Исследовательский проект "Музыка природы"
проект (старшая группа)

Высочкина Светлана Александровна

Исследовательский проект "Музыка природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_muzyka_prirody.docx160.66 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

             Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Стрелицкий детский сад «Лебедь» общеразвивающего вида

Семилукского района Воронежской области

Исследовательский проект

«Музыка природы»

В старшей группе

«Почемучки»

                      Выполнил:

Музыкальный руководитель

                                                                         Высочкина Светлана

                                                                         Александровна ВКК

2025

     Данный проект был реализован нами в течении 2 недель с 27 октября по 14 ноября 2025 года.

     Целью данного проекта являлось создание условий для проявления творческого потенциала воспитанников группы и их родителей, пополнение РППС группы, а также мотивация детей к музыкальным занятиям.

     По итогам реализации проекта мы сделали следующие выводы:

  1. Совместная деятельность по изготовлению музыкально-шумовых инструментов (МШИ) позволила сплотить коллектив педагогов, детей и родителей.
  2. В процессе изготовления МШИ были смоделированы творческие ситуации, позволяющие детям проявить свои музыкальные склонности и способности.
  3. Изготовление МШИ позволило пополнить РППС группы и музыкального зала.
  4. Изготовленнные своими руками МШИ привлекают детей не только звучанием, внешним видом, но и являются отличным мотиватором для творческого музицирования как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.

Актуальность

     Для современного человека послушать музыку не является проблемой, так же, как и не является самозадачей с определенными целями. В современном мире дети зачастую становятся «рабами» вкусов своих родителей, слушают ту музыку, которая не восполняет радостных ощущений мира детства. Мы не против современным ритмов, но всему свое время, и необходимо дать ребенку шанс познакомиться с великим многообразием музыкального мира и музыкальных звуков.

     Слыша, даже не слушая, а именно слыша музыку, которую слушают родители, дети привыкают к ритмам и громким звукам, перестают обращать внимания на музыку как вид искусства. Перестают или даже не начинают?

     Вот этот вопрос мы задали сами себе и определили главную задачу проекта: создать условия для возникновения такой музыкально-шумовой среды, которая поможет нашим детям взглянуть на музыкальный мир по новому, детским свежим взглядом, помочь детям самим найти, создать что-то новое, интересное, неожиданное. Ведь каждый раз, когда дети берут в руки музыкально-шумовые инструменты, получается совершенно новая музыкальная сказка. Данный проект направлен на то, чтобы показать детям, что музыка – это не скучно, это целый удивительный и веселый мир.
    Известно, что важнейшим фактором, влияющим на всестороннее и гармоничное развитие дошкольника, является среда, в которой он живет, учится, играет и отдыхает. Поэтому немаловажным является создание в ДОУ такой развивающей среды, которая будет привлекать ребенка, побуждать его к действию, способствовать его всестороннему развитию.
    Из наблюдений за детьми в процессе их самостоятельной деятельности стало видно, что их не привлекает уже тот первичный набор инструментов, к тому же, инструментов не хватает на всех желающих поиграть. В связи с этим и возникла необходимость разработки проекта по наполнению музыкально-развивающей среды музыкально-шумовыми инструментами (МШИ). К решению данной задачи мы подключили родителей, которые не остались равнодушными, а, некоторые из них, предложили свои варианты.

     Почему для решения этой задачи мы выбрали именно проектный метод, потому что именно он позволил совместить две задачи: это и пополнение развивающей среды, и необычная форма работы с родителями.
   Музыкальное воспитание ребёнка в дошкольном учреждении сводится не только к специально организованной деятельности педагога с детьми, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать.

Тема исследовательского проекта: «Музыка природы»

Цель:

Изготовление музыкально-шумовых инструментов и атрибутов в совместной деятельности взрослых и детей и пополнение ими РППС группы.

Задачи:

Обучающие:

•Формировать представления о выразительных средствах музыкального искусства: темп (быстро-медленно); динамика (громко-тихо); звуковысотность (высокий – низкий звук); звукоизвлечение, штрихи (протяжно – отрывисто).

•Обогатить словарный запас дошкольников музыкальной терминологией.

•Познакомить детей многообразием звуков окружающего мира;

Воспитательные:

•Воспитывать в детях интерес к миру музыкальных звуков;

Развивающие:

  • Развивать тембровый слух детей, слуховое внимание;
  • Развивать творческие способности детей, фантазию и воображение;
  • Развивать   потребность   в коллективной творческой    деятельности;

Гипотеза: мы предполагаем, что можно изготовить шумовой инструмент, имитирующий звуки природы.

