основные этапы становления детской речи
материал по развитию речи по теме

Лобанова Марина Анатольевна

в материале представлены таблицы становления грамматической стороны речи, связной речи, лексической стороны речи, фонетической стороны речи в норме у детей до 7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tablica_osnovnye_etapy_stanovleniya_detskoy_rechi.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

Основные этапы становления грамматической стороны речи

Возраст ребенка

Развитие предложения

Усвоение частей речи

Объем и типы предложений

Грамматический строй

Существитель-

ные

глаголы

Прилагатель-ные

Местоимения и наречия

Служебные слова

Подготови-тельный

Этап

От 0 до 1г.

Ребенок не сознает слово как единицу языка, служащую для обозначения предмета, качества, свойства, то есть несущую смысловую нагрузку. В слове он улавливает лишь его ритмическую структуру и реагирует, как правило, адекватно на разные слова, если они близки по звуковому оформлению.

Преддош-

кольный этап

от 1г. до 3 лет

1г 3 мес

1г 8 мес

Отдельные аморфные слова в роли предложения

нет

Названия лиц, предметов

Несколько позже сущ. Появляются названия действий.

нет

нет

нет

1г 8мес

1г 10мес

Объединяет

в одном предложении два аморфных слова

нет

несклоняемые

Неспрягаемые формы во 2 лице ед. числа повелительного наклонения: ниси. дай

нет

нет

нет

1г 10мес

2г 1мес

Рост предложения до 3-4 слов

Появляются пер-вые грамматические отношения

между словами:

согласование сущ.

 С глаголом, развиваются разные типы подчинения лаголу(сказуе-мому, многие предложения строятся аграмматично.

Начинают разграничено употребляться следующие падежи: винительный с        окончанием –у,

именительный мн. Числа с окончаниями –ы, -и, иногда предложный с окончанием –е; суффиксы уменьшитель-ности.

Первые грамматические формы у 18 глаголов: повелительное наклонение 2

лица ед. числа,

инфинитив, настоящее и прошедшее  время 3лица ед. числа (окончание –ит, -ет, -а).  

часто опускают-

ся приставки. Первые возвратные глаголы.

Прилагатель-ные появляются

с 2лет без согласования с сущ., чаще

  в им. падеже ед. числа муж. и жен. рода.

Большинство

Личных местоимений

Употребляют-ся правильно с момента

своего появления. Иногда смешивают-ся личные( о себе говорит в 3-м лице).  

Нет предлогов и союзов. Частицы ка, да, то, не.

2г 1мес

2г 3мес

Дальнейший рост простого предложения (до 5-8 слов). Появляются бессоюзные предложения, затем с союзами.

Дальнейшие морфологичес-

кое членение слов. Употребление одних оконча-

ний на месте других в пределах

одного синтаксичес-

кого значения. Суффиксы –ок, -чик, и др.

Усваиваются дательный и творительный падежи. Усваиваются главенствующие падежные окончания в ед. числе: -у, -е. –а, -ом, реже –ой, во мн. Числе –ы.

Усваивается число в изъявительном наклонении, изменение по лицам( кроме 2 лица мн. числа). Разграничивает-ся: настоящее и прошедшее время. В прошедшем времени смешивается род.

Нарушается согласова-ние с сущ.; употребляют-ся преимущест-венно после существите-льных. Мн. Число только в им. Падеже.

Личные местоиме-

ния усвоены наречия: больше, меньше, короче, скорее.

Появляют-

ся предлоги: в, на, у, с. Союзы: и, то, потому что, тогда, когда.  

2г 3мес

3года

Развитие сложного предложения.

Появляются сложно-подчиненные предложения, усваиваются служебные слова.

 Остается неусвоенной категория рода. К 3-м годам в основных

чертах грамматичес-

кий срой родного языка. Дальнейший темп его формирования замедляется.

Усвоены главенствующие окончания мн. Числа: -ов, -ами, -ах. Начинается влияние

 окончания –ов на слова других склонений «лампов». Начинают усваиваться другие падежные окончания –а (нога), -я (стулья), суффиксы уменьшитель-ности и принадлежности.

Усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок, на

месте одних приставок иногда употребляются другие: «искрасил» (выкрасил), унификация приставок.

С 3лет усваивается согласование прилагатель-ных с сущ. В косвенных

падежах. Появляются краткие причастия

Отмечается смешение рода у местоимений «моя папа»

Правильное употребле-ние простых предлогов и многих союзов: что бы, если, потому что и т.д.

