Конспект открытого мероприятия "Путешествие в страну литературию" для средней группы
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме

Горячева Ирина Евгеньевна

Интегрированная непосредственная образовательная деятельностиь (коммуникация + художественное творчество)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместного мероприятия с детьми средней группы

«Путешествие в страну Литературию»

        Программные задачи:

I Образовательные:

1.  Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей.

2. Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).

3. Продолжать отрабатывать навыки  работы с пластилином, природным материалом.

II. Развивающие:

1. Продолжать развивать внимание, память, мышление детей.

2. Побуждать к выразительности в этюдах.

3. Развивать ручную умелость в изобразительной деятельности (лепка).

III. Воспитательные:

1. Воспитывать в детях чувство прекрасного, сопереживания героям (доброту, отзывчивость и  др.)

2. Воспитывать интерес к чтению.

Словарь: иллюстрация, горюет, прищуриваться, присказка, лубяная и др.

Оборудование: шапка, сапоги, палочка, клубочек, бумажные цветы, жёлуди, семена ясеня, иллюстрации к сказкам, аудиозаписи детских песен к сказкам, сказочные ворота, ковёр, бревенчатая избушка, куклы бибабо.

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы отправляемся с Вами ребята в гости к Сказке. Ведь все люди – и маленькие и взрослые любят и читают сказки. За правильные ответы я вам буду давать вам волшебный цветы. В конце, как в любой сказке вас ждёт сюрприз. Мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы. Нас ждёт три остановки: в сказочном королевстве, в краю рассказов, и в мире стихов. Чтобы попасть в сказочное королевство вы должны отгадать сказочные загадки.

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Всё ж попался.

(Колобок из сказки «Колобок»)

А вы помните, ребята от кого ушёл колобок в этой сказке?

Дети: От медведя, волка, зайца

Воспитатель: Молодцы, верно!

Возле леса, на опушке

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки и три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

(«Три медведя»)

А помните, ребята, как зовут медведей в этой сказке?

Дети: Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка

Воспитатель: Молодцы, верно!

У Алёнушки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят

Далеко они глядят

(«Гуси-лебеди»)

Всех важней она в загадке,

Хоть и погребе жила

Репку вытащить из грядки,

Деду с бабкой помогла

(мышка из сказки «Репка»)

А назовите, ребята, всех героев этой сказки.

Дети: дед, баба, внучка, жучка, кошка, мышка 

Воспитатель: Молодцы, верно!

Ждали маму с молоком

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети?

(козлята из сказки «Волк и семеро козлят»

Ну-ка, ребята, подскажите, можно ли незнакомых в дом пускать?

Дети: Нельзя!

Воспитатель: Молодцы, верно!

Умён, изворотлив

Усатый дружок

И жить он не может

Без красных сапог.

(«Кот в сапогах»)

Воспитатель: А вы помните ребята, в кого превратился людоед в этой сказке?

Дети: В мышонка и кот в сапогах съел его

Воспитатель: Молодцы, верно!

Бабушка девочку очень любила

Шапочку красную ей подарила

Девочка имя забыла своё

А ну, подскажите имя её?

(«Красная шапочка»)

А вы помните, ребята, кому несла пирожки Красная Шапочка?

Дети:  Бабушке

Воспитатель: Молодцы, верно!

В этой книге - именины,

Много было там гостей.

Но на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку

Чуть её не погубил

Но коварному злодею

Кто-то голову срубил.

(К.Чуковский «Муха-цокотуха»)

А вы помните, ребята, кто спас муху-цокотуху в этой сказке?

Дети: Комар

Воспитатель: Молодцы, верно!

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи

Носик круглый, пятачком

Хвостик маленький крючком.

(«Три поросёнка»)

А как зовут трёх поросят?

Дети: Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-нуф.

Воспитатель: Молодцы, верно!

Воспитатель Молодцы ребята, все загадки отгадали и наши волшебные ворота открывают нам путь в страну сказок. А чем, ребята, сказка отличается от других литературных произведений. (Ответы детей)

Воспитатель: К вашим ответам можно добавить ещё несколько отличий:

1. Сказка всегда начинается по-особому: жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве; однажды… и т.д.

2. Некоторые сказки начинаются с присказки. А вы, ребята, какие присказки знаете?

3. В сказках происходит то, чего не бывает в  обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. Посмотрите сколько у нас предметов на столе. Но волшебными они станут только тогда, когда к ним добавят волшебное слово. (Например, сапоги-скороходы, шапка-неведимка, волшебная палочка, ковёр-самолёт, волшебный клубочек и т.д.)

