методическая разработка по методике развития речи. в старшей группе
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

разработка конспектов по развитию речи. в старшей группе доу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_mrr.docx32.82 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка (развитие речи, старшая группа) по теме: 
Занятие по развитию речи. "В заколдованном лесу" - Старшая группа

Цель занятия.

ØЧерез игровые упражнения расширить и активизировать словарь по теме «Весна»;

ØАктивизировать словарь определений;

ØУпражнять в употреблении слов – антонимов;

ØУпражнять в употреблении существительных с уменьшительно – ласкательным значением;

ØУпражнять в составлении предложений с употреблением однокоренных слов;

ØРазвивать логическое мышление;

ØВоспитывать доброе отношение друг к другу.

Ход занятия.

Ведущий. Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в заколдованный лес, где нас ждет много интересного. И что вы такие грустные? Давайте создадим хорошее настроение. (Психологический настрой.) Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова: хороший, нежный, счастливый, красивый. Молодцы ребята!  А сейчас повернитесь и посмотрите, сколько, к нам пришло гостей. Поздоровайтесь с ними, пропевая слова: здравствуйте, привет, доброе утро.

Представьте себе, что вы домашние животные, и я хочу поздороваться с вами.

Здравствуйте, котята!                                                                                                                  

 Мяу – мяу – мяу! (Моют лапки)                                                                                  

 Здравствуйте, утята!                                                                                                              

 Кря – кря – кря! (Показывают носики)                                                                                Здравствуйте, гусята!                                                                                                                  

 Га – га – га! (хлопают крылышками)                                                                              

Здравствуйте, лягушата!                                                                                                                

  Ква - ква - ква! (руки согнуты в локтях, ладони разжать вперед, качают руками влево – вправо)                                                                                                    

Здравствуйте, коровки!                                                                                                                      

Му – му – му! (Выставляют рожки)                                                                                       

Солнце давно встало!                                                                                                              

 Ку – ка – ре – ку!( Поднимают согнутые в коленях ноги, «хлопают крыльями»)                                                                                                                       

 Здравствуйте, барашки!                                                                                                      

 Бе – бе – бе! (Приставляют к головам кулачки и вращают ими)                                                   

Я сварила кашку, ешьте все!

Ой, ребята посмотрите, кто это? (Спускается паучок.) Да, это паучок непростой – это почтальон. Он принес нам письмо. Давайте посмотрим, что в нем (читает письмо).

Письмо.

Здравствуйте ребята! Сегодня, вы отправитесь в путешествие в лес. Но, чтобы попасть в лес, надо пройти волшебные ворота в игре «Скажи наоборот»

  • Большой – маленький,
  • Громко – тихо,
  • Грустный – веселый,
  • Высокий – низкий,
  • Пустой – полный,
  • Открыть – закрыть,
  • Вежливый – грубый,
  • Легко – трудно,
  • Тепло – холодно,
  • Сильный – слабый,
  • Солнечный – пасмурный,
  • Грязно – чисто.

Молодцы! Вот мы и попали в лес.

А сейчас послушайте загадку:

Курьи ножки у избушки,                                                                                                        

 А в избе живет старушка,                                                                                                  

 Пол метлою подметает,                                                                                                                

  В ступе над землей летает. Кто это (Баба Яга)?

Баба Яга. Ах, вы нехорошие дети! Разбудили меня! Ага, значит, вы меня не любите! Не хотите со мной дружить? Почему?

Дети. Не хотим! Ты всегда нехорошая, невежливая, грубая, страшная и  т. д. Тогда я вам отомщу за это! Вот возьму и превращу вас в какие – нибудь коряги и пни. Нет – нет, лучше я отправлю вас в заколдованный лес. И вы оттуда никогда не выберетесь.

Музыка. Дети приседают, закрывают глаза. Баба Яга бегает вокруг детей и шепчет заклинания. Баба Яга убегает, дети открывают глаза

.

Ведущий. Ребята! Посмотрите, а ведь Баба Яга действительно отправила нас в заколдованный лес. Давайте посмотрим, как тут красиво, деревья необычные.

Поворачиваем голову вправо – влево.                                                                                   И снова вправо – влево,                                                                                                       А теперь голову вверх, опустим вниз, посмотрим под ноги.                                                                    И опять вверх, вниз.

А как же нам отсюда выбраться?  Давайте подумаем, кто нам может помочь?

  • Кто живет в лесу и охраняет его (лесничий, лесник)?
  • Тропинка в лесу какая (лесная)?
  • Как называется маленький лес (лесок)?
  • Как называется сказочный человек, который живет в лесу (лесовичек)?
  • Так кто нам поможет выбраться из заколдованного леса (лесовичек)?

