развитие творческих способностей дошкольников
статья
развитие творческих способностей дошкольников
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Балдина С. В., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 86 Приморского района
Санкт - Петербург
Творчество и его формирование в детском конструировании.
Творчество, как человеческая деятельность осуществляется в преобразовании окружающего природного и социального мира. В процессе творческой деятельности, изменяется сам человек - формы его мышления, личные качества, - он становится творческой личностью. Творчество в широком смысле – это деятельность, направленная на получение чего – то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата. В процессе детского творчества, дети делают множество открытий и создают интересный оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции и т.п. При этом у ребенка создается эмоциональный отклик и стремление пробовать что-то новое и добиваться конечного результата. Развитие детского творчества связано с целенаправленным обучением, в котором особая роль отводится воображению. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества. Анализ типов решения задач на воображение, позволил выделить два способа действия при построении воображаемых образов:
- опредмечивание - когда в незавершенной фигуре ребенок усматривает определенный предмет и может его дорисовать;
- включение – когда ребенок превращает заданную на рисунке фигуру во второстепенный элемент образа, что обеспечивает оригинальность, т.е. творчество.
Так же хочется отметить, что для развития детского творчества необходима внутренняя взаимосвязь между мышлением, воображением и свободой поведения. Можно выделить несколько показателей для развития творчества:
- новизна продукта;
- оригинальность;
- вариативность решений;
- интеллектуальная активность;
- эмоциональные проявления.
Интеллектуальная активность, на мой взгляд, развивается у детей в экспериментировании. Можно выделить два вида экспериментирования: утилитарный, бескорыстный.
Утилитарный – направлен на поиск решения задач.
Бескорыстный – направлен на выявление свойств объекта и их связей, решению практических задач. Этот вид является особо важным, поскольку самостоятельное ознакомление детей с различными свойствами объекта, без выделения главных и неглавных свойств, позволяет значительно обогатить процесс творческого конструирования. Однако наблюдая за детской деятельностью, мы можем видеть, как ребенок подкидывает предмет много, много раз, получая от этого удовольствие, и не производит с ним других манипуляций, для открытия новых свойств этого предмета.
Отсюда можно сделать вывод, что детское экспериментирование необходимо развивать в двух направлениях:
- постоянно расширять количество объектов, отличающихся ярко выраженной многофункциональностью;
- давать детям возможность использовать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов в разнообразных видах деятельности (игре, рисовании, конструировании и др.).
Детское конструирование и формы его организации.
Давайте рассмотрим один из видов детской деятельности – конструирование.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности и направлено на получение определенного продукта из строительного материала изготовление поделок из бумаги, картона, природного материала, бросового материала. Выделяют два типа конструирования:
- техническое
- художественное
Техническое – идет отображение существующих объектов, а так же создаются поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом сохраняются структурные и функциональные признаки предметов: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом…. К техническому типу конструирования относятся: конструирование из строительного материала, конструирование из деталей конструкторов, конструирование из модулей. Конструирование из строительного материала, является необходимым и важным этапом обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой воздействия построек. Организованное обследование образцов помогает овладеть способом анализа, умением определять в любом предмете основные части, выделять основные детали и пространственное расположение. Рекомендуется применять в качестве образца рисунки, фотографии, конструкцию в которой отсутствуют некоторые детали, чертежи и наглядные схемы. Хочу отметить, что конструирование по замыслу, обладает большими возможностями для развития творчества детей, для проявления их самостоятельности. Для того чтобы эта деятельность протекала как творческий процесс, дети должны иметь обобщенные представления о конструируемом объекте, владеть способами конструирования и уметь искать новые способы постройки. Можно сделать вывод, что конструирование, как одна из форм организации обучения детей, позволяет наполнить их новым содержанием и использовать их взаимосвязи с целью формирования деятельности детей и развитию их творчества.
Художественное – идет отображение не только структуры, но и выражает свое отношение к ним, передает характер, пользуясь цветом, формой, фактурой. К художественному конструированию относятся конструирование из бумаги, конструирование из природного материала и бросового. Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям детей. Все виды конструирования используются детьми в игре.
Конструирование из бумаги: этот вид деятельности используется на специальных занятиях и носит подражательный характер – используются образцы, показ, подробное объяснение процесса изготовления каждой поделки. Однако такой способ конструирования не дает развития творчества, если придерживаться строгих шаблонов.
Конструирование из природного материала: этот вид деятельности тоже носит подражательный характер. Детей учат воспроизводить образцы, что характерно для технического конструирования, а так же создавать конкретные поделки из конкретного природного материала. При этом совсем не используется специфика самого природного материала (богатство его форм, цвета, фактуры, его многофункциональность), позволяющая не только отображать, но и выражать свое отношение, т.е. строить художественный образ, что особенно значимо для развития детского воображения и творчества. Можно предположить, что в основе развития творческого воображения в процессе конструирования из природного материала лежит овладения обобщенными способами и приемами построения художественного образа с опорой на наглядность и детский опыт. Для развития творческого воображения в этом виде конструирования важно научить детей анализировать природный материал, сформировать такие приемы конструирования, как достраивание, изменение пространственного положения основы, комбинирование, убирание лишнего. Для реализации и формирования творческого конструирования есть три этапа:
- Обучение анализу природного материала, как основу для получения разных образов способом опредмечивания. Детям демонстрировались корни, ветки, сучки разной конфигурации, похожие на что-то конкретное, а далее предлагался аналогичный материал, в котором можно было разглядеть 2-3 образа. При этом дети овладевают основными приемами построения образа. Способ опредмечивания является основополагающим моментом в развитии воображения, поскольку помогает формировать умение видеть целое раньше частей.
- На втором этапе дети решают задачи на построение образов. С этой целью детям предлагается решить два типа задач: предлагался природный материал, который использовать как часть чего-то целого (например, ракушки в качестве ушей, хвоста и др.), и природный материал, который используется в качестве основы будущих конструкций (например, перевязанный пучок соломы, два соединенных желудя и др.). Это обеспечивает обобщение первого способа и овладение вторым, когда материал, заданный в качестве основы, используется как значимый элемент целостного образа. В результате дети могут использовать один и тот же материал многофункционально: как основу, часть, деталь образа.
- На третьем этапе расширяется тематика детских поделок, организуется сюжетное конструирование. В поделках появляется выразительность, что приводит к эмоциональному отклику у детей, так значимому для них. Дети строят образ с опорой на природный материал и на свои представления, связанные с их творческим воображением. Особое значение на данном этапе имеет экспериментирование с природным материалом (гнется, шершавое, пушистое и др.). Это значительно расширяет представление детей и приводит к конструктивным решениям, к созданию оригинальных образов с использованием свойств материала.
Из выше сказанного можно сказать, что работа с разными материалами направлена на решение следующих задач:
- развитие художественно - эстетического восприятия, художественного вкуса;
- развитие у дошкольников воображения, умение видеть необычное в обычных предметах;
- развитие художественно – творческих способностей и творчества ребенка;
- обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного материала….;
- создание детьми атрибутов для сюжетно – ролевых и дидактических игр, игр – драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера и выставок.
Дошкольный возраст дает прекрасные возможности для развития творческих возможностей. Именно от того, насколько рано начнется его развитие зависит творческий потенциал взрослого человека. Поэтому творческие способности ребенка надо развивать уже с самого раннего детства. Творческая деятельность возникает не сразу, а достаточно медленно, развиваясь постепенно, от простых форм – к более сложным. Поэтому педагогу дошкольного образования необходимо обращать пристальное внимание на процесс развития творческих способностей у своих воспитанников и одна из форм – это конструирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности»
Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивиду...
Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.
Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития...

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника».
«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника»....
Развитие творческих способностей дошкольника через художественно-творческую деятельность.
Рисование для ребенка - это игра. Дети с удовольствием и интересом чертят на бумаге каракули. Дай детям возможность, они изрисовали бы все вокруг. Как только ребенок поймет, что карандаш, ручка оставл...
«Методы и приёмы развития творческих способностей дошкольников в художественно-творческой деятельности (в рисовании) в соответствии с ФГОС ДО»
ü Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);ü Развитие детского творчества;ü Приобщение к изобр...

Творческий проект. Тема: «Развитие творческих способностей дошкольников через дизайнерскую деятельность»
Творческий проект для детей 3-4 лет и их родителей ....