Дошкольный этап

3 – 7 лет

3 – 4 года

Дальнейшее развитие сложно-

Сочиненного и сложно-подчиненного предложений.

Разграничение однозначные морфологичес-

ких элементов по типам его склонения и спряжения, например: -ов, -ев, -ей, нулевая флексия. Собственные словоформы, словотворчество.

Продолжается влияние окончания –ов на слова других склонений. Иногда  сохраняется неподвижное ударение при словоизменение; ошибки в использовании чередований и ударений. При словоизменении сохраняется основа.

Часто нарушается чередование в основах. Частицы не опускаются. Неологизмы с использова-нием приставок

Имеет место нарушение согласования

в среднем роде. Усваиваются сравнитель-ные степени прилагатель-ных.

Усваиваются сравнитель-ные  степени наречий.

Предлоги по, до, вместо, после. Союзы: что, куда, сколько. Частица бы при условном наклонении.

4 – 7 лет

Иногда затрудняются в построении придаточных предложений с союзным словом который

Начинают усваиваться все частные грамматические формы, детали морфологического

выражения грамматических категорий( использование правильного чередования, ударения, рода, редких оборотов речи, числитель-

ных  )

Окончательно овладевает всеми типами склонения. Имеют место нарушения согласования числительного с существитель-ным в косвенных падежах

Нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм. После 5 лет самостоятель-ное образование глаголов от других частей речи.

Усваивается согласование прилагатель-ных с другими частями речи во всех косвенных падежах.

Употребляя-ется одно деепричастие сидя

Предлоги употребляя-ются в самых разнообраз-ных значениях

        

Основные этапы становления связной речи.

Возраст ребенка

Мышление и речь ребенка

Структура речи

Диалогическ-ая (разговор-ная) речь

Монологическая речь

Рассказыва-ние по игрушке или картинке

Рассказыва-ние из личного опыта или по памяти

Пересказ произведений худ. литературы

Заучивание наизусть

Контекстная речь

0 – 1 года

На начальных этапах развития речи ребенка сначала учат понимать слово, затем правильно повторять его при восприя-тии предмета

и наконец с помощью вопросов, игр, поручений добиваются, что бы ребе-нок употребил слово в осмысленной ситуации.

1 – 3 лет

1г 3 мес

1г 6 мес

Начинает осмысленно употреблять слова. Это связано с появлением матери, появлением знакомой игрушки.

При наличии соответствую-

щей ситуации произносится слово предложение.

они в зависимос-ти от ситуации могут выражать разные значения.

Фразовая речь отсутствует

1г 6 мес

2г 1 мес

Чаще начинает пользоваться

двухсловними предложения-

ми, а позднее трех- и четырехсловны-ми.

К двум голам речь ребенка становится

основным средством

общения его с окружающим миром

Речь ребенка ситуативна по своему характеру, она отрывчата, экспрессивна. Такая  речь помимо слов содержит звукоподражания, жесты, мимику и понятна только в конкретной ситуации.

2 – 3 года

Возрастает понимание ребенком речи. Малыш понимает когда говорят не только о том, что происходит,

в данный момент , но и о том, что должно произойти.

В речи появляются и сложные предложения – сначала сложно-

сочиненные, а потом сложно –подчиненные. Хотя употребляются они еще очень редко.

Дети легко отвлекаются от содержания разговора. В разговоре со взрослыми малыш начинает понимать простые вопросы: «где?», «когда?». Интерес к окружающем предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами.

Малыш способен узнавать и называть знакомые предметы изображен-ные на картинке, обозначать действия.

К концу года овладевает речью до такой степени, что свободно может рассказать о том, что видел, что нового узнал от взрослых, но его речь носит ситуативный характер.

Ребенок способен восприни-мать прос-тые по содержа-

Нию и небольшие по объему сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитано-му.

На данном этапе ребенку становится доступным отгадывание

Простых загадок, если в тексте содержится товет, например есть знакомые ему звукоподражательные слова.

нет

3 -4 года

Начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними. Делать умозаключения. Речь носит ситуативный характер.

В речи детей преобладают простые  распростране-нные предложения, появляются и сложные. В предложениях используются однородные члены.

