Паспорт проекта
проект (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №2 «Солнышко»
Паспорт
информационно-творческого проекта
«Моя семья – моя родословная»
МБДОУ «Детский сад №2 с. им. Бабушкина»
Воспитатель:
Рыжова О.В.
С. им. Бабушкина
2023 год
Автор проекта | |
Фамилия, имя, отчество, должность, квалификационная категория | Рыжова Оксана Владимировна, воспитатель, высшая категория |
Описание проекта | |
Тема учебно-воспитательного проекта | «Моя семья – моя родословная» |
Актуальность проекта (обоснованность выбора темы) | Все люди рано или поздно начинают задумываться о своих корнях, потому что сведения о предках имеют большое значение. Рассказы о старших родственниках и их жизни формируют внутрисемейные связи, создают ощущение единства у детей, учат их понимать и гордиться Родиной и собственной семьей. Или же можно изучать историю рода для определения закономерностей, повторяющихся от поколения к поколению Для любого человека очень важно знать историю своей семьи, чувствовать себя частью большого рода, гордиться своими предками. Фотографии, художественно оформлено в красивую рамочку весело на видном месте в домах знатных людей и являлось предметом гордости за свой род. Поэтому одной из важнейших задач является- формирование у детей интереса к истории семьи, своей родословной, семейным традициям. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Изучение истории семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, вызывает желание стать носителем лучших качеств своих предков. В дошкольном детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка. Проблема. У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «предки», «родословная». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. |
Направление деятельности | Информационно, творческий |
Возраст дошкольников | 5 – 6 лет |
Продолжительность проекта | 02.05.2023 – 15.05.2023 (краткосрочный) |
Методическая база (указать методики, основную литературу, которая использовалась при создании проекта) |
|
Мониторинг | Из 19 человек, посещающих старшую группу ДОУ, было опрошено 14 человек. На начало проекта 2 человека имеют достаточный уровень развития по данной теме, что составляет 11% от общего числа, 12 человек имеют низкий уровень, что составляет 63%, 5 человек не посещают группу по причине болезни (26%) Проведено анкетирование родителей по данной теме (анализ анкет и мониторинга детей в приложении) |
Дидактическая цель проекта | Цель проекта: Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка; способствовать закреплению интереса к своей семье, воспитывать любовь и уважительное отношение к родителям и предкам, формировать и развивать личность, развивать партнерские отношения с семьёй. |
Задачи проекта | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Ожидаемые результаты | Дети - проявляют интерес к проектной деятельности, используют различные источники информации для достижения поставленной цели, проявляют устойчивый интерес к разным видам детской деятельности; - делятся с окружающими своими впечатлениями, знаниями об истории и традициях семьи, о профессиях и увлечениях членов своей семьи, называют свои имя и фамилию, имена и отчества родителей, сочиняют истории, рассказы, стихи о своей семье; - имеют представления о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях. 2.Создана положительная среда общения между детьми, родителями и педагогами. 3.Сформированы креативные способности детей и родителей в совместной деятельности. 4.Обогащены методы, приемы, средства и формы воспитательно-образовательной работы с детьми по формированию представлений о своей родословной, истории семьи, воспитанию уважительного отношения к членам своей семьи, гордости за принадлежность к своему роду. Родители: Родители получили массу советов и рецептов по составлению родословных, осознали значимость этой работы. У них появилась гордость за своих предков, желание быть не хуже, ответственность перед ними и своими детьми. |
Продукт проекта | Выставка стенгазет «Генеалогическое древо моей семьи». Создание группового альбома. |
Этапы реализации проекта | |
