Детско-взрослый образовательный проект: пластилиновый театр по сказке «Колобок»
проект (средняя группа)

Булгачева Анна Михайловна

Цель проекта: способствование повышению интереса детей к чтению художественных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Детско-взрослый образовательный проект:

пластилиновый театр  по сказке «Колобок»

   1.  Описание проекта.

Общеизвестно, что в последнее время отношение к чтению книг значительно изменилось. К сожалению, сейчас не часто встретишь семьи, в которых родители прививают детям любовь к чтению. Читающих людей становится всё меньше, т.к. для того, чтобы что – то знать и быть в курсе всего совсем необязательно читать. Достаточно использовать для этой цели любой гаджет (телефон, планшет, компьютер и др.), которыми современные дети овладевают раньше, чем книгами. Из личной практики заметно, что если детям систематически читать художественные произведения, то у них расширяется кругозор, повышается уровень интеллекта, формируется познавательная активность и положительные нравственные качества.

Для того, чтобы появился у ребенка интерес к чтению необходимо дать ему услышать, прочувствовать и пережить литературное произведение. И театральная постановка, спектакль – помогают в этом как нельзя лучше. Работа с персонажами помогает детям интересоваться текстом сказки, они становятся более вовлеченными в процесс, что приводит к желанию слушать и читать больше. Вовлечение в процесс создания сказочных героев своими руками еще больше побуждает интерес к чтению, так как конструируя своих героев, дети хотят узнать еще больше о героях и их приключениях.    

А лепка из пластилина всегда привлекает детей своей необычностью. Пластилин – объёмный, яркий, мягкий материал, при помощи которого осуществляется замысел. Из него можно вылепить что захочешь, и даже видоизменить. Детям хочется поскорее взять в руки персонаж, поиграть с ним, сказать от его имени слова с разной интонацией, силой и темпом голоса.

Так, в своей работе я попыталась объединить три вида интересных для детей деятельности (чтение сказок, лепку из пластилина, театрализованная деятельность) в единое целое. Пластилиновый театр «Колобок» выбран мной неслучайно. Именно он в наиболее упрощённой форме помогают детям быстро и полно понять основную идею любого литературного произведения, вызвать интерес к чтению, пробудить желание прочитать ещё раз и рассказать самому.

Объектом проекта являются дети средней группы (от4 до5 лет). Этот возрастной период характеризуется активным развитием воображения, творческих способностей и интереса к сказкам и литературе в целом.

Предметом проекта является процесс создания сказочных персонажей из пластилина, который осуществляется в контексте повышения интереса детей к чтению. Это включает в себя:

  • Чтение и обсуждение классических и современных сказок.
  • Лепка персонажей и сцен из этих сказок.
  • Создание театральных мини-сценок и инсценировок с использованием созданных персонажей.

Таким образом, объектом проекта являются сами дети, а предметом – взаимодействие детей с литературными произведениями через творчество с пластилином, что способствует развитию их интереса к чтению и пониманию литературного текста.

Цель проекта: способствование повышению интереса детей к чтению художественных произведений.

Задачи проекта:

  • Формировать представления о структуре сказки (введение развитие событий, кульминация, развязка).
  • Развивать навыки художественного самовыражения через лепку.
  • Создать условия для эмоционального отклика на прочитанное.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к сказочным персонажам.

Вид проекта: творческий.

По количеству участников: групповой.

По характеру контактов: среди детей одной группы.

Возраст детей: средний возраст (4-5 лет).

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта: средней продолжительности (две недели).

Развивающая предметно-пространственная среда проекта организована так, чтобы создать стимулы для творческой деятельности детей, а также обеспечить доступ к необходимым материалам и ресурсам. Она включает:

 1. Центр творчества детей:

  • Удобные столы и стулья для работы с пластилином, оснащенные защитными столешницами.
  • Разноцветный пластилин, формочки для лепки, стеки, скалки и другие инструменты.
  • Природные материалы (камешки, листья, ветки) для создания дополнительных деталей в работе и оформления пространства.
  • Пошаговые инструкции, книги с изображениями персонажей и сказок для вдохновения.

2.Центр театрализации и музицирования:

  • Маленькая сцена или кукольный театр, где дети могут инсценировать сказки, используя созданные ими фигурки.
  • Атрибуты: Костюмы и реквизит, которые помогут детям воплотить персонажей в жизнь.
  • Мультимедиа (магнитофон для прослушивания аудиосказок и сенсорная доска для просмотра анимационных фильмов на основе сказок).
  • Тематические декорации: элементы оформления, соответствующие персонажам и сюжету сказки (дом, деревья, дорожка)

3. Книжный уголок:

  • Уголок с книгами и иллюстрациями, где дети могут рассматривать и слушать сказки.
  • Картины и постеры, иллюстрирующие сказочные тематики, чтобы активизировать воображение детей и создавать атмосферу сказки.
  • Стульчики и подушки, где дети могут удобно устроиться для прослушивания сказок.

Предполагаемый продукт проекта: создание пластилинового театра «Колобок», инсценировка сказки и трансляция полученного опыта средствами информационных технологий (видеоспектакль).

