Реализация регионального компонента в музыкальном воспитании дошкольников в условиях ФОП ДО
статья

Аннотация В статье рассматриваются актуальные вопросы реализации регионального компонента в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста в условиях введения Федеральной образовательной программы дошкольного образования. На примере практического опыта МБДОУ д/с №81 «Мархиночка» г. Якутска раскрываются современные подходы к интеграции национальных музыкальных традиций народов Республики Саха в образовательный процесс. Представлены эффективные музыкально-педагогические технологии, включающие: · изучение якутского музыкального фольклора · использование народных инструментов · инновационные методы освоения национальных музыкальных традиций Особое внимание уделяется авторской методике "Звоночек", которая сочетает традиционные народные напевы с современными педагогическими подходами. Описана система диагностики этномузыкального развития дошкольников, критерии оценки эффективности реализации регионального компонента. Статья будет полезна музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, специалистам в области этномузыкологии и всем, кто интересуется вопросами сохранения и передачи национальных музыкальных традиций в условиях современного образования. Ключевые слова: региональный компонент, музыкальное воспитание, дошкольное образование, ФОП ДО, якутские музыкальные традиции, этнокультурное развитие, национальный фольклор.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Реализация регионального компонента в музыкальном воспитании дошкольников в условиях ФОП ДО

Ананьева Мираслава Алексеевна музыкальный руководитель МБДОУ д/с №81 «Мархиночка», г. Якутск

В контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования особую значимость приобретает внедрение регионального компонента в музыкальное воспитание. Музыкально-педагогический процесс в дошкольных учреждениях Якутии строится на интеграции национальных музыкальных традиций, что создает благоприятные условия для приобщения детей к культурным ценностям народов Республики Саха.

Региональный компонент как средство музыкального развития

Современная музыкальная педагогика рассматривает региональный компонент как эффективное средство:

· эмоционально-нравственного развития через народную музыку

· формирования этнокультурной идентичности

· сохранения и передачи музыкальных традиций

Музыкально-педагогические технологии реализации регионального компонента

В практике работы реализуются следующие подходы:

1. Изучение музыкального фольклора Система занятий,направленных на:

· знакомство с якутскими народными инструментами

· разучивание традиционных напевов

· освоение национальных ритмов

1. Интеграция народных традиций Синтез различных видов художественной деятельности:

· народные игры с музыкальным сопровождением

· инсценирование якутских сказок

· орнаментальное творчество под народную музыку

1. Авторская методика "Звоночек" Музыкально-образовательный комплекс,включающий:

· якутский детский музыкальный фольклор

· современные обработки народных мелодий

· краеведческий материал в музыкальной деятельности

Содержание регионального компонента

Музыкальный репертуар включает:

· произведения якутских композиторов

· обрядовые и праздничные напевы

· образцы инструментальной музыки народа саха

· современные музыкальные произведения на национальную тематику

Диагностика этномузыкального развития

Оценка эффективности реализации регионального компонента проводится с использованием:

· адаптированной методики Г.А. Урунтаевой

· системы критериев:

  · знание национальных музыкальных традиций

  · умение исполнять народные напевы

  · эмоциональная отзывчивость на этническую музыку

Музыкально-педагогические технологии

1. Этнокультурные методы

· народные музыкальные игры

· проектная деятельность на материале культуры саха

· театрализация народных праздников

1. Интегрированные занятия Взаимосвязь народной музыки с:

· якутским языком

· национальной хореографией

· декоративно-прикладным искусством

1. Краеведческий подход

· встречи с народными исполнителями

· посещение национальных праздников

· создание мини-музея музыкальных инструментов

Взаимодействие с социокультурной средой

Эффективность реализации регионального компонента обеспечивается:

· сотрудничеством с учреждениями культуры

· привлечением народных мастеров и музыкантов

· участием в региональных фестивалях

· организацией национальных праздников в ДОУ

Результативность музыкально-педагогической работы

Реализация регионального компонента способствует:

· развитию интереса к национальной культуре

· становлению этнокультурной идентичности

· сохранению музыкальных традиций

· формированию толерантности и уважения к культуре народов Якутии

Таким образом, систематическое включение регионального компонента в музыкальное воспитание в условиях ФОП ДО обеспечивает не только музыкальное развитие детей, но и способствует сохранению культурного наследия народов Республики Саха.

Список использованной литературы

1. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей. – Воронеж, 2001.

2. Винокурова У.А. Музыкальная культура якутов. – Якутск, 2008.

3. Григорьева А.Д. Якутские народные музыкальные инструменты. – Новосибирск, 2010.

4. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М., 1994.

5. Николаева А.А. Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников. – Якутск, 2015.

6. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2009.

7. Семенова С.И. Этнопедагогика народов Саха. – Якутск, 2012.

8. Теория и методика музыкального образования детей. – М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании дошкольников в аспекте ФГОС до»

Национально-региональный компонент в музыкальном воспитании дошкольников в аспекте ФГОС до»...

Презентационный материал к презентации «Система работы по реализации регионального компонента в воспитательно-образовательном процессе в условиях ФГОС ДО».

На нас, педагогов-дошкольников, возложена великая миссия  – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходим...

Доклад на педсовете на тему: "Реализация регионального компонента по поликультурному воспитанию дошкольников через ознакомление с культурой народов Поволжья (из опыта работы)"

         Каждый ребенок наделен правом, развиваться духовно на основе культурного наследия своего народа, соблюдая народные традиции, обычаи, обряды. Приобщаем ко всему...

"Реализация регионального компонента в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста"

международный научно-методический журнал "Образование и воспитание" №1 февраль 2022 г....

Реализация регионального компонента в физическом воспитании ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Реализация регионального компонента в физическом воспитании ДОУ в соответствии с ФГОС ДО...