Подготовительный этап (сбор информации, подготовка оборудования, подбор игр и литературы и т.д.) | 1. Определение уровня знаний детей об истории своей семьи, своих предках, о том, что такое родословная, генеалогическое древо. 2. Обсуждение проекта с родителями, его задач, помощь родителей в пополнении РППС 3. Постановка целей и задач проекта, определение его продукта 4. Составить перспективный план мероприятий проекта 5. Обогащение РППС, подготовка материала для реализации проекта: подбор художественной, методической литературы, иллюстративного материала по данной теме, подготовка материалов для изобразительной деятельности, подготовить иллюстрации для рассматривания, сделать подборку фильмов и презентаций. |
Основной этап: - работа с детьми - работа с родителями - оснащение предметно-развивающей среды. | 1. Социально-коммуникативное развитие. • Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Дочки-матери», «День рождения», «Встречаем гостей», «В гости к бабушке». • Дидактические игры «Кем быть», «Кому, что нужно для работы», «Чьи детки?», «Чей дом?», «Профессии», «Инструменты», «Маленькие помощники». • Обсуждение ситуаций: «У меня большая семья», «Мой детский альбом», «На кого я похож?». • Игры – драматизации по сказкам «Репка», «Айога», «Гуси - Лебеди». • Инсценировка «Три мамы». • Строительные игры «Мебель для дома». 2. Речевое развитие Составление рассказов на тему: «С кем я живу», «Хорошо у нас в саду…», «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Мамины, бабушкины руки», «Моя комната», « Мое любимое занятие», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься дома», «Каким я хочу быть». Коммуникативные игры: «Назови ласково», «Пустим имя по ветру», «С днем рождения». Чтение произведений: С. Капутикян, Ю. Яковлева, Н. Носова, А. Барто, С. Маршака, К. Ушинского, В. Осеевой, Магомед-Расул «Дедушка Мурада», М. Магомедов «Бабушкин сундук», К. Кажлаева «Хорошее имя Жаннет», Э.Успенский «Если был бы я девчонкой», Ф.Алиева «Асият и солнечные бусы», Р.Гамзатов «Мой дедушка». Обсуждение прочитанного материала. Заучивание стихотворений: Л. Квитко «Бабушкины руки», Е. Благининой «Вот так мама», Х.Тагирова «Родня», Г.Сулейманова «Бабушка моя», Н.Юсупов «Три подарка». Загадки на тему: «Семья», «Родной дом». 3.Художественно – эстетическое развитие Рисование: «Выходные в семье», «Семейные праздники», «С кем я живу», «Портреты членов семьи», «Как я с мамой или папой иду домой из детского сада» Оформление выставок рисунков: «Моя любимая семья», Рисование открыток мамам, папам,. Сотворчество детей с родителями: выставка поделок «Мое семейное хобби». Слушание музыки по теме проекта 4. Познавательное развитие Беседы: «Моя семья», «Как и кому я помогаю дома», «На кого ты больше хочешь быть похож», «Что такое тухум?»;, «Любимый отдых всех членов семьи», «Имена, отчества, фамилии и их значение». Познавательные занятия: «Состав семьи» (Семь Я)», «Работа моих родителей», «Права и обязанности в семье», «Моя родословная; Генеалогическое древо». 5. Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова». Русские народные подвижные игры Пальчиковая гимнастика о семье: «Наша семья», «Пальчик-мальчик», «Дружная семья», «Детский сад». |
Завершающий этап (систематизация, подведение итогов) | Выставка стенгазет «Генеалогическое древо моей семьи». Создание группового альбома. |
Достигнутые результаты | Поставленные задачи выполнены: В результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобрели определенные знания. Дети: • обобщили и систематизировали свои знания о семье. • узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. • имеют представление о родословной как истории семьи прошлое своей семьи; • пополнили словарный запас и расширился кругозор; • приобрели представления об общечеловеческих ценностях; • научились проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда; • развили чувство гордости за свою семью. Родители: • приобрели знания о семейных и народных традициях, праздниках; • укрепили межсемейные и внутрисемейные связи; • научились хранить и чтить свои семейные традиции; |
Работа с родителями |
|
Приложение
МОНИТОРИНГ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Как появилась моя семья?
Кто были мои предки?
Что такое родословная, генеалогическое древо?
Из 19 человек, посещающих старшую группу ДОУ, было опрошено 14 человек. На начало проекта 2 человека имеют достаточный уровень развития по данной теме, что составляет 11% от общего числа, 12 человек имеют низкий уровень, что составляет 63%, 5 человек не посещают группу по причине болезни (26%). Детей с высоким уровнем развития по данной теме не выявлено.