Дети легко вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людми. Все чаще инициатива общения происходит от самого ребенка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждают малыша все чаще обращаться ко взрослым с самыми разнообразными вопросами. На вопросы взрослых он все еще отвечает развернутыми фразами. Состоящими из 3-4 слов.

Ребенок не может самочтояте-льно раскрыть или описать содержание

сюжетной картинки. Он лишь называет предметы, действую-щих лиц  или перечисляют действия.

Не способен логично и понятно рассказать о событиях, свидетелем которых он был.

Не может толково пересказ-ать содержа-ние прочитан-ной ему сказки, рассказа.

Имея хорошую память малыш способензапоминать и воспроизводить небольшие по бъему стихотворения, а не

Однократно послушав одну и ту же сказку может почти дословно пересказать ее содержание, часто не понимая смысла слов.

4 – 5 лет

Малыш начинает выделять и называть более существен-ные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи.

Свои высказывания ребенок строит из 2-3 и более простых распространен-ных предложений. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения он использует чаще чем в предыдущем возрастном этапе. Впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами.

Он постепенно переходит от отрывочных высказываний к более последователь-ным, развернутым, начинает задавать много вопросов. Дети 5 лет способны к целеустремле-нному разговору в течении довольно длительного времени. Такой разговор содержит вопросы, ответы, выслушивания сообщений собеседников.

Описывая предметы дети, называют их наиболее характерные признаки (по восприятию).

Дети все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связанно рассказать о событиях участником которых он был сам.

Многие еще не могут самостояте-льно без помощи взрослых связанно и последова-тельно переска-зать текст прочитан-ной сказки.

В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами некоторые рифмуют их создавая собственные двух- и четырех-стишия.

5-7 лет

Формы становятся более развернуты-ми ребенок не только выделяет существен-ные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавли-вать причинно-следствен-

ные связи между ними, временные и другие. У  ребенка появляется и более критическое отношение к речи сверстников.

В структурном отношении речь значительно усложняется не только за счет простых распространен-ных предложений но и за счет сложных, возрастает объем высказываний.

Рассказывает и отвечает на вопросы так. Чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. В соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы.

При описании предметов старается передать отношение к ним. Ребенок способен раскрыть содержание картинки, если на ней изображении предметы, которые ему хорошо знакомы. Но он еще часто конкретизи-рует свое внимание на основных деталях. А второстепен-ные часто опускает. Составлять по картинкам описательные рассказы с опорой на восприятие и с элементами творчества (по сюжетной картинке).

Может описать события свидетелем которых он был. Стремясь к тому, что бы высказаван-ное было правильно и понятно. Он довольно охотно поясняет детали своего рассказа. Специально повторяет отдельные его части. Ребенок способен рассказать

не только о событиях ближайших дней, но и о давно прошедших. Важна связанность и целостность рассказа и его подробность

Он может без помощи взрослого передать содержа-ние не большой сказки, рассказа, мультфильма.

При пересказах речь часто бывает замедлен-на

Ориентируясь на образыц ребенок способен воспроизводить стихи с использованием интонацион-ных средств выразительности.

6-7 лет

Ребенок свободно общается со взрослыми и сверстниками. Речь становится более точной в структурном отношении, достаточно развернутой логически последовательной.

Ребенок свободно использует как простые, так и сложные предложения. Речь становится более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последователь-ной

Ребенок может поддержать разговор на любую доступную ему тему.

В описании предметов отмечается четкость изложения, завершон-ность высказыва-ния. Ребенок способен самостоя-тельно давать описание игрушки, по памяти, по восприятию. Может рассказать не только о том. Что изображено. Но и описать события, которые могли бы до или после изображенного.

Ребенок способен рассказать о пережитых событиях, о некоторых явлениях окружаю-щей действительности

Четко и ясно переска-зать небольшое произведе-ние, просмотренный фильм.

Он может придумать сказку, рассказ. Развернуто рассказать о своих впечатлениях и чувствах.

Совместные игры нуждаются в объяснении правил. Ребенок начинает пользовать-ся объясните-льной речью, которая требует особой

точности изложения, передачи определен-ной последова-тельности тех или иных действий.

Основные этапы становления лексической стороны речи.

Возраст

ребенка

Словарный запас

Словообразование

Пассивный словарь

Активный словарь

0 – 1 год

Запас слов у годовалых детей не одинаков и колеблется от 2-3 до 10-12 слов

Ребенок не сознает слово как единицу языка, служащую для обозначения предмета, качества, свойства, т.е. несущую смысловую нагрузку. В слове он улавливает лишь его ритмическую структуру и реагирует как правило одинаково на разные слова.

