" Сказка в гости к нам идет, чудеса с собой несет"
проект

Лозовик Лариса Петровна

Краткосрочный проек. (2 недели)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazka_v_gosti_k_nam_idet_chudesa_s_soboy_neset.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 "Солнышко" (МБДОУ №3 "Солнышко")

СКАЗКА В ГОСТИ К НАМИДЕТ, ЧУДЕСА С СОБОЙ НЕСЕТ.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Описание
  2. Введение
  3. Обоснование актуальности проекта
  4. Вид проекта
  5. Участники проекта
  6. Сроки реализации проекта
  7. Интеграция образовательных областей
  8. Цель, задачи программы
  9. Формы работы по проекту
  10.  Предполагаемые результаты
  11.  Ресурсное обеспечение
  12. Этапы работы
  13.  Методы и приемы используемые в реализации проекта
  14.  Календарно тематическое планирование
  15.  Заключение
  16. Используемая литература

Приложение 1   Работа с родителями

Приложение 2   Беседы с детьми по развитию духовно-нравственных качеств

Приложение 3   Конспекты НОД

Приложение 4   Дидактические и подвижные игры

Приложение 5   Пальчиковые игры

Приложение 6   Загадки

Описание: Проект разработан для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года, родителей, воспитателей ДОУ. Данный проект направлен на формирование у детей нравственных качеств посредством приобщения к русским народным сказкам.

Введение
          Данный проект рассчитан для детей младшего дошкольного возраста в возрасте от 3 до 4 лет и направлен на формирование у детей нравственных качеств посредством приобщения к русским народным сказкам. Этот проект даёт возможность решать проблемы духовно-нравственного воспитания.      Проект необходим не только детям, но и их родителям, так как поможет родителям воспитывать у детей такие качество как: милосердие, великодушие, доброта, трудолюбие, справедливость и другие моральные качества. Также привлечение к работе над проектом семей воспитанников позволит улучшить социальное партнерство семьи и ДОУ.
         В проекте определены цели и задачи, содержание, перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста, прослеживается взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности.
         Проектом предусмотрен объект исследования, которыми выступает сказка как таковая. Ведь сказки созданы многовековой мудростью народа. Наши предки создавали сказочные предания, включая в них опыт жизни человечества. Сюжеты многообразны. Так сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных передают ребёнку жизненный опыт. Бытовые сказки показывают способы разрешения конфликтов, формируют позицию здравого смысла и чувства юмора. Волшебные сказки служат передачей жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека. Предметом деятельности является процесс поиска новых форм и решений в воспитании у детей нравственных качеств.
          Таким образом, данный проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – воспитание нравственных качеств на основе русских народных сказок.

Обоснование актуальности проекта.

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно - духовного здоровья человека.

Огромной любовью пользуется у детей сказка. Сказка входит в жизнь

ребёнка с раннего детства и остаётся с ним на всю жизнь, пользуется

огромной любовью у него. Со сказки начинается его знакомство с миром

литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем, что нас

окружает.

Духовно – нравственные понятия, представленные в образах героев,

закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми,

превращаясь в нравственные эталоны.

Сказка – это благоприятный и ничем не заменимый источник

нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь

со злом и добром, счастьем и горем.

Использование сказок для формирования духовно-нравственных

чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в

настоящее время, так как часто наблюдается искажение первоначального

смысла произведения.

В. А. Сухомлинский называл сказку «активным творчеством», захватывающим все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувство, волю. За основу мы взяли русские народные сказки, потому что русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению, позволяют вернуть и вписать в естественную канву жизни ребенка и семьи христианские принципы православия; темы веры, добра, милосердия и послушания составляют духовно-нравственное содержание сказок.