Тогда давайте позовем лесовичка (дети зовут)

Лесовичек. Здравствуйте, ребята, я все слышал и буду рад вам помочь, но многое зависит от вас самих. Этот лес непростой, и тропинка, ведущая из него, состоит из заданий. Если вы правильно выполнит эти задания, то выйдете из леса. Ну что, ребята, постараемся (да)?

Хорошо. Тогда вам первое задание: Баба Яга не знает, какая в лесу бывает погода? Поможем ей разобраться?

  • Если дождь – дождливая,
  • Дует ветер – ветреная,
  • Холодно – холодная,
  • Если пасмурно – пасмурная,
  • Если хмуро – хмурая,
  • Если сыро – сырая,
  • Если солнечно – солнечная,
  • Ясно - ясная,
  • Мороз – морозная.

А теперь давайте, ребята, поиграем в игру «Скажи со словом весенний»

  • Небо, какое? – весеннее,
  • Ветер, какой – весенний,
  • Аллея, какая? – весенняя,
  • Солнце, какое? – весеннее,
  • Туча, какая? – весенняя,
  • Дождь, какой? – весенний,
  • Цветы, какие? – весенние,
  • Лес, какой – весенний,
  • Погода, какая? – весенняя,
  • Сапоги, какие? -  весенние,
  • Утро, какое? – весеннее,
  • Пальто, какое? – весеннее.

Молодцы, ребята! Ой, ребята! Пошел дождь! Какой дождь? (холодный, сильный, моросящий). Покажите, как вы замерзли (дети показывают).

Массаж.

Дождик бегает по крыше…                                                                                                              

Бом! Бом! Бом! (Стучат ладонями по спинкам друг другу)                                                                       По веселой звонкой крыше…                                                                                                      

 Бом! Бом! Бом! (Постукивают пальчиками)                                                                          

Дома, дома посидите…                                                                                                          

 Бом! Бом! Бом! (Поколачивают кулачками)                                                                               

Никуда не выходите…                                                                                                              

Бом! Бом! Бом! (Растирают ребром ладоней)                                                                                       Почитайте, поиграйте…                                                                                                            

 Бом! Бом! Бом! (Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями)                                                                                                        

 А уйду – тогда гуляйте…                                                                                                      

 Бом! Бом! Бом! (Поглаживают ладонями)

Вы согрелись? Тогда отправляемся дальше.

Лесовичок. А теперь садитесь, ребята и выполним следующее задание. Давайте научим Бабу Ягу считать. Поиграем в игру «Мы считаем». Посчитаем?

Дети считают: «Одна лисичка, две лисички, три лисички, четыре лисички, пять лисичке». Также считаем со словами: пенек, зайчонок.

Молодцы, ребята! Поскачем на одной ножке на другую полянку.

  • На какую полянку мы прискакали (птичью)?
  • Какие птицы на полянке (перелетные)?
  • Почему их так называют (улетают в теплые края)?
  • Почему улетают (трудно зимой найти корм)?

Ребята! Если мы этих перелетных птиц назовем ласково, то они быстрее вернутся к нам.

  • Соловей – соловушка,
  • Жаворонок – жаворонушек,
  • Скворец – скворушка,
  • Ласточка – ласточка,
  • Журавль – журавушка,
  • Лебедь – лебедушка,
  • Утка – уточка,
  • Трясогузка – трясогузочка,
  • Птенец – птенчик,
  • Гнездо – гнездышко.

Молодцы, ребята!

Дыхательное упражнение «Ветер».

Ребята! Подуете ветер! Как ласково можно назвать ветер? (Ветерок)

Подул маленький ветер у- у- у ,                                                                                                

Подул сильный ветер У - У – У,                                                                                            

Весенние листочки на веточках сидят,                                                                                

Весенние листочки детям говорят:                                                                                

Осиновый а –а – а,                                                                                                        

Рябиновый и – и – и,                                                                                                    

Березовый о – о – о,                                                                                                          

 Дубовый е – е – е.

А сейчас давайте скажем полным ответом:

  • У дуба лист какой? – дубовый,
  • У березы – березовый,
  • У рябины – рябиновый,
  • У осины – осиновый,
  • У клена – кленовый,
  • У ивы – ивовый,
  • У сосны шишка какая? – сосновая,
  • у ели – еловая,
  • у кедра – кедровая.

Смотрите, смотрите! Мне кажется я вижу выход из леса. Давайте вспомним, кто нас сюда отправил? (Баба Яга) А почему? (обиделась) Я предлагаю вам ребята выполнить еще одно поручение. Смотрите  - это доска с картинками. На картинках что нарисовано? (овощи) Из овощей сок какой будет? (овощной)

  • Из помидоров – томатный,
  • Из огурцов – огуречный,
  • Из тыквы – тыквенный,
  • из капусты – капустный,
  • из свеклы – свекольный,
  • из моркови – морковный.

