Конспект Организованной образовательной деятельности "По грибы" пересказ
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Образовательная область "Коммуникация". Конспект поможет при работе по обучению детей пересказу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_.docx33.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы                                                                              

Воспитатель: Шашкова Е.Н.

Пересказ Я. Тайц «По грибы»

 Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная,  музыкально – художественная, чтение, двигательная.

Цель: Закрепить умение строить связное монологическое высказывание.

Задачи:

Познавательные:

- Знакомить с новым художественным произведением;

- Развивать умение связно пересказывать литературный текст;

- Формировать умение пользоваться условными обозначениями частей текста;

- Уточнить знания о структуре текста: начало, середина и конец;

- Закрепить знания о частях слова, проверить знания гласных и согласных звуков;

- Дифференцировать звуки С и Ш;

- Тренировать умение менять интонацию в соответствии с переживаниями героев;

Воспитывающие:

- Прививать интерес к художественной литературе;

- Воспитывать умение оценивать поступки героев;

-Воспитывать гордость и уважение к писателям.

Развивающие:

- Развивать представления о разнообразии грибов, возникновении их названий;

- Развивать познавательные процессы;

- Развивать умение осознанно понимать эмоциональное состояние других;

- Развивать мелкую моторику.

Здоровьесберегабщие:

- Использовать здоровьесберегающие элементы;

- Следить за выполнением санитарно-гигиенических навыков.

Планируемые результаты:

- Проявляет интерес к художественному произведению, проявляет активность при пересказе, принимает участие в игре, проявляет эмоциональную отзывчивость на литературные произведения, активно отвечает на вопросы воспитателя,  активно выполняет задание.

Материалы и оборудование:

«Хрестоматия для дошкольников», Игрушки двух гномиков, прямоугольник – пазлы, предметные картинки, фланелеграф, две сумочки.

  1. Организационный момент:

 Воспитатель: Ребята, давайте поиграем.

Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук «здороваются», 
начиная с большего.)
В лес идем мы погулять. (обе руки «идут» указательными и 
средними пальцами по столу.)
За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с 
большого.) 
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.

  1. Основная часть:

Воспитатель: Ребята, напомните мне, пожалуйста, какие грибы мы можем найти в лесу.(подосиновик, боровик, подберёзовик, маслёнок, моховик, поганка, опята, мухомор)

Ответы детей.

Воспитатель: Скажите, почему у грибов такое название Подберёзовик (потому что растёт под берёзой), Подосиновик (потому что растёт под осиной) и т.д.

Ответы детей.

Воспитатель обращается к детям со средним и низким уровнем развития  речи:

- Ксюша, где растёт подберёзовик?

- Кирюша, какой гриб боятся мухи?

Воспитатель: Мы с вами читали много стихов, рассказов про осень, осенний лес. Сегодня я хочу вас познакомить ещё с одним произведением. Называется оно «По грибы», написал Яков Тайц.

Послушайте, пожалуйста.

Воспитатель читает произведение.

Бабушка с Надей собрались в лес по грибы. Дедушка дал им по лукошку и сказал: 
- Ну–ка, кто больше наберет!
Вот они шли-шли, собирали-собирали, пошли домой. У бабушки полное лукошко, а у Нади-половинка. Надя сказала:
- Бабушка, давай меняться лукошками!
- Давай!
Вот они пришли домой. Дедушка посмотрел и говорит:
- Ай да Надя! Гляди-ка, больше бабушки набрала!
Тут Надя покраснела и сказала самым тихим голосом:
- Это вовсе не мое лукошко… это вовсе бабушкино.

После прочтения текста воспитатель задаёт вопросы по тексту:

 - Почему Надя покраснела и ответила дедушке тихим голосом?
- Куда пошли Надя с бабушкой?
- Зачем они пошли в лес?
- Что сказал дедушка, провожая их в лес?

- Что они делали в лесу?
- Сколько набрала Надя и сколько набрала бабушка? 
- Что сказала Надя бабушке, когда они пошли домой?
- Что сказал дедушка, когда они вернулись?
- Что сказала Надя?

Воспитатель просит повторить последние слова текста, обращая внимание на силу голоса, интонацию.

Воспитатель читает произведение ещё раз.

Воспитатель: А сейчас вы попробуете сами пересказать произведение. Помогать нам будут пазлы, составив которые вы получите целый прямоугольник. Синяя его часть – это начало рассказа, жёлтая часть – это середина, красная часть – конец.

Выходит первый ребёнок, рассказывает начало, ставит на фланелеграф синюю часть прямоугольника. Второй, рассказывая середину, ставит жёлтую часть, соединяя с синей. Третий заканчивает рассказ, присоединяет красную часть прямоугольника.

Воспитатель: Ребята, понравился вам пересказ ваших товарищей.

Может кто-нибудь ещё хочет пересказать?

По желанию дети рассказывают ещё раз, используя пазлы.