4. Звери в сказках одеты как люди.

5. В сказках бывает волшебство.

6. В сказках – счастливый конец.

        Динамическая пауза. Этюды.

        Этюды на выражение эмоций с движениями.

Сказка даст нам отдохнуть,

Отдохнём и снова в путь!

Этюд «Волк сердится» (показываем с помощью пантомимики выражение лица, позы, жесты);

Этюд «Зайчик горюет» (ладошки к щекам, голову наклонить вниз);

Этюд «Хитрая лиса» (прищуриваем глаза, поворачиваем туловище);

Этюд «Доверчивая Красная Шапочка» (перешагиваем с ноги на ногу, открытый взгляд.)

        Дидактическая игра «Чьи слова?»

        Детям предлагается  назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название сказки

  1. «Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл
  2. «Не садись на пенёк, не ешь пирожок»
  3. «Печка-матушка, спрячь нас!»
  4. «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зуба, а зубища – я никого не боюсь!»
  5. «Как выскачу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»

(Оценка детей)

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули?

Снова в путь!

        А сейчас волшебный клубочек укажет нам дорогу дальше. Следующая наша остановка-  край рассказов и мир стихов. И отправимся мы туда все вместе на ковре- самолёте  (музыкальное сопровождение).

Ну вот мы и прилетели. Но чтобы попасть сюда, вы должны узнать названия рассказов по иллюстрациям.

        Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация?»

  1. «Кто сказал мяу?» В Сутеев
  2. «Тюпа маленький» Е. Чарушин
  3. «Волчишко» Е Чарушин
  4. «Томка» Е. Чарушин
  5. «Как  муравьишка домой спешил» В. Бианки
  6. «Бобик в гостях у Барбоса» Н.Носов

        Воспитатель Ребята, а чем отличаются рассказы от сказки (ответы детей- в рассказах речь идёт  о том, что было на самом деле)

Воспитатель. А теперь добро пожаловать в мир стихов. Стихи записываются в столбик. Вот так (показ стихотворения в книге). А рассказы в строчку. А ещё в стихах некоторые последние слова созвучны. Например,

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая!

Какая смелая!

В этих стихах созвучны последние слова – чистая, смелая, пушистая, белая. А сейчас  какие слова созвучны?

А потом  позвонили мартышки:

-Пришлите, пожалуйста, книжки!

Дети:  Мартышки-книжки

Воспитатель: Правильно ребята! Такие созвучные слова на концах строчек в стихах называют рифма. А вы узнали из какого произведения эти строчки?

(«Телефон» К. Чуковский»)

        Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Стала девочка котёнка спать укладывать

Вот тебе под спинку

Мягкую….перинку.

Сверху на перинку

Чистую…….простынку.

Вот тебе под ушки

Белые подушки.

                («Усатый-полосатый» С Маршак)

У Танюши дел не мало

У Танюши много дел-

Утром брату помогала,

Он с утра конфеты….ел.

                («Помощница» А. Барто)

Мой весёлый, звонкий мяч,

Ты куда помчался ……вскачь?

Жёлтый, красный, голубой

Не угнаться за………. тобой!

        («Мяч» С Маршак)

Воспитатель: Молодцы! А теперь я  превращаю вас в чудесных, сказочных птиц и вы полетите выполнять последнее задание. (Дети «перелетают» за столы, где всё подготовлено для лепки)

Воспитатель. А здесь, дорогие ребята, вас ждёт ещё одна загадка. Ребята, отгадайте, пожалуйста, сказку.

Прыгает, скачет,

Горько плачет.

Собака не помогла,

Медведь не помог.

Один петушок

Горю помог.

Дети: «Лиса и Заяц».

Воспитатель: Молодцы ребята. Правильно отгадали сказку. А вы помните, что в сказке «Лиса и заяц» лиса выгнала зайку из избушки и сама поселилась в ней. Ребята, а скажите, какая была лиса в этой сказке? (показ куклы бибабо)

Дети: Хитрая, недобрая и др.

Воспитатель: Да ребята, лиса была хитрой. Она сегодня к нам пришла в гости.

Кукла бибабо «Лиса».  Да, я хитрая, недобрая, завистливая. «Как выскачу, как выпрогну-пойдут клочки по закаулочкам»

Воспитатель: А вы помните какую избушку она себе построила?