8-9 мес – понимает первые слова.

1год – понимает 30-60 слов.

В большинстве случаев девочки начинают произносить слова раньше мальчиков.

Активный словарь: 8-12 мес – произносить первые слова.

1г 3мес

1г6мес

1г 6мес

2г 1мес

40-60 слов

Произносимые ребенком слов, не всегда еще отражают реальное значение предмета. Разные предметы он называет одним и тем же словом.

Словообразовательные инновации – первые существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и прилагательные с суффиксами притяжательности.

Понимание речи резко опережает активную сторону речи.

Начальный словарь: устойчивые слова, содержащие постоянный состав звуков и употребляемые в постоянных ситуациях, но уникальные для данного ребенка, не основанные на речи взрослого.

Лепетоподобные слова отличающиеся фонетической простотой, лепетными слогами в основном открытыми.

Нормативные слова используются чаще с искаженной фонетической формой, обозначающие предметы. С которыми ребенок каким-либо образом взаимодействует, или простые действия.

Застывшие фразы – выражения, состоящие более чем из одного слова, которые ребенок воспринимает как единое целое.

2г 1мес

3 года

Словарный запас увеличивается в 3-4 раза.

Словообразовательные модели: овладевают некоторыми моделями.

Начинают использовать местоимения, предлоги.

Нередко дети сами придумывают слова.

Преобладают слова –названия, собирательные существительные пока в пассивном словаре. Многие названия предметов ребенок хорошо знает. Они есть в его пассивном словаре, но в активной речи он ими пользуется не всегда.

Исчезновение застывших фраз.

Значительный рост словаря.

Лексико-семантическая сверхгенерализация – распространение сферы использования слова.

Детская омонимия – совпадение по звучанию двух или более разных слов вследствие не совершенства артикуляторных возможностей ребенка.

Игровые переименования сознательные, преднамеренные переименования, являющиеся:

-комментариями ребенка относительно сходства предметов;

-  следствиями игры с использованием предметов-заменителей.

В речи ребенка используются все части речи кроме причастий, деепричастий, числительных.

3 -4 года

1500 2000 слов

у ребенка появляется мотивационное отношение к лексике.

Словообразовательные инновации:

- увеличение количества инноваций.

Ребенок не редко употребляет слова которые отсутствуют в родном языке.

В пассивном словаре такие собирательные существительные как: овощи, одежда, фрукты, мебель.

Ребенок называет лишь конкретные вещи, но иногда не зная названия предмета, ребенок употребляет обобщающее слово.

В речи детей кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные, прилагательные указывающие на отвлеченные признаки предметов и их качества. Шире используются служебные части речи. К концу года притяжательные местоимения, притяжательные прилагательные.

4 – 5лет

2500 – 3000 слов.

Это дает ребенку возможность точнее изложить свои мысли.

Словообразовательные модели: овладение различными моделями.

Ребенок начинает подбирать близкие по смыслу и противоположные по смыслу слова. Антонимы существительные и прилагательные.

В пассивном словаре появляются отвлеченные существительные и прилагательные

Обогащение и расширение словаря осуществляется за счет существительных обозначающих предметы. Их  свойства и качества. Но и за счет названий отдельных частей деталей предметов и глаголов.

5 – 7 лет

Словарь ребенка увеличивается за год на 1000-1200 слов.

Количественный и качественный рост словаря.

Рост числа инноваций и деталей преференциального речевого стиля.

Многие слова из пассивного словаря переходят в активный

- усвоение родовых отношений;

- развитие синонимии и антонимии;

- появление абстрактных существительных;

- освоение многозначности слов и омонимии;

- освоение фразеологизмов.

Лексико-семантические инновации – замена одного  слова другим по ассоциации.

- расширение и сужения значения слова;

- образование переносных значений путем метаморфических и метонимических переносов.

Ассоциативные замены – это смешения:

- паронимов.

-смешение антонимов.

Основные этапы становления фонетической стороны речи.

Возраст

ребенка

Подготови-

тельный

этап.

От 0 до 1г.

2-3 мес.

3-4 мес.

К концу

1-го года

жизни

Преддошко-

льный этап

от 1-3 лет

1г.3мес.

1г. 8мес.

1г. 8мес.

1г 10мес.

1г. 10мес.

