Примерный план коррекционно - развивающих занятий по коррекции речи на лексическом материале темы "Воспитываем юного петербуржца"
календарно-тематическое планирование (развитие речи, средняя,старшая,подготовительная группа) по теме

Вам предлагается примерный план коррекциооно - развивающих занятий по коррекции речи на три года ( средняя, старшая и подготовительная группа) с использованием музейной педагогики.

      Музейная педагогика является одним из самых перспективных направлений, которые будут определять педагогику 21 века. Развивающий потенциал музейной педагогики  колоссален и ни с чем не сравним, ведь именно в музеях аккумулированны наивысшие достижения опыта человечества, богатейшие сокровища культуры.

          Именно музейная педагогика показалась мне наиболее предпочтительна,  для решения коррекционных задач стоящих перед учителем-логопедом. Было бы большой ошибкой жить в Санкт - Петербурге  и не воспользоваться предоставленной нам возможностью прикоснуться к прекрасному. 

         Основной диагноз у детей , с которыми я работаю,  на протяжении нескольких лет – Общее недоразвитие речи. Бедность активного и пассивного словаря, особенно антонимов, синонимов, относительных прилагательных, сложности в построении предложений и , как результат , несформированность  связной речи ( выявленные в результате обследования) , а так же эмоциональная и коммуникативная незрелостью сподвигла меня к поиску материала, способного заинтересовать, захватить и увлечь наших детей, тем самым  способствуя их продвижению по тернистому пути освоения родного языка, а так же коррекцию основных психических процессов, воспитания культуры поведения и общения.  

        Вся эта работа просто немыслима без наших согласованных действий : воспитатель – логопед. Только базируясь на ярко, наглядно подаваемом материале и отталкиваясь от него я смогла продолжать работу по устранению грамматических нарушений речи у детей. Рассматривая памятники архитектуры, живописи, совершая регулярные экскурсионные поездки по городу и в музеи, проводя литературные вечера и викторины, мы ни на минуту не забывали о коррекционных задачах стоящих перед нашей группой.  

Знакомство детей с произведениями искусства дало нам возможность отработать любую лексико – грамматическую тему, но показать ее не как мертвый, статичный материал, а показать ее интересно, красочно, ново.           

        Так практически на каждую тему в нашей программе предусмотрен выезд в определенный музей. Темы « Сезонные изменения в природе :осень, зима, весна, лето» мы рассматриваем на экспозиции Русского музея, знакомясь с творчеством русских художников и в Летнем саду на экскурсии « Сказки Летнего сада».Тема « Домашние и дикие животные» - экспозиция зоологического музея, тема « Транспорт» -  музей железнодорожного транспорта, тема « Хлеб» – в музее Хлеба, тема « Игрушки» – музей игрушек и этнографический музей., тему « Мебель» - мы рассматриваем в Русском музее и Эрмитаже, знакомясь с интерьерами этих дворцов и так далее.

        Конечно, такая работа невозможна без активного участия родителей, так как все выезды мы осуществляем в выходные дни.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sredniy_vozrast.doc60.5 КБ
Microsoft Office document icon sredniy_vozrast.doc60.5 КБ
Microsoft Office document icon podgotovitelnaya_gruppa1.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНЫЙ  ПЛАН  КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИХ  ЗАНЯТИЙ

ПО  РАЗВИТИЮ  РЕЧИ

( средний возраст)

Тема

Занятия

воспитателя

Тема

Занятия

логопеда

Коррекционно – речевые

цели и задачи

Используемые

игры

Развивающая

среда

Совместная деятельность

Активный

словарь

ОКТЯБРЬ

Живопись.

  1. «Красота

вокруг нас»

( На материале  экскурсии по группе и вокруг детского сада)

« Мои любимые игрушки»

  1. Развивать умение вслушиваться в обращенную речь.
  2. Отвечать на предложение простым предложением из 2-3 слов:

 -  Почему тебе нравится этот     мячик?

 -  Он новый.

 -  Он может прыгать. И.т.д.

Д/И « Чего не стало?» - развитие зрительного внимания.

Д/И « Укачай куклу» - преодаление твердой атаки гласных звуков.

Много новых игрушек из разнообразных материалов

( глиняных, деревянных и т.д. )

Рисование

«Нарисуй, что хочешь красивое»

« Моя любимая игрушка»

Нарядная. Яркая.

