конспекты по развитию речи с использованием мнемосхем
методическая разработка по развитию речи по теме

Представлен материал по занятиям с использование метода наглядного моделирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lisa_s_lisyatami.docx67.88 КБ
Файл sostavlenie_rasskaza_osen.docx214.27 КБ
Файл vesna_idet.docx114.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное  образовательное учреждение

центр развития ребёнка детский сад № 13 « Теремок»


142181 , Московская обл., г. Климовск, ул. Дм. Холодова, д.13   тел/ факс 8(4967) 62-68-36

               

Конспект непосредственно                   образовательной деятельности

по коммуникации  с использованием

мнемотаблиц в средней группе на тему  :

«Составление рассказа по картине  «Лиса с лисятами»                            

Составил воспитатель

Лагушкина С. В.

                                                                                     

г. Климовск

2011 г.


Конспект НОД по коммуникации в средней группе.

Тема: «Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами».

Задачи:

  1. Упражнять детей в умении составлять небольшой связный рассказ по сюжетной картине;
  2. Развивать словарный запас – называть отличительные признаки дикого животного, учить подбирать определение к словам «лиса», «лисенок», «зайки»
  3. Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно – действенное мышление;
  4. Формировать умение соотносить знаковые символы с образами;
  5. Учить детей обдумывать разные варианты решения проблемной ситуации.
  6. Воспитывать доброе отношение к животным, проявлять заботу о них
  7. Приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.

Наглядный материал: мнемотаблицы «Лиса», «Лисёнок», игрушка – заяц, морковка( в ней – угощение для детей); аудиозапись (плач зайки); шапочка – маска лисы, свеча, картина «Лиса с лисятами»

Предварительная работа:

  1. Рассматривание сюжетной картины «Лиса с лисятами»;
  2. Рассматривание и обсуждение символов по мнемотаблицам «Лиса» и «Лисёнок»
  3. Чтение стихов, рассказов, сказок, загадок про диких животных;
  4. Дидактические игры: «Кто что ест», «Большие и маленькие»

Ход НОД:

Дети стоят полукругом.

Восп.: Сегодня мы поговорим с вами о диких животных. Где они живу? Каких диких животных вы знаете?

Звучит аудиозапись – плач зайки, или педагог плачет за зайку.

Восп.: Как будто кто – то плачет?

Появляется игрушка зайки. Дальше педагог говорит и за зайку.

Восп.: Здравствуй, Степашка. Очень рады снова видеть тебя усебя в