Объект исследования: шумовые инструменты.

Предмет исследования: изготовление и использование шумовых инструментов.

Результат исследования: изготовление шумовых инструментов, создание шумового ансамбля.

Методы исследования:

  • анализ литературы и интернет -источников
  • опыт
  • практическая работа

Практическая значимость: изготовление шумовых инструментов – это интересная и приносящая удовольствие работа, которая:

  • вызывает интерес к игре на шумовых и музыкальных инструментах;
  • объединяет ребят в коллектив, учит общению;
  • расширяет знания о мире звуков и музыкальных инструментов;

Подготовительный этап

Содержание

Ответственные

Предполагаемый результат

Поиск материала по теме (книги, журналы «Музыкальный руководитель», интернет-ресурсы)

Воспитатель
Музыкальный руководитель

Определен перечень материала возможного для изготовления музыкально-шумовых инструментов

Подбор необходимых материалов

Музыкальный руководитель

Подобран необходимый материал

Привлечение родителей к реализации данного проекта

Воспитатели, дети

Родители получили информацию о теме проекта, сроках реализации и вариантах участия в нем.

Опрос детей и родителей.

Родители,

 Педагоги. Дети.

Выявили, что детям больше всего нравятся звуки пения птиц и журчание ручейков.

Родителей не слышали про существование инструментов «природы» и не верят, что их можно сделать.

Основной этап

Содержание

Участники

Предполагаемый результат

Мастер - класс

Воспитатели,
дети,

родители

Проведение мастер-класса по изготовлению МШИ с использованием презентации, интернет-ресурсов.

Доминантное музыкальное занятие по слушанию музыки

 «Звуки природы»

Воспитатели,
дети.

Развитие творческого воображения, фантазии у дошкольников.

Элементарное музицирование : «Дождь и радуга»

«Ветер», «Осень»

Воспитатели,
дети.

Применение на практике шумовых инструментов.

Аналитический этап

Содержание

Предполагаемый результат

Проведен анализ результатов проекта

Обобщение данных, анализ, выводы степени результативности проекта

Оформление стенда по результатам реализации проекта

Оформлен стенд

Проведение открытого занятие «Фея музыки»

Обобщение опыта по данной теме.

Самоанализ об итогах реализации проекта

Составлен отчет по реализации проекта

Содержание проекта

На музыкальных занятиях мы с ребятами озвучивали с помощью различных музыкальных и шумовых инструментов стихотворения, сказки, потешки, подбирали похожий звук на пении птиц, журчании ручейков, шуршание листвы, завывании вьюги и т.д. И нам стало интересно, существуют инструменты похожие на звуки природы? Нашли в интернете такие названия: «шум ручья», «флейта дождя», «шум грома и океана». И это оказались не просто названия, а самые настоящие инструменты. И мы задумались  можно ли сделать инструменты, звуки которых очень-очень похожие на природу?

Были изучили интернет-ресурсы, литературу, узнали о пользе и вреде шума, о создании итальянским художником-музыкантом Луиджи  Руссоло 15 удивительных инструментов, которые он назвал «интонарумори»

(Приложение 1), познакомилась с историей создания, изготовление инструментов «природы», а также секретов игры на них.

В старшей группе «Почемучки» мы провели опрос и выявили, что детям больше всего нравятся звуки пения птиц и журчание ручейков.

(Приложение 2). Опрос среди родителей  показал, что они не слышали про существование инструментов «природы» и не верят, что их можно сделать.

      Огромное впечатление произвел инструмент, который называется Рейнстик(«шум дождя»). Этот инструмент очень древний и впервые был изготовлен индейцами из засушенного кактуса. Иглы кактуса были воткнуты внутрь, а семена использовались как наполнитель для музыкального

эффекта. Шаманы с помощью звуков данного инструмента вызывали дождь.

Но так как у нас нет кактуса, его иголок и семян, мы решили использовать форму, похожую на длинный узкий цилиндр, зубочистки и крупу.

Мы отправились на поиски длинной трубки: нашла банку из-под чипсов, основу из-под фотообоев и настоящий сухой борщевик, и у нас получились три разные «флейты дождя».

«Флейта дождя» №1-из банки чипсов. Зубочистки проскакивали и не держались в стенках, звук получился прямой и короткий, не похож на дождь.

«Флейта дождя» №2-форма из-под обоев. Зубочистки мы сделали слишком на большом расстоянии, звук хоть и был похож на дождик, но получился очень коротким.

«Флейта дождя» №3-из борщевика. Прочитав в энциклопедии что у борщевика ядовитый сок и запах, поэтому сорвали его поздней осенью, вымыли и высушили. Зубочистки старались делать на небольшом расстоянии друг от друга, смазывая клеем ПВА. Звук получился очень похож на настоящий дождь: то бежали капельки, а то и сильный ливень (и долгий -долгий.

Формы были готовы, мы стали пробовать насыпать крупу: рис, пшено, гречка и даже бусинки. Самый настоящий дождик получился из гречки. Заклеили отверстия по бокам и покрасили лаком. Ура! У нас получилось сделать такой необычный инструмент.

Итог проекта.

При проведении данного проекта мы узнали много нового и интересного, многие музыкальные инструменты для нас стали открытием. Гипотеза нашего проекта подтвердилась. В заключении хочется сказать, что если мы все будем слышать и слушать природу, то станем бережнее относиться к цветам, деревьям, птицам, животными и друг к другу.

Дальнейшее развитие проекта.

Данный проект можно использовать в любой возрастной группе детского сада. Проект позволяет пополнить РППС и сплотить коллектив воспитанников и родителей.

Игры, сказки с использованием методики Карла Орфа:

Дождь и радуга.

В лесу, в саду и над прудом дул сильный-сильный ветер. (помпоны, дуть в микрофон)

Ветер срывал с деревьев листья, и они летели над прудом (шуршим листом бумаги)

С неба из туч падали в пруд дождевые капли, и по воде бежали весёлые кружочки. (треугольник, металлофон, флейта дождя: сначала медленно, потом быстрей)

На берегу пруда в гнезде сидела маленькая уточка (игрушка утёнок пищит)

Вдруг уточка увидела на небе яркую молнию, а потом услышала раскаты грома! (удар по металлической тарелке)

 Но маленькая уточка не испугалась, потому что рядом с ней в гнезде сидела мама-утка. (покрякать игрушкой)

А потом из-за тучи выглянуло солнышко, и уточка увидела между небом и землёй большие разноцветные полоски (5-7 нот на металлофоне)

"Мама, что это?” - спросила маленькая уточка.

"Это – радуга!” ответила мама – утка, " дождик сейчас закончится”

(Флейта дождя затихает, (треугольник-замедляя)

Ветер.

Утром была прекрасная погода и пели птички (свистульки)

Дул лёгкий ветерок, он был такой слабый, что только мог шелестеть

листиками. (Помпоны)

Днём ветер стал сильней, он зашумел, стал качать деревья (помпоны, дуть в микрофон) Деревья заскрипели(Врубель)

форточки захлопали, люди стали спешить домой. (деревянная коробочка)

Дождь застучал по крышам домов и машин (Флейта дождя-медленно, постепенно ускоряя темп)

Ветер сломал старое дерево, и оно упало. (хлопок по барабану)

Ветер шумел и выл весь вечер (помпоны)

А утром, когда проснулись люди

Было тихо, только за окном пели птички (свистульки)

И слабый ветерок шелестел листочками деревьев.

(Т. Яковлева)

Приложение 1

         C:\Users\User\Pictures\luigi-russolo-luigi-russolo-ugo-piatti-and-the-intonarumori-1913-trivium-art-history.1200x0.jpg

Приложение 2

Звучание шумов

Количество понравившихся шумов

Пение птиц

22

Шум станка

-

Шум дождя

18

Шум поезда

6

Шум города и транспорта

3

Шум ветра

11

Шум моря и чаек

22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «Природа родного края» в старшей , подготовительной к школе группе.

Актуальность проекта.Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.Детский сад сегодня - это образов...

Исследовательский проект «Природа родного края» в старшей , подготовительной к школе группе.

Актуальность проекта.Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.Детский сад сегодня - это образов...

Технологическая карта по познавательно-исследовательской деятельности " Природа нашего края"

Цель: создать условия для формирования первичных представлений о растительном мире Прибайкалья.  Задачи: Организовать деятельность по закреплению знаний детей о природе Организовать коммуника...

Иновационно познавательно - исследовательский проект "Природа родного края".

Перед педагогами ДОУ стоят важные задачи экологического образования, направленные на формирование у дошкольников  системы представлений о предметах и явлениях природы, формирова...

Проектно-исследовательская работа "Природа вокруг нас"

Помочь детям увидеть своеобразие природы, открыть ее тайны - основная идея данной работы. Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней....

Исследовательский проект «Природа родного села»

Материал предназначен для использования в работе педагогов начальных классов и воспитателей дошкольных  групп, а также родителями....