Реализация регионального компонента в музыкальном воспитании дошкольников в условиях ФОП ДО
статья
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Реализация регионального компонента в музыкальном воспитании дошкольников в условиях ФОП ДО
Ананьева Мираслава Алексеевна музыкальный руководитель МБДОУ д/с №81 «Мархиночка», г. Якутск
В контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования особую значимость приобретает внедрение регионального компонента в музыкальное воспитание. Музыкально-педагогический процесс в дошкольных учреждениях Якутии строится на интеграции национальных музыкальных традиций, что создает благоприятные условия для приобщения детей к культурным ценностям народов Республики Саха.
Региональный компонент как средство музыкального развития
Современная музыкальная педагогика рассматривает региональный компонент как эффективное средство:
· эмоционально-нравственного развития через народную музыку
· формирования этнокультурной идентичности
· сохранения и передачи музыкальных традиций
Музыкально-педагогические технологии реализации регионального компонента
В практике работы реализуются следующие подходы:
1. Изучение музыкального фольклора Система занятий,направленных на:
· знакомство с якутскими народными инструментами
· разучивание традиционных напевов
· освоение национальных ритмов
1. Интеграция народных традиций Синтез различных видов художественной деятельности:
· народные игры с музыкальным сопровождением
· инсценирование якутских сказок
· орнаментальное творчество под народную музыку
1. Авторская методика "Звоночек" Музыкально-образовательный комплекс,включающий:
· якутский детский музыкальный фольклор
· современные обработки народных мелодий
· краеведческий материал в музыкальной деятельности
Содержание регионального компонента
Музыкальный репертуар включает:
· произведения якутских композиторов
· обрядовые и праздничные напевы
· образцы инструментальной музыки народа саха
· современные музыкальные произведения на национальную тематику
Диагностика этномузыкального развития
Оценка эффективности реализации регионального компонента проводится с использованием:
· адаптированной методики Г.А. Урунтаевой
· системы критериев:
· знание национальных музыкальных традиций
· умение исполнять народные напевы
· эмоциональная отзывчивость на этническую музыку
Музыкально-педагогические технологии
1. Этнокультурные методы
· народные музыкальные игры
· проектная деятельность на материале культуры саха
· театрализация народных праздников
1. Интегрированные занятия Взаимосвязь народной музыки с:
· якутским языком
· национальной хореографией
· декоративно-прикладным искусством
1. Краеведческий подход
· встречи с народными исполнителями
· посещение национальных праздников
· создание мини-музея музыкальных инструментов
Взаимодействие с социокультурной средой
Эффективность реализации регионального компонента обеспечивается:
· сотрудничеством с учреждениями культуры
· привлечением народных мастеров и музыкантов
· участием в региональных фестивалях
· организацией национальных праздников в ДОУ
Результативность музыкально-педагогической работы
Реализация регионального компонента способствует:
· развитию интереса к национальной культуре
· становлению этнокультурной идентичности
· сохранению музыкальных традиций
· формированию толерантности и уважения к культуре народов Якутии
Таким образом, систематическое включение регионального компонента в музыкальное воспитание в условиях ФОП ДО обеспечивает не только музыкальное развитие детей, но и способствует сохранению культурного наследия народов Республики Саха.
Список использованной литературы
1. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж, 2001.
2. Винокурова У.А. Музыкальная культура якутов. – Якутск, 2008.
3. Григорьева А.Д. Якутские народные музыкальные инструменты. – Новосибирск, 2010.
4. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М., 1994.
5. Николаева А.А. Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников. – Якутск, 2015.
6. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2009.
7. Семенова С.И. Этнопедагогика народов Саха. – Якутск, 2012.
8. Теория и методика музыкального образования детей. – М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании дошкольников в аспекте ФГОС до»
Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании дошкольников в аспекте ФГОС до»...

Презентационный материал к презентации «Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО».
На нас, педагогов-дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходим...

Доклад на педсовете на тему: "Реализация регионального компонента по поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с культурой народов Поволжья (из опыта работы)"
Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему...

Реализация регионального компонента в физическом воспитании ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Из опыта работы...

"Реализация регионального компонента в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста"
международный научно-методический журнал "Образование и воспитание" №1 февраль 2022 г....

Реализация регионального компонента в физическом воспитании ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Реализация регионального компонента в физическом воспитании ДОУ в соответствии с ФГОС ДО...