Дети: Ледяную

Воспитатель: Молодцы, правильно вспомнили. А зайка построил себе лубяную избушку. А вы знаете, ребята, что означает слово лубяная?

Дети: сделанная из брёвен

Воспитатель: Правильно. Но бревна должны быть гладкими, без шероховатостей. Тогда такую избушку можно назвать лубяной. Посмотрите, сегодня у нас в группе есть заячья избушка – лубяная - избушка, сделанная из гладких брёвнышек.

Воспитатель: А  кто помог зайке в сказке вернуться в свою избушку?

Дети: Петушок.

Воспитатель: Правильно, петушок. А как вы думаете какой был петушок?

Дети: Сильный, доброжелательный, справедливый и др.

Воспитатель Молодцы ребята. Посмотрите - он сегодня к нам прилетел. Какой красавец! С красным хохолком, со шпорами.

Кукла бибабо «Петушок»:  Ку-ка-ре=ку! Иду на ногах, в красных сапогах. Несу косу на плечах, хочу лису посечи. Пошла лиса вон!

Воспитатель: Ой, ребята! Что-то  хозяина домика что то не видно. Как вы думаете ребята – куда зайчик убежал?

Дети: Варианты ответов: убежал в лес, испугался лисы, ищет домик.

Воспитатель: Давайте вернём зайку домой - в лубяную избушку.

Дети: Мы согласны.

Воспитатель: Тогда посмотрите. У вас на столах лежит природный материал. Что это? Вы узнали?

Дети: Это жёлуди и семена ясеня.

Воспитатель. Молодцы ребята. Верно определили. Жёлудь будет у нас туловищем зайки, а семена ясеня на что похожи?

Дети: на заячьи уши

Воспитатель: Замечательно. А теперь давайте скатаем три одинаковых по размеру небольших шарика из серого  пластилина. Как вы думаете, почему мы взяли серый  пластилин?

Дети: Потому, что летом   у зайца серая шубка. Ему не надо от лисы прятаться.

Воспитатель. Молодцы. А теперь двум шарикам придадим  овальную форму – это лапы. Прилепим их к туловищу – жёлудю. А сверху прикрепим шарик – голову. Скатаем маленький шарик-хвостик. А теперь из чёрного пластилина сделаем маленькие чёрные глазки и носик. Ушки- из семян ясеня.

Теперь давайте зайчиков поставим к избушке. Ребята, подойдите, пожалуйста, к нашей избушке. Как вы думаете придёт лиса ещё в гости к зайцу?

Дети: Не придёт, испугается

Кукла бибабо «Зайчик» Конечно не придёт Ведь у меня теперь много друзей!

Воспитатель: Я тоже думаю, что не придёт. Ведь дружба чудеса делает. Испугается лиса наших друзей.

Дети рассматривают поделки других детей.

Воспитатель: А теперь зайка принёс вам всем подарки. Он благодарит вас за помощь. Дети получают в подарок пазлы с героями сказок. Раздаёт их кукла бибабо «Зайчик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект открытого показа НОД для детей средней группы по теме "Путешествие в страну математики".

Формирование элементарных математических представлнеий у детей, в совместной игровой деятельности....

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе "Путешествие в страну Математики"

Дети получают необычное письмо, из которого узнают о том, что в стране Математики случилась беда. Королева Задачка просит ребят помочь ей навести порядок в ее королевстве....

Конспект открытого занятия по математике в средней группе«Путешествие в страну Математики»

middot;        Формировать умение детей различать и называть известные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, овал и группировать ...

Конспект открытого педагогического мероприятия с детьми средней группы: " В страну знаний"

цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, правильно отвечать на вопросы "сколько?", "какой по счету?", соотносить цифру с числовой карточкой и количествен...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе "Путешествие в звёздную страну"

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе детского сада по ФГОС «Путешествие в звёздную страну»Цель: закрепление знаний детей о количественном и порядковом счете, названия геомет...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Путешествие в страну математики. Счет до 5»

Цель: формировать элементарные математические представления у детей в игровой форме.Задачи:1. Упражнять детей в счете до 5;2. Закреплять умение сравнивать предметы по величине;3. Упражнять в умении на...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе «Путешествие в страну математики. Счет до 5»

Цель: формировать элементарные математические представления у детей в игровой форме.Задачи:1. Упражнять детей в счете до 5;2. Закреплять умение сравнивать предметы по величине;3. Упражнять в умении на...