Новая

Глиняная,

Деревянная

Резиновая

Тяжелая

Легкая

Маленькая

большая

НОЯБРЬ

2.Книжная иллюстрация

« Красивое в книгах»

« Разноцветные странички»

  1. Учить согласовывать слова в роде, числе и падеже.
  2. Закреплять в речи правильное использование простых предлогов:

- На этой странице нарисованы..

- В этой книге…

  1. Закреплять умение отвечать на вопросы простым предложением.
  2. Составлять простые предложения по картинкам.

-  Здесь нарисована собачка.

- Мне нравиться эта картинка.

Д/И « Запомни слова»- развитие слухового внимания

( Книга,

страница, рассказ)

Д/И «Красивая кукла» - развитие речевого дыхания.

Книги разнообразной тематики и величины, ярко и красочно оформленные

Рисование

« Нарисуй страничку в книге»

Иллюстрация

Художник

Текст

Страница

Рассказ

стихотворение

ДЕКАБРЬ

3. Скульптура малых форм (керамические игрушки) « На веселой лошадке в Дымково»

«Домашние животные»

  1. 1.Практическое использование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами при составлении предложений:

- Это игрушечная лошадка, собачка, козлик и коровка.

  1. Усвоение притяжательных местоимений. Практическое использование при составлении предложений.:

- Это мой козлик.

- Это моя игрушечная корова.

Д/И «Большой –маленький» - практическое использование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Д/И «Чья это песенка?»-развитие слухового внимания.

Д/И « Угадай, кто это?» - практическое использование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Разнообразные дымковские игрушки

Лепка « Угощение для зверят»

Дымковская игрушка Филимоновская роспись

 глина

обжиг

ЯНВАРЬ

4. «Дом в котором я живу.»

«Мой дом, мой город»

  1. Закрепление использования в речи притяжательных местоимений:

- мой двор. мой дом, мои окна, моя квартира.

  1. Практическое употребление в речи простых предлогов:

В.НА.У

Машина стоит у дома.

На окне висят занавески.

  1. Составление простых предложений по картинкам по теме.

Д/И «Где чей дом?» - развитие зрительного внимания.

Д/И «Закончи слово»- развитие фонетического слуха, активизация словаря.

Открытки с изображением разных зданий. Макеты домов, сделанные родителями с детьми, дома из строителя.

Конструирование коллективная работа «Строим улицу»

Здание

Фундамент

Улица

Краша

Окна

Двери

Двор

квартира

ФЕВРАЛЬ

Живопись

«Путешествие с королевой – кисточкой в разноцветную страну»

«Сказки о краске»

  1. Практическое употребление существительных в косвенных падежах:

- Художнику нужна кисточка.

- Художник рисует красками.

- У художника есть мольберт.

  1. Практическое использование в речи простых предлогов при составлении предложений:

-У неба синяя краска.

- Солнце живет в желтом домике.

На листочке живет зеленая краска.

  1. Практическое использование глаголов мужского и женского рода прошедшего времени.

 - Художник нарисовал картину.

Д/И «Чудо – пятнышки» - развитие зрительного внимания.

(форма, цвет)

Д/И «Где чей домик?» - развитие зрительного внимания ( разные краски)

Д.И « Доскажи словечко»- развитие слухового внимания, активного словаря.

Д/И «Собери чемодан художнику» - активного словаря по теме, практическое употребление существительных в косвенных падежах.

Слайды, фото и видео материалы

Чтение книги С.Я. Маршака «Разноцветная книга»

Художник

Радуга

Названия цветов

Палитра

Мольберт

кисточки

МАРТ

Архитектура

« Что украшает наш город»

«Полет на ковре – самолете»

  1. Согласование с прилагательными в роде, числе и  падеже при составлении предложений.

  - Мы пролетали над широкой рекой.

   - Мы видим красивый дворец.

   - Мы прилетели к сказочным животным.

  1. Составление небольшого рассказа по образцу с опорой на наглядность

  - Сегодня мы летали на ковре – самолете. Мы поднялись высоко над городом. Пролетели над рекой Невой. Мы видели Зимний дворец. Мы прилетели прямо к грифонам.

Д/И « Кто знает – дальше называет»

( активизация словаря, практическое использование прилагательных в роде, числе  и падеже.)

Д/И «Отгадай загадку» - активизация словаря, практическое использование согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.

Слайды, фото и видео материалы.

Макеты исторических зданий нашего города.

Рассматривание открыток .

Уголок

« Здравствуй, город».

Рисование «Мой город»

Грифон

Сфинкс

Дворец

Зимний

Нева

мост

АПРЕЛЬ

Скульптура

Живопись

«Сказки живут рядом с нами»

Подготовка к экскурсии в Зоологический музей.

