Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Инженерик»
материал (подготовительная группа)
Программа «ИНЖЕНЕРИК» отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования – развитие основ технического творчества детей в условиях модернизации образования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 70.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОЛГОНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Педагогический совет Заведующий МБДОУ
«Солгонский детский сад»
Протокол № 1 О.В.Воробьева
От 28 .08.2025г ________
Приказ № от 28.08.2025г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ИНЖЕНЕРИК»
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ: БАЗОВЫЙ, СТАРТОВЫЙ
ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 6 – 7 ЛЕТ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 ГОД
Автор:
Педагог дополнительного образования:
Лыспак Дарья Александровна
с. Солгон
2025 г
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
− Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2024) "Об образовании в Российской Федерации";
− Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (вступ. в силу с 01.03.2023);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (ред. от 21.04.2023);
− Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
− Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 № ДГ-245/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий");
− Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 г. № АК-2563/05 "О методических рекомендациях" (вместе с "Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ");
− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН Региональный модельный центр дополнительного образования детей Красноярского края
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Направленность программы
Направленность
Направленность программы техническая.
Новизна
Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества. Авторское воплощение замысла в автоматизированные модели и проекты особенно важно для старших дошкольников, у которых наиболее выражена исследовательская (творческая) деятельность.
Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Актуальность
Программа «ИНЖЕНЕРИК» отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования – развитие основ технического творчества детей в условиях модернизации образования.
Отличительные особенности
Данная программа разработана для обучения детей основам конструирования и моделирования роботов при помощи программируемых конструкторов Lego WeDo 2.0. Программа «Инженерик» предполагает минимальный уровень знаний операционной системы Windows. Курс робототехники является одним из интереснейших способов изучения компьютерных технологий и программирования.
В случае невозможности продолжения образовательного процесса в силу объективных причин (карантина в связи с высокой заболеваемостью обучающихся, морозных дней и т.п.) предусматривается организация образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий.
Адресат программы
Программа «ИНЖЕНЕРИК» разработана для обучающихся 6-7 лет.
Практическая значимость
Комплект заданий для конструктора LEGO Education WeDo 2.0 позволяет детям работать в качестве юных исследователей, инженеров, математиков и даже писателей, предоставляя им инструкции, инструментарий и задания для проектов.
Режим занятий
Занятия проводятся в сформированной группе (до 8 детей) 1 раз в неделю (продолжительность занятия 30 минут), в вечернее время. Во время занятия проводится динамическая пауза (согласно требованиям СанПиН). Сложность исполнения конструкций подбирается с учётом интересов ребенка и развития технических навыков. Объем программы- 72 часа. Предусмотрена совместная работа с родителями.
Условия приема детей: на период обучения принимаются обучающиеся соответствующего возраста, предоставившие заявление от родителей (опекунов), согласие на обработку персональных данных.
Срок реализации программы и объем учебных часов
Программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется в объеме 72 академических часа в год, 2 раза по 1 часу в неделю.
На период обучения принимаются учащиеся соответствующего возраста, предоставившие заявление от родителей (опекунов), согласие на обработку персональных данных.
Формы обучения
Форма обучения – очная. Виды занятий: групповые занятия под руководством педагога (обучение в сотрудничестве); работа в парах; творческая работа. Формы контроля и подведения: проектная деятельность, устный контроль, беседа, творческие и игровые задания, интерактив, мультимедийные технологии.
Режим занятий
Продолжительность учебного часа – 30 мин. 1 год обучения – 72 часа (2 раза в неделю по 1 часу). Постановление от 4 июля 2014 года № 41 Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"
Цель: Развитие научно-технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение элементарным основам технического конструирования и робототехники.
Задачи:
- Развивать у дошкольников интерес к моделированию и техническому конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
- Формировать у обучающихся старшего дошкольного возраста навыки начального программирования.
- Развивать психофизические качества обучающихся: память, внимание, логическое и аналитическое мышление, мелкую моторику.
- Формировать у обучающихся коммуникативные навыки: умение вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения; умение работать в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№ | Название раздела, темы | Формы проверки реализации программы | Содержание | Количество часов | |
Теория | Практика | ||||
1. | Беседа о технике безопасности во время конструирования. Знакомство с компонентами конструктора LeGo WeDo 2.0 | Мониторинг достижений детей на начальном этапе | Развивать познавательный интерес детей дошкольного возраста к робототехнике. | 1 | 1 |
2. | Знакомство со средой программирован ия (блоки, пиктограммы, связь блоков программы с конструктором). | Развивать познавательный интерес детей дошкольного возраста к робототехнике. | 1 | 2 | |
3. | Создание модели «Вентилятор» | Сборка вентилятора по технологическим картам. Введение блока «мотор». Добавление в написание программы ранее используемого блока «изменение цвета». | 1 | 2 | |
4. | Создание модели «Движущийся спутник» | Сборка и программирование модели «Спутник». Написание программы по предложенной схеме. Показать возможности изменения последовательности расстановки блоков в программировании. | 1 | 2 | |
5. | Создание озвученной модели «Робот- шпион» | Сборка и программирование модели «Робот-шпион». Использование «датчика движения». Добавление в программу блоков, отвечающих за приведение в действие датчика, а так же добавление и самостоятельное изменение звука. | 1 | 2 | |
6. | Создание модели «Лягушки» | Знакомить детей с жизнью лягушки как одного из примеров жизненного цикла живого организма. | 1 | 2 | |
7. | Создание модели «Майло научный вездеход» | Подвести к необходимости создания устройств, необходимых в осуществлении той или иной научно-исследовательской деятельности. Сборка и программирование модели научного вездехода «Майло». | 1 | 2 | |
8. | «Датчик перемещения Майло» | Сборка и программирование модели «Майло». Добавление в схему «датчика обнаружения предметов», выявление возможностей и необходимости его использования. | 1 | 2 | |
9. | «Датчик наклона Майло» | Сборка и программирование модели «Майло». Добавление в схему «датчика наклона», выявление возможностей и необходимости его использования. | 1 | 2 | |
10. | Совместная работа | Фотоотчёт | Создание совместной работы. Синхронное программирование модели. Распределение нагрузки и «обязанностей» в общей программируемой модели. | 1 | 2 |
11. | «Робот - тягач» | Сборка и программирование модели робот-тягач. Посмотреть, какие элементы LEGO необходимы для создания модели. | 1 | 2 | |
12. | «Гоночный автомобиль» | Сборка и программирование модели Гоночного автомобиля. Посмотреть, какие элементы LEGO необходимы для создания модели. | 1 | 2 | |
13. | «Стимулятор землетрясений» | Сборка и программирование модели Стимулятора землетрясений, способный передавать зданиям колебательные движения. Посмотреть, какие элементы LEGO необходимы для создания модели. | 1 | 2 | |
14. | «Головастик» | Построить модель головастика. Посмотреть, какие элементы необходимы для создания модели. Программирование. | 1 | 2 | |
15. | «Пчела» | Построить модель пчелы, летающей вокруг цветка, какие элементы необходимы для модели. Программирование. | 1 | 2 | |
16. | «Паводковый шлюз» | Построить паводковый шлюз, с помощью которого можно контролировать уровень воды в реке. Посмотреть, какие элементы необходимы для создания модели. | 1 | 2 | |
17. | «Вертолёт» | Построить вертолет. Посмотреть, какие элементы необходимы для создания модели. Программирование. | 1 | 2 | |
18. | «Грузовик» | Построить грузовик. Посмотреть, какие элементы необходимы для создания модели. Программирование. | 1 | 2 | |
Итого часов | 18 | 35 | |||
Содержание учебного плана программы
- Вводное занятие. Беседа о технике безопасности во время конструирования. Знакомство с компонентами конструктора
LeGo WeDo 2.0.
Теория:Инструктаж по технике безопасности.
Практика:Знакомство с компонентами конструктора LeGo WeDo 2.0.
- Знакомство со средой программирования (блоки, пиктограммы, связь блоков программы с конструктором).
Теория: Основные детали, их характеристики, области применения. Электроника. Практика: Подключение смартхаба к компьютеру.
- Создание модели «Вентилятор».
Теория: Рассматривание готовой модели «Вентилятор».
Добавление в написание программы ранее используемого
блока «изменение цвета».
Практика: Сборка вентилятора по технологическим картам.
Введение блока «мотор».
- Создание модели «Движущийся спутник».
Теория: Написание программы по предложенной схеме. Показать возможности изменения последовательности расстановки блоков в программировании.
Практика: Сборка и программирование модели «Спутник».
- Создание озвученной модели «Робот - шпион».
Теория: Добавление в программу блоков, отвечающих за приведение в действие датчика, а так же добавление и самостоятельное изменение звука.
Практика: Сборка и программирование модели «Робот-шпион». Использование «датчика движения».
- Создание модели «Лягушки».
Теория: Знакомить детей с жизнью лягушки как одного из
примеров жизненного цикла живого организма.
Практика: Создание модели «Лягушки».
- Создание модели «Майло научный вездеход».
Теория: Подвести к необходимости создания устройств, необходимых в осуществлении той или иной научно-исследовательской деятельности.
Практика: Сборка и программирование модели научного
вездехода «Майло».
- «Датчик перемещения Майло».
Теория: Добавление в схему «датчика обнаружения предметов», выявление возможностей и необходимости его использования.
Практика: Сборка и программирование модели «Майло».
- «Датчик наклона Майло».
Теория: Добавление в схему «датчика наклона», выявление возможностей и необходимости его использования.
Практика: Сборка и программирование модели «Майло».
- Совместная работа.
Теория: Синхронное программирование модели.
Распределение нагрузки и «обязанностей» в общей
программируемой модели.
Практика: Создание совместной работы.
- «Робот – тягач».
Теория: Посмотреть, какие элементы LEGO необходимы
для создания модели.
Практика:Создание модели «Робот – тягач».
- «Гоночный автомобиль».
Теория: Посмотреть, какие элементы LEGO необходимы для создания модели.
Практика:Создание модели «2Гоночный автомобиль».
- «Стимулятор землетрясений».
Теория: Стимулятора землетрясений, способный передавать
зданиям колебательные движения. Посмотреть, какие
элементы LEGO необходимы для создания модели.
Практика: Сборка и программирование модели.
- «Головастик».
Теория: Посмотреть, какие элементы необходимы для
создания модели.
Практика: Сборка и программирование.
- «Пчела».
Теория: Рассмотреть готовую модель. Побеседовать о пчелах и их пользе.
Практика: Построить модель пчелы, летающей вокруг цветка, какие элементы необходимы для модели. Программирование.
- «Паводковый шлюз».
Теория:Дать представление о том что с помощью паводкового шлюза,можно контролировать уровень воды в реке.
Практика: Построить паводковый шлюз.
- «Вертолет».
Теория: Рассмотреть вместе с обучающимися, виды ветролетов.
Практика:Построить модель «Вертолет».
- «Грузовик».
Теория:Рассмотреть готовую модель «Грузовик».Выбрать необходимые детали для сбора.
Практика:Построить модель «Грузовик».
Планируемые результаты.
Личностные результаты: - формирование инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, экспериментировании. – формирование положительного отношения к миру техники, техническим профессиям. - развитие умения соблюдать правила безопасного поведения при работе с необходимыми при конструировании робототехническими деталями. – формирование способности выбирать напарника для совместной деятельности, обсуждать с ним этапы и результаты совместной деятельности. - формирование умения договариваться, распределять роли. – развивать способность сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
Метапредметные результаты: - имеет начальные знания о работе механизмов, уметь приводить примеры техники, в которой используются данные механизмы. – формирование умения находить различия между электроникой (кнопки, датчики, рычаги, переключатели) и механикой (шестеренки, ремни, шкивы, колеса). - формирование знаний о различиях между автономным и ручным управлением техникой. - формирование умения бережного отношения к технике, ценить труд взрослых, называть технические профессии (электрик, механик, программист и др.) и специфику их работы.
Предметные результаты: - умение использовать математические знания, способы и средства для познания окружающего мира; способен к произвольным умственным действиям; логическим операциям анализа, сравнения, обобщения, систематизации, классификации и другим, оперируя предметами разными по величине, форме, количеству; владеет счетом, ориентировкой в пространстве и времени.
Условия реализации программы
Материально-техническое и информационное обеспечение соответствует современным требованиям и обеспечивает достижение планируемых результатов.
Для реализации данной программы имеются следующие условия:
Материально-техническое обеспечение:
- групповое помещение с хорошим освещением;
- наличие столов и стульев, соответствующих росту и количеству обучающихся;
- организованное для каждого рабочее место с компьютером и свободным местом для сборки моделей (перед каждым компьютером свободное пространство размерами примерно 60 см х 40 см);
- измерительные инструменты: линейки, секундомер, бумага для таблицы данных;
- отдельные шкафы для хранения наборов, также позволяющие хранить незавершённые модели;
- место для размещения дополнительного материала: книги, фотографии, карты – всё, что относится к изучаемой теме;
- разноцветная бумага, картон, фольга, ножницы, клей для создания макетов для моделей проектов.
Информационное обеспечение:
- ноутбуки;
- конструктор Lego WeDo 2.0;
- видеокамера;
- фотоаппарат;
- презентации;
- обучающие видеоролики.
Методическое обеспечение:
- картотека физкультминуток и упражнений;
- методические разработки занятий;
- специальная литература для работы педагога с детьми;
- наглядные пособия.
Перед началом каждого занятия проводится инструктаж по технике безопасности и бережному отношению к конструкторам, компьютерам.
Создание и накопление методического материала позволяет результативно использовать учебное время, осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Кадровое обеспечение.
Программа реализуется педагогом дополнительного образования, имеющий среднее профессиональное образование, обладающий достаточными теоретическими знаниями и опытом практической деятельности.
Формы аттестации и оценочные материалы
Проверка результатов усвоения обучающимися программного материала осуществляется в форме входного и текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- Журнал посещаемости;
- фото, видео;
- грамоты, дипломы.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- педагогическое наблюдение;
- конкурсные задания, игры-тесты, игры-эстафеты, интерактив, проектная деятельность;
Оценочные материалы
В процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы
«Инженерик» контроль за уровнем усвоения материала носит систематический характер и проводится на каждом занятии. Педагогическое наблюдение призвано обеспечить оценку роста и развития каждого обучающегося с целью оказания ему своевременной помощи и поддержки, а также для целенаправленного планирования изменений в условиях, формах и видах деятельности, которые соответствовали бы их индивидуальным потребностям.
Методические материалы
В процессе реализации программы применяются различные методы обучения и воспитания. В процессе обучения применяются технология игровой деятельности, модульный подход к организации обучения. Организация работы может быть как индивидуальной, так и групповой, а так же дети с ОВЗ.
- особенности организации образовательного процесса: очно
- методы обучения: игровой, наглядно-практический, словесный, проектный.
- методы воспитания: поощрение, мотивация.
- формы организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая, дети с ОВЗ.
- формы организации учебного занятия: игра, конкурсные задания, квесты, викторины.
- педагогические технологи: технология группового обучения, технология коллективной деятельности.
- алгоритм учебного занятия:
1 этап – организационный: подготовка детей к занятию, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания
2 этап - проверочный: проверка усвоения знаний предыдущего материала
3 этап – подготовительный: подготовка к новому материалу, мотивация учебной деятельности, сообщение цели и задачи занятия.
4 этап – основной: активизация познавательной деятельности детей.
5 этап – контрольный: оценка овладения знаниями
6 этап – итоговый: анализ и оценка успешности достижения цели.
7 этап – рефлексивный: оценка результативности работы.
дидактические материалы: раздаточные материалы, загадки, сборник дидактических игр, головоломки.
Виды дидактических материалов:
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала в данной программе используются наглядные пособия следующих видов:
- схематический (рисунки);
- картинно-динамический (картинки, иллюстрации, слайды, фотоматериалы);
- звуковой (аудиозаписи);
- смешанный (видеозаписи, учебные мультфильмы);
- дидактические пособия (раздаточный материал).
ЛИТЕРАТУРА:
- Индустрия развлечений. ПервоРобот. Книга для учителя и сборник проектов. LEGO Group, перевод ИНТ, - 87 с.,
- Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука, 2010, 195 стр.
- Программное обеспечение ROBOLAB 2.9.
- Интернет-ресурсы.
- Интеграция образовательных областей как средство организации целостного процесса в дошкольном учреждении : коллективная монография / Под ред. Л.В. Трубайчук. – Челябинск : ООО «РЕКПОЛ». – 158 с.
- Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста : кн. для воспитателей дет. сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М. :Просвещение, 2001. – 124 с.
- Емельянова, И.Е. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов : учеб.-метод. пос. для самост. работы студентов / И.Е. Емельянова, Ю.А. Максаева. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011 –131 с.
- Лусс Т.С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего» пособие для педагогов- дефектологов. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,2003.
- Фешина Е.В. «Легоконструирование в детском саду»:Пособие для педагогов.М.:изд.Сфера,2011.
- Ишмакова М.С. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС:пособие для педагогов.-всерос.уч.-метод.центр образовательной робототехники. М.Изд.-полиграф.центр «Маска»-2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)
2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)
Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»
Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности «Буги-Вуги»
программа ориентирована на детей 5-7лет, рассчитана на один год обучения....