2. Содержание проекта

Работа по созданию пластилиновой сказки предполагает 3 этапа.

1 этап – подготовительный:

  • Размещение информации в родительском уголке и в социальных сетях ДОУ: «Театральная деятельность с детьми»; «Пластилиновое творчество»; «Воспитательные сказки».
  • Разработка консультации для родителей на тему: «Поиграем в пластилиновый театр»
  • Беседы с детьми: виды театра, правила поведения в театре; работники театра.
  • Просмотр видеоэкскурсии «В театре»
  • Решение проблемных ситуаций: «Поведение в театре»
  • Сюжетно-ролевые игры: «Поход в театр»;
  • Чтение адаптированной для инсценировки сказки «Колобок», выделение его основной идеи, последовательности событий, героев, их поступков;
  • Рассматривание иллюстраций в книжках;
  • Распределение ролей, обсуждение кто и что будет лепить, какой величины, цвета, выбор изобразительного материала и способов лепки.

2 этап – основной:

1.Лепка персонажей и декораций разными способами:

  • дети лепят из пластилина объёмные фигурки с использованием приёмов скатывания, раскатывания, защипывания и других приёмов пластическим, конструктивным, ленточным способами;
  • дети используют в лепке технику «пластилиновые шарики, полоски», скатывают пластилин в маленькие шарики, колбаски и наносят их на контур;
  • дети используют технику «пластилинография» - равномерно распределяют пластилин на плоском контуре;
  • фигурки создаются с использованием бросового материала – дети обмазывают пластилином небольшие пластмассовые ёмкости (контейнеры от киндер – сюрпризов, баночки от витамин, крышек и др.).

2.Разучивание ролей и инсценирование сказки в индивидуальном или коллективном исполнении;

3.Самостоятельное использование детьми пластилиновых поделок в повседневной деятельности;

4.Создание сказок собственного сочинения;

5.Создание видеоспектакля;

6.Интервью родителей: «Впечатления от просмотра»;

7. Мастер класс для родителей и детей «Изготовление пальчикового театра из пластилина к сказке «Теремок»;

8.Фотоотчет: «Театр своими руками с мамой»;

9. Интервью-презентация детей: «Почему пластилин волшебный?».

3 этап – Итоговый:

  • Презентация проекта;
  • Участие в конкурсе;
  • Выступление на педагогическом совете «Театрализованная деятельность в ДОУ».

  Практика работы показывает, что пластилиновый театр действительно дает возможность сформировать у детей устойчивый интерес к чтению художественных произведений. Дети чаще стали брать в руки книги, приносить любимые из дома, с увлечением рассматривать в них иллюстрации, задавать по содержанию произведения вопросы познавательного характера. Многие дети просили педагогов и родителей почитать сказки, а умеющие читать с удовольствием читали сверстникам.  Также данный приём помогает в полном объёме исследовать все особенности сказок как жанра художественной литературы и перенести варианты своих действий на другие жанры, такие как рассказы, стихотворения.

Планируемые образовательные результаты:

  • повышение устойчивого интереса к чтению художественных произведений,
  • обогащение и активизация словарного запаса детей,
  • более высокий уровень развития коммуникативных, творческих способностей, связной речи, мелкой моторики рук, технических умений и навыков в лепке.

Пластилиновый театр «Колобок» создал благоприятные условия не только для повышения интереса детей к произведениям литературы, но и условия для их саморазвития по овладению техническими навыками лепки, умениями находить варианты композиционного решения при постановке сказки. В настоящее время пластилиновые сказки активно востребованы всеми детьми группы.

Список литературы:

  1. Грибовская А. А., Халезова-Зацепина М. Б. «Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет» Издательство: Сфера, 2019 г.
  2. Мигунова Е. В. «Педагогическое сопровождение театрализованной деятельности в детском саду» Издательство: Лань, 2019 г.
  3. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., «Терапевтические сказки», Издательство: Академический проект, 2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект «Пластилиновые фантазии» (2015 - 2016г.)

ЦельСоздание условий для творческого развития детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии.ЗадачиВыявить особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста.Расс...

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности во II младшей группе с применением игровых приёмов и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе «Путешествие по сказке колобок»

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности во II младшей группе с применением игровых приёмов и здоровьесберегающих   технологий  в образовате...

Проект «Русская народная сказка «Колобок», как средство познавательного развития ребенка- дошкольника» в рамках кейс-сессии педагогов - наставников «Предметно-методологические компетенции молодого педагога», реализации сетевого инновационного проект

Цель проекта:Научить молодого педагога освоению технологии проектной деятельности. И работе по совместному проекту.Познакомить детей младшего возраста с русской народной сказкой «Колобок»....

Творческий проект: "Пластилиновый театр "Сказки доброты"

Данный творческий проет направлен на воспитание детей дошкольного возраста средствами театрализованной и художественно-литературной деятельности....

Образовательный проект "Пластилиновые истории"

Образовательный проект «Пластилиновые истории» - это собственный педагогический опыт, который использовался в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Он поможет организовать детскую...