Суть методики Методики Монтессори
методическая разработка

Ельшова Екатерина Владимировна

Автором представлен материал для ознакомления с методикой Марии Монтессори.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sut_metodiki_m.montessori.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Суть методики Марии Монтессори.

Подготовила:

Ельшова

Екатерина

Владимировна

Пгт Стройкерамика, 2025г.

Методика М.Монтессори строится не только на определённых правилах или специальных игрушках, она имеет и философскую составляющую:

Гуманистический подход.

- каждый человек ценится как отдельная личность, каждый изначально «хороший», с внутренним потанциалом к росту и развитию.

Идеи космизма и холизма.

- все мы тесно связаны между собой и природой. Целое всегда больше суммы частей, из которых собрано. Вместе с ним есть связь и структура и они не могут быть сформированы извне.

Если мы принимаем холистическую идею образования, то мы не знаем, каким станет ребёнок. Мы только можем создать среду, в которой может быть активный дцховный зародыш (так автор методики назвала склонности и способности, с которыми рождается человек). И тогда происходит саморазвитие, следование своей собственной программе. Все мы часть одной экосистемы, в которой необходимо уметь замечать взаимосвязи, роль других и найти своё место.

Основные принципы методики М.Монтессори.

1.        Монтессори — методика раннего развития, но группы всё равно разновозрастные. Старшие дети учат младших, приобретают лидерские черты. Младшие учатся заботиться друг о друге. Именно так формируется взаимопомощь и сотрудничество, хотя иногда и случаются недопонимания.

2.        Занятия проводятся в специально подготовленной среде. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната разделена на несколько частей — стандартными считают зоны естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Но ещё добавляют творческую, игровую и спортивную. Ребёнок может заниматься там, где ему нравится, даже целый день. Задача педагога — подстроиться под интересы малыша. Важно дать свободу мышления, действий и чувств. Так дети будут учиться всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками.

3.        Взрослый в обучении играет второстепенную роль: он не наставник, а помощник. Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.

4.        Обязательно есть правила, которые помогают упорядочить процессы в монтессори-группе. Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.

5.        Направление на развитие мелкой моторики, чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Мария Монтессори считала, что аккуратные действия с мелкими предметами формируют интеллект, развивают речь, внимание и память. Поэтому в её системе много деятельности, связанной с нанизыванием предметов, угадыванием их на ощупь и по фактуре, с сортировкой.

6.        Недопустима критика и запреты. Ребёнок имеет право на ошибку. Он вполне способен дойти до всего сам.

7.        В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги предоставляются в одном экземпляре, чтобы дети учились договариваться между собой.

Стадии развития ребёнка по Монтессори.

  1. От 0 до 3 лет

Монтессори называла этот период «впитывающим разумом». В это время ребёнок бессознательно впитывает информацию из окружающей среды. Некоторые характеристики: 

  • развитие сенсорных способностей;
  • освоение родного языка;
  • формирование базовых двигательных навыков;
  • развитие независимости в повседневных действиях.

В этом возрасте ребёнок особенно чувствителен к порядку и нуждается в структурированной, но гибкой среде. 

  1. От 3 до 6 лет

Характеризуется переходом от бессознательного к сознательному обучению. Некоторые аспекты: 

  • развитие мелкой моторики;
  • совершенствование языковых навыков;
  • формирование социальных навыков;
  • начало освоения письма и чтения;
  • развитие математических представлений.

 

В этом возрасте дети проявляют большой интерес к практической деятельности и стремятся к независимости. 

  1. От 6 до12 лет

Монтессори называла этот период «возрастом разума». Некоторые характеристики: 

  • развитие абстрактного мышления;
  • формирование моральных понятий;
  • интерес к устройству мира и социальным взаимодействиям;
  • развитие критического мышления;
  • расширение знаний в различных областях.

В этом возрасте дети проявляют большой интерес к исследованию окружающего мира и склонны к групповой работе. Монтессори рекомендовала предоставлять детям возможности для самостоятельных исследований и проектной деятельности.

Важно: периоды не имеют чётких границ и могут варьироваться у разных детей.  

Сенситивные периоды.

Возрастные периоды, когда ребёнок особенно восприимчив к определённым видам обучения.

Период

Возраст

Характеристика

Рекомендации

Развитие языка

От рождения до 6 лет

Речь является одним из первых и важнейших навыков, формирующихся у ребёнка. Сначала он впитывает звуки и ритмы родного языка, затем начинает говорить, а позже читать и писать

Читайте вслух и разговаривайте с малышом, не упрощайте речь, пойте песни, называйте всё, что видите

Чувствительность к порядку

От 6 месяцев до 3 лет

Дети в этом возрасте нуждаются в предсказуемости, поэтому любые изменения в привычной среде могут вызвать тревогу

Придерживайтесь распорядка дня, сохраняйте порядок в пространстве, возвращайте вещи на свои места вместе с ребёнком

Развитие движений

От рождения до 4 лет

Сначала развивается крупная моторика (ползание, ходьба), а затем уже тонкая (движения пальцев, рук). Дети стремятся двигаться и использовать тело для познания мира

Не ограничивайте подвижность, давайте безопасные предметы для манипуляций, поощряйте самообслуживание

Сенсорное восприятие

От 2 до 6 лет

В этом возрасте ребёнок исследует мир с помощью всех чувств. Ему важно различать цвета, формы, звуки, запахи, текстуры

Используйте сенсорные материалы (песок, вода, ткани, шершавые поверхности), играйте в игры на различение

Интерес к мелким деталям

От 1 года до 3 лет

Малыш начинает замечать и изучать крошечные элементы: пуговицы, нитки, трещинки, текстуры

Не торопите ребёнка, если он сосредоточен на чём-то, дайте ему время и возможность исследовать

Социальное поведение

От 2,5 до 6 лет

Формируется понимание правил, границ, норм в обществе. Возникает интерес к сверстникам и стремление к сотрудничеству

Играйте в группе, учите вежливости и уважению, хвалите за заботу о других


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление. Впитывающий ум ребёнка в методике Марии Монтессори

В основе педагогики Марии Монтессори лежит идея, что каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом, раскрытие которого зависит от среды, в которой он находится. Мария Монтессори считала, чт...

Сравнительный анализ содержания программы «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой и комплексной программы, включающей в себя методики М. Монтессори.

В этой статье вы сможете увидеть основные различия в обучении по классической программе М.А.Васильвой и комплексной программе, включающей в себя методики М.Монтессори....

Технология по методике Монтессори (упражнения практической жизни, методика работы с основными сенсорными материалами, материалами по обучению письму и чтению, математике)

Материал для педагогов и воспитателей ДОУ, работающих по методике Монтессори (методика работы с сенсорными, математическими материалами, упражнения практической жизни, методика работы с мате...

Презентация "Методика раннего развития детей - методика Марии Монтессори"

Посмотрев эту презентацию, вы познакомитесь с самыми простыми и интересными играми по методике Марии Монтессори, которые наверняка не оставят равнодушными детей раннего дошкольного возраста....

Методика М. Монтессори для детей 2-3 лет «Помоги мне сделать самому»- девиз Марии Монтессори

Чтобы воспитать гармонично развитую личность, желательно не терять ни минуты, начиная с самого нежного возраста. Существует множество методик дошкольного развития, но все они ставят своей целью адапта...

Конспект ОО с применением методики Монтессори «В поисках клада» Конспект для детей старшей возрастной группы с использованием элементов методики М. Монтессори.

Конспект ОО с применением методики Монтессори «В поисках клада»Конспект для детей старшей возрастной группы с использованием элементов методики М. Монтессори....