При составлении рассказа детьми низкого и среднего уровня воспитатель помогает наводящими вопросами.    

Физкультминутка. «ЗА ГРИБАМИ»

Все зверушки на опушке 
Ищут грузди и волнушки. 

(Дети шагают на месте)


Белочки скакали, 
Рыжики срывали.

(прыгают)


Лисичка бежала, 
Лисички собирала.

(лёгкий бег на месте)


Скакали зайчатки, 
Искали опятки.

(прыгают)

 
Медведь проходил, 
Мухомор раздавил.

(идут на месте вразвалку)

Воспитатель: Сегодня у нас в гостях маленькие гномики. У них дома всё маленькое и называется всё ласково.

  1. Игра

Воспитатель: Давайте с вами представим, как будут звучать дома у гномиков следующие слова:

Гриб – грибок – грибочек

Лист – листок – листочек

Дуб – дубок – дубочек

Туча- тучка

Дождь - дождик

 Воспитатель: Этих гномиков зовут Шустрик и Соник. Шустрик весёлый, радостный, всегда улыбается, всё успевает. А Соник грустный, расстроенный, ни чего у него не ладиться, везде он опаздывает.

  1. Игра

Воспитатель: Помогите ребята рассказать, что делают Шустрик и Соник.

Шустрик уже одет, а Соник  только (одевается).

Шустрик заправил кровать, а Соник только (заправляет).

Умылся - умывается.

Почистил зубы – чистит.

Позавтракал – завтракает.

Пришел в детский сад – еще идет.

Позавтракал – завтракает.

Нарисовал – рисует.

Оделся – одевается.

Воспитатель: Скажите, что нужно сделать Сонику, чтоб везде успевать и быть в хорошем настроении.  (Ответы детей)

Физминутка:

Ветер дует нам в лицо,

(руки вперёд, сгибаем в локтях к себе)

Закачалось деревцо.

(руки вверх, раскачиваем)

Ветерок всё тише, тише

(руки в стороны)

Деревцо всё ниже, ниже

(опуская руки приседаем)

Воспитатель: Шустрик вам принёс загадку, отгадайте её.

Нахмуриться, насупиться,
В слезы ударится -
Ничего не останется. (туча)

Ответы детей.

Воспитатель: Сколько гласных звуков в слове ТУЧА. (два) Значит и слогов два. Какой первый? Какой второй?

Давайте составим предложения со словом ТУЧА.

Детей с низким уровнем развития речи воспитатель просит повторить предложения, составленные детьми.

- Аня, повтори предложение, которое составила Даша.

- Алёша, что сказал про тучу Дима.

  1. Игра

 Воспитатель: Сейчас наши ребята будут словами.

Два ребёнка встают рядом, воспитатель называет слова, которые они обозначают. (Туча хмурится) Все закрывают глаза, дети – слова меняются местами, остальные ребята открывают глаза и «читают» предложение.

Воспитатель: Давайте добавим слово.  Что это может быть за слово? (большая, тёмная, чёрная, грозовая)

Ребёнок, выбранный третьим словом, присоединяется к первым двум в произвольном порядке. Дети «читают» предложение.

Воспитатель: Наши гости собрались домой. Давайте на прощанье подарим им подарки

  1. Игра

Воспитатель: В сумку Шустрика положите картинки, на которых изображены предметы, в названии которых есть звук Ш, в сумку Сонику картинки, на которых предметы, в названии которых есть звук С.

Дети выполняют задание.

Рефлексия:

Воспитатель: Ребята, напомните мне, с каким произведением мы с вами познакомились (По грибы).  Ответы детей.

А вы хотите ещё услышать произведения этого автора? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (с использованием образовательной робототехники «MRT 2» J Серия Кики –Базовый уровень5)

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (с использованием образовательной робототехники «MRT 2» J Серия Кики –Базовый уровень5) ...

Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» на тему : «Как помочь Буратино?»

Программное содержание: учить выделять условие и вопрос задачи, учить решать  задачи путём сложения и вычитания однозначных чисел;  закрепить знание детей о последовательности дней недели; з...

Конспект Организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста на тему: «Котик в гости к нам пришел»

Программное содержание: учить детей узнавать и называть домашнее животное, формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т. д)., учить различать пр...

Методическая разработка организованной образовательной деятельностипо правилам дорожного движения «Путешествие в страну правила дорожного движения»

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по ПДД "Путешествие в страну правила дорожного движения"...

Конспект организованно образовательной деятельностипо познавательномуи художественно-эстетическомуразвитиюв разновозврастной группе. Тема: «Весна, весна пришла, маме праздник принесла»

Улыбнемся солнышку :Здравствуй золотое!Улыбнемся небу:Здравствуй голубое!Улыбнемся дождику:Лейся словно из ведра!Улыбнемся мы гостям,Пожелаем им добра!...