На конец проекта 2 человека имеют низкий уровень развития, что составляет 11% от общего числа, 5 человек имеют достаточный уровень развития, 26% от общего числа, с высоким уровнем развития 7 человек, 37% от общего количества детей.
Проведено анкетирование родителей по данной теме
1.Много ли вы знаете о своих предках?
2. Можете ли вы нарисовать геологическое дерево?
3. Знаете ли вы о происхождении своей фамилии?
4.Связаны ли вы с дальними родственниками?
5. Есть ли (была ли) традиция переписки между родственниками в роду, семье?
6. Сохранились ли предания о жизни семьи в различные исторические периоды?
7.Есть ли семейные рассказы, связанные с профессиональной деятельностью?
8.Существуют ли профессиональные династии в вашей семье?
9.Хотели бы вы быть похожи на кого-либо из родственников?
10.Есть ли у вас в семье традиция хранения памяти об умерших родственниках?
11. Можно ли назвать вашу семью дружной?
12. Бывали ли в роду (семье) серьезные конфликты?
13.Есть ли родственники, с которыми вам бы хотелось посоветоваться?
14. Были ли случаи расставания близких родственников, их потери на долгие годы или навсегда в силу внешних (исторических) причин?
15. Были ли случаи знаменательных, в том числе неожиданных, встреч родственников? 16.Приходилось ли принимать в семью нового человека?
17. Знаете ли вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки?
18.Сохранились ли интересные воспоминания, связанные с рождением детей?
19.Существовала (существует) ли в семье особая традиция выбора имени ребенку?
20. Есть ли в вашей семье семейные реликвии?
21.Хранят ли в вашей семье старые фотографии?
22.Есть ли домашний архив: письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?
23. Есть ли домашние альбомы о каких-либо событиях, периодах жизни?
24. Любите ли вы возвращаться домой из поездок, путешествий?
25. Собирается ли ваша семья иногда вместе?
26.Приняты ли совместные обеды, ужины?
27. Есть ли шутки, дразнилки, принятые в вашей семье?
28.Есть ли сказки, которые взрослые сами сочиняли для детей в вашей семье?
29.Есть ли особые (словесные и другие) семейные формы поощрений?
30.Приводили ли вам как пример для подражания ваших родственников?
Конспект образовательной деятельности
«Что такое генеалогическое древо?»
Цель: закрепить представления о родственных отношениях сформировать элементарные представления о том, что такое род и родословие, о происхождении фамилии, традициях и обычаях, воспитать любовь и уважение к членам семьи.
Задачи:
Формировать представление о мире семьи, как о людях живущих вместе.
Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.
Воспитывать желание заботится о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Словарная работа: род, родословие, генеалогическое древо.
Материал: набор картинок по теме «Семья», примерное генеалогическое древо.
Ход занятия:
- Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.
(М. Шварц)
Дети прослушивают стихотворение, обсуждают его содержание. Демонстрируют чувственное восприятие к стихотворению.
Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь, бабушка, дедушка?
Правильно ребята семья.
Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям.
Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.
В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. Семейная история – это родословная. Родословная – слово о роде. Род – все родственники, которые имеют общего предка. Все родственники могут быть занесены в специальную таблицу, которая носит название «генеалогическая таблица», или «генеалогическое древо».
Генеалогия – наука о родословной человека. Знать свое генеалогическое дерево всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего.
Генеалогическое древо являлось и является одной из самых ценных реликвий в семье – ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.
Дети определяют характерное отличие каждой семьи — это схожесть членов семьи.
Затем дети определяют второе характерное отличие семьи — общая фамилия.
Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей.
Дидактическая игра «Назови отчество».
Педагог обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка Сергеевич.
Педагог называет мужское имя, а дети говорят, какое от него получится отчество; девочки называют отчество для дочек, а мальчики для сыночков:
Александр — Александровна — Александрович;
Олег — Олеговна — Олегович;
Иван — Ивановна — Иванович;
Василий — Васильевна — Васильевич.
