Сборник игр "Развитие общения детей дошкольного возраста"
картотека
В сборнике собраны разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию речи, навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми, формированию эмоционального интеллекта и умения выражать свои мысли.
Сборник предназначен для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также родителей, заинтересованных в развитии коммуникативной компетенции своего ребёнка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Выполнила: Никонорова Мария
Студентка 3 курса специальности «Дошкольное образование»
Сборник игр «Общение между дошкольников»
В данном сборнике представлены разнообразные игры, направленные на развитие диалогового общения, умения слушать и точно передавать свою мысль, а также на развитие эмпатии и умения договариваться между дошкольниками.
Игры подобраны с учетом возрастных особенностей дошкольников и включают как простые, так и более сложные задания, стимулирующие развитие речи и межличностных отношений. Важным аспектом является возможность использования этих игр как в групповых, так и в индивидуальных формах работы, что позволяет педагогам и родителям адаптировать их под конкретные условия и потребности детей.
Цель данного сборника – помочь взрослым создать позитивную и поддерживающую атмосферу для обучения и развития коммуникационных навыков у малышей, а также обеспечить их успешную социализацию.
Общение без слов
Игры, развивающие общение без слов, играют важную роль в развитии детей и взрослых, поскольку они развивают невербальную коммуникацию. Учат понимать и интерпретировать язык тела: мимику, жесты, позу, интонацию голоса.
Улучшают эмпатию и социальное взаимодействие. Помогают лучше понимать чувства и переживания других людей: требуют внимательного наблюдения за реакциями партнера, чтобы понять его настроение и намерения. Укрепляют связи между людьми, совместные игры, требующие невербального взаимодействия, создают чувство общности и сотрудничества, способствуя укреплению межличностных отношений.
Развивают творческое мышление и воображение. Стимулируют поиск новых способов выражения мыслей и чувств отсутствие слов заставляет искать креативные решения для передачи информации.
«Ожившие игрушки»
Собрав детей вокруг себя на полу, взрослый говорит: «Вы наверняка слышали о том, что ваши игрушки, с которыми вы играете днем, просыпаются и оживают ночью, когда вы ложитесь спать. Закройте глаза, представьте свою самую любимую игрушку (куклу, машинку, лошадку, робота) и подумайте, что она делает ночью. Готово? Теперь пусть каждый из вас побудет своей любимой игрушкой и, пока хозяин спит, познакомится с остальными игрушками. Только делать все это нужно молча, а то проснется хозяин. После игры мы попробуем угадать, какую игрушку изображал каждый из вас». Взрослый изображает какую-нибудь игрушку (например, солдатика, который бьет в барабан, или неваляшку и пр.), передвигается по комнате, подходит к каждому ребенку, осматривает его с разных сторон, здоровается с ним за руку (или, например, отдает честь), подводит детей друг к другу и знакомит их. После окончания игры взрослый вновь собирает детей вокруг себя и предлагает им угадать, кто кого изображал. Если дети не могут угадать, взрослый просит ребят по одному еще раз показать свою игрушку, пройдясь по комнате.
«Птенцы»
«Вы знаете, как появляются на свет птенцы? — спрашивает взрослый. — Они долго-долго живут в скорлупе, а потом в один прекрасный день разбивают эту скорлупу своими маленькими клювиками и вылезают наружу. Им открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все для них ново: цветы, трава, осколки скорлупы.
Ведь они никогда не видели всего этого. Давайте поиграем в птенцов. Сначала мы сядем на корточки, а потом начнем разбивать скорлупку. Вот так (взрослый садится на корточки и разбивает носом невидимую скорлупу, отламывает кусочки скорлупы руками). Все разбили? Теперь давайте исследуем окружающий мир! Потрогаем все предметы вокруг, познакомимся друг с другом. Птенцы не умеют разговаривать, они только пищат». Взрослый оглядывается вокруг, ползает вместе с детьми по полу, трогает предметы, подходит к каждому ребенку, дотрагивается до него, поглаживает, пищит вместе с ним, радостно хлопает крылышками.
«Волны»
Взрослый собирает детей вокруг себя и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться — как волны, когда они искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.
Внимание к другому
Игры, развивающие внимание к другим людям, важны в формировании здоровых и гармоничных межличностных отношений, они учат активному слушанию, чтобы понять другого человека, нужно внимательно слушать его, не перебивая и не оценивая. Улучшают понимание потребностей и желаний другого человека позволяет строить более гармоничные и эффективные отношения. Снижают уровень конфликтов, умение видеть ситуацию с точки зрения другого человека помогает находить компромиссы и разрешать конфликты мирным путём.
