Календарно тематическое планирование на декабрь старшая группа
учебно-методический материал (старшая группа)

Попова Наталья Юрьевна

. Зима. Зимующие птицы

 Цель: продолжение знакомства детей с зимой как временем года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_na_dekabr_2025.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование на декабрь месяц

1неделя: 01.12.-05.12. Зима. Зимующие птицы

 Цель: продолжение знакомства детей с зимой как временем года.

 Формирование первичного исследовательского и познавательного интереса через

экспериментирование с водой и льдом. Расширение и обогащение знаний детей об особенностях зимней природы, особенностях деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой. Обогащение

представлений детей о зимующих и перелетных птицах, об их особенностях (строение, внешний вид, образ питания и др.). Формирование позитивного отношения к птицам, желание помогать им зимой.

Продукт недели: Выставка детского творчества.

Воспитательное событие недели:

Недели

Тема недели/ направление развития/ направление воспитания

Формы реализации

Содержание образовательной деятельности

(обучения и воспитания)

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Отметка о выполнении/ примечания

1 неделя

01.12.-05.12. «Зима. Зимующие птицы»

Познавательное речевое

художественно-эстетическое

социально- коммуникативное, физическое

УТРО

Утренняя гимнастика (приложение)

Рассматривание альбома «Зимующие и перелетные птицы»

презентация «Птичья столовая»

Дидактическая игра «Цепочка», «Назови фигуры», «Угадай птицу по описанию», «Разрезные картинки», «Мохнатые – пернатые»

Сюжетно-ролевые игры:«Семья: собираемся на зимнюю прогулку»

Беседа: «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Тайны птичьего мира», «Каких птиц можно увидеть в городе сейчас?», «Почему не все птицы улетают от нас?», «Чем питаются птицы?»

Чтение худ.лит-ры В. Бианки «Лесные домишки», Г. Снегирева «Про птиц», В. Берестова «О чём поют воробушки?».

Пальчиковая гимнастика. «Прилетайте, птички!»

Игра-ситуация «Лесная парикмахерская».

Строительная игра «Кормушка для птиц».

Подвижная игра «Мяч передавай – зимующую птицу называй

загадки о птицах

КГН. Учить детей пользоваться мылом и полотенцем (чисто вымывать руки и насухо вытирать). За обедом продолжать учить доедать пищу, пользоваться салфеткой.

Дежурство по занятиям, в уголке природе, столовой

Индивидуальная работа

формировать представления о птицах,

как о живых организмах (двигаются, летают,

плавают, питаются, дышат. размножаются).

дать детям представление о птицах (внешний вид, среда обитания и т.д.), их разнообразии.

Приобщать детей к художественной литературе, закрепление знаний о животных и птицах.

развивать у детей интерес к жизни птиц, познакомить с удивительными загадками и тайнами живой природы, продолжать активизировать познавательные способности детей (перья, крылья, птичье яйцо).

активизировать словарь (перелетные, зимующие, насекомоядные, зерноядные, хищные).

Проговаривание, повторение потешки (скороговорки, стихотворения,

чистоговорки).Проговаривание за взрослым

поговорок и пословиц о начале зимы и

временах года:▪ Будет зима, будет и лето.В

чужие края зиму не пошлешь.▪ Все зимой

сгодится, что летом уродится.▪ Готовь зимой

телегу, а летом – сани.( Н.Д.-Ю.У.)

Закрепить понятие «зимующие»

птицы. Дать представление о видах питания

зимующих птиц. Формировать желание заботиться о зимующих птицах.

Продолжать закреплять навыки общественного поведения: первыми здороваться с взрослыми, вежливо прощаться, благодарить за оказанную помощь, говорить тихо не мешать другим.

Внести: книги с иллюстрациями с изображением птиц.

Настольно-печатные игры:

«Собери картинку»

(Птицы - разрезные картинки)

Сюжетно-ролевые игры:«Птичий двор»

Настольно-печатные игры:Лото «Птицы»

Иллюстрации с изображением

зимующих птиц, книги,

образцы выкладывания птиц из палочек Кюизенера, модели

строения птиц

.Рассматривание схем

перелета птиц: косяком, стайкой,

флангом и т.д.едневно).

Предметные картинки по теме,альбом «Живая природа. В мире животных», альбом

«Круглый год».

И Грабарь «Зимний

пейзаж».

развитие мелкой моторики

«Обводим, закрашиваем,

вырезаем»

Игры на развитие мелкой моторики. «Мозаика» «Паззлы»

И/У «Дни недели »

ПРОГУЛКА

Наблюдение за снегом. Д/У «Какой снег?»

Наблюдение за птицами. Наблюдение за небом в зимний

Рассматривание снега под увеличительным стеклом

Трудовая деятельность «Вывешивание кормушек» «Подкормка птиц» Подвести детей к тому, что подкормка птиц зимой

необходима т.к. птицы умирают от голода.