2г 1мес.

2г. 1мес.

3года

Дошкольный возраст

От 3-6лет

От 3-4лет

4-5 лет

норма

Состояние артикуляционного аппарата и фонематического слуха

Начиная с первого года

жизни мозг ребенка

быстро развивается,

изменяется его внутренняя структура. Одновременно с развитием мозга

у малыша формируется физический и фонематичес-

кий слух, появляются

голосовые реакции.

В процессе гуления и

лепета происходит интенсив-

ное развитие артикуляцион-

ного аппарата.

На ранних этапах речево-

го развития ребенок,

играя со звуками упраж-

няет свой речевой аппа-

рат и слух, подготавли-

вая их таким образом к правильному усвоению

звуков в дальнейшем.

На этом возрастном этапе

У ребенка еще недоста-

точно окрепший голосо-

вой аппарат, очень слабый речевой выдох, вследст-

вие чего недостаточно

громкий голос. Дети уже

в состоянии менять

интонацию голоса.

Произношение ребенка

далеко от нормы.

Подвижность

 артикуляционного аппа-

рата значительно

повышается.

Артикуляционные

 затруднения продолжают тормозить усвоение зву-

ков. Имеют уже достаточ-

но развитое фонематиче-

ское восприятие. Дети

этого возраста не всегда

умеют правильно

пользоваться своим

голосовым аппаратом.

Происходит укрепление артикуляционного аппа-

рата: становятся более скоординированными

 действия мышц,

принимающих участие в образовании звуков.

Укрепление мышц кончи-

ка и спинки языка, с

пособствует правильно-

му произношению твер-

дых согласных. Дети сосредотачивают свое

 внимание на звуковом оформлении слов,

подмечают ошибки в их звучании у сверстников.

 Верхняя граница нормы

Подвижность мышц артикуляционного аппа-

рата дает ребенку

возможность осуществ-

лять точные движения

языком, губами, что

 необходимо для

произношения сложных

звуков.

Ребенок способен на

слух узнавать тот или

 иной звук в слове.

 Подбирать слова на

заданный звук.

Достаточно развитый

слух ребенка дает ему возможность различать в

 речи взрослых повыше-

ние и понижение громко-

сти голоса, замечать

ускорение и замедление

 темпа речи, улавливать  различные средства выразительности.

Дети могут довольно точ-

но воспроизводить

различные интонации:

меняя громкость и темп

речи, дети начинают

шире пользоваться интонационными

средствами выразительности.

Особенности

произношения звуков

Гуление

Лепет

Подражая речи взрослых малыш пытается произ-

носить отдельные зву-

ки.

Ребенок произносит

в основном простые в артикуляционном отношении звуки.

Четко начинают произносить глас-

ные звуки.

Большинство соглас-

ных произносят не

 верно, заменяя их

более простыми в артикуляционном отношении звуками.

Часто в слове

опускается началь-

ный звук, или конеч-

ный согласный м, к,

 г, д’, т’, н’, б, л’, с’,

 п, й.

Пытаются подогнать

свое произношение

к общепринятому.

Ребенок заменяет недостающие звуки

более легкими для произношения.

 Шипящие  и ТВ. Свистящие мягкими свистящими звуками

Твердые согласные заменяют звук [ы]

звуком  и, звук [х]

звуком к, звук [ц]

звуком [т] или [с].

Дети почти не

 смешивают слова,

близкие по звучанию

порой отличающие-

ся только одним

звуком.

Правильное

произношение без смягчения твердых согласных. Приближа-

ются к норме

свистящие, шипящие

еще заменяются свистящими. Сонор-

ные звуки заменяют звуками [й] или [л’]

Исчезает смягчение согласных. Дети могут точно воспроизво-

дить различные

интонации.

Усвоение гласных

звуков

Звуки

произносит непроизво-

льно эти

звуки не

четкие.

[А], [у], [и]  

эти звуки недостаточ-

но устойчи-

вы и произ-

носятся лишь в небольших звукосоче-

таниях.

Ударные

гласные

[А], [о],

[у], [и].

Звуки [и].

[э]

Заменяют звуками [и],

[йэ]

Я, ё, ю, е произносят

как [йа],

[йо],[йу],

 [йэ].

Правильно произносят

[Ы], [э].

Дети

овладевают умением произно-

сить гласные звуки [а],

[у], [и] на

одном

выдохе

в течении

 3-4 сек.