Игры помогают адаптироваться к различным социальным ситуациям, развитие социального интеллекта позволяет чувствовать себя увереннее в разных социальных контекстах и эффективно взаимодействовать с окружающими.
Игры, развивающие внимание к другим, являются ценным инструментом для развития эмпатии, улучшения коммуникативных навыков, укрепления межличностных связей, развития социального интеллекта и повышения эффективности командной работы.
«Переходы»
Дети сидят в кругу. Взрослый просит их внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, рядом с ним — у кого потемнее, а крайним справа, на этом стуле, сидел тот, у кого самые темные волосы. Никаких шумных обсуждений. Начали». Взрослый помогает детям, подходит к каждому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными, куда его посадить, и т. д.
Таким же образом можно меняться местами по цвету глаз — от самых светлых до самых темных.
«Эхо»
Взрослый рассказывает детям про Эхо, которое живет в горах или в большом пустом помещении, увидеть его нельзя, а услышать можно: оно повторяет все, даже самые странные звуки. После этого дети разбиваются на две группы, одна из которых изображает путников в горах, а другая — Эхо. Первая группа детей гуськом (по цепочке) путешествует по комнате и по очереди издает разные звуки (не слова, а звукосочетания), например: «Ау-у-у» или «Тр-р-р» Между звуками должны быть большие паузы, которые лучше регулировать ведущему.
Он же может следить за очередностью произносимых звуков, то есть показывать, кому из детей и когда следует издавать свой звук. Дети второй группы прячутся в разные места комнаты, внимательно прислушиваются и стараются как можно точнее воспроизвести все, что услышали. Если Эхо работает несинхронно, то есть воспроизводит звуки неодновременно, это не страшно. Важно, чтобы оно не искажало звуки и в точности воспроизводило их.
Эту же игру можно проводить парами, по тому же сценарию, что и игру «Зеркало», которое может одновременно «отражать» не только движения, но и звуки другого.
«Выбери партнера»
Дети сидят в кругу. Взрослый говорит: «Сейчас вы должны разделиться на пары. Каждый из вас молча должен выбрать себе партнера, но так, чтобы другие этого не заметили. Например, я хочу, чтобы моим партнером была Маша, я смотрю на нее и незаметно ей подмигиваю. Попробуйте договориться с тем, кого вы выбрали, глазами. Все договорились? Сейчас мы выясним, кто не сумел договориться. На счет три подбегите к своему партнеру и возьмите его за руку». Если с первого раза не получается, следует повторить упражнение несколько раз, взрослый при этом должен следить за тем, чтобы дети менялись парами.
Взаимопомощь в игре
Взаимопомощь в игре в детском саду очень важна для развития детей по нескольким причинам. Во-первых, она способствует формированию навыков сотрудничества и умения работать в команде. Дети учатся делиться игрушками, помогать друг другу в выполнении заданий и решении проблем, что очень важно для их социального развития. Во-вторых, взаимопомощь помогает укреплять доверие и дружеские отношения между детьми. Когда ребята поддерживают друг друга, создается атмосфера доверия, заботы и взаимного уважения. Это способствует формированию позитивного психологического климата в группе. В-третьих, такие игры развивают у детей эмоциональную чувствительность и умение сопереживать.
Они учатся понимать чувства других и учитывать их потребности, что важно для воспитания доброжелательной личности. Также, играя вместе и помогая друг другу, дети учатся терпению и настойчивости, а также развивают коммуникативные навыки. Взаимопомощь в игре — это не только способ развлечения, но и важный элемент воспитания, способствующий гармоничному развитию ребенка.
«Бабушки и дедушки»
Взрослый делит детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Бабушки и дедушки очень старенькие, они ничего не видят и не слышат. Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого – перейти через улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести бабушек и дедушек через дорогу так, чтобы их не сбила машина.
Улицу изображают мелом на полу. Несколько детей играют роль машин и бегают туда-сюда по «улице». «Поводырям» нужно уберечь «старичков» от «машин», провести через опасную дорогу, показать «доктору» (роль которого играет один из детей), купить лекарство и привести по той же дороге домой.
«Живые куклы»
Взрослый разбивает группу на пары. «Давайте представим, что ваши куклы оживают. Они умеют говорить, бегать просить о чем-либо и пр. Давайте представим, что один из вас – ребенок, а другой – его кукла-девочка или кукла-мальчик. Кукла будет что-то просить, а ее хозяин – выполнять ее просьбы и заботиться о ней». Взрослый предлагает понарошку помыть кукле ручки, покормить, погулять, уложить спать и т. п. При этом взрослый предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать того, чего она не хочет. Когда дети примут игровую ситуацию и увлекутся, они могут продолжить играть сами. В следующей игре они должны будут поменяться ролями.