Велики возможности сказки для гармонизации эмоциональной сферы и

коррекции поведения ребёнка. Восприятие сказок оказывает сильное

воздействие на процесс формирования духовно-нравственных

представлений, создаёт психологические условия для формирования

социальной адаптации ребёнка. Ребята получают знания о мире, о взаимоотношениях людей, проблемах и препятствиях, учатся разрешать сложные ситуации, верить в силу любви и добра. Герои сказок помогают усвоить непреложные законы духовной жизни, утверждающие, что каждый поступок приводит к тому или иному следствию: за добро воздается добром, за зло – злом; чтобы чего-то достичь, необходимо хорошо потрудиться; относиться к другим следует так, как хотел бы, чтобы относились к тебе другие; помогать другим нужно бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут; любое дело легче делать сообща; надо уметь помнить и ценить доброе отношение к себе. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком.

Вид проекта:

- по направленности – информационно-практико-ориентированный;

- по составу участников – групповой;

- по продолжительности – краткосрочный.

Участники проекта:

- дети младшего дошкольного возраста (3-4 лет);

- воспитатели группы;

- родители.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (2 недели)

Интеграция образовательных областей:

«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

 

Цель проекта: создать условия для духовно – нравственного развития

детей посредством русских народных и авторских сказок содействуя

социальной адаптации дошкольников, гармонизации отношений между

детьми, между детьми и взрослыми, между самими взрослыми.

 

Задачи проекта:

Образовательные:

- формировать у дошкольников духовно-нравственные качества личности (совесть, доброта, сочувствие, любовь, честность, заботливость и т.д.); 

- формировать умение пересказывать и инсценировать  с помощью воспитателя сказки; 

- формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, воспитывать

чувство дружбы и коллективизма;

- учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок. 

Развивающие:

- развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас;

- развивать у детей эмоциональную отзывчивость, внимание, любознательность;

- развивать образное мышление, фантазию, творческие способности;

- развивать практические навыки рисования, лепки, аппликации, конструирования через сказку.

Воспитательные:

- воспитывать взаимопонимание, дружеские отношения между детьми, желание прийти на помощь в трудную минуту;

- повысить компетентность родителей в вопросах значимости русского

народного творчества для нравственного воспитания детей;

- развитие совместной работы родителей и детей.

Формы работы по проекту.

 - работа с детьми:

1. Чтение и рассматривание художественной литературы.

2. Проведение дидактических, словесных, сюжетно-ролевых игр с детьми.

3. Инсценировки сказок для детей 2 младшей группы.

4. Проведение НОД.

5. Продуктивная деятельность.

6. Трудовые поручения в группе и на участке детского сада.

- работа с родителями:

1. Ознакомление с консультациями, рекомендациями, советами.

2. Привлечение к участию в выполнении совместных с детьми творческих

работ.

3. Проведение бесед, устных журналов.

4. Анкетирование родителей на тему «Воспитание нравственных качеств

детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Предполагаемые результаты:

- дети имеют этические представления о «доброте», «дружбе»,

«взаимопомощи», «взаимовыручке», «справедливости»;

- у детей младшего дошкольного возраста сформировано стремление

помогать, сопереживать, поддерживать окружающих людей;

- бережное отношение детей к миру природы и к окружающему миру в

целом;

- повышение педагогической компетентности родителей в духовно-нравственном воспитании детей.

Ресурсное обеспечение:
- игрушки (герои сказки);
- иллюстративный материал к русским народным сказкам;
- детские книги разных форматов;
- ноутбук;
- презентации;
- костюмы;
- маски героев сказки;
- атрибуты к сказкам.

Этапы проекта

 

I этап – подготовительный (разработка проекта).

Деятельность педагога:

- определение проблемы, постановка цели и задач;

- составление перспективного плана мероприятий;

- определение методов работы;

- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала;

- подбор и создание слайдов, презентаций;

- подбор материалов для продуктивной деятельности детей;

- создание и подбор картотек по теме проекта;

- подбор наглядно-дидактического пособия, атрибутов для музыкально-художественной и игровой деятельности;

- консультация для родителей через папки-передвижки, статьи;

- анкетирование родителей. 