«Дом, где живут сказки»

(дикие животные)

  1. Закреплять навыки согласования слов в предложении в роде, числе, падеже.

 - У медведя большие лапы.

  1. Закрепление навыка употребления существительных с суффиксами -онок,-енок.

 - У медведя маленький медвежонок.

  1. Продолжать работу над составлением небольшого описательного рассказа по образцу.

Это медведь. Он живет в лесу. Он большой и бурый. Он любит малину и мед. Зимой медведь спит в берлоге. Детей медведя зовут медвежата.

Д/И»Кто чья мама?» - активизация словаря по теме. Практическое использование слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Д/И «Где чей домик?» - активизация словаря, практическое использование существительных в косвенных падежах.

Книги о животных.

Фото. Видео- материалы

Чтение русских – народных сказок



Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНЫЙ  ПЛАН  КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИХ  ЗАНЯТИЙ

ПО  РАЗВИТИЮ  РЕЧИ

( средний возраст)

Тема

Занятия

воспитателя

Тема

Занятия

логопеда

Коррекционно – речевые

цели и задачи

Используемые

игры

Развивающая

среда

Совместная деятельность

Активный

словарь

ОКТЯБРЬ

Живопись.

  1. «Красота

вокруг нас»

( На материале  экскурсии по группе и вокруг детского сада)

« Мои любимые игрушки»

  1. Развивать умение вслушиваться в обращенную речь.
  2. Отвечать на предложение простым предложением из 2-3 слов:

 -  Почему тебе нравится этот     мячик?

 -  Он новый.

 -  Он может прыгать. И.т.д.

Д/И « Чего не стало?» - развитие зрительного внимания.

Д/И « Укачай куклу» - преодаление твердой атаки гласных звуков.

Много новых игрушек из разнообразных материалов

( глиняных, деревянных и т.д. )

Рисование

«Нарисуй, что хочешь красивое»

« Моя любимая игрушка»

Нарядная. Яркая.

Новая

Глиняная,

Деревянная

Резиновая

Тяжелая

Легкая

Маленькая

большая

НОЯБРЬ

2.Книжная иллюстрация

« Красивое в книгах»

« Разноцветные странички»

  1. Учить согласовывать слова в роде, числе и падеже.
  2. Закреплять в речи правильное использование простых предлогов:

- На этой странице нарисованы..

- В этой книге…

  1. Закреплять умение отвечать на вопросы простым предложением.
  2. Составлять простые предложения по картинкам.

-  Здесь нарисована собачка.

- Мне нравиться эта картинка.

Д/И « Запомни слова»- развитие слухового внимания

( Книга,

страница, рассказ)

Д/И «Красивая кукла» - развитие речевого дыхания.

Книги разнообразной тематики и величины, ярко и красочно оформленные

Рисование

« Нарисуй страничку в книге»

Иллюстрация

Художник

Текст

Страница

Рассказ

стихотворение

ДЕКАБРЬ

3. Скульптура малых форм (керамические игрушки) « На веселой лошадке в Дымково»

«Домашние животные»

  1. 1.Практическое использование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами при составлении предложений:

- Это игрушечная лошадка, собачка, козлик и коровка.

  1. Усвоение притяжательных местоимений. Практическое использование при составлении предложений.:

- Это мой козлик.

- Это моя игрушечная корова.

Д/И «Большой –маленький» - практическое использование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Д/И «Чья это песенка?»-развитие слухового внимания.

Д/И « Угадай, кто это?» - практическое использование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Разнообразные дымковские игрушки

Лепка « Угощение для зверят»

Дымковская игрушка Филимоновская роспись

 глина

обжиг

ЯНВАРЬ

4. «Дом в котором я живу.»

«Мой дом, мой город»

  1. Закрепление использования в речи притяжательных местоимений:

- мой двор. мой дом, мои окна, моя квартира.

  1. Практическое употребление в речи простых предлогов:

В.НА.У

Машина стоит у дома.

На окне висят занавески.

  1. Составление простых предложений по картинкам по теме.

Д/И «Где чей дом?» - развитие зрительного внимания.

Д/И «Закончи слово»- развитие фонетического слуха, активизация словаря.

Открытки с изображением разных зданий. Макеты домов, сделанные родителями с детьми, дома из строителя.

Конструирование коллективная работа «Строим улицу»

Здание

Фундамент

Улица

Краша

Окна

Двери

Двор

квартира

ФЕВРАЛЬ

Живопись

«Путешествие с королевой – кисточкой в разноцветную страну»

«Сказки о краске»

  1. Практическое употребление существительных в косвенных падежах:

- Художнику нужна кисточка.

