Непосредственно образовательная деятельность
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Непосредственно образовательная деятельность строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mame.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Комплексного занятия по развитию познавательных способностей и речи в средней группе.

ТЕМА: «По тропинкам русской народной сказки «Гуси – лебеди»

Программное содержание.

  1. Познавательные задачи.

- закрепление знаний геометрических фигур;

- закрепление знаний основных цветов (красный, зеленый, синий, желтый) и оттеночных (оранжевый, голубой, розовый, фиолетовый);

- закрепление порядкового счета от 1 до 8, знание цифр от 1 до 8.

  1. Речевые задачи.

- формировать речь – доказательство;

- грамматически правильно строить предложения при ответе на поставленный вопрос;

- определять на слух на какой звук начинается слово, уметь характеризовать данный звук;

- автоматизация поставленных звуков;

- согласование прилагательных с существительными;

- обогащать и автоматизировать  пассивный и активный словари за счет слов: добрый, ласковый, нежный, теплее, холоднее, злее, жестокое, каменное (сердце).

  1. Воспитательные задачи

- воспитание в детях добрых чувств, взаимопомощи и сопереживания в сложившейся ситуации

  1. Материал к занятию:

- набор геометрических фигур различных цветов и оттенков (см. Приложение №   );

- комплект карточек с цифрами от 1 до 8;

- «Волшебная книга» (см. Приложение №     );

- Декорации: теремок, колодец, река, березка, избушка на курьих ножках, ведро с водой, на дне наклеено изображение гусей – лебедей, припорошенное перьями;

- шапочки академиков на каждого ребенка;

- кукла Речевичка и кукла Бабы-Яги

  1. Предварительная работа:

- чтение русской – народной сказки «Гуси-лебеди», ее обсуждение;

- разучивание хоровода «Береза белая»;

- разучивание песни «Тесто» с движениями, развивающими мелкую метрику;

- разучивание танца «Топотушки»

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в музыкальный зал под песню, исполняемую муз. Руководителем:

        Не бывает в наши дни чудес на свете

        Для тех, кто не верит чудесам

        Нет Кащея – это знают даже дети!

        А сказки живут тут и там.

        Лукоморья нет на карте,

        Значит, в сказку нет пути.

        Это присказка – не сказка

         Сказка будет впереди!

Восп.:        Нам сказки дарят чудо,

        А без чудес нельзя

        Они живут повсюду

         И нам они друзья

Одно чудо состоит в том, что к нам пришли гости. Посмотрите на их приветливые улыбки, улыбнитесь им в ответ и поздоровайтесь.

(Дети улыбаются гостям и здороваются, называя свои имена).

А второе чудо – это то, что Речевичок приглашает нас в сказку. Вот только названия сказки он говорить не хочет. Мы сами должны догадаться в какой же сказке окажемся. А Речевичок нам в помощь дарит волшебную книгу, которая будет помогать нам в пути.

Но эта книга откроется, если мы определим с какого звука начинается слово «сказка» и придумаем еще другие слова с этим же звуком.

(дети определяют первый звук в слове «сказка»)

Восп.: спросить каждого ребенка, где в придуманном слове находиться зв. «С» и какой он мягкий или твердый.

Дети: на поставленный вопрос отвечает каждый ребенок.

Восп.: А вот и книга волшебная открылась! Какой красивый терем здесь нарисован. Книга, видимо, нам подсказывает, что мы должны подойти к нашему терему (см. Приложение № 1)

(Подходим к терему)

Восп.: А кто же здесь живет? Об этом нам скажет вторая страница книги.

(2-ая стр. – модель грустной девочки) (см. Приложение № 2)

Дети: по модели догадываются, что в домике живет девочка.

Восп.: как вы думаете, какое настроение у девочки?

Дети: грустное, печальное, хмурое, тоскливое и т.д.

Восп.: а почему вы решили, что у нее такое настроение?

Дети: у нее уголки губ опущены вниз, слезы на глазах и т.д.

Восп.: отчего девочка может быть такой грустной?

Дети: (различные варианты ответов)

Восп.: а какое имя может быть у девочки?

Дети: (предлагают разные имена, но в результате называем ее Машенькой.

Восп.: а в каких сказках мы встречались с Машенькой?

Дети: в сказке «Три медведя», «Гуси-лебеди» и т.д.

Восп.: мы уже можем догадаться в какой сказке оказались?

Дети: нет (или высказывают свои предположения)

Восп.: трудно нам только по терему и Аленушке догадаться в какой же сказке мы оказались. Посмотрим следующую подсказку «Волшебной книги». Что мы здесь видим? (см. Приложение №  3  )

Дети: колодец. Значит, мы должны перейти к колодцу. (Подходим к колодцу, достаем ведро с водой, а оно все засыпано перьями)

Восп.: Ничего не понимаю: ведро, вода мутная, перьями засыпанная, попробуем подуть чтобы перья сдуть.

Дети: (дуют, сдувая перья, и видят на дне изображение  лебедей)

Восп.: что мы теперь знаем про сказку в которой оказались?

Дети: (если не отгадывают, то смотрим следующую страницу с подсказкой, а если отгадывают, то проверяем по подсказкам правильность своего решения)

Восп.: открываем следующую страницу, что мы здесь видим? (см. Приложение №  4)

Дети: здесь нарисована река

Восп.: Какая? Что можно сказать об этой реке?

Дети: она большая, широкая, длинная, глубокая, извилистая, синяя, голубая.

