план по самообразованию педагога
материал (средняя группа)

Вахмянина Наталья Витальевна

план по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_25.docx34.35 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Д/с № 40»

План работы по самообразованию

воспитателя МБДОУ «Д/с № 40»

Вахмяниной Н.В.

«Развитие мелкой моторики 

у детей среднего дошкольного возраста

посредством использования нетрадиционных техник рисования»

2025-2026 учебный год

Цель: Создание условий для развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

1. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.

2. Улучшить общую двигательную активность.

3. Содействовать нормализации речевой функции.

4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

5. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

6. Развивать эстетический вкус.

Методы и приемы работы:

  • массаж кистей рук;
  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
  • рисование мятой бумагой;
  • рисование жесткой кистью;
  • рисование ватными палочками;
  • рисование в технике «монотипия»;
  • игры с мелкими предметами.

Актуальность.

Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков.   Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности. Начинать развитие мелкой моторики важно с раннего детства. 

        На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность.

Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.

Средства работы: совместная деятельность воспитателя с детьми; самостоятельная деятельность детей.

 

Методы работы: словесные, наглядные, практические, игровые.

       

Изучение методической литературы по теме:

  • Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2009 г.
  • Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2010 г.
  • Г. И. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.
  • И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детсво-Пресс», 2004 г.
  • А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.
  • «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2005 г.

       

Работа по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования осуществляется с подгруппой детей два раза в месяц.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому в деятельности важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к дальнейшим действиям при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • музыкальное сопровождение;
  • яркая, хорошо продуманная наглядность и др.

Ожидаемые результаты:

  • Динамика развития мелкой моторики.
  • Применение изученных техник, приёмов и материалов в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.
  • Пополнение различным бросовым материалом для применения в художественной непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности.

 Календарно-тематическое планирование на 2023-2024 учебный год.

Месяц: сентябрь

№п/п

Тема занятия

Техника

Цели занятия

1

Диагностика

- выявить уровень изобразительного творчества у детей младшего дошкольного возраста

Месяц: октябрь

1

«Фрукты и ягоды»

Рисование пробками и ватными палочками

- учить детей создавать ритмическую композицию «Фрукты и ягоды» на тарелке, используя нетрадиционные      техники          рисования;

- закреплять знания детей о форме, цвете и величине предметов, упражнять в различении фруктов и ягод;

- формировать понятия «вверху», «внизу», «высоко», «низко», «один», «много»;

- воспитывать интерес к освоению изобразительных техник.

2

«Осенние листья»

Печатание листьями

- познакомить с техникой печатания листьями;

- закрепить умения работать с техникой печати;

- развивать цветовосприятие;

- учить смешивать краски прямо на листьях.

Месяц: ноябрь

3

«Теремок»

Рисование методом «тычка» жесткой кистью

- учить детей с помощью воспитателя пересказывать небольшие отрывки из народных сказок. Развивать речевой голос детей, формировать основные его качества (силу и высоту);

- формировать интерес к занятиям изобразительной деятельностью. Учить в рисовании, лепке, аппликации изображать простые предметы, передавая их образную выразительность;

- учить детей создавать коллективные композиции, используя нетрадиционные методы работы.

4

«Рябинка»

Рисование ватными палочками

- учить рисовать веточки, украшать в техниках рисования ватными палочками;

- закрепить навыки рисования; - развивать чувство композиции.

Месяц: декабрь

1

«Я слепил снеговика»

Рисование мятой бумагой

- познакомить детей с техникой рисования мятой бумагой;

- развивать мелкую моторику рук, предварительно комкая её;

- учить дорисовывать недостающие детали кисточкой.

2

«Елочка нарядная на праздник к нам пришла»

Рисование ладошками (коллективная работа) с элементами аппликации

- познакомить детей с нетрадиционными способами рисования (рисование ладошками);

- учить детей передавать в рисовании образ елки, располагать изображение по всему листу бумаги;

- продолжать учить детей пользоваться клеем;

- развивать эстетическое восприятие;

- формировать образные представления;

- вызывать чувство радости от результата работы.

Месяц: январь

1

«Стая птичек»

Рисование ладошками

- показать детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек;

-  продолжать знакомить с техникой «принт» (печать); -  вызывать яркий эмоциональный отклик на необычный способ рисования;

- подвести к пониманию связи между формой ладошки и отпечатком – красочным силуэтом;

- развивать восприятие; - воспитывать интерес к сотворчеству с воспитателем и другими детьми.

