребенку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур. При этом объяснить, что серединка цветка – круг, а лепестки – треугольники или круги. Ребенку предоставляется на выбор собрать цветок с треугольными и ли круглыми лепестками. Таким образом можно закрепить названия геометрических фигур в игре, предлагая ребенку показать нужную фигуру.

Игра «Найди такой же предмет»

Взрослый называет (показывает) ребёнку геометрическую фигуру (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб). Ребенок должен найти предметы, которые похожи на эту фигуру (можно использовать готовые картинки).

Игра «Что лишнее?»

Назовите ребёнку (или покажите картинки) несколько предметов одной формы и один предмет другой формы. Спросите у ребёнка: «Что будет лишним и почему?»

Игра «Прикрепи вагончик»

Покажите ребёнку паровозик и объясните, что надо будет прикрепить тот вагончик, который я назову. Например, прикрепи к паровозу красный прямоугольник, синий квадрат, жёлтый круг, зелёный треугольник и т.д.

Игра «Давай построим»

Предложите ребёнку из счётных палочек (пластилина) построить геометрические фигуры.

Игра «Что стоит у нас в квартире» 

Предложите ребенку рассмотреть последовательно интерьер комнаты, квартиры. Затем можно попросить ребенка рассказать, что находится в каждой комнате. Если он затрудняется или называет не все предметы, помогите ему наводящими вопросами.

Игры с губкой

Возьмите губку  3– основных цветов (красный, жёлтый, зелёный), вырежьте из них геометрические фигуры, например, круг – жёлтого цвета, квадрат – красного цвета, треугольник- зелёного цвета.Предложите ребёнку разложить геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) в стаканчики  соответствующего цвета, называя их. Хотелось бы напомнить Вам, уважаемые родители, о необходимости поддерживать инициативу ребенка и находить 10-15 минут ежедневно для совместной игровой деятельности. Необходимо постоянно оценивать успехи ребенка, а при неудачах одобряйте его усилия и стремления. Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вы сейчас не настроены на игру, то лучше отложите занятие. Игровое общение должно быть интересным для всех участников игры.

Играйте с ребенком с удовольствием!





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5) лет на тему "Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур"пр

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе (4-5 лет) на тему:  «Путешествие на воздушном шаре в страну Геометрических фигур».Цель: Создать...

Интегрированное занятие для детей от трёх до четырёх лет по теме: «В стране геометрических фигур»

Программное содержание: Воспитывать у детей отзывчивость, сочувствие к игровым персонажам;Вызывать желание помочь им; продолжать воспитывать у детей интерес к аппликации; закрепить усвоенны...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: Путешествие в страну «Геометрических фигур».

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: Путешествие в страну «Геометрических фигур». Образовательная область "Познание" ФЭМП.Подготовила и прове...

ПРОЕКТ «В СТРАНЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»

Необходимые условия реализации проекта : интерес детей и родителей, методические разработки, Итоговым результатом является диагностика, где дети покажут свои знания, интеграция со специалистами детско...

СКАЗКА «Удивительные приключения Паши и Юли в волшебной стране геометрических фигур»

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.Образовательная область - ПОЗНАНИЕ....