- Художник рисует красками.

- У художника есть мольберт.

  1. Практическое использование в речи простых предлогов при составлении предложений:

-У неба синяя краска.

- Солнце живет в желтом домике.

На листочке живет зеленая краска.

  1. Практическое использование глаголов мужского и женского рода прошедшего времени.

 - Художник нарисовал картину.

Д/И «Чудо – пятнышки» - развитие зрительного внимания.

(форма, цвет)

Д/И «Где чей домик?» - развитие зрительного внимания ( разные краски)

Д.И « Доскажи словечко»- развитие слухового внимания, активного словаря.

Д/И «Собери чемодан художнику» - активного словаря по теме, практическое употребление существительных в косвенных падежах.

Слайды, фото и видео материалы

Чтение книги С.Я. Маршака «Разноцветная книга»

Художник

Радуга

Названия цветов

Палитра

Мольберт

кисточки

МАРТ

Архитектура

« Что украшает наш город»

«Полет на ковре – самолете»

  1. Согласование с прилагательными в роде, числе и  падеже при составлении предложений.

  - Мы пролетали над широкой рекой.

   - Мы видим красивый дворец.

   - Мы прилетели к сказочным животным.

  1. Составление небольшого рассказа по образцу с опорой на наглядность

  - Сегодня мы летали на ковре – самолете. Мы поднялись высоко над городом. Пролетели над рекой Невой. Мы видели Зимний дворец. Мы прилетели прямо к грифонам.

Д/И « Кто знает – дальше называет»

( активизация словаря, практическое использование прилагательных в роде, числе  и падеже.)

Д/И «Отгадай загадку» - активизация словаря, практическое использование согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.

Слайды, фото и видео материалы.

Макеты исторических зданий нашего города.

Рассматривание открыток .

Уголок

« Здравствуй, город».

Рисование «Мой город»

Грифон

Сфинкс

Дворец

Зимний

Нева

мост

АПРЕЛЬ

Скульптура

Живопись

«Сказки живут рядом с нами»

Подготовка к экскурсии в Зоологический музей.

«Дом, где живут сказки»

(дикие животные)

  1. Закреплять навыки согласования слов в предложении в роде, числе, падеже.

 - У медведя большие лапы.

  1. Закрепление навыка употребления существительных с суффиксами -онок,-енок.

 - У медведя маленький медвежонок.

  1. Продолжать работу над составлением небольшого описательного рассказа по образцу.

Это медведь. Он живет в лесу. Он большой и бурый. Он любит малину и мед. Зимой медведь спит в берлоге. Детей медведя зовут медвежата.

Д/И»Кто чья мама?» - активизация словаря по теме. Практическое использование слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Д/И «Где чей домик?» - активизация словаря, практическое использование существительных в косвенных падежах.

Книги о животных.

Фото. Видео- материалы

Чтение русских – народных сказок



Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНЫЙ  ПЛАН  КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

ПО РАЗВИТИЮ  РЕЧИ

( подготовительная группа)

Тема занятия воспитателя

Тема  занятия

логопеда

Коррекционно – речевые

 цели и задачи

Используемые

Игры

Развивающ.

Среда

Совместн

д - ть

Актив. Словарь

СЕНТЯБРЬ

Живопись

« Пейзаж в русской природе»

( начало осени)

Ранняя осень

  1. Обогащение речи яркими эпитетами, многозначными словами практическое использование при составлении простых предложений.
  2. Учить составлять простые распространенные предложения
  1. Деревья стоят нарядные, красивые, задумчивые.
  2. Небо высокое , светлое, ясное.
  3. Облака бегут белоснежные, пушистые.
  1. Образование относительных прилагательных от названий деревьев. Практическое использование при составлении предложений.
  1. Кружат по ветру кленовые листочки.
  2. Золотой ковер из березовых листьев.
  1. Способствовать дальнейшему овладению приставочных глаголов.

- Пролетело лето, закружились на ветру первые листочки.

Д/И « С какой ветки эти детки» – относител. Прилагат.развитие речевого слуха.

Д/И « Найди лишнее» – развитие зрит. Внимания

Д/И

« Листочки»- развитие речевого дыхания 

Подборка пейзажей русских художников

Рассматривание слайдов репродукций

Рисование

И обсуждение

«Осенний лес»

Резной

Багряный

Золотой

Прозрачный

Светлый

Темный

Ясный

Сумеречный

Изумрудный

Солнечный

Белоснежный

Пушистый

Хмурый дождливый

Пасмурный

Листопад

ОКТЯБРЬ

1.Скульптура

Экскурсия в Летний сад

 

Осень в городе.

