"Путешествие в волшебный лес"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Буланова Светлана Андреевна

 

Конспект открытого занятия

«Путешествие в волшебный лес»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

«Путешествие в волшебный лес»

2012

 Задачи:

  1. Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях; закреплять у детей умение различать деревья по внешним признакам;
  2. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, словарь по данной теме;
  3. Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу.

Оборудование: изображения деревьев, письмо и задания от Весны, карточки с правилами поведения в лесу, листья разных деревьев для игры, желуди, «волшебная книга», сундучок.

Ход занятия:

Воспитатель завет детей.

-Ребята посмотрите, к нам пришло письмо от Весны. Она прислала вам карту, но не простую, а волшебную. В ней каждый шаг это задание. С ее помощью вы найдете клад.

А вы хотите отправиться в путешествие?

-Давайте прочтем письмо.

«Здравствуйте  дорогие ребята, чтобы найти клад вам нужно отправиться в лес. Но что бы там не заблудиться, вы должны взять с собой в дорогу дедушку лесника.»

-Но как же нам его позвать? Может покричать? (дети кричат «Дедушка лесник») Нет, не слышит. А может рассказать про него стихотворение.

        Ходит по лесу лесник,

Он молчать в лесу привык.

Здесь ему совсем как дома,

Все давным-давно знакомо.

Выходит Лесник.

-Здравствуйте ребята! А вы знаете кто я? Я лесник главный человек в лесу. Я знаю все деревья, где и как они растут. И могу много интересного про них рассказать.

Воспитатель:

-Дедушка Лесник нам пора в путь, а то вдруг наш клад кто-нибудь другой найдет.

Лесник:

-В путь! Но сначала вы должны запомнить правила поведения  лесу.

  1. Ветки не ломать, деревья не калечить; ни травинку, ни лист зря не рвите. (детям показывают карточки с правилами поведения в лесу)
  2. В лесу можно поиграть, пошуметь, покричать, поаукать, но главное –никому не мешать.
  3. Старайтесь не слишком шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Воспитатель:

-А вот и первое испытание весны. Вам нужно отгадать, что это за дерево.

        Русская красавица

        Стоит на поляне,

        В зеленой кофточке,

        В белом сарафане.

Воспитатель:

-Правильно, это береза. Пойдемте ее искать.

Дети подходят к березе.

Воспитатель:

-Какая она красивая, давайте сядем возле нее и полюбуемся.

Лесник:

-А кто-нибудь знает стихотворение о березе.

Выходит ребенок, читает стихотворение.

        Березка белый

        Сарафан надела,

        Кудри завила,

        Косы заплела.

        До чего же хороша,

        Словно девица-душа!

Лесник:

-Какое замечательное стихотворение. А вы поняли, почему березка белый сарафан надела (белый ствол)? А почему кудри завила? Какие у нее ветви (они струятся по ветру, словно девичьи косы)?

А вы знаете для чего березе нужны темные черточки или полоски. Оказывается, береза через них дышит: в жару они открываются и пропускают воздух к корням дерева.

Воспитатель:

-А что еще интересного Вы можете нам рассказать?

Лесник:

-А вы слышали про березовый сок.

Воспитатель:

-Конечно, мы даже стихотворение знаем.

        На березе поутру

        Дятел продолбил кору.

        Льется на песок

        Золотистый сок,

        А лесной народ

        Сок душистый пьет.

Лесник:

-Сладким и целебным березовым соком весной дерево угощает и людей и лесных обитателей.

Сегодня, когда я шел к вам, вдруг услышал, как кто-то стучит. Я туда. Вижу, а это дятел сел на березу и долбит ее клювом. Продолбил дырочку, и лакомиться соком. А когда улетел, так целая очередь выстроилась из зверей, птиц и насекомых чтобы испить сладкие березовые слезки.

А вы знаете, кто лакомиться березовым соком? (медведь, синица, глухарь, муравьи, бабочки)

Воспитатель:

-Да не зря все так любят белоствольную красавицу березу. Но кажется, нам пора идти.

Лесник:

-Кажется, я нашел второе задание (достает из-за березы конверт).

Воспитатель:

Он растет и ввысь, и вширь,

Это чудо богатырь!

Руки –ветви распростер

И укрыл нас как шатер.

А найдем его меж

Липы и рябины.

Воспитатель:

-Какой могучий дуб. Давайте сядем возле него, посидим и полюбуемся им.

Лесник:

-А как вы догадались что это дуб. Какой у него ствол? Какая крона (густая)? А про это дерево кто-нибудь знает стихотворение.

Воспитатель:

-Конечно.

Задевая тучи

Головой седою,

Дуб стоит могучий

С думой вековою.

Буря птицей черной

Вдруг засвищет в кроне,

Дуб стоит спокойный,

Словно царь в короне.

Смотрит в поднебесье

Всех в округе выше!

Много знает песен,

 Много сказок слышит.

Воспитатель:

-Дорогой дедушка Лесник, а почему про него говорят, что он седой, слышал много сказок и песен.

Лесник:

-А может ребята знают? Правильно, потому что дуб растет медленно. Но очень долго. У меня в лесу есть много таких дубов, которые видели ваших прадедушек и прабабушек, когда они были такими же маленькими, как и вы. А есть еще старше, которым 400 и 500 лет, и даже старше.

Воспитатель:

-Ой, а что это лежит под дубом.

Лесник:

-Правильно это желудь. Это плоды дуба. А вы знаете, кто любит кушать желуди (кабаны, медведи, лоси, белки, бурундуки)

Посмотрите, здесь еще что-то лежит.

Воспитатель:

-Это наверное следующие испытание весны.

Игра «Найди свое дерево»

Детям раздаются листы от деревьев. Они выясняют, какой лист у них. Дети «гуляют по лесу». По сигналу, какое дерево назвали, дети с этими листами подбегают и встают рядом. А остальные продолжают «кружиться». Под последним деревом (кленом) находим следующее задание.

Лесник:

-А вот и письмо.

Воспитатель читает загадку.

Никто не пугает

А вся дрожит.

Дети ищут осину.

Воспитатель:

-Какая красавица!

Лесник:

-Это осина –подружка белой березы. А почему?

Оба этих дерева любят яркий солнечный свет, поэтому они растут рядом. На лесных опушках и полянах.

А листья у осины особенные. При малейшем дуновении ветерка они дрожат, колышутся. А почему?

Воспитатель:

-Дорогой дедушка Лесник, так мы же и про осину стихотворение знаем.

Замерли вершины,

Ветры в поле спят,

Только у осины

Листья шелестят.

Спят в лесу рябины,

Дремлет пышный клен.

Чуткая осина

Стережет их сон.

Лесник:

-А вы знаете что осина –очень полезное дерево! Почки и листья собирают для приготовления целебных настоев и мазей. Из мягкой и красивой древесины вырезают деревянные игрушки, изготавливают бумагу и спички. А еще осина очень хитрое дерево. Если срубить взрослое дерево осины, то на его месте вырастит от корней несколько десятков новых тоненьких осинок.

А вот и конверт.

Воспитатель:

-Наше путешествие подходит к концу. Скоро мы найдем клад.

Лесник:

-Вы найдете клад, если отгадаете такую загадку.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

И в иголках круглый год.

Дети идут к ели. Под ней лежит сундучок. Лесник достает его, пытается открыть, но у него ничего не получается.

Воспитатель:

-Этот сундучок можно открыть только при помощи знаний. Попробуем открыть его?

Лесник:

-Давайте заглянем в волшебную книгу. Если мы отгадаем задки, мы узнаем, какие насекомые живут в лесу.

Воспитатель:

С ветки на тропинку,

С тропинки на былинку

Прыгает пружинка –

Зеленая спинка.(Кузнечик)

Голубой аэропланчик

Сел на одуванчик. (Стрекоза)

Много мастеров

Срубили избу без углов. (Муравьи)

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет. (Бабочка)

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела)

Лесник:

-Какие молодцы, все загадки отгадали. Давайте попробуем открыть сундучок.

Лесник пробует открыть, но у него ничего не получается.

Воспитатель:

-Давайте посмотрим в волшебной книге, что там написано.

*        Какое дерево поит нас сладким соком? (Береза)

*Кто из лесных обитателей любит березовый сок. (Дятел, бабочка, шмель, муравей)

  1. Какое дерево живет дольше других деревьев? (Дуб.)
  2. Как называют плоды дуба? (Желуди)
  3. Какие лесные звери едят желуди? (Кабан, медведь, лось, белка, бурундук)
    *Листья какого дерева и «без ветра трепещут»? (Осина)
            

*        Какой гриб любит расти под березой? (Подберезовик.) А под осиной? (Подосиновик)

*        Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну) По чему?

  1. Кору какого дерева никогда не обгладывают зайцы? (Кору черемухи)

Лесник:

-Какие вы молодцы, все знаете. Давайте опять попробуем открыть сундучок.

Лесник пробует открыть, но у него ничего не получается.

Воспитатель:

-Ну что давайте еще раз заглянем в волшебную книгу.

Весна просит вас вспомнить пословицы и поговорки про деревья.

Дерево держится корнями, а человек –друзьями.

Дерево ценят по плодам, а человека –по делам.

Лесник:

-Ну что попробуем открыть?

Сундучок открывается. Воспитатель раздает «клад» детям.

Воспитатель:

-Вот и закончилось наше путешествие в лес. Пора прощаться.

Лесник:

-Но на прощанье я бы хотел вам кое-что сказать.

Мне по нраву только тот,

Мир лесной кто бережет,

Тот, кто веток не сломает,

Тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет

И костер не разведет,

Кто всегда, всегда в лесу

Уважает тишину.

 «Здравствуйте  дорогие ребята, чтобы найти клад вам нужно отправиться в лес. Но что бы там не заблудиться, вы должны взять с собой в дорогу дедушку лесника.»

Русская красавица                 Он растет и ввысь, и вширь,

Стоит на поляне,                         Это чудо богатырь!

В зеленой кофточке,                 Руки –ветви распростер

В белом сарафане.                 И укрыл нас как шатер.

А найдем его меж

Липы и рябины.

Никто не пугает

А вся дрожит.

-Вы найдете клад, если отгадаете такую загадку.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

И в иголках круглый год.

С ветки на тропинку,

С тропинки на былинку

Прыгает пружинка –

Зеленая спинка.(Кузнечик)

Голубой аэропланчик

Сел на одуванчик. (Стрекоза)

Много мастеров

Срубили избу без углов. (Муравьи)

Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет. (Бабочка)

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела)

*        Какое дерево поит нас сладким соком? (Береза)

*Кто из лесных обитателей любит березовый сок. (Дятел, бабочка, шмель, муравей)

  1. Какое дерево живет дольше других деревьев? (Дуб.)
  2. Как называют плоды дуба? (Желуди)
  3. Какие лесные звери едят желуди? (Кабан, медведь, лось, белка, бурундук)
    *Листья какого дерева и «без ветра трепещут»? (Осина)
            

*        Какой гриб любит расти под березой? (Подберезовик.) А под осиной? (Подосиновик)

*        Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну) По чему?

  1. Кору какого дерева никогда не обгладывают зайцы? (Кору черемухи)

Весна просит вас вспомнить пословицы и поговорки про деревья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры-путешествия Тема: "Путешествие в волшебный лес". Подготовительная к школе группа

Представлен конспект игры путешествия  Тема:"Путешествие в волшебный лес. Направление социально-личностное. В конспекте показана связь соцального и эмоционального развития детей. Включена сценка ...

Конспект игры-путешествия «Путешествие в волшебную страну» в 1 младшей группе

Cпособствовать усвоению нравственных понятий через игровую совместную деятельность....

Игра-путешествие: « Путешествие в волшебную страну умных игр».

laquo;Путешествие в волшебную страну Умных Игр»Занятие по теме: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр»....

Презентация "Путешествие в волшебный лес" и конспект НОД "Путешествие в волшебный лес"

Презентация "Путешествие в волшебный лес" и конспект НОД "Путешествие в волшебный лес"...

Конспект игры-путешествия «Путешествие в волшебную страну» в 1 младшей группе

Цель: способствовать усвоению нравственных понятий через игровую совместную деятельность...

Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЗВУКОВ».

Конспект НОД «Путешествие в Волшебную страну звуков». Логопедическое занятие для детей старшей группы Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ ЗВУКОВ»....

Конспект игры – путешествия «Путешествие в волшебную страну Здоровья Играй – город»

Конспект игры – путешествия «Путешествие в волшебную страну Здоровья Играй – город»...