Далее педагог беседует с детьми о занятиях и профессиях взрослых членов семьи. Обращает внимание ребят на то, что все взрослые заботятся о своих детях. Сначала бабушки и дедушки заботились об их мамах и папах, растили их, а теперь мамы и папы заботятся о своих детях и родителях. Обязательно отмечает, что когда дети подрастут, то тоже будут заботиться о своих родителях.
Физминутка
"Семейная зарядка".
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку,
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо – влево,
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой,
И качаю головой.
У каждого в семье есть родные и дорогие люди.
А какие же они, родные и дорогие нам люди?
Дидактическая игра «Исправь ошибку»
Воспитатель читает предложения. В некоторые закралась ошибка и её нужно исправить.
-Внук старше дедушки
-Сын старше сестры
-Бабушка моложе внучки
-Папа младше сына
-Мама старше дочки
-Дедушка в семье самый молодой
- Бабушка в семье самая старшая
Дети внимательно слушают, услышав ошибку, поднимают руку и исправляют её. Находят ошибки в предложениях, высказывают своё мнение.
Эмоционально реагируют.
Пальчиковая гимнастика «Десять внучат»
У нашей бабушки (руки сжимают в кулаки)
десять внучат (разжимают кулаки и показывают десять пальцев)
Две Акульки сопят в люльке (шевелят мизинцами)
Две Аринки спят на перинке (шевелят безымянными)
Две Алёнки глядят из пелёнки (шевелят средними)
Два Ивана на лавках сидят (шевелят указательными)
Два Степана учиться хотят (шевелят большими)
Десять внуков (показывают все десять пальцев)
А бабушка одна. (прижимают ладони к груди)
Проявляют эмоциональный отклик.
Согласовывают движения со словами.
Успокаиваются, готовы к выполнению следующего задания.
- Дети, посмотрите, на доске дерево. Рассмотрите его. Какой величины листочки вверху, а какие внизу? Вверху - маленькие. А внизу - большие.
Ребята, ваша семья как это дерево и каждый член семьи - листочек.
Корни, четыре мощных – это дедушки и бабушки родителей,
мамы и папы (можно сделать глубокие корни прадедушки и прабабушки). Ствол – папа и мама, ветви – дети (столько, сколько детей в семье). Это дерево можно продолжать далее.
Дидактическая игра «Генеалогическое древо»
А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто?
Семейное древо
Чудесное дерево есть у меня.
Оно мне — семья,
И оно мне — родня.
На дереве этом
До старческих лет
Гнездился мой прадед,
А также мой дед.
Мой папа
На нем научился взлетать
И смог настоящею птицею стать!
И, как в колыбели,
Со мной
До утра
На дереве этом
Качались ветра.
А листья трезвонили,
Как бубенцы,
Когда у меня
Появились птенцы…
(Г. Дядина)
Ребята, хочу вам предложить дома с мамами и папами «вырастить» свое собственное генеалогическое древо, и мы с вами устроим выставку наших работ. Некоторые ребята уже сделали свои древа, давайте мы рассмотрим их и послушаем рассказы о их семье.
Дети рассказывают с небольшой помощью взрослого. Итог..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский исследовательский проект «Откуда книга пришла?» (Паспорт проекта с детьми старшей группы)
В современном обществе на детей обрушивается, большой поток, информации с телевиденья, интернета. Книги в жизни ребёнка отодвинуты на второй план.Задачи: Расширять и уточнять знания о книгах, о ...

Детский исследовательский проект «Где живут книги?» (паспорт проекта с детьми старшей группы)
В современном обществе на детей обрушивается, большой поток, информации с телевиденья, интернета. Книги в жизни ребёнка отодвинуты на второй план, родители вместе с детьми не посещают библиотеку. Вста...

Детский исследовательский проект «Знакомство с творчеством С.Я.Маршака» (паспорт проекта)
Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям. Самуил Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, ...

Детский исследовательский проект «Путешествие по сказкам» (паспорт проекта)
Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить детей понимать и любить произведения литературы, живописи, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют и...

паспорт проекта. Тема проекта: Путешествие в сказочное королевство" с использованием развивающих и дидактических игр
ПАСПОРТ ПРОЕКТААвтор: Бекетова Ольга Михайловна – воспитатель старшей группы...

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...