Подвижные игры «Коршун наседка».

«Воробьи и кот».

Народные игры «Летает – не летает?

называние птиц)

Разучивание упражнения на дыхание

«Согреем птичку дыханием»

«Какой» подбор подходящих

определений (про снег )

«Кто как голос подает?»

Д/упр.: «Найди двух одинаковых

птичек»

Беседа с детьми по ОБЖ.Тема: «Гололед»

Игры- забавы: « Катаемся на санках» Развивать общую выносливость, умение взаимодействовать со сверстниками, уступать, помогать товарищу.

Ситуативный разговор «Заботимся о братьях наших меньших»

Ситуативный разговор «Что может произойти,если не подкармливать птиц зимой?»

Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи.

- учить бегать, не задевая друг друга, увертываясь от ловящего, приучать к осторожности. Повышение речевой и двигательной активности, развитие быстроты реакции на сигнал, умение согласовывать свои действия с партнерами.                      

развивать зрительное восприятие, наблюдательность,формировать умение сотрудничать со взрослым

рассказать правила безопасности в

зимнее время- в гололед; уметь определять опасную ситуацию;описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить травму

Увел.стекло , санки, кормушки,

корм для птиц

Самостоятельная игровая

деятельность с выносным

материалом.

Ветречки,лопаты,

отрибуты к игре,корм для птиц

Самостоятельная игровая

деятельность с выносным

материалом.

2 ПОЛОВИНА ДНЯ

Оздоровительные мероприятия после сна: гимнастика  пробуждения. 

Вечерний круг

Коррекционная работа с детьми по заданию логопеда, дефетолога.

Инсценировка потешки «Вороны» с использованием настольного театра.

С./р. игра «Семья – накрываем стол к обеду», «Ветеринарная лечебница».

Трудовое поручение. «Ремонт книг».

Просмотр презентации «Птицы зимой».

Режиссерская игра по замыслу

Театрализованная игра «Наш домашний театр». Цель: вовлекать детей в импровизацию, учить входить в воображаемую ситуацию.

Чтение худ.лит-ры В. Бианки «Лесные

домишки», Барков «Голоса леса», Е.Чарушина «Воробей»

Заучивание чистоговорки « Птичка- синичка ,

воробью сестричка, воробей – воришка залез

в домишко клевать просо тупым носом»

Игра экспериментирование «Что тяжелее?»

Способствование совершенствованию и проявлению разнообразия игровых замыслов и умений детей,

привитие детям интерес к конструктивной деятельности; планировать этапы постройки, работать коллективно, осуществлять общий замысел.

продолжать знакомить детей с русским фольклором.

уточнять и закреплять знания детей об особенностях и повадках птиц.

вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.

закрепление технических навыков работы с ножницами и клеем, воспитывать бережное отношение книгам.

продолжать развивать интерес детей к

художественной и познавательной литературе

Совершенствование умений  детей играть вместе, распределять роли. Развитие связной речи, выразительности движений и мимики.

 Подготовить атрибуты к с/р игре Бумага, простой карандаш, черно – белые иллюстрации.

Создание условий в книжном центре, обогащать представления детей по теме. (предметные, сюжетные картинки).

Вынос конструктора для самостоятельной игровой деятельности.

Шашки, шахматы.

ПРОГУЛКА

Наблюдения за сумерками. Наблюдения за погодой.

Наблюдение за повадками зимующих птиц у кормушек.

П. и. «Перелет птиц».

П. и. «Воробьи и вороны».

Беседа «Почему птицам нелегко зимой»

Самостоятельная игровая деятельность

прививать интерес к явлениям неживой природы.

формирование наблюдательских способностей, прививать интерес к явлениям живой природы

развивать ловкость, внимательность.

закрепление умений быстро двигаться, не наталкиваться друг на друга. Совершенствовать двигательные навыки, справедливость при оценке поведения в игре.

Вынос реквизитов

 для  

проведения самостоятельной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование образовательной деятельности старшей группы группы

Содержание работы по теам:«Одежда. Головные уборы» «Обувь»«Человек. Части тела. Гигиена»«Посуда. Бытовая техника»  Сетка НОД старшая груп...

Календарно-тематическое планирование на декабрь 2 группа раннего возраста

Календарно-тематическое планирование на декабрь 2 группа раннего возраста....

Календарно-тематическое планирование на декабрь, младшая группа

Календарно-тематическое планирование на декабрь, младшая группа...

Календарно - тематическое планирование на декабрь старшая группа

Календарный план за декабрь на старшую группу...

Календарно-тематическое планирование на декабрь младшая группа

Ежедневное календарно-тематическое планирование на декабрь в младшей группе...