Гласные

Звуки

 способны произно-

сить на

выдохе в

течении

3-7 сек.

Усвоение согласных

звуков

[М], [п], [б],

[н],[ г], [к].

Ряд ТВ.

Согл.

Заменяют мягкими.

Это относи-

тся к

переднеязы-

чным [г],[д],

[с], [з].

ТВ. Зв. [т],

[н], [д]

Четко и правильно:

[м], [п], [б],

[г], [д], [н],

[в], [ф], [к],

[х].

смягченно:

[т],[д].

усваивают

мягкие [с’],

[з’]

(твердые к

концу года)

начинают правильно произно-

сить звук

[л’]

Четко

произносят

 [х], [ц], [с],

[з].

начинают появляться шипящие

Правильно произносят шипящие. Свистящие и сонорные.

Стечение согласных

звуков

Нет

Появляется в

середине некоторых

слов льк, ськ, пк,

цьк.

Большинство стече-

ний согласных

заменяются одним

звуком

При сочетании 2-х

или 3-х согласных,

нередко выпадают

звуки, которые лег-

ко произносятся в

простых одно и двусложных словах:

«пигин» (пингвин)

Начинают верно произносить слова со стечением 2-3

согласных.

Слоговая структура

 слова

Дети пользуются упрощенными слова-

ми- ам-ам, или сло-

вами с открытыми

слогами – мама,

няня.

Часто воспроизводят

один слог в слове (ударный) или два одинаковых слога:

Га-га, ту-ту.

Воспроизводятся двухчложные слова

 В трехсложных

словах часто опускает-

ся один из

слогов моко (молоко).

В трехсложных

Словах все еще

опускается иногда

слог, чаще переднее-

ударный

«кусу» (укушу), может сохраняться количе-

ство слогов с четырехсложных

словах

В произношении многосложных слов

Дети используют слоги, меняют или опуска-

Ют отдельные звуки предударные слоги,

иногда приставки: «ципились»

(зацепились)

Верно произносят

слова состоящие из

3-4 и более слогов.

 Дети могут

неправильно

употреблять

ударение.

Отчетливо произно-

сят многосложные

слова точно сохра-

няя слоговую

структуру, правиль-

но употребляют

ударение, соблюда-

ют нормы

 литературного произношения слов

Литература:

1. Бородич, А. М. Методика развития речи детей - 2-е изд., перераб. -М., Просвещение, 1981 - 255с.

2. Гвоздев, А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка: в 2-х ч. - Ч. 1. –М., 1949. - 67 с.

  1. Жукова Н.С., Мастюкова  Е. М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург, Изд-во ЛИТУР, 2005-320 с.
  2. Мастюкова, Е. М. Медико-психологические основы нарушений речевого развития в сравнении с нормой // Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: книга для логопеда/ Жукова С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. - 2-е изд., перераб. - М., Просвещение, 1990. - С.7-37.
  3. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно: система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет : пособие для воспитателей, логопедов и родителей - М., Гном и Д, 2003. -109 с.
  4. Эльконнн, Д. Б. Детская психология: развитие ребенка от рождения до семи лет - М.: Учпедгиз, 1960.-216 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы формирования детской речи.

В каждом возрастном периоде ребенок должен владеть определенными речевыми умениями и навыками....

Консультация для родителей на тему "Этапы развития детской речи"

Как развивается речь ребёнка? Описание основных этапов развития детской речи"...

Важнейшие этапы развития становления детской речи

Консультация для родителей и воспитателей дошкольного образовательного учреждения....

Рекомендации по созданию благоприятных условий для развития правильной речи детей в семье. Этапы развития детской речи в Онтогенезе

Очень часто я вижу родителей и педагогов, воспитателей, которые не знают, в каком возрасте появляется какой звук. Мы часто видим мам, желающих слышать звук Р у трехлетнего ребенка. И главное, что она ...

Основные этапы формирования связной речи.

В  статье даны описания основных этапов развития связной речи. Конечно, в логопедии важны все её разделы: и  развитие фонематического слуха, и звукопроизношения, и развитие граматического ст...

Консультации для родителей. Тема: « Основные этапы становления и развития речи детей».

Экспресс – консультации для родителей. Тема: « Основные этапы становления и развития речи детей»....

Консультация для педагогов "Основные этапы развития связной речи"

Консультация для педагогов СПДС на тему "Основные этапы развития связной речи"...