Совместная деятельность:

- введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;

- формирование устойчивого интереса к тематике проекта;

определение круга актуальных задач.

II этап – практико-ориентированный (реализация проекта).

– реализация запланированных мероприятий в совместной деятельности педагогов, детей и их родителей.

– формирование у детей знаний, умений и навыков в ходе реализации различных форм работы, в ходе решения детьми проблем с помощью взрослых и самостоятельно.

III этап – заключительный (обобщающий).

- проведение анализа достижения поставленной цели и полученных результатов;

- обобщение и оформление результатов работы, формулировка выводов;

- обобщение материалов, собранных в процессе работы над проектом. 

Методы и приемы используемые в реализации проекта:

        Наглядный метод:

- показ сказок (педагогом, детьми);

- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

- демонстрация презентаций;

- рассматривание наглядного материала.

Словесный метод:
- чтение и обыгрывание литературных произведений;

- беседа с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;  

-   ответы на вопросы педагога, детей;

- загадывания загадок;

- рассказы детей по схемам серии сюжетных картин, картинам.

Игровой метод:

- проведение разнообразных игр (подвижные, сюжетно-ролевые,
дидактические).

Практический метод:

- организация продуктивной деятельности.

Календарно-тематическое планирование:

1 неделя

Понедельник:  «За своё вступайся, за чужое не хватайся»

1. Беседа по содержанию сказки «Три медведя»

2. НОД: Познание (ФЭМП) «В гостях у трех медведей»

3. Подвижная игра «У медведя во бору»

4. Анкетирование родителей «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»


Вторник: «Вместе и дружно, жить всегда веселее, чем поодиночке»

1. Чтение сказок о дружбе, взаимовыручке, согласии («Теремок», «Заюшкина избушка»)

2. НОД: Познание  (ФЦКМ) "В гости к сказке-Теремок"   

3. Дидактическая игра «Исправь ошибку». 

4. Подвижная игра «Теремок»

Среда: «Доброе дело без награды не останется»

1. Беседа с детьми «Добрый – злой» 

2. НОД: Развитие речи «Чтение сказки К. Чуковского «Краденое солнце»

3. Дидактическая игра «Разрезные картинки по сказке "Краденое солнце"»

4. Подвижная игра «Зайка беленький сидит»

5. Оформление папки-раскладушки «Консультация для родителей «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

Четверг: "Мы вместе - мы непобедимы и нам любое дело по плечу"

1. Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо».

2. НОД:  Лепка "Репка"

3. Разгадывание загадок про сказки и сказочных героев.

4. Оформление папки-раскладушки «Консультация для родителей «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

Пятница: «Где дружба прочна, там хорошо идут дела»

1. Беседа «Спешите делать добро» 

2. НОД:  Рисование "Краденое солнце"

3. Дидактическая игра «Скажи наоборот» (добро – зло, согласие – вражда, трудолюбие – лень и т. д.)

4. Чтение пословиц и поговорок о дружбе и согласии.

5. Беседа с родителями о значении совместного чтения сказок и других

произведений для формирования духовно – нравственных качеств.

2 неделя

Понедельник: «За доброту добром воздается, а за зло воздается злом»

1. Беседа «Правда – неправда»

2. НОД: Познание (ФЭМП) «Вместе с Красной Шапочкой»

3. Дидактическая игра «Я назову, а вы продолжите» 

4. Подвижная игра «Курочка – хохлатка»

5. Беседа с родителями о значении совместного чтения сказок и других

произведений для формирования духовно – нравственных качеств.

Вторник: «Если сила не возьмет, смекалка выручит»

1. Слушание песен о дружбе («Когда мои друзья со мной», «Песенка

кота Леопольда»).

2. НОД: Познание  (ФЦКМ) «Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди»

3. Дидактическая игра «Из какой сказки герой?». 