Посмотрите, у меня есть морковный сок. Угостим Бабу Ягу морковным соком. (Ответ детей.)

Лесовичок. Молодцы ребята! Баба Яга будет вами довольна. А я прощаюсь с вами. До свидания.

Ведущая. Спасибо, лесовичок за помощь. Давайте ребята, позовем Бабу Ягу и угостим ее соком.

Баба \яга. А я следила за вами и очень рада, что вы справились с моими заданиями. А последнее ваше решение меня очень обрадовало и я обещаю вам исправиться, быть доброй и хорошей.

Дети и Баба Яга пьют морковный сок

Спасибо за все. До свидания.

Ведущая. Ну что ж, ребята и нам пора возвращаться гназад – покажите как вам грустно. Закрывайте глаза, медленно – медленно покружитесь и скорее улыбнитесь

Звучит музыка.

Вот и детский сад. Понравилось вам в лесу? Баба Яга стала какая? (Ответы детей.)

Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и скажем: «Мы хорошие» (громко, тихо, шепотом). А теперь все повернитесь к гостям и расскажите, как вы живете.

  • Как живешь?
  • Как бежишь?
  • Как стоишь?
  • Как шалишь?
  • Как спишь?
  • Как улыбаешься?
  • Как дружишь?

Молодцы! На этом наше путешествие закончено.

Занятие по развитию речи во второй младшей группе

«Дружная семья»

Провела: воспитатель II квалификационной категории

Косихина Марина Викторовна

РМО воспитателей групп

младшего дошкольного возраста

Цели:

- формировать у детей младшего возраста понятие «семья»;

-продолжать воспитывать у детей добрые отношения ко всем членам своей семьи; продолжать формировать доброжелательные отношения друг к другу, потому что группа это тоже семья.

-помочь каждому ребенку осознать, что в жизни их группы «Колосок» принимают участие не только воспитатели и дети, но и члены их семей.

Словарная работа:

-активизировать в речи детей слова: «колосок», «семья»;

-обогащать словарный запас детей

-учить детей слышать и понимать вопросы педагога и осознанно отвечать на них;

-вызвать у детей желание рассказывать другим детям о своей семье (по фотографии)

Оборудование:

-колосок;

-корзина с мячом;

-шапочки цыплят;

-костюм петушка;

-цыплята из пряжи;

-семейные фотографии.

Ход занятия.

Воспитатель: 

Утром встали малыши,

В детский садик свой пришли.

Вам мы рады, как всегда.

Гости здесь у нас с утра,

Поздоровайтесь, друзья!

Дети: Здравствуйте! С добрым утром.

Воспитатель: Рассаживайтесь, ребята, пожалуйста, на стульчики.

Воспитатель: А сейчас я вам, ребята, загадаю загадку, отгадайте , пожалуйста,

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок,

Кто же это?

Дети: Это петушок.

Стук в дверь залетает петушок (школьник в костюме петушка)

Петушок: ко-ко-ко-ко.

Воспитатель: Какой красивый петушок! А вы знаете стихотворения про петушка? Прочитайте пожалуйста. А петушок послушает.  

С небольшой помощью педагога дети рассказывают знакомые стихи и потешки про петушка.

  1. «Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка!

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь

Детям спать не даешь.»

(Русская народная песенка)

  1. «Петушок, петушок,

Золотой гребешок

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошка!»

(Русская народная песенка)

3.Петушки

«Петушки распетушились,

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно перышек лишиться

Если перышек лишиться,

Нечем будет петушиться.»

(В. Берестов)

4. «На улице

Три курицы

С петухом дерутся.

В окошечко три девицы

Смотрят и смеются:

«Кыш-кыш ! Ха-ха-ха!

Пожалейте петуха»

5. «Петушок у нас горластый,

По утрам кричит он «Здравствуй»,

На ногах его сапожки,

На ушах висят сережки,

На головке, гребешок

Вот какой он, петушок!»

Воспитатель: А еще мы споем вместе с Петей петушком нашу любимую песенку. Одевайте скорее шапочки.

Дети исполняют песню « Вышел Петушок гулять свежей травки пощипать….»

Воспитатель: А что такое принес нам Петушок.

Дети: Это колосок.

Воспитатель: а где вы еще видели такой же колосок?

Дети: на двери нашей группы.

Воспитатель: Правильно. Такой колосок нарисован на дверях нашей группы. И все, кто к нам приходит, сразу может догадаться. Что наша группа называется « Колосок».

Посмотрите на колосок, который несет петя - Петушок. Он не простой на нем расположились фотографии. Узнали себя на фотографиях.

Дети: Да.

Воспитатель проходит по ряду и спрашивает,  ты себя узнал, нашел себя? Ребенок берет фотографию и вместе с воспитателем ставит на мольберт

Воспитатель: Молодцы все себя узнали, ребята хотите поиграть с петушком?

Дети: Да

Проводится игра «Ласковые слова».

Воспитатель: а теперь, ребята, садитесь. И посмотрите еще на колосок, здесь были не только ваши фотографии, но и ваших родителей

Воспитатель: Сашенька иди найди свою семью.

Воспитатель: А это кто рядом с тобой?

Ребенок: Мама и папа.

Воспитатель: Как зовут твоя маму?

Ребенок отвечает.

Как зовут твоего папу?

Ребенок отвечает.

Воспитатель: На фотографии вся С ашина семья: он сам, его мама и папа. Они улыбаются, потому что им хорошо вместе, они любят друг друга. Мама и папа заботятся о своем сыночке.

Ребята, а вы знаете, Сашину маму?

Дети: Да!

Воспитатель: Где вы ее видели?

Дети: У нас в группе.

Воспитатель: Сашина мама умеет аккуратно шить, она сшила для нашей группы красивую салфетку. Ребята, кто хочет рассказать о своей семье?

Дети по желанию показывают фотографию своей семьи и по вопросам воспитателя рассказывают, кто на ней изображен, как зовут членов семьи. Воспитатель напоминает детям, какое участие в жизни группы принимают члены их семей: Саши Карповой папа сделал песочницу, Женина мама подарила нам в уголок природы попугая, Ульянина мама покрасила стены в приемной, Лерочкина мама подарила красивый цветок.

Вот видите, дети, у каждого из вас есть своя семья, в которой все друг друга любят, уважают, взрослые заботятся о маленьких. А дети должны быть послушными, не капризными, должны радовать маму, папу, дедушку, бабушку.

Воспитатель: А сейчас мы поиграем с пальчиками и расскажем про дружную семью. Проводится пальчиковая игра « Моя семья»

Этот пальчик-дедушка,  (Большой пальчик.)

Этот пальчик-бабушка, (Указательный пальчик.)

Этот пальчик-папочка, (Средний пальчик)

Этот пальчик-мамочка, (Безымянный пальчик)

Этот пальчик - я, (Мизинчик)

Вот и вся моя семья! (Поднимаем левую ручку и распрямляем все пальчики)

Чьи фотографии, кроме ваших семейных есть в колоске?

Дети: Елены Александровны, Марины Викторовны, Веры Гавриловны.

Воспитатель: взрослые в нашей группе «Колосок» тоже заботятся о вас: кормят, укладывают спать, читают вам книги, рисуют с вами, учат дружно играть. Мы тоже любим вас. А ваши мамы, папы, бабушки и дедушки, помогают сделать нашу группу красивее и уютнее. Поэтому Петушок несет все наши фотографии в одном колоске. Посмотрите ребята, какая у нас с вами получилась большая дружная семья.

Воспитатель: А Петя - петушок вместе с друзьями школьниками  приготовил для вас сюрприз, вы молодцы сегодня очень постарались, посмотрите что он принес в корзиночке.

Петушок достает цыплят из пряжи, сделанных руками школьников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе с использованием сказкотерапии «Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»»

С помощью сказкотерапии ребенок  учится придумывать сказки и рассказы на заданную тему, у детей развивается связная речь,они учатся описывать внешний вид персонажей,их поступки, переживания, регу...

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картине «Река замёрзла». Дифференциация звуков с – ш.

Разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картине «Река замёрзла». Дифференциация звуков с – ш.Задачи:- закреплят...

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»Тема:Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»...

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе "Пересказ сказки Э. Шима "Соловей и Воронёнок"

Конспект занятия разработан по В.В. Гербовой развитие речи в детском саду: Старшая группа. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016, январь, занятие 6...

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе " Чтение рассказа В. Драгунского "Друг детства"

Конспект занятия разработан по В.В. Гербовой Развитие речи в детском саду: Старшая группа. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016, март, занятие 6...

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе "Чтение стихотворений о зиме"

Конспект занятия разработан по В.В. Гербовой Развитие речи в детском саду: Старшая группа. М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2016, декабрь, занятие 1...

Методическая разработка занятия по развитию речи для старшей группы на тему "Зима пришла. Зимующие птицы"

Рассказ о зимующих птицах, сравнение снегиря и синицы, описателоьные и сюжетные рассказы о зиме....