«Шляпа волшебника»
Для игры необходимы разноцветные карточки и шляпа. Взрослый раздает детям по три разноцветные карточки, сажает детей вокруг себя и говорит: «На свете живет добрый волшебник, который лечит больных детей.
Он прилетает к больному, надевает ему на голову свою волшебную шляпу, и ребенок моментально выздоравливает. К вам он тоже прилетает, только вы его не видите, потому что он невидимка. Но вот беда, этот волшебник – ужасный растеряша. Вот и теперь он потерял свою шляпу и ищет ее уже вторые сутки, а она лежит у нас с вами (взрослый показывает детям шляпу). Есть только один способ вернуть ее владельцу.
Хотите помочь волшебнику и всем больным детям заодно? Нужно заполнить его шляпу вашими цветными карточками, и тогда, пролетая мимо, он заметит ее. Но есть одно условие: чтобы шляпа не потеряла свою лечебную силу, разноцветные карточки нельзя класть просто так. Каждый из вас должен в чем-то обязательно помочь другому (поделиться своей игрушкой, сказать добрые слова, помочь смастерить что-то и пр.) и только после этого положить свою карточку, иначе шляпа не будет больше лечить детей». В течение дня взрослый напоминает детям о том, что к вечеру шляпа должна быть наполнена цветными карточками, а класть их можно только после того, как ребенок помог сверстнику. Вечером взрослый опять собирает детей и торжественно ставит шляпу на подоконник, чтобы ночью волшебник нашел ее.
Общие переживания
Игры на общие переживания в детском саду — это специальные игровые ситуации, направленные на развитие у детей способности сочувствовать, делиться чувствами и понимать эмоции окружающих. Они помогают ребенку лучше осознавать свои внутренние переживания и переживания других, что способствует формированию эмоционального интеллекта и социальных навыков. Вот основные причины, зачем они нужны:
Такие игры учат детей ставить себя на место другого и понимать его чувства, что важно для создания дружелюбных и поддерживающих отношений. Социализация. В процессе игры дети учатся взаимодействовать, договариваться, делиться и помогать друг другу, что важно для формирования коммуникационных умений и умения работать в коллективе. Игры на общие переживания способствуют формированию чувства безопасности и доверия в группе, что положительно влияет на общее психологическое состояние ребенка.
В этих играх закладываются основы взаимопомощи, терпения и уважения к чувствам других. В целом, такие игры помогают ребенку лучше понять себя и окружающих, развивают его эмоциональную и социальную компетентность, что важно для гармоничного развития в возрасте дошкольника.
«Две страны»
Взрослый распределяет всех детей в две подгруппы и рассказывает им сказку: «Когда-то давным-давно было два соседних государства. Одно населяли веселые жители: они много смеялись и шутили, часто устраивали праздники. Другое – грустные жители: они все время думали о печальном и много грустили. Жителям веселого государства было очень жалко своих грустных соседей, и однажды они собрались прийти к ним на помощь: они решили заразить грустных жителей своим весельем и смехом. Пусть те, кто сидит от меня по левую руку, будут грустными людьми. Попробуйте вспомнить о чем-нибудь очень печальном и грустном. Представьте, как должны себя чувствовать люди, которые никогда-никогда не радовались. Те, кто сидят от меня по правую руку, будут веселыми людьми. Вы никогда не знали печали и веселились всю жизнь. Теперь ваша задача – заразить своим смехом и радостью ваших грустных соседей. Встаньте друг напротив друга, и пусть те грустные ребята, которые заразятся смехом веселых жителей, переходят на их сторону и начинают заражать своей радостью тех, кто все еще грустит».
«Верхолазы»
На полу обозначается небольшой круг таким образом, что вся группа может поместиться в нем, только крепко прижавшись друг к другу. Взрослый говорит: «Вы – скалолазы, которые с большим трудом забрались на вершину самой высокой горы в мире. Теперь вам нужно отдохнуть. У скалолазов есть такая традиция: когда они достигают вершины, они стоят на ней и поют песенку:
Мы – скалолазы —
До верха дошли,
Ветра проказы
Нам не страшны.
Запомнили? Тогда вставайте на площадку. Она очень маленькая, а за чертой – глубокая пропасть. Поэтому на ней можно стоять, только очень тесно прижавшись друг к другу и крепко обнявшись. Поддерживайте друг друга, чтобы никто не упал». Дети встают в круг, обняв друг друга, и поют песенку скалолазов.
«Актеры»
Дети стоят в кругу. Воспитатель говорит: «Вы все актеры, а я – зритель. Я буду говорить, кого вы должны изобразить. Хороший актер играет так, что зрители верят в то, что он изображает. Нахмурьтесь, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница. Улыбнитесь, как кот на солнце, само солнце, Буратино, хитрая лиса, радостный ребенок, как будто вы увидели солнце. Позлитесь, как ребенок, у которого отняли мороженое, как два барана на мосту, человек, которого ударили. Испугайтесь, как дети, потерявшиеся в лесу, заяц, увидевший волка, котенок, на которого лает собака. Станьте усталыми, как папа после работы, человек, поднявший тяжелый груз, муравей, притащивший большую муху. Отдохните, как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, помогший маме убрать всю квартиру, воин после победы. Старайтесь представить, как себя чувствуют ваши герои и точно передать их состояние. Смотрите друг на друга, пытайтесь заразить своих соседей этим состоянием».
Исключение конфликтов
Игры для разрешения конфликтов нужны, чтобы помочь участникам найти конструктивные способы взаимодействия. Они создают безопасное пространство, в котором можно выразить чувства и мысли без страха осуждения, развивают эмпатию, улучшают коммуникацию и укрепляют доверие. Игры помогают снизить стресс, что особенно важно в конфликтных ситуациях. Участники учатся активному слушанию, поиску общих интересов и целей, что снижает вероятность конфликтов в будущем. Игры позволяют прожить конфликт несколько раз, испробовать разные варианты поведения, провести рефлексию.
«Клоуны ругаются»
«Клоуны показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей ругаться. Да, да, сердито ругаться друг на друга «овощами и фруктами». Например: «Ты, – говорит клоун, – ка-пуста!» А ребенок отвечает … (пауза для того, чтобы ребенок придумал ответ). «А ты, – продолжает клоун, – вишня». Другой ребенок отвечает (ругает взрослого). Обращается внимание на адекватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей. Взрослый руководит игрой, сигналом объявляет начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия.
Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей. «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось». Клоуны, продолжая игру, учат детей не только ругаться овощами и фруктами, но и ласково называть друг друга цветами. Например: «Ты – колокольчик…»
(ребенок ласково называет взрослого). Интонирование должно быть адекватным. Дети вновь разбиваются на пары и т.п. и ласково называют друг друга цветами.
«Жужа»
Ведущий выбирает «Жужу», которая садится на стул (в домик), остальные дети начинают дразнить «Жужу», кривляться перед ней.
«Жужа, Жужа, выходи,
Жужа, Жужа, догони!»
«Жужа» смотрит из окошка своего домика (со стула), показывает кулаки, топает ногами от злости, а когда дети заходят за «волшебную черту», выбегает и ловит детей. Кого «Жужа» поймала, тот выбывает из игры (попадает в плен «Жужи»).
«Доброе животное»
Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох - шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук - шаг вперед, стук - шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
Помощь в совместной деятельности
Игры на сплочение играют важную роль в создании позитивной атмосферы в группе и улучшении взаимодействия между детьми. Они помогают развивать навыки командной работы, укрепляют доверие и способствуют формированию дружеских отношений.
Игры на сплочение также способствуют развитию эмоционального интеллекта у детей. Они учат их понимать и уважать чувства других, а также выражать свои эмоции в конструктивной форме
«Снежный ком»
Дети садятся в круг. Первый ребенок называет своё имя и одно качество, которое его характеризует (например, "Меня зовут Маша, я люблю рисовать"). Следующий ребенок повторяет имя и качество предыдущего ученика, а затем добавляет своё. Игра продолжается, пока все дети не представятся.
«Рисуем вместе»
Дети делятся на пары. Каждой паре выдается лист бумаги и карандаш. Один ребенок закрывает глаза, а другой направляет его руку, чтобы нарисовать что-то простое (например, домик или дерево).
«Собери пазл»
Дети делятся на команды. Каждой команде выдается пазл, который они должны собрать за определенное время. Пазлы могут быть одинаковыми или разными, в зависимости от уровня сложности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК
Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...
Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста со сверстниками . Студент КГА ПОУ ДИТК
Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников.Участие дошкольников в таких играх способствует их настойчивости, развивает упорство, стр...
Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста. Студент КГА ПОУ ДИТК
Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...
Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК
Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...
Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК
Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...
Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК
Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...
Сборник игр на развитие общения детей дошкольного возраста . Студент КГА ПОУ ДИТК
Игры в дошкольном возрасте очень важны для развития. Игры в процессе обучения очень интересны для дошкольников. Это игры, заставляющие задуматься, которые дают детям возможность проверить и развить св...