4. Предложить родителям совместно с детьми подготовить рисунок на тему «Мой любимый сказочный герой» 

Среда: «На одной хитрости далеко не уйдешь»

1. Беседа  «Давай помиримся»

2. НОД: Развитие речи «Чтение сказки «Заюшкина избушка»

3. Дидактическая игра «Помоги герою найти свою сказку» 

4. Подвижная игра «Гуси»

5. Предложить родителям совместно с детьми подготовить рисунок на тему «Мой любимый сказочный герой» 

Четверг: «Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной»

1. Беседа «Добрый-злой»

2. НОД: Аппликация «Колобок»

3. Дидактическая игра «В какую сказку попал Колобок?»

4. Предложить родителям совместно с детьми подготовить рисунок на тему «Мой любимый сказочный герой» 

Пятница: «В тесноте, да не в обиде» 

1. Беседа «Вежливые слова» 

2. НОД:  Рисование "Украсим рукавичку-домик"

3. Дидактическая игра «Собери и расскажи сказку» 

4. Выставка  рисунков совместного творчества детей и их родителей «Мой любимый сказочный герой»

Заключение

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях: слушали сказки, с удовольствием рассматривали иллюстрации в книгах, самостоятельно разыгрывали знакомые сказки с помощью игрушек, различных видов театра, с удовольствием раскрашивали раскраски, рисовали и лепили сказочных героев, играли в различные игры. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь. Родители поддержали педагогов, проявили инициативу и творчество в изготовлении альбома рисунков «Мой любимый сказочный герой» (совместно с детьми); приняли активное участие в обсуждении вопросов о детском чтении. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей; а так же способствовала возникновению интереса и желания у родителей принять участие в проекте «Сказка в гости к нам идет, чудеса с собой несет» сблизила детей, родителей и педагогов нашей группы.

Используемой литература:

1. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа «От

рождения до школы». Изд. Москва «МОЗАИКА СИНТЕЗ», 2014.

2. Горбуза Л.Г. Духовно-нравственное воспитание дошкольников сказкой // Дошкольная педагогика. – 2012. — №5.

3. Глебова С. В. «Детский сад – семья: аспект взаимодействия». Изд.

Воронеж, ТЦ «Учитель», 2005.

4. Знакомим с литературой детей 3-4 лет. Изд. «Сфера», Москва, 2010.

5. Л.Л. Шевченко «Примерная программа духовно-нравственного воспитания на основе учебно-методического комплекта «Добрый мир. Хорошо – плохо. Православная культура для малышей».

6. Составитель Юдаева М. В. Хрестоматия для чтения. 2 младшая

группа. Изд. Москва «Самовар», 2015.

7. Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет». Изд. «Сфера» Москва,

2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая неделя в ДОУ "Сказка в гости к нам идет, чудеса с собой несет"

Перспективный план недели сказок в старшей группе детского сада...

Комплексно-тематический план. Ситуация (тема) «Сказка в гости к нам идет, чудеса с собой несет»

Комплексно-тематический план. Ситуация (тема) «Сказка в гости к нам идет, чудеса с собой несет»Средний дошкольный возраст с 11 по 15января.Цель:  Приобщение детей к истокам русского народного фол...

Проект "Сказка в гости к нам идет, чудеса с собой несет".

Конспект краткосрочного проекта "Сказка в гости к нам идет, чудеса с собой  несет"....

Календарно-тематическое планирование по теме "Сказка в гости к нам идет, чудеса с собой несет!"

Цель: формировать у детей духовно-нравственные понятия: добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие-жадность, простота-хитрость и т.д. посредством воспроизведения...

Календарно-тематическое планирование по теме "Сказка в гости к нам идет, чудеса с собой несет!"

Цель: формировать у детей духовно-нравственные понятия: добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие-жадность, простота-хитрость и т.д. посредством воспроизве...

Календарно-тематическое планирование. "Сказка в гости к нам идет, чудеса с собой несёт"

Вторая группа раннего возраста. Тема недели: "Сказка в гости к нам идет, чудеса с собой несёт"...