2

«Осьминожки»

Рисование ладошками и пальчиками

- закреплять навыки детей по нетрадиционной технике рисования отпечаток ладошкой, рисование пальчиками, развивать чувство композиции;

- воспитывать эстетически-нравственное отношение к морским животным через изображение их образов в нетрадиционных техниках;

- развивать графические навыки, моторику рук.

Месяц: февраль

2

«Рыбки плавают в аквариуме»

Рисование ладошками, дорисовывание кисточкой

- закреплять умение рисования ладошками, учить дорисовывать недостающие детали кисточкой; - развивать цветовосприятие.

3

«Румяный колобок»

Оттиск пенопластом, рисование пальчиками

- познакомить с техникой печатания пенопластовой подушечкой;

- учить наносить и закрашивать всю поверхность рисунка; - продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура; - использовать и сочетать в рисунке несколько способов рисования.

Месяц: март

1

«Мимоза для мамы»

Рисование тычком и пальцами

- упражнять и закреплять умение рисовать ватными палочками; - учить дорисовывать недостающие детали кисточкой;

- развивать чувство композиции.

2

«Петушок»

Рисование тычком в технике «сухая кисть»

- Сформировать у детей представление о характерных особенностях образа петуха и цыплят на основе изобразительно-выразительных средств поэтического слова, музыки и изобразительного искусства.

Месяц: апрель

1

«Помоги маме-курочке найти цыплят»

Рисование методом тычка

- продолжать знакомить детей с новым способом рисования – тычкование по контуру;

- вызвать у детей эмоциональный отклик;

- воспитывать аккуратность; - закрепить знание цветов (жёлтый, красный, коричневый).

2

«Бабочки»

монотопия

- закреплять умение делать кляксы разного цвета на готовом силуэте бабочки, знакомство с новым способом рисования (монотипия); - формировать умение выполнять ритмические движения под музыку.

Месяц: май

1

«Праздничный салют над городом»

Рисование восковыми мелками и акварелью

- учить детей передавать впечатления о праздничном салюте;

- рисовать различные виды салюта восковыми карандашами в виде распустившихся шаров в черном небе; - закреплять умение заполнять весь лист изображением; - придумывать свой салют; - закрашивать акварелью, без просветов чёрный фон ночного неба большими, широкими движениями, используя кисть № 5;

- развивать творческое воображение, фантазию; - воспитывать аккуратность, зрительную память и зрительное внимание.

2

«Носит одуванчик желтый сарафанчик»

Метод тычка жесткой полусухой кистью

- продолжать знакомить детей с техникой рисования методом тычка жесткой полусухой кистью; - закрепить названия основных цветов (желтый, зеленый); - развивать эстетические представления.

Работа с родителями

 

Период

Тема

Октябрь

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Декабрь

Памятка «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода»

Февраль

Буклет «Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук»

Апрель

Памятка «Игровой самомассаж для кистей и пальцев»

Ежемесячно

Выставки детских работ

Литература

  1. Анищенкова Е. С. "Пальчиковая гимнастика", изд. АСТ, 2007г.
  2. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. — Просвещение, 2007.
  3. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
  4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. —

     Каро , 2010.

  1. Светлова И. "Развиваем мелкую моторику" ЭКСМО-Пресс, 2001г.
  2. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. "Пальчиковые шаги" С-Пб, "Корона", 2007г.
  3. Шаляпина И. А. «Нетрадиционное рисование с дошкольниками» «Сфера», 2019г. Янушко
  4. Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию педагога «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ С СЕМЬЕЙ»

 Очень важна роль семьи в воспитании ребенка, особенно для ребенка с особыми потребностями в обучении. Наличие у родителей опыта систематических самостоятельных занятий является одним из важных услови...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов «Как оформить план по самообразованию педагога»

Консультация для педагогов«Как оформить план по самообразованию педагога»            В начале учебного года каждый педагог разра...

Консультация для педагогов «План по самообразованию педагога»

Работа педагога по теме самообразования – это самостоятельная (индивидуальная) деятельность педагогического работника по преодолению профессиональных затруднений в организации профессиональной д...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА на 2019 - 2022 уч.г. на тему «Здоровьесберегающие технологии в работе педагога – психолога ДОУ»

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАна 2019 - 2022 уч.г.на тему«Здоровьесберегающие  технологии в  работе педагога – психолога ДОУ»...

Консультация для педагогов "Как оформить план по самообразованию педагога"

Консультация для педагогов«Как оформить план по самообразованию педагога»В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный ...