«Инновационные технологии в области экологического образования детей старшего дошкольного возраста»
статья (старшая группа)
Термин «экология» ввёл немецкий биолог Эрнст Генрих Филипп Август Геккель в 1866 году. В дословном переводе с греческого означает «наука о доме». Наука о доме, в котором мы все живем. Это природа, которая окружает каждого из нас с раннего детства. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти ребёнка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Инновационные технологии в области экологического образования детей старшего дошкольного возраста»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 44»
Кемеровская обл-Кузбасс, Новокузнецкий городской округ, 2025
Автор- составитель:
Мельникова Ирина Владимировна, воспитатель.
Введение.
Экология — естественная наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания, об организации и функционировании биосистем различных уровней (популяции, сообщества, экосистемы). Термин «экология» ввёл немецкий биолог Эрнст Генрих Филипп Август Геккель в 1866 году. В дословном переводе с греческого означает «наука о доме».
Наука о доме, в котором мы все живем. Это природа, которая окружает каждого из нас с раннего детства. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти ребёнка. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления - знание о её объектах и явлениях, воспитывать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – одна из важнейших задач экологического образования в дошкольном учреждении.
Современный этап реализации образования требует инновационных технологий, которые включают такие цифровые технологии, как: виртуальные экскурсии и мультимедийные презентации, интерактивные игры, моделирование, проектная деятельность и STEM-лаборатории. Представляем обзор таких инноваций.
- Виртуальные экскурсии и мультимедийные презентации – помогают изучать экосистемы, не выходя из ДОО. Например, цифровой комплект «Виртуальные экскурсии по Кузбассу». В него вошли виртуальные экскурсии по темам и мультимедийные презентации. Например, обучающие презентации на темы: «Времена года», «Правила поведения в природе» с изображениями, анимацией и звуковыми эффектами.
2. Интерактивные игры
Интерактивные игры делают экологическое образование увлекательным и эффективным, помогая дошкольникам осознать свою роль в сохранении природы. Игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей.
В предлагаемых интерактивных экологических играх ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняет вполне конкретную природоохранную работу; усваивает правила поведения в окружающей среде. Например: «Чьё перо?», «Где живёт капелька?» и другие.
3.Проектная деятельность
Это педагогическая технология, в основе которой лежит самостоятельная деятельность детей: исследовательская, познавательная, продуктивная. В процессе ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Например: мини-проекты («Выращивание растений», «Такой разный снег!», «Переработка мусора», «Что такое черное золото?».
4. STEM-лаборатории. Это технология, объединяющая области науки и образования. Научные факты и данные помогают дошкольникам самостоятельно исследовать мир вокруг себя, изучать микромир и явления в природе, поясняют результаты экспериментов с водой, почвой, с воздухом. Ярким примером такой технологии можно назвать ДООП «Первые шаги в науку». Ребята проводят опыты и эксперименты с углём, семенами, выращиванием кристаллов. Осваивают технические устройства и вовлекаются в научно-техническое творчество.
5. Экологические акции это социально значимые мероприятия, направленные на решение актуальных экологических проблем, сохранение или улучшение состояния окружающей среды. Такие акции затрагивают всех участников: жителей микрорайона, города, группы. К ним относятся - посадка деревьев, сбор батареек, покорми птиц, лучшая кормушка, скворечник, сохраним ёлочку. Коллектив нашего детского сада, воспитанники и родительская общественность традиционно принимают участие в районной акции «Рука Друга», в городской акции «Посади дерево» (на бульваре Героев); акция «Чистый воздух», в субботниках и уборки территорий.
6. Моделирование. Моделирование — технология экологического образования дошкольников, основанная на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений (предметы, конструкции). Моделирование даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта. К таким моделям относится – экологические тропы, моделирование признаков растений в уголках природы, (определяющих способ удаления пыли); объемные и плоскостные модели. Например, природные зоны-Север, Тайга, панно «Времена года» и другие.
7. Активности с родителями - одна из важнейших форм экологического воспитания. Полноценный воспитательный эффект достигается тогда, когда детский сад и семья действуют в одном векторе. Воспитанники, совместно с родителями активно участвуют в проведении экологических акций, плакатах, конкурсном движении, понимая необходимость защиты природы, Земли – нашего «дома», стремление к активной деятельности по охране окружающей среды. Реализованы акции «Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц), «Ёлочка – зелёная иголочка», «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!» (22 марта – Международный день воды»), «Украсим планету цветами» (начало акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов). Одним из условий экологического воспитания является совместная деятельность детей с их семьями. Только совместными усилиями с семьей можно решить главную задачу-воспитать экологически грамотного человека. Победители в конкурсах «Эко Ёлочка», Участие семьи Пивоваровых (многодетная семья) в Кузбасском конкурсе на создание лучшей ёлочки из вторсырья. на Результаты участия в Городском экологическом фестивале «Экология Кузбасса. Начни с себя!» Вы можете посмотреть результаты по ссылке.
Заключение
Таким образом, инновационные технологии в экологическом образовании дошкольников способствуют формированию осознанного отношения к природе, помогают стать активными участниками в сохранении окружающей среды. Комбинация цифровых технологий и образовательной деятельности позволяет организовать обучение увлекательным и эффективным.
Список литературы Загребина, Е. В. (2021). Игровые технологии в экологическом воспитании дошкольников. М.: Просвещение.
- Николаева, С. Н. (2020). Методика экологического воспитания в детском саду. СПб.: Детство-Пресс.
- Смирнова, Л. А. (2022). Цифровые технологии в дошкольном образовании. М.: Академия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология использования природоохранных акций как средства экологического образования детей старшего дошкольного возраста в условиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Создать оптимальные условия для повышения качества образования в вопросах воспитания заботливого, бережного отношения к природе.Обеспечить эффективность и преемственность программы на разных ступенях ...
Методический семинар по теме «Инновационные технологии как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» (Выступление на РМО из опыта работы)
Данный материал может быть полезен для педагогов...

Консультация для воспитателей: «Современная технология экологического образования детей старшего дошкольного возраста»
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей, развитие экологического созна...

статья по теме "Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры. "
Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями.Основной целью музейной педаго...
Педагогический проект «Инновационные развивающие технологии по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»
. Экологическое воспитание – актуальная и главная задача. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно только в дошкольном возрасте, потом поменять мировоззрение и изменить п...

Проектная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Краткосрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста «Собака - друг человека». Почему так говорят?
Большое внимание уделяется направлению «ребенок и природа». Экологическое воспитание в детском саду является одним из важных, именно период дошкольного детства в процессе целенаправленного...
НОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО» «ПРОКАЗЫ ДЕДЮКИ-ВРЕДНЮКИ»
Задачи:Образовательные:- создавать условия для закрепления знаний детей о значении солнца (свет) на планете Земля;- упражнять в умении добывать информацию известными способами (А.И.Савенков «Мет...
