Образовательная кинезиология, средний дошкольный возраст
методическая разработка (средняя группа)

Пушкарева Ольга Николаевна

Каждое кинезиологическое упражнение многофункционально и подобрано с учетом возраста и индивидуальных возможностей ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплекс №1

1. Массаж (самомассаж) биологически активных точек ушных раковин

Упражнение №1.«Найдём и покажем ушки». Дети находят свои уши, показывают их взрослому. (Если мешают волосы, их закалывают вверху).

Упражнение №2. «Похлопаем ушками». Дети заводят ладони за уши и загибают их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко отпускают их (10 секунд).

Упражнение №3. «Потянем ушки» - дети захватывают мочки ушей кончиками большого и указательного пальцев, с силой тянут их вниз, а затем отпускают (10 секунд).

Упражнение №4. «Покрутим козелком». Дети вводят большой палец в наружное слуховое отверстие и указательным пальцем прижимают козелок - выступ ушной раковины спереди. Захватив, таким образом, козелок, они сдавливают и поворачивают его во все стороны (10 секунд).

Упражнение №5. «Погреем ушки». Дети прикладывают ладони к ушам и тщательно растирают ушные раковины. Повторение 5-6 раз.

Подходи ко мне, дружок, и садись скорей в кружок.

Ушки ты свои найди и скорей их покажи.

Ловко с ними мы играем, вот так «хлопаем ушами».

А сейчас всё тянем вниз. Ушко, ты не отвались!

А потом, а потом покрутили козелком.

Ушко, кажется, замёрзло, отогреть его так можно.

Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра.

А раз кончилась игра, наступила ти-ши-на!

2. Растяжки

«Лёгкие и тяжёлые руки»

И. п.: стоя, руки вдоль туловища.

Дети выполняют махи руками вперёд – назад до уровня плеч 10 раз. Затем дети покачивают руками и пружинят коленями 10 раз.

3. Дыхательные упражнения

«Носик и ротик поучим дышать»

Дети учатся контролировать свой вдох и выдох, осуществляя их разными способами:

Вариант 1.

Дети вдыхают носом, показывая на него указательным пальчиком, затем выдыхают ртом, подносят ладонь ко рту, но не дотрагиваются, а  тактильно контролируют воздушную струю, выходящую изо рта.  

Вариант 2.

Дети делают вдох ртом – выдох носом. При этом на вдохе дети открывают рот, а на выдохе закрывают его и показывают на нос указательным пальцем.

4. Упражнения на развитие мелкой моторики

«Пальчики здороваются» http://dob.1september.ru/2010/11/5.gif

Дети соприкасаются подушечками больших пальцев правой и левой руки двумя длинными ударами («раз-два»), затем сразу же – тремя короткими ударами («раз, два, три»). На третий короткий счёт подушечки больших пальцев остаются сомкнутыми.

Затем те же самые движения дети выполняют по очереди всеми пальцами, включая мизинцы. Повторение упражнений до 5 раз. Навык выполнения доводится до автоматизма с закрытыми глазами.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живём в одном краю –

Всех я вас приветствую!

5. Глазодвигательные упражнения

«Глазки»

В начале освоения этих упражнений дети следят глазами за ярким предметом (картинкой), которые перемещает взрослый. Затем дети  передвигают этот предмет самостоятельно, держа сначала в правой руке, затем в левой руке, а затем обеими руками вместе. Каждое из движений выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Оно совершается в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. Тем областям в поле зрения детей, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание предмета глазами не станет устойчивым.  

Упражнение №1.

Дети медленно вращают глазами по кругу, удерживая взгляд на ярком предмете в руках педагога (2-3 секунды, 6 раз).

Упражнение №2.

Дети медленно вращают глазами по кругу, удерживая взгляд на своей картинке (2-3 секунды, 6 раз).

Упражнение №3.

Дети вращают глазами по воображаемому большому кругу в групповой комнате (2-3 секунды, 6 раз).

        Чтобы зоркость не терять,

        Нужно глазками вращать.

        Чтобы глазки отдохнули,

        Раз – закрыли, (примерно на 3 секунды),

        Два – открыли!

6. Телесные движения

«Велосипед»

И. п.: лежа на полу или сидя на стуле.

Вариант 1.

Дети имитируют езду на велосипеде, при этом касаются левым локтем правого колена, затем правым локтем – левого колена.

         Жми сильнее на педали, 

         И педали едут сами,

         И везут велосипед –

         Он летит быстрее всех.

         Красным трёхколесным

         Управлять непросто.

Вариант 2.

И. п.: сидя на полу, руки за спиной. Дети приподнимают ноги и поочерёдно выполняют ими круговые движения сначала вперёд, затем назад, имитируя езду на велосипеде.

         Ехали медведи на велосипеде,

            А за ними кот задом наперёд!

            А за ним комарики на воздушном шарике,

            А за ними раки на хромой собаке…

7. Упражнения на релаксацию

«Лентяи»

И. п.: лёжа на спине с закрытыми глазами.

Педагог: «Сегодня мои дети много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Дети, представьте себе, что вы – лентяи и нежитесь на мягком – мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги … (Пауза – поглаживание детей).

Отдыхают ручки у девочек, отдыхают ножки у мальчиков. Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всему телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо! Вы отдохнули, у вас бодрое настроение!

Комплекс №2

1. Массаж (самомассаж) биологически активных точек тела

«Не скучать и не лениться!»

И. п.: стоя, руки вдоль туловища. Дети выполняют каждый приём самомассажа в соответствии с текстом в течение примерно 5 секунд.