Восп.: наша «Волшебная книга» подсказывает нам, что мы должны перейти на другую сторону реки. (Подходим к импровизированной реке). Мост сломан, но есть рисунок моста (см. Приложение № 5). Попробуем его отремонтировать. (Перед детьми геометрические фигуры. Некоторые фигуры дети должны правильно сложить из нескольких деталей, некоторые закрасить нужным цветом, а некоторые фигуры должны получить путем разрезания других фигур. Затем, дети выкладывают импровизированный мост из геометрических фигур в соответствии с данным рисунком, переходят на другую сторону реки). А я боюсь идти по узенькому мостику, сделайте его пожалуйста пошире, выложив по порядку цифры от 1до 8.

Дети: (выкладывают цифры по порядку, называя их)

Восп.: (перехожу на другой берег реки, благодарю детей за помощь) Ребятки, а какого цвета эта река?

Дети: Белого

Восп.: А в каком случае речка может быть белой?

Дети: Если она молочная.

Восп.: Где мы встречали молочную речку? В какой сказке?

Дети: в сказке «Гуси-лебеди»

Восп.: Правильно. Так что же, получается, что мы путешествуем по сказке «Гуси-лебеди»? Посмотрим, что нам скажет следующая страничка (Переворачиваю страницу)

Что мы здесь видим? (см. Приложение № 6).

Дети: Березку.

Восп.: А в сказке «Гуси-лебеди» мы какое дерево должны были встретить?

Дети: Яблоню

Восп.: Правильно. А березка, какая красивая, стройная, высокая. Давайте споем ей песенку. (Поем песню «Березка белая» в хороводе вокруг березы с движениями, развивающими моторику рук).

А куда же теперь нас ведет волшебная книга? (переворачиваем страницу)

Посмотрите, книга нас привела к кадушке (см. Приложение № 7) в которой мы обычно месим  тесто, давайте и сейчас замесим тесто.

(Вместе с детьми исполняем песню «Тесто» сопровождая ее движениями, развивающими моторику рук).

А кадушка-то волшебная. Мы в ней только что тесто замесили, а она нам уже готовый пирожок дала. Да какой красивый, да какой  румяный. Возьмем его с собой в дорогу дальнюю и трудную. А куда же нас ведет дорога дальняя и трудная? (Переворачиваю следующую страницу книга). Что мы здесь видим? (см. Приложение №8)

Дети: Избушку на курьих ножках.

Восп.: А кто может жить в такой избушке?

Дети: Баба-Яга

(Подходим к избушке, а она стоит к нам задом)

Восп.: Попросим избушку развернуться к нам передом.

Дети: (все вместе) Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом.

Восп.: Не хочет избушка разворачиваться. Придется ее развернуть нашим волшебством. (Дети садятся на пол по-турецки и выполняют несколько упражнений из гимнастики для глаз. Затем, сильно зажмуривают глаза, а воспитатель тем временем разворачивает избушку).

Оказывается и в самом деле это избушка Бабы-Яги. А какую вы видите здесь Бабу Ягу?

Дети: Злую, сердитую, страшную, некрасивую.

Восп.: Как вы думаете, какое сердце у Бабы-Яги?

Дети: Злое, жестокое, холодное.

Восп.: Баба-Яга, дай-ка я послушаю как стучит твое сердце. (слушаю сердце). Оно же у тебя не стучит, где же оно у тебя? (Достаю из кармана Бабы яги камень). Посмотрите какое сердце у нее. Что еще можно сказать про такое сердце? (Даю детям потрогать камень).

Дети: Оно твердое, каменное.

Восп.: Итак, мы шли по дорожка сказки «Гуси-лебеди». А как вы думаете, почему же Машенька была грустной?

Дети: У нее братца Иванушку унесли гуси-лебеди.

Восп.: А при чем здесь Баба Яга?

Дети: Она велела это сделать.

Восп.: Баба яга, верни Иванушку, а мы тебя пирогом угостим да танец для тебя станцуем.

(исполняем танец «Топотушки»)

Ребята, пока вы танцевали, с Бабой ягой что-то произошло: она велела своим лебедям отнести Иванушку назад домой. Как вы думаете, что с ней произошло?

Дети: Она стала добрее.

Восп.: каким стало ее сердце?

Дети: Оно стало добрее, нежнее, теплее, мягче и т.д.

Восп.: Видимо Баба яга была такой злой и жестокой от одиночества и от того, что у нее нет друзей. Баба Яга мы станем твоими друзьями, но только если ты никому и никогда не причинишь вреда.

Ребятки, расстанемся с Бабой Ягой друзьями?

Дети: Да.

Восп.: Дети, так в какой мы с вами сказке побывали?

Дети: В сказке «Гуси-лебеди»

Восп.: Эта сказка такая же, как вы читали в книге?

Дети: Нет. Она отличается от сказки, которая в книге.

Восп.: Чем она отличается?

Дети: (дети вспоминают и называют отличия одной сказки от другой)

Восп.: А вам понравилась наша новая сказка?

Дети: Да. Очень.

Восп.: Можем мы сделать свою книгу с этой новой сказкой?

Дети: Можем, мы же книгоиздатели и редакция у нас в группе есть.

Восп.: Вот мы этим и займемся вечером. А сейчас скажем нашему Речевичку спасибо за то, что он нас пригласил в новую такую интересную сказку.

Дети: Спасибо.

Реч.: Вы такие молодцы, удивили меня тем, что много знаете и умеете.

Вам как самым умным детям я дарю такие же шапочки как у меня (вручает каждому ребенку шапочку академика).

Дети: (Благодарят Речевичка и прощаются с гостями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Непосредственно образовательная деятельность по коммуникации и продуктивной деятельности «Ателье» (15 минут). Самостоятельная деятельность детей (10 минут). Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по художественному творчеству «Вос

Позанкомятся с профессиями работников ателье по пошиву одежды. Поупражняются в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весеннняяя). Совместно выполнят поделку из разых видов ткани....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»

Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...