«Инновационные технологии в области экологического образования детей старшего дошкольного возраста»
статья (старшая группа)

Мельникова  Ирина Владимировна

Термин «экология» ввёл немецкий биолог Эрнст Генрих Филипп Август Геккель     в 1866 году.  В дословном переводе с греческого означает «наука о доме». Наука о доме, в котором мы все живем. Это природа, которая окружает каждого из нас с раннего детства. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya_ekologiya_25.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Инновационные технологии в области экологического образования детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 44»

Кемеровская обл-Кузбасс, Новокузнецкий городской округ, 2025

Автор- составитель:

Мельникова Ирина Владимировна, воспитатель.

Введение.

  Экология — естественная наука о взаимодействиях живых организмов между собой и с их средой обитания, об организации и функционировании биосистем различных уровней (популяции, сообщества, экосистемы). Термин «экология» ввёл немецкий биолог Эрнст Генрих Филипп Август Геккель     в 1866 году.  В дословном переводе с греческого означает «наука о доме».

 Наука о доме, в котором мы все живем. Это природа, которая окружает каждого из нас с раннего детства. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго (а порой на всю жизнь) остаются в памяти ребёнка. Ввести ребенка в мир природы, сформировать реалистические представления - знание о её объектах и явлениях, воспитывать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – одна из важнейших задач экологического образования в дошкольном учреждении.

Современный этап реализации образования требует инновационных технологий, которые включают такие цифровые технологии, как:   виртуальные экскурсии  и мультимедийные презентации,  интерактивные игры, моделирование, проектная деятельность и STEM-лаборатории.  Представляем обзор таких инноваций.

  1.  Виртуальные экскурсии и мультимедийные презентации – помогают изучать экосистемы, не выходя из ДОО. Например, цифровой комплект «Виртуальные экскурсии по Кузбассу». В него вошли виртуальные экскурсии по темам и мультимедийные презентации. Например, обучающие презентации на темы: «Времена года», «Правила  поведения в природе» с изображениями, анимацией и звуковыми эффектами.

2.  Интерактивные игры

 Интерактивные игры делают экологическое образование увлекательным и эффективным, помогая дошкольникам осознать свою роль в сохранении природы. Игры можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей.

В предлагаемых интерактивных экологических играх ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняет вполне конкретную природоохранную работу; усваивает правила поведения в окружающей среде. Например: «Чьё перо?», «Где живёт капелька?» и другие.

3.Проектная деятельность

Это педагогическая технология, в основе которой лежит самостоятельная деятельность детей: исследовательская, познавательная, продуктивная. В процессе ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Например: мини-проекты («Выращивание растений», «Такой разный снег!», «Переработка мусора», «Что такое черное золото?».

 4. STEM-лаборатории. Это технология, объединяющая области науки и образования. Научные факты и данные помогают дошкольникам самостоятельно исследовать мир вокруг себя, изучать микромир и явления в природе, поясняют результаты экспериментов с водой, почвой, с воздухом. Ярким примером такой технологии можно назвать ДООП «Первые шаги в науку».  Ребята проводят опыты и эксперименты с углём, семенами, выращиванием кристаллов. Осваивают технические устройства и вовлекаются в научно-техническое творчество.

 5. Экологические акции это социально значимые мероприятия, направленные на решение актуальных экологических проблем, сохранение или улучшение состояния окружающей среды. Такие акции затрагивают всех участников: жителей микрорайона, города, группы. К ним относятся - посадка деревьев, сбор батареек, покорми птиц, лучшая кормушка, скворечник, сохраним ёлочку. Коллектив нашего детского сада, воспитанники и родительская общественность традиционно принимают участие в районной акции «Рука Друга», в городской акции «Посади дерево» (на бульваре Героев); акция «Чистый воздух», в субботниках и уборки территорий.

  6. Моделирование. Моделирование — технология экологического образования дошкольников, основанная на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений (предметы, конструкции). Моделирование даёт возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта. К таким моделям относится – экологические тропы, моделирование признаков растений в уголках природы, (определяющих способ удаления пыли); объемные и плоскостные модели.  Например, природные зоны-Север, Тайга, панно «Времена года» и другие.

7.  Активности с родителями - одна из важнейших форм экологического воспитания. Полноценный воспитательный эффект достигается тогда, когда детский сад и семья действуют в одном векторе.  Воспитанники, совместно с родителями активно участвуют в проведении экологических акций, плакатах, конкурсном движении, понимая необходимость защиты природы, Земли – нашего «дома», стремление к активной деятельности по охране окружающей среды. Реализованы акции «Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц), «Ёлочка – зелёная иголочка», «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!» (22 марта – Международный день воды»), «Украсим планету цветами» (начало акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов).  Одним из условий экологического воспитания является совместная деятельность детей с их семьями. Только совместными усилиями с семьей можно решить главную задачу-воспитать экологически грамотного человека. Победители в конкурсах «Эко Ёлочка», Участие семьи Пивоваровых (многодетная семья) в Кузбасском конкурсе на создание лучшей ёлочки из вторсырья.  на Результаты участия в Городском экологическом фестивале «Экология Кузбасса. Начни с себя!» Вы можете посмотреть результаты по ссылке.

Заключение

Таким образом, инновационные технологии в экологическом образовании дошкольников способствуют формированию осознанного отношения к природе, помогают стать активными участниками в сохранении окружающей среды. Комбинация цифровых технологий и образовательной деятельности позволяет организовать обучение увлекательным и эффективным.

Список литературы Загребина, Е. В. (2021). Игровые технологии в экологическом воспитании дошкольников. М.: Просвещение.

  1. Николаева, С. Н. (2020). Методика экологического воспитания в детском саду. СПб.: Детство-Пресс.
  2. Смирнова, Л. А. (2022). Цифровые технологии в дошкольном образовании. М.: Академия.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология использования природоохранных акций как средства экологического образования детей старшего дошкольного возраста в условиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Создать оптимальные условия для повышения качества образования в вопросах воспитания заботливого, бережного отношения к природе.Обеспечить эффективность и преемственность программы на разных ступенях ...

Консультация для воспитателей: «Современная технология экологического образования детей старшего дошкольного возраста»

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей, развитие экологического созна...

статья по теме "Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры. "

Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями.Основной целью музейной педаго...

Педагогический проект «Инновационные развивающие технологии по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста»

. Экологическое воспитание – актуальная и главная задача. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе можно только в дошкольном возрасте, потом поменять мировоззрение и изменить п...

Проектная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста. Краткосрочный проект с детьми старшего дошкольного возраста «Собака - друг человека». Почему так говорят?

Большое внимание уделяется направлению «ребенок и природа». Экологическое воспитание в детском саду является одним из важных, именно период дошкольного детства в процессе целенаправленного...

НОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО» «ПРОКАЗЫ ДЕДЮКИ-ВРЕДНЮКИ»

Задачи:Образовательные:- создавать условия для закрепления знаний детей о значении солнца (свет) на планете Земля;- упражнять в умении добывать информацию известными способами (А.И.Савенков «Мет...