        Чтобы не зевать от скуки, встали и потёрли руки,

        А затем ладошкой в лоб - хлоп-хлоп-хлоп.

        Щёки заскучали тоже? Мы и их похлопать можем,        

        Ну-ка, дружно, не зевать: раз, два, три, четыре, пять.              

        Вот и шея. Ну-ка, живо переходим на загривок.

        А теперь уже, гляди, добрались и до груди,              

        Постучим по ней на славу: сверху, снизу, слева, справа.        

        Постучим и тут, и там, и немного по бокам.

        Не скучать и не лениться! Перешли на поясницу,        

        Чуть нагнулись, ровно дышим, хлопаем как можно выше.

2. Растяжки  

«Левое и правое»

И. п.: стоя, руки вдоль туловища.

Дети сначала напрягают левую руку, а правую расслабляют, затем наоборот. Дети напрягают левую ногу, а правую расслабляют, затем наоборот. Дети поочерёдно зажмуривают правый и левый глаз. Упражнения выполняются примерно по 5 секунд каждое.

3. Дыхательные упражнения

«Поиграем животиками»

Вариант 1.

И. п.: лёжа на спине, руки лежат на животе.

Дети глубоко вдыхают носом – при этом живот надувается, затем выдыхают – живот втягивается. Чтобы упражнение стало ещё интереснее, можно положить на живот небольшую игрушку.

        На качелях я качаюсь:

        Вверх – вниз, вверх – вниз.

        Я до крыши поднимаюсь,

        А потом спускаюсь вниз.

Вариант 2:

И. п.: стоя, руки на животе.

Дети выполняют глубокий вдох носом, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.

4. Упражнения на развитие мелкой моторикиhttp://dob.1september.ru/2010/11/11.gif

«Спрячься в норку»

И. п.: кисти сжаты в кулак, приближены друг другу на расстоянии 10 – 15 см, большой палец кверху.

На счёт «раз» - дети оставляют кисть левой руки сжатой в кулак, большой палец прижимают к указательному и слегка раздвигают пальцы (образовывают «норку»). Указательный палец правой руки дети быстро опускают в кольцо кулака - «прячутся в норку»; на счёт «два» возвращаются в исходное положение; на счёт «три-четыре» дети проделывают то же, но прячут «в норку» указательный палец левой руки. После закрепления навыка выполнения данного упражнения вводится усложнение – дети повторяют те же движения с закрытыми глазами. Расстояние между кулаками постепенно увеличивается до 40 см.

        Первый зайчик под листочком, а второй забрался в бочку.

        Третий заинька косой сидит тихо за сосной.

        На пеньке сидит четвёртый, пятый на бревно залез,

        С бревна спрыгнул и исчез.

5. Глазодвигательные упражнения

И. п.: стоя, руки вдоль туловища. Дети выполняют движения в соответствии с текстом и сопровождают их жестами.

Закрываем мы глаза,

Вот какие чудеса!

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем,                       (Дети открывают глаза).

Через речку мост построим.                  (Дети взглядом рисуют мост).

Нарисуем мы кружок,                           (Дети глазами рисуют круг).

Получается легко.

Вверх поднимем,                                   (Дети смотрят вверх).

Глянем вниз,                                          (Дети смотрят вниз).

Вправо, влево повернём,                       (Дети смотрят вправо-влево).

И закроем – отдохнём!

6. Телесные движения

Перекрёстное марширование «Колено-локоть»

И. п.: стоя, руки согнуты в локтях, прижаты к бокам, кисти рук находятся примерно на уровне плеч.

Дети под бодрую ритмичную музыку (марш) выполняют 8 пар перекрёстных движений, маршируя на месте и касаясь левым локтем правого колена, правым локтем – левого.

1 – 2,  3 – 4! 3 – 4! 1 – 2!

Кто шагает дружно в ряд?

Это девочек отряд!

1 – 2,  3 – 4! 3 – 4! 1 – 2!

Кто шагает дружно в ряд?

Это мальчиков отряд!

7. Упражнения на релаксацию

«Ковёр-самолёт»

И. п.: лёжа на спине с закрытыми глазами.

Педагог: «Дети, представьте, что мы ложимся на волшебный ковёр-самолёт. Он плавно и медленно поднимается, несёт нас по небу, тихонько покачивает. Наше тело расслаблено, наши руки и ноги отдыхают. Нам приятно, легко и уютно лететь на ковре-самолёте. Солнышко ласкает нас своими лучиками, ветерок обдувает всё тело. Внизу видны дома, леса, реки. Мы с вами летим, летим, покачиваемся. Но вот мы постепенно снижаемся и приземляемся в нашей группе (пауза). Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся на свои места».

Комплекс №3

1. Массаж (самомассаж) с использованием мячиков Су-Джок

«Любимый мячик»                          

Мячик сильно я сжимаю и ладошку поменяю.

(Дети поочерёдно крепко сжимают мячик правой и левой рукой).

«Здравствуй, мой любимый мячик!»-

Скажет утром каждый пальчик.

Раз, два, три, четыре, пять,

(Дети касаются мячиком каждого пальца правой и левой руки).

Крепко мячик обнимает, никуда не выпускает,

(Дети поочерёдно крепко сжимают мячик правой и левой рукой).

Только брату отдаёт: брат у брата мяч берёт,

(Дети поочерёдно перекладывают мячик из одной руки в другую).

И в ладони с силой жмет!

2. Растяжки

«Скручивание корпуса»

И.п.: стоя, колени слегка согнуты, стопы параллельны друг другу. Тело полностью расслаблено.