Деревья осенью

  1. Закреплять в речи формы ед. и мн. Числа существительных
  1. дерево – деревья
  2. скульптура – скульптуры
  3. скамейка – скамейки
  1. Употребление в речи сущ. В косвенных падежах
  1. На аллеях парка скульптуры, скамейки, деревья.
  2. Мы проходим мимо Скамеек, скульптур, деревьев.
  3. Мы расскажем дома о скульптурах..
  1. Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные : мраморный, каменный, деревянный, металлический, составлять простые предложения с этими словами.
  1. Парк украшен мраморными скульптурами, мраморными вазами..
  2. Нам понравилась металлическая решетка Летнего сада.

Д/И « Закончи слова» – развитие фонетического слуха. Активизация словаря по теме.

Д/И « Кто знает – дальше называет» – практическое использование прилагательных, согласование их с сущ. В роде, числе, падеже.

Фото и видео материалы по экскурсии

Виды Летнего сада

Рисование

« Осенний Летний сад»

« Карпиев пруд с лебедями»

Скульптура

Сад

Ажурный

Резной

Воздушный

Мраморный

Каменный

Металлический

старинный

ОКТЯБРЬ

2. Книжная графика

В.Бианки

«Лесные домишки»

Е.Чарушин

« Болтливая сорока»

 

Животные и птицы осенью

  1. Продолжать работу по согласованию слов в предложении в роде, числе и падеже.
  2. Закреплять в речи употребление в речи простых предлогов:
  1. Мышонок побежал в дом.
  2. Птица взлетела на ветку.
  3. Зайка спрятался под кустик.
  1. Умение подбирать слова сходные по значению ( синонимы)
  1. Мышонок – маленький, крошечный.
  2. Сорока – разговорчивая, болтливая.
  1. Учить пересказывать небольшие рассказы и сказки с опорой на наглядность ( свободный и дословный пересказ)

Д/И «Лесные домишки» - активизация словаря, развитие зрительного внимания

Д/И « 4 – й лишний» – активизация словаря, развитие слухового внимания.

Оформление книжного уголка

Книги художников - иллюстраторов

Лепка

« Звери из сказки»

Веселый

Забавный

Озорной

Страшный

Грозный

Могучий

Боязливый

Бесстрашный

храбрый

ОКТЯБРЬ

  1. Живопись

« Мой любимый натюрморт»

 

Овощи и фрукты

  1. Продолжать работу по употреблению косвенных падежей :
  1. Мы видим на картине яблоки, груши, персики, виноград.
  2. На картине нет овощей, людей, животных.
  1. Практическое использование в речи простых предлогов.
  1. Яблоко лежит на тарелке.
  2. Ваза стоит на блюде.
  3. Виноград лежит на столе.
  1. Учить составлять небольшие рассказы с опорой на наглядность (по плану)
  1. Эта картина художника…….
  2. На ней изображены фрукты, они спелые, сочные. На картине еще нарисована ваза. Она стоит за фруктами. Ваза красивая, голубая. Такая картина называется натюрморт.

Д/И «Что изменилось?» – развитие зрительного внимания, активизация словаря.

Д/И « Цепочки слов» – развитие слухового внимания, фонетического слуха.

Репродукции натюрмортов

Ваза и поднос с фруктами и овощами

Приготовление  фруктового и овощного салатов – открытое занятие для родителей

Натюрморт

Художник

Мольберт

Сочные

Спелые

Свежие

Яркие

Теплые

Холодные

Лимонные

Вишневые

Золотистые

Нежные

НОЯБРЬ

4.Экскурсия в Эрмитаж

 

Посуда

  1. Обогащать экспрессивную речь сложными словами:

- толстобокий, тонконогие.

  1. Продолжать работу по употреблению косвенных падежей
  1. В зал внесли огромные блюда с яствами.
  2. На золоченых тарелках лежали пирожные.
  1.  Обогащение экспрессивной речи прилагательными в уменьшительно – ласкательной форме.:

- На дубовых столах.

- Хрустальные бокалы.

  1. Совершенствовать согласование существительных с числительными.
  2. Закрепление множественного числа существительных :
  1. Супница - супницы
  2. Черпак - черпаки
  3. Салатник - салатники
  1. Составление описательного рассказа (по плану) по картине:

-    Как называется картина?

-    Кто автор этой картины?

  1. Что на ней изображено?
  2. Какая посуда изображена на картине?
  3. Какого цвета и из какого материала она сделана?

Д/И « 4 – лишний» - развитие зрительного внимания, активизация словаря по теме.

Д/И « Повтори – не ошибись» – развитие слухового внимания, речевого слуха.

Картины с изображением различной посуды ( натюрморты, бытовые) различных эпох.

 Рисование по результатам экскурсии с последующим составлением описательного рассказа

Название различной посуды

По материалам экскурсии

Супница

Бокалы

Самовар

Блюда

Столовые приборы

Салатница

Дубовый

Серебряная

Хрустальная

Стальная

золоченая

НОЯБРЬ

  1. Экскурсия в музей хлеба

 

Труд людей осенью, уборка урожая

  1. Продолжать работу по употреблению косвенных падежей ( договаривание слов по картинкам)
  1. Колхозники вышли на ..( поля)
  2. Начался сбор ..( урожая)
  1. Практическое использование в речи приставочных глаголов.
  1. Замесили тесто.
  2. Поставили в теплое место.
  3. Масло положили в тесто..
  1. Совершенствовать согласование существительных с числительными.
  1. Я положу в тесто два яйца, три ложки сахара.

Д/И по тетради

« Хлеб всему голова»

Картины с изображением с/хоз работ.

Видео и фото материалы

Комплексное занятие – игра « мы пекли пирожки»

Зреть

Пахать

Молотить

Зерно

Колос

Солома

Месить

Печь

Подниматься

лепить

ДЕКАБРЬ

6.Живопись

« Пейзаж  в русской природе»

( зимний пейзаж)

 

Зима

  1. Обогащение речи яркими эпитетами, практическое использование при составлении  простых предложений.
  2. Продолжать работу по согласованию прилагательных с существительными в роде, числе и падеже.
  3. Учить составлять простые распространенные предложения:

-  Деревья стоят голые, грустные, задумчивые.

- Небо высокое, голубое, прозрачное.

- Сугробы серебристые, высокие, глубокие.

  1. Составление описательного рассказа по картине по плану.

   -  Кто автор картины?

   -  Что на ней изображено?

   -  Какие чувства вызывает у тебя эта картина?

Д/И «Чего не хватает на картине?» - развитие зрительного внимания.

Д/И « Найди лишнее» - развитие зрительного внимания.

Подборка пейзажей русских художников

Рассматривание слайдов и репродукций.

Рисование с обсуждением и составлением описательного рассказа «Зимний день»

Холодный морозный снежный

Сильный

Глубокий

Серебристый

Красногрудый

Пушистый

Прозрачный

Падать

Покрывать

Замерзать

Спать

Грустить

Заметать

кружить

Тема занятия воспитателя

Тема  занятия

логопеда

Коррекционно – речевые

 цели и задачи

Используемые

игры

Развивающ.

Среда

Совместн

д - ть

Актив. Словарь

ЯНВАРЬ

1.Архитектура

« Золотые купола Петербурга»

Зима в городе

  1. Продолжать работу по согласованию слов в предложении в роде , числе и падеже.

2.Познакомить детей со способами словообразования :

  1. собор – соборный
  2. крест – крестный
  3. икона – иконостас

3.Закрепить в речи правильное употребление простых предлогов?

  1. На куполе церкви всегда находится крест.
  2. На фасаде храма можно увидеть иконы.
  3. Купол стоит на барабане.

4 . Составление описательного рассказа                                по  экскурсии.

  1. Что мы видели в городе?
  2. Что запомнилось тебе больше всего?
  3. Какой собор ( церковь) тебе больше всего понравился?
  4. Куда бы ты хотел еще раз сходить с мамой?

Д/И « Закончи слова» – развитие фонетического слуха.

Д/И « Кто больше назовет» – развитие слухового Внимания, активизация словаря по теме.

Фото видео материалы

Рассматривание слайдов репродукций

Чтение и разучивание стихов о городе

Собор

Церковь

Купол

Крест

Иконостас

Фасад

Колонна

паперть

Икона

Библия

Богоматерь

Тема занятия воспитателя

Тема  занятия

логопеда

Коррекционно – речевые

 цели и задачи

Используемые

игры

Развивающ.

Среда

Совместн

д - ть

Актив. Словарь

ФЕВРАЛЬ

1.Знаменитые люди Петербурга

Музей Римского – Корсакова

« Сказка в музыке»

  1. Продолжать работу по согласованию слов в предложении в роде , числе и падеже.
  2. Практическое использование притяжательных прилагательных при составлении предложений:
  1. Снегурочкина песня
  2. Царский дворец
  1. Закрепить в речи правильное употребление простых предлогов.
  1. На поляне пляшут девушки и парни.
  2. Снегурочка долго шла по лесу.
  3. Бросился Лель царю в ноги..

4 . Составление творческого пересказа                                по  сказки.

Д/И « Что перепутал художник?»– развитие зрительного внимания.

Д/И « Кто больше назовет» – развитие слухового Внимания, активизация словаря по теме.

Сказка

 Снегурочка

Фото видео материалы

Портрет Римского – Корсакова

Книга о его жизни и творчестве.

Драмматизация сказки « Снегурочка»

Опера

Композитор

Ария

Либретто

Партия

Гусли

Ярило – солнце

Тема занятия воспитателя

Тема  занятия

логопеда

Коррекционно – речевые

 цели и задачи

Используемые

игры

Развивающ.

Среда

Совместн

д - ть

Актив. Словарь

ФЕВРАЛЬ

1.Великие люди нашего города

А. С. Пушкин

 Сказки А.С.

Пушкина

  1. Продолжать работу по согласованию слов в предложении .
  2. Закреплять правильное использование в речи относительных и притяжательных прилагательных:
  1. Царский дворец
  2. Витязи морские
  3. Хрустальный дом
  1. Закрепить использование в речи простых и сложных предлогов:
  1. Из – за острова выплывают корабли царя Салтана
  2. Из – под стола выскочил пес.
  3. Шмель забился в щель.
  1. Учить составлять пересказ фрагмента сказки, рассказывать о переживаниях, связанных с прочитанным, увиденным.
  2. Учить правильно строить сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
  1. Пошел старик к синему морю, чтоб поймать рыбу.
  2. Ударилась царевна Лебедь о землю и превратилась в красавицу.

Д/И « Что за чем» – развитие слухового внимания. Составление и воспроизведение словесных цепочек по текущему лексическому материалу

Д/И « Разные краски» – развитие зрительного Внимания, образного мышления, закрепления использования в речи сложноподчиненных предложений.

Сказки А. С. Пушкина

Фото и видео материалы

Посещение оперы « Сказка  о царе Салтане»

Литерат. Вечер совместно с родителями посвященный памяти А.С.Пушкина

Хрустальный

Проказница

Ломит

Землянка

Корыто

Хоромы

Бояре

Приплод

И т.д.

Тема занятия воспитателя

Тема  занятия

логопеда

Коррекционно – речевые

 цели и задачи

Используемые

игры

Развивающ.

Среда

Совместн

д - ть

Актив. Словарь

МАРТ

1.Камерный и парадный портрет в русской живописи

Одежда и обувь

  1. Совершенствовать использование в речи имен существительных ед. и мн. числа. Практическое использование при составлении предложений.

- На руках дамы черные перчатки;

- Рукава украшены кружевными манжетами.

  1. Продолжать работу над умением образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками.

- Застегивать, развязывать, развязывать и т.д.

  1. Совершенствовать умение составлять рассказ о предмете по плану. (по картине).

- Кто изображен на этой картине?

- Во что одет этот человек?

- Какая одежда у этого человека

( материал, сезонность , парадная или нет).

-Хотел бы ты носить такую одежду?

Д/И « Кому – что» - активизация словаря по теме.

Практическое использование существительных в косвенных падежах.

Д/И «Отгадай загадку» - активизировать речь, следить за точностью своих высказываний, умением составлять описательный рассказ.

Репродукции картин, видео и фото материалы

Рисование театральных костюмов или костюмов сказочных персонажей с последующим обсуждением.

Пальто

Шуба

Перчатки

Шаль

Подол

Рукав

Манжет

Фетровый

Бархатный

Вельветовый

Кружевной

Меховой

Нарядный

парадный

Тема занятия воспитателя

Тема  занятия

логопеда

Коррекционно – речевые

 цели и задачи

Используемые

игры

Развивающ.

Среда

Совместн

д - ть

Актив. Словарь

АПРЕЛЬ

Живопись.

Пейзаж в русской живописи

Весна.

Сезонные изменения в природе.

  1. Закрепление правильного использования в речи относительных прилагательных.

- Весенние проталинки на опушке леса.

-Зернистый, ноздреватый снег под еловыми ветвями.

  1. Закрепление в речи правильного использования простых и сложных предлогов.

-Из-под снега появился первый росток.

- у корней деревьев видны первые проталины.

  1. Составление описательного творческого рассказа (по плану):

- Кто автор картины?

- Какое время года изображено?

- Какими художественными средствами художник передал свое настроение?

- Что бы мы могли услышать

( увидеть) если бы оказались внутри этой картины?

Д/И « Чего не хватает?» - развитие зрительного внимания, практическое использование навыков согласования слов в предложении в числе, падеже.

Д/И «Найди ошибку» - развитие зрительного внимания, мышления, находчивости, умение использовать знания в соответствии с обстоятельствами, закреплять понятия о сезонных изменениях в природе.

Репродукции картин русских художников. Фото и видео материалы

Совместное рисование «Весна идет, весне дорогу»

Оттепель

Сосульки

Проталины

Ручей

Первоцвет

Пролески

Веретеница

Половодье

Прозрачный

Ноздреватый

Грязный

Зернистый

Хрупкий

Пушистый капель

АПРЕЛЬ

«Сказка в гости к нам пришла»

Посещение зоологического музея.

Животные севера и юга

  1. Закрепление правильного использования в речи относительных и притяжательных прилагательных.

- Олений мех очень теплый.

Львиный рык разносится по всем уголкам выжженной солнцем саванны.

  1. Закреплять в речи навыки согласования прилагательных и существительных с числительными при составлении предложений.

- Под пальмой резвятся три маленькие, бурые обезьянки.

  1. Закрепление правильного использования в речи простых и сложных предлогов.

- На ветке дерева дремлет большая черная пантера.

- Из-за маминой спины выглядывает маленькая обезьянка.

  1. Совершенствовать навыки описательного рассказа (по плану).

- Как называется животное?

- Где оно живет?

- Как оно выглядит?

- Чем питается?

- Как называются детеныши этого животного?

Д/И «Кто чья мама?» - практическое использование в речи слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Д/И «Кто играет с нами в прятки?» - развитие зрительного внимания, практическое использование притяжательных прилагательных. Закрепление полученных на занятиях знаний, развитие связной речи.

Книги о животных Фото и видео материалы

Совместный выезд в зоологический музей и в зоопарк

Названия животных и их детенышей

Жаркий

Знойный

Южный

Опасный

Хитрый

Крошечный

Толстый

Неповоротливый

Забавный

Нападать

Доставать

Прятаться

Охотиться

притаиться

Тема занятия воспитателя

Тема  занятия

логопеда

Коррекционно – речевые

 цели и задачи

Развивающ.

Среда

Совместн

д - ть

МАЙ

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

« С Днем Рождения Петербург!»

  1. Закрепление правильного согласования слов  в предложении.
  2. Работа над интонационной выразительностью (чтение стихов о городе)
  3. Совершенствовать использование принятых норм правильного речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания- кратко или распространенно)
  4. Работа над творческим рассказом из личного опыта, учитывая переживания, связанные с увиденным, прочитанным.
  5. Игры и задания на знания памятников архитектуры и искусства.

Фото и видео материалы. Газеты и стенды по итогам экскурсионной работы за год

Коллективная работа – подарок городу на день рождения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа по коррекции речи на дошкольном логопункте.

Результативность организации коррекционно-развивающей работы с детьми определяется посредством диагностики уровня речевого развития. Основной целью речевой диагностики является определение факти...

Тематический план коррекционно – развивающих занятий «Радуга красок»

Тематический план коррекционно – развивающих занятий по программе  «Радуга красок»...

Учебно-тематический план коррекционно – развивающих занятий педагога - психолога в старшей группе.

Учебно - тематическое планирование коррекционно - развивающих занятий педагога - психолога в старшей груруппе....

Конспект коррекционно-развивающего занятия "Теремок" (коррекция агрессии, гиперактивности)

Коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста заключается в снятии агрессивности и тревожности, нормализации  мышечного тонуса, преодолен...

2020. Конспект подгруппового психологического коррекционно-развивающего занятия по коррекции страхов, тревожности у детей

Цель – актуализация страхов, знакомство со способами преодоления страхов.Задачи:- Формирование положительной самооценки, уверенности в себе;- Воспитание доброжелательного отношения дет...

2021. Коррекционно-развивающее занятие по коррекции агрессии, 6 лет

Цель: создание условий, способствующих ослаблению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.Задачи:-настроить детей на контакт друг с другом;-развитие умения понимать состояние другого ...

Конспект подгруппового психологического коррекционно-развивающего занятия по коррекции агрессии у дошкольников

Цель: создание условий, способствующих ослаблению агрессивного поведения у детей дошкольного возраста....