Дети скручивают тело вправо и влево, захлёстывая расслабленные руки за спину. Подошвы ступней полностью, не отрываясь при поворотах, касаются пола; позвоночник является вертикальной неподвижной осью вращения. Голова неподвижна, затем поворачивается в одну сторону с руками, потом – в противоположную сторону.

3. Дыхательные упражнения

«Свеча»

Предварительно дети рассматривают картинки, анимации со свечой и методом её задувания.

И.п.: дети сидят за столом, либо на стульях.

Педагог: «Дети, представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 2-3-4-5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями воздуха».

4. Упражнения на развитие мелкой моторики

«Шар»

И.п.: сидя, предплечья на столе, правая кисть лежит на левой.

Дети вытягивают руки вперёд, растопыривают пальцы и соединяют кончики пальцев правой и левой руки – большой палец с большим, указательный с указательным и так далее. Полусогнутые пальцы принимают форму «шара». В этом положении дети напрягают мышцы пальцев, кисти и предплечий, а затем поворачивают кисти ладонями то от себя, то к себе: вращают «шарик». После нескольких поворотов дети расслабляют кисти и возвращаются в исходное положение. Усложнение: чередовать выполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами, акцентируя внимание на мышечных ощущениях от движений кисти и пальцев; контролируя осанку. Сравнить ощущения напряжённых и расслабленных пальцев, кисти в целом.

Я большой, но пустой.http://dob.1september.ru/2010/11/14.gif

Взлечу в небо над землёй.

И не гордый, но надутый,

Ниткой толстою опутан.

Я с детьми всегда был дружный,

И зовусь я шар воздушный!

Сколько шариков воздушных

В нашей группе появилось.

Шарики все разные,

Шарики прекрасные.

5. Глазодвигательные упражнения

«Игра с мячом»

1) И.п.: стоя, руки с мячом опущены вниз. Дети поднимают мяч до уровня лица, смотрят на него широко открытыми глазами; опускают мяч. Дети поднимают мяч, смотрят на него прищуренными глазами; опускают мяч.

2) И.п.: стоя, мяч на вытянутых перед собой руках. Дети двигают мяч влево и вправо, прослеживая за ним глазами 5 – 6 раз.

3) И.п.: стоя, руки с мячом опущены вниз. Дети медленно вращают мяч, прослеживая за ним взглядом 4 – 5 раз.

4) И.п.: стоя, руки с мячом вытянуты вперёд. Дети сгибают руки, медленно приближают мяч к носу, прослеживают взглядом; затем возвращаются  в исходное положение. Повторение 4 – 5 раз.

6. Телесные движения

«Перекрестное марширование»

И. п.: стоя, руки вдоль туловища.

Дети шагают, высоко поднимая колени и попеременно касаясь правой и левой рукой противоположной ноги. Дети делают 6 пар движений, затем шагают, касаясь рукой одноименного колена. Снова повторяют 6 пар движений. Дети заканчивают упражнение касаниями рукой по противоположной ноге.

        Любим мы маршировать,

        Руки, ноги поднимать!

        Левая к правой, а правая к левой!

        Выше колени свои поднимай!

        Будешь умён и здоров - так и знай!

7.Упражнения на релаксацию

«Облака»

И. п.: лёжа на спине с закрытыми глазами. Дети выполняют упражнение в соответствии с текстом.

        В небе синем к нам издалека

        Приплывают белые облака.

        Накрывают облака мягким одеялом…

        Как приятно и легко всем ребятам стало!

        Белой пеной облака нежно окружают,

        В сон волшебный и прекрасный деток погружают.

        Вот закрылись глазки – снятся детям сказки…

        Облака плывут, плывут – отдых и покой несут…

        Все ребятки отдохнули, с боку на бок повернулись…    

            Потянулись – и… проснулись!

        До свиданья, облака, небо голубое,

        Много – много, много раз

        Встретимся с тобою!

Комплекс №4

1. Массаж (самомассаж) биологически активных зон с использованием звукокомплексов

«Наступили холода»

И. п.: сидя на стуле.

Ехать в поезде тепло, поглядим-ка мы в окно.

А на улице зима, наступили холода.

Да – да – да, да – да – да,

Наступили холода.                       (Дети потирают ладошки).

Да – да – да, да – да – да,            (Дети мягко проводят ладошками по

Превратилась в лёд вода.            шее сверху вниз).

Ду – ду – ду, ду – ду – ду,           (Дети указательными пальцами

Поскользнусь я на льду.              массируют крылья носа).

Ду – ду – ду, ду – ду – ду,           (Дети растирают уши большим и

Я на лыжах иду                            указательным пальцами).

Ды – ды – ды, ды – ды – ды,       (Дети делают руки козырьком –

На снегу есть следы.                    растирают лоб).

Ди – ди – ди, ди – ди – ди,          (Дети хлопают в ладоши, грозят

Ну, заяц, погоди!                          пальчиком).

2. Растяжки

«Ледяные фигуры»

И. п.: стоя, руки вдоль туловища.

Педагог: «Дети, представьте: зимой во дворе стоят ледяные фигуры из прозрачного льда. Динь-дон! – ночью на морозе фигуры застыли, они стали крепкие, твёрдые, красивые (Сильное мышечное напряжение). Утром солнце пригрело. Динь-дон! Фигуры начали медленно таять.… Растекаются лужицы (Полное расслабление). Сказка продолжается, игра повторяется».

3. Дыхательные упражнения

«Снег»

И. п.: стоя. Дети дуют на вату, тем самым стараются превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы детей округлены и слегка вытянуты вперёд, щёки не надуваются. Вдох носом, выдох ртом 7 раз.

4. Упражнения на развитие мелкой моторики

«Колечки» Картинки по запросу пальчиковая гимнастика колечко

Вариант 1. «Прямые колечки»

Дети соединяют кончики больших пальцев с указательными, образуя колечки. Остальные три пальца остаются выпрямленными. Далее дети поочерёдно соединяют большой палец с остальными пальцами руки, доходя до мизинца. Дети могут приближать колечки обеих рук на расстояние 1,5 – 2 см, но не касаются ими друг друга. Затем всё в обратном порядке: от мизинца до указательного. Усложнение: у детей закрыты глаза. Педагог следит, чтобы колечко получалось круглым, а пальчики соединялись кончиками у самого ногтя, оставляя остальные три пальца выпрямленными.http://dob.1september.ru/2010/09/5.gif

Вариант 2. «Обратные колечки»

Дети образуют «колечки» левой рукой, начиная с мизинца, а правой рукой – с указательного пальца. Скорость выполнения упражнения дети увеличивают постепенно. Упражнение можно считать освоенным, если дети выполняют его с закрытыми глазами под заданный счёт, без напряжения и ошибок три раза подряд.

        На узорное крылечко

        Кто-то уронил колечко.

        И оно с крыльца скатилось,

        За ступеньку закатилось.

        Дети смотрят там и тут,

        Но колечка не найдут.

5. Глазодвигательные упражнения

«Взгляд влево-вверх, вправо-вверх»

И. п.: сидя или стоя.

Дети берут в левую руку карандаш или ручку и вытягивают его (её) в сторону вверх под углом в 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, правым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого дети выполняют упражнение в течение примерно 7 секунд: смотрят на карандаш в левой руке, затем меняют взгляд - смотрят «прямо перед собой» (примерно 7 секунд). Повторение 3 раза. Затем дети  берут карандаш в правую руку и упражнение повторяется.

6. Телесные движения

«Барабанщик»

И. п.: стоя, руки подняты на уровне груди. Пальцы сжаты в кулаки, указательные пальцы выпрямлены.

Дети выполняют перекрёстное марширование с поочерёдными движениями правой и левой руки вверх – вниз: изображают  игру на барабане. При этом рот открыт, язык «барабанит» в альвеолы – бугорочки за верхними зубами; дети произносят на резком выдохе многократно: д – д – д …

        На парад идёт отряд: д – д – д – д – д…

        Барабанщик очень рад: д – д – д – д – д…

        Барабанит, барабанит: д – д – д – д – д…

        Полтора часа подряд: д – д – д – д – д…

        Учись играть на барабане: д – д – д – д – д…

        Твой язык послушным станет: д – д – д – д – д…

7. Упражнения на релаксацию

«Снежинка»

И. п.: лёжа на ковре. Дети представляют себя снежинками.

        Лёгкая снежинка – белая пушинка

        Легла на ладошку отдохнуть немножко.

        Лучики расслабила и прикрыла глазки…

        Лёгкая, воздушная, словно фея в сказке…

        Ветер, ты здесь не шуми!

        Нам снежинку не буди!

        Пусть снежинка расслабляется,

        Сил надолго набирается.

        В путь далёкий силы надо:

        Ей лететь за снегопадом!

Комплекс №5

1. Массаж (самомассаж) биологически активных точек лица и тела

Дети выполняют шлепки ладонями в соответствии с текстом.

Вот у нас игра какая:                          (Дети хлопают в ладоши).

Хлоп, ладошка, хлоп, другая!

Правой, правою ладошкой                 (Дети шлёпают по левой руке от

                                                              плеча к кисти).

Мы пошлёпаем немножко.                 (Дети шлёпают по правой руке).

А потом ладошкой левой

Ты хлопки погромче делай.

А потом, потом, потом                        (Дети выполняют лёгкое

                                                               похлопывание по щекам).

Даже щёчки мы побьем.                                                                

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!             (Дети хлопают в ладоши над

                                                               головой).

По коленкам – шлёп, шлёп!                (Дети хлопают по коленям).

По плечикам теперь похлопай!          (Дети шлёпают по плечам).

По бокам себя пошлёпай!                   (Дети шлёпают себя  по бокам).

Можем хлопнуть за спиной!               (Дети шлёпают по спине).

Хлопаем перед собой!                         (Дети хлопают в ладоши перед

                                                               собой).

Справа - можем! Слева - можем!

И крест-накрест руки сложим!           (Дети поколачивают по груди

                                                               справа, слева).

И погладим мы себя.                            (Дети поглаживают себя по

Вот какая красота.                                рукам, бокам, спине, ногам).

2. Растяжки

«Мороженое»

Детям предлагается поиграть в «мороженое».

Педагог: «Дети, представьте, что вы – мороженое, вас только что достали из холодильника. Ваше тело было ледяное, твёрдое, как камень. (Сильное напряжение). В нашей группе так тепло, что мороженое стало таять. Ваше тело, ручки, ножки стали мягкими (Полное расслабление всех мышц тела)».

        Сладкое, нежное,

        Сахарной пудрой чуть припорошенное.

        Цвет карамельный: тает мороженое.

3. Дыхательные упражнения

«Снежинка на рукавичке»

И. п.: стоя. Дети сдувают снежинку, прикрепленную к бумажной рукавице, 10 раз. Губы детей округлены и слегка вытянуты вперёд. Педагог контролирует, чтобы дети не надували щёки.

        Ветер песенку поёт

        На лесной опушке,

        Танцевать меня зовёт

        В хоровод к подружкам.

        Ветер, ветер, дуй сильней,

        Чтоб плясалось веселей!

        Ледяной пружинке –

        Маленькой снежинке.

4. Упражнения на развитие мелкой моторики

«Цепочка»

Дети сначала делают «колечки», соединяя большой палец с указательным, средним, безымянным и мизинцем. Образованные таким образом «колечки» правой руки дети соединяют с «колечками» левой руки.

Вначале дети цепочку вяжут медленно, в индивидуальном темпе; а затем упражнение выполняют под счёт в темпе и ритме, заданном педагогом, от 2 до 4 раз. Дети чередуют исполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами, а в завершение 5 раз подряд выполняют без ошибок с закрытыми глазами. При этом дети сосредоточивают внимание на технике исполнения, сохраняя правильную осанку и естественный ритм дыхания через нос.http://dob.1september.ru/2010/09/6.gif

Шея мамина обвита 

Тонкою блестящей нитью,

И сверкают завиточки

На красивой, на цепочке!

Колечко с колечком в ней крепко сцепились,

Блестящею змейкой вокруг шеи обвились,

За хвост, головой ухватившись —  крючочком,

На солнце блестит украшенье – цепочка!

5. Глазодвигательные упражнения

1. Дети выполняют движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза на счёт; повторяют 3-4 раза.

2. Дети, не поворачивая головы, «смотрят» направо на счёт 1 – 4 и прямо на счёт 1 – 6. Дети поднимают и опускают глаза на счёт 1 – 4; переводят взгляд прямо на счёт 1 – 6. Повторение с левой стороны.

3. Дети смотрят на указательный палец, удалённый от глаз на расстояние 25 – 30 см, на счёт 1 – 4 приблизить палец к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счёт 1 – 6. Повторение 4 – 5 раз.

6.  Телесные движения

«С лёгким паром»

И. п.: стоя, прямые руки вытянуты в стороны на уровне груди.

Дети выполняют одновременные встречные движения руками, хлопают себя по спине.

         В здоровом теле – здоровый дух!

         Паримся мы веничком! Ух! Ух! Ух!

7. Упражнения на релаксацию

«Расслабление»

И.п.: лёжа на ковре. Педагог:

        «Мои руки расслаблены, они словно тряпочки,

        Мои ноги расслаблены, они мягкие, теплые,

        Мое тело расслаблено, оно легкое, неподвижное,

        Мне легко и приятно, мне дышится легко и спокойно,

        Я отдыхаю, я набираюсь сил,

        Свежесть и бодрость входят в меня,

        Я лёгкий, как шарик,

        Я добрый и приветливый со всеми,

        Я хорошо отдохнул! У меня хорошее настроение!»

Комплекс №6

1. Массаж (самомассаж) биологически активных точек лица

«Белый мельник»

Упражнения выполняются в соответствии с текстом:

Белый-белый мельник сел на облака.

        (Дети проводят пальцами по лбу от середины к вискам).

Из мешка посыпалась белая мука.

        (Дети легко постукивают пальцами по вискам).

Радуются дети, лепят колобки,

        (Дети сжимают руки в кулаки, возвышениям больших пальцев

           быстро растирают крылья носа).

Заплясали санки, лыжи и коньки.

        (Дети массируют точки за ушной раковиной и перед ней,

           раздвинув указательный и средний пальцы).

2. Растяжки

«Огонь и лед»

И.п.: стоя в кругу.

По команде «огонь» дети начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений каждый ребёнок выбирает произвольно. По команде «лёд» дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела всё тело. Педагог несколько раз чередует обе команды, меняя время выполнения.

3. Дыхательные упражнения

«Ветер»

На медленном выдохе пальцем или всей ладонью (выдох с сопротивлением) дети прерывают воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца, свист птицы. Упражнение выполняется до 10 раз.

4. Упражнения на развитие мелкой моторики

«Колечко - раз, цепочка - два»

На счёт «один»  дети образуют «колечко» с указательными пальцами; 
на счёт «два» вяжут цепочку с указательными пальцами; 
на счёт «три» - образуют колечко с указательными пальцами; 
на счёт «четыре» принимают исходное положение; 
на счёт «пять - восемь» - повторяют описанные движения со средними пальцами. На следующие восемь счетов дети выполняют упражнения с безымянными пальцами и мизинцами, начиная с мизинцев.

Упражнение выполняется после того, как освоены упражнения: «Колечко» и «Цепочка». http://dob.1september.ru/2010/09/7.gif

Всё упражнение выполняется на 32 счёта – вначале медленно и со зрительным контролем, затем быстро, под счёт. И, наконец, самостоятельно, в индивидуальном темпе: 2–3 раза с закрытыми глазами с проговариванием действий и названием пальцев. Упражнение считается освоенным, если при выполнении с закрытыми глазами в быстром темпе за 32 счёта не допущено ни одной ошибки.

        Раз, два, три, четыре, пять

        Кольца мы начнём считать!

        Будем их соединять,

        Друг за друга зацеплять!

        Раз, два, три кольца, четыре,

        Мы цепочку смастерили!

5. Глазодвигательные упражнения

Вариант 1

Дети выполняют упражнение 4 – 5 раз с музыкальным сопровождением.

Глаза вправо – глубокий вдох – пауза (задержка дыхания и движения глаз на 2 секунды) – глаза в исходное положение – пассивный выдох – пауза.

- Глаза влево – вдох – пауза – глаза в исходное положение – выдох – пауза.

- Глаза вверх – вдох – пауза – глаза в исходное положение – выдох – пауза.

- Глаза вниз – вдох – пауза – глаза в исходное положение – выдох – пауза.

6. Телесные движения

«Пловец»

И. п.: стоя, руки вдоль туловища.

Вариант 1.

Выполняйте одновременно круговые движения руками перед собой (имитируйте действия пловца) так¸ чтобы движения правой и левой руки одновременно пересекали среднюю линию тела.

Вариант 2.

Выполняйте поочерёдно круговые движения правой и левой рукой перед собой (имитируйте действия пловца) так¸ чтобы движения правой и левой руки пересекали среднюю линию тела.

7. Упражнения на релаксацию

«Волшебный сон»

И. п.: лёжа на спине.

Педагог произносит стихотворный текст.

            Реснички опускаются. Дышится легко, ровно, глубоко,

        Глазки закрываются.  Мы спокойно отдыхаем,

        Сном волшебным засыпаем.

        Хорошо нам отдыхать!

        Дышится легко, ровно, глубоко.

        Но пора уже вставать!

        Наши руки отдыхают. Крепче кулачки сжимаем,

        Ноги тоже отдыхают. Их повыше поднимаем,

        Отдыхают, засыпают. Потянуться, улыбнуться,

            Шея не напряжена и расслаблена она.

            Всем открыть глаза! Проснуться.

        Губы чуть приоткрываются. Вот пора нам и вставать!

            Все чудесно расслабляются.         Бодрый день наш продолжать.

Комплекс №7

1. Массаж биологически активных точек шеи, плеч, ушных раковин

«Гибкая шея, свободные плечи»

Дети массируют шею сзади (сверху вниз) двумя руками: поглаживающими, похлопывающими, пощипывающими, спиралевидными движениями.

1. Дети массируют левое плечо правой рукой в направлении от шеи к плечевому суставу, затем левой рукой массируют правое плечо.

2. Дети правой рукой берутся за левое плечо и делают 5–10 вращательных движений по часовой стрелке и против неё; то же дети выполняют левой рукой, затем обеими руками одновременно.

2. Дети растирают уши в течение 15 - 20 секунд.

2. Растяжки

«Сосулька»

И.п.: сидя на корточках.

Дети медленно поднимаются вверх, представляют, что «сосулька растёт», поднимают руки вверх и, привстав на носочки, стараются как можно сильнее вытянуться, напрягая всё тело – «сосулька выросла». После команды «Солнышко пригрело, сосулька начала таять» дети медленно опускают руки, расслабляя всё тело, опускаются вниз, садятся на пол, а затем ложатся, полностью расслабившись, - «сосулька растаяла и превратилась в лужу». Педагог обращает внимание детей на приятное ощущение расслабления.

        Вот и кончился мороз,

        Солнце светит весело.

        А сосулька длинный нос

        Над окном повесила.

        Почему она грустна?

        Приближается весна!

3. Дыхательные упражнения

«Эхо»

Дети распределяются на две группы. Первая группа: дети и педагог громко произносят гласные звуки или сочетания гласных. Дети делают вдох носом и выдох ртом с произнесением гласных звуков: А, У, И, О, Ы, Э.  Вторая группа детей  - «эхо», они тихо повторяют гласные звуки. Затем дети меняются ролями.

4. Упражнения на развитие мелкой моторики

«Солнышко»

И. п: локти на столе, предплечья кверху, кисти ладонями внутрь.
На счёт «раз» - кисти ладонями от себя, пальцы разведены широко врозь; 
на счёт «два»  - руки скрестить запястьями, правая перед левой; 
на счёт «три» - правую кисть повернуть ладонью к себе; 
на счёт «четыре» - правую кисть повернуть ладонью от себя; 
на счёт «пять» - смена положения рук, левая перед правой; 
на счёт «шесть» - левую кисть повернуть ладонью к себе; 
на счёт «семь»  - левую кисть повернуть ладонью от себя.
Затем всё повторить, но начинать с положения «левая кисть перед правой». Повторить все упражнение от 3 до 5 раз.
http://dob.1september.ru/2010/09/10.gif

Вначале упражнение выполняется медленно под руководством педагога с проговариванием каждого действия, затем самостоятельно, в индивидуальном темпе, но тоже с проговариванием действий.

Нужно чередовать исполнение упражнения с открытыми и закрытыми глазами, добиваться осмысленности, эмоциональной регуляции. 
Предложить детям представить, как от каждого пальчика идут лучики и согревают всё вокруг. Упражнение считается освоенным, если при выполнении с закрытыми глазами дети выполняют его под счёт три раза подряд без ошибок.

        Солнышко, солнышко, золотое донышко!

        Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

        Все сугробы тают, тают,         

        А цветочки подрастают.

5. Глазодвигательные упражнения

Вариант 2

Упражнение выполняется при музыкальном сопровождении, комплекс повторяется 4 – 5 раз.

Дети направляют глаза и язык вправо; делают вдох; выдерживают паузу, затем глаза и язык возвращают в исходное положение, делают выдох, паузу. Дети выполняют то же движение влево. Затем движение глазами и языком вверх. Дети завершают выполнение упражнения движением глаз и языка вниз.

6. Телесные движения

«Мельница»

И. п.: стоя, руки вдоль туловища.

Дети выполняют одновременные круговые движения правой и левой рукой (левая рука вперёд, правая – назад; левая рука назад, правая – вперёд).  Руки выпрямлены в локтях, пальцы сближены. Амплитуда движений большая.

        Мельник, мельник! Помоги!

        Дай муки на пироги!

        Вы, ребята, помогите,

        Мельницы мне раскрутите.

7. Упражнения на релаксацию

«Весенний сон»

И. п.: лёжа на спине с закрытыми глазами, все мышцы тела расслаблены.

        Я на солнышке лежу,

        Но на солнце не гляжу.

        Глазки закрываем, немного отдыхаем.

        Солнце гладит наши лица,

        Пусть нам сон скорей приснится:

        Про весеннее тепло,

        Нам легко и хорошо!

        (Повторение 2 – 3 раза).

Комплекс №8

1.Массаж (самомассаж) биологически активных точек лица

Выполняется в соответствии с текстом.

Ручки растираем и разогреваем,                                                                                                  

        (Дети потирают ладони и хлопают в ладоши).

А лицо свое тёплыми руками умываем.

        (Дети разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз).

Грабельки сгребают все плохие мысли,

        (Дети делают гребнеобразные движения пальцами от середины         лба к вискам).

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро,

        (Дети растирают ушные раковины по краю ушей снизу-вверх и         сверху вниз).

Их вперед сгибаем,

        (Дети нагибают ушные раковины кпереди).

Тянем вниз за мочки,

        (Дети оттягивают уши вниз за мочки).

А потом уходим пальцами на щёчки,

        (Дети «перебегают» пальцами на щёки).

Щёчки разминаем, чтобы надувались,

        (Дети разминают щёки круговыми движениями указательных,         средних и безымянных пальцев левой и правой руки).

Губки разминаем, чтобы улыбались,

        (Дети разминают сначала нижнюю, а потом верхнюю губу         большими и указательными пальцами левой и правой руки).

Как утята к утке, клювики потянем,

        (Дети вытягивают губы вперёд).

Губки пожуём мы, шарики надуем,

        (Дети покусывают нижнюю губу верхними зубами и наоборот; надувают щёки с похлопыванием ладонями по щекам. При этом губы у детей плотно сжаты и удерживают воздух).

И губами вправо-влево потанцуем.

        

2. Растяжки

«Тянемся к солнышку»

И. п.: стоя, руки вдоль туловища.

Дети делают вдох носом, поднимают руки вверх, задерживают дыхание и сначала кончиками пальцев тянутся к солнышку. Затем дети тянутся вверх, к солнышку, всем телом: запястьями, локтями, плечами, грудным отделом, поясницей и ногами, но без особого напряжения и без отрыва пяток от пола. Дети выдыхают, опуская руки, расслабляются.

        Дует тёплый ветерок,

        К солнцу тянется цветок,

        Яркий, золотистый,

        Солнечный, лучистый!

3. Дыхательные упражнения

«Дышим по - разному»

И.п.: сидя на стуле или стоя.

        1) Быстрый, не очень глубокий вдох и продолжительный выдох носом.

2) Вдох носом, выдох ртом.

3) Вдох ртом, выдох носом.

4) Вдох левой ноздрёй, выдох правой ноздрёй (попеременно).

5) Вдох и замедленный выдох носом с усилением в конце.

6) Вдох носом, выдох через неплотно сжатые губы.

7) Вдох и толчкообразный выдох носом.

4. Упражнения на развитие мелкой моторики

Вариант 1. «Дерево»http://dob.1september.ru/2010/09/13.gif

И. п.: предплечья направлены кверху ладонями внутрь.

Дети слегка разводят полусогнутые пальцы, затем соединяют руки скрестно у запястья, прижимают кисти тыльной стороной друг к другу и шевелят пальцами на три счёта. «Ветер дует, листья качаются». Дети повторяют то же самое движение, но при этом правую руку держат перед левой. Повторение упражнения от 3 до 5 раз. При выполнении с закрытыми глазами дети сосредоточивают внимание на технике исполнения, сохраняя позу правильной осанки и естественный ритм дыхания через нос.

        Кап-кап-кап - звенит капель,

        Это к нам пришёл апрель.  

        На солнышке согрелась ель, подтаяла сосна,

        Идёт апрель, звенит капель,

        На улице весна!

5. Глазодвигательные упражнения

Вариант 3

И. п.: стоя или сидя.

Дети выполняют упражнение под музыкальное сопровождение 4 - 5 раз: 1) Дети поворачивают язык и глаза вправо, делают вдох носом. Затем дети делают паузу, глаза и язык возвращают в исходное положение, делают выдох, паузу. Повторение того же упражнения в левую сторону, затем вверх, вниз, соблюдая паузы.

6. Телесные движения

«Перекрёстные прыжки»

И. п.: стоя, руки на поясе, ноги вместе.

Дети выполняют лёгкие прыжки: ноги вместе – руки на пояс, ноги врозь – руки поднимают над головой. Повторение 6 – 8 раз.

Усложнение: движения языком и глазами влево-вправо.

        Девочки и мальчики прыгают, как зайчики.

        Прыг, скок, высоко! Прыгай на носках легко.

7. Упражнения на релаксацию

«Солнечный зайчик»

И. п.: стоя или сидя. Педагог: «Дети, представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке. Будьте аккуратны, чтобы не спугнуть солнечного зайчика; поглаживайте голову, шею, животик, руки, ноги. Зайчик забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник, он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с солнечным зайчиком». Повторение 2 - 3 раза.

Комплекс №9

1. Массаж (самомассаж) биологически активных точек тела

«Что делать после дождика?»

И. п.: сидя.

Что делать после дождика? По лужицам скакать!

        (Дети энергично массируют «дорожку» по груди до ярёмной  

            ямки спиралеобразными движениями пальчиков. Дети мягко

            поглаживают шею большими пальцами рук сверху вниз 3 раза).

Что делать после дождика? Кораблики пускать!

        (Дети раздвигают указательные и средние пальцы, кладут их  

            спереди и сзади ушных раковин, и сильно растирают кожу).

Что делать после дождика? На радуге качаться!

        (Дети, сжав руки в кулаки, возвышениями больших пальцев

            растирают крылья носа по 3 раза, затем мягко массируют кожу

        на середине лба).

Что делать после дождика? Да просто улыбаться!

        (Дети энергично растирают ладони, протягивают их вперёд и  улыбаются).

2. Растяжки

«Травинка на ветру».

И. п.: сидя на полу.

Дети изображают всем телом «травинку»: садятся на пятки, на вдохе вытягивают руки вверх. Начинает дуть ветер, и «травинка» наклоняется до земли. Дети, выдыхая, наклоняют туловище вперёд, пока грудь не коснётся бедер; руки при этом вытягивают вперёд, ладони лежат на полу. Затем, не меняя положения туловища, дети скользят руками по полу вперёд.

Ветер стихает, «травинка» выпрямляется и тянется к солнышку. Дети на вдохе возвращаются в исходное положение.

3.Дыхательные упражнения

«Одуванчик»

И.п.: дети стоят в кругу.

Педагог: «Дети, представим, что мы находимся на поляне, а вокруг нас цветут одуванчики.  Воздух наполнен ароматами цветов. Медленно, глубоко вдохните через нос. Ладонь положите на живот. При вдохе ладонь поднимается, при выдохе ртом ладонь опускается, живот втягивается». Повторение 2 – 3 раза.

4. Упражнения на развитие мелкой моторики

«Цветок распускается»

И.п.: предплечья кверху ладонями внутрь.http://dob.1september.ru/2010/11/13.gif

Дети, сближая предплечья, плотно прижимают друг к другу полусогнутые пальцы обеих рук и соединяют их в бутончик, но без напряжения. Затем дети прижимают основания кистей друг к другу, одновременно разводят полусогнутые пальцы, образуя чашу. Дети заканчивают «раскрытие цветка» максимальным разведением пальцев. При этом пальцы-«лепестки» выпрямлены и напряжены, даже несколько прогнуты. Дети просчитывают три счёта и обратным движением возвращаются в исходное положение. Дети заканчивают упражнение расслаблением пальцев и всей кисти (лёгким растиранием рук, потряхиванием и др.). Повторение упражнения от 3 до 5 раз. То же проделать с закрытыми глазами, а потом – под счёт. Чередование исполнения упражнения с открытыми и закрытыми глазами. При выполнении с закрытыми глазами педагог обращает внимание детей  на мышечные ощущения напряжённых пальцев и расслабленной кисти в целом, на сохранение правильной осанки и естественного ритма дыхания через нос.

        Вырос высокий цветок на поляне,

        Утром весенним раскрыл лепестки,

        Всем лепесткам красоту и питание

        Дружно дают под землёй корешки

5. Глазодвигательные упражнения

с музыкальным сопровождением, повторение 4 – 5 раз.

Вариант 4

«Наоборот»

1) Дети на вдохе двигают глаза влево, язык вправо. Затем делают паузу, после которой возвращают глаза и язык в исходное положение. Выдох, пауза. 2) Дети на вдохе передвигают глаза вправо, язык влево. Затем пауза, после которой дети возвращают глаза и язык в исходное положение. Выдох, пауза. 3) Дети выполняют то же движение, но глаза двигаются вверх, а язык – вниз. Выдох, пауза. 4) При завершении упражнения дети опускают глаза вниз, язык поднимают вверх. Выдох, пауза.    

6. Телесные движения

«Бабочка – красавица»

И. п.: стоя, руки вдоль туловища.

Дети выполняют мягкие движения правой и левой рукой (сначала одновременные, затем поочерёдные) вверх, вниз. Вверху над головой руки скрещиваются, пересекают среднюю линию тела. Движения большой амплитуды, руки мягкие, пластичные. Повторение 8 раз.

         Бабочка-красавица  крыльями взмахнула,

         На цветок красивый присела, отдохнула.

7. Упражнения на релаксацию

«Воздушные шарики»

И. п.: лёжа на спине.

Педагог: «Дети, представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Всё ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие – лёгкие. Воздушные шарики поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик … (Пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик Олю, ласкает шарик Витю. Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии определения уровня освоения ребенком образовательной программы, средний дошкольный возраст 4-5 лет

Критерии определения уровня освоения ребенком образовательной программы, средний дошкольный возраст 4-5 лет...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (средний дошкольный возраст) Тема: «Гуси-лебеди»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (средний дошкольный возраст)  Тема:  «Гуси-лебеди»...

Критерии определения уровня освоения ребенком образовательной программы, средний дошкольный возраст 4-5 лет.

Критерии определения уровня освоения ребенком образовательной программы, средний дошкольный возраст 4-5 лет....

Календарно-тематическое планирование по воспитательно образовательной деятельности среднего дошкольного возраста

Беседа с детьми: «Я вырасту здоровым»Цель: Закреплять понятие «правильное питание», «режим дня», приобщать к здоровому образу жизни.Наблюдение из окна «Что из...

Проект на тему: «Использование кинезиологии в развитии детей среднего дошкольного возраста»

Муниципальное дошкольное образовательноеучреждение комбинированного вида № 2 «Капитошка»    Проект на тему:«Использование кинезиологии в развитии детейсредн...

Образовательная кинезиология, младший дошкольный возраст

В данной методической разработке представлены комплексы кинезиологических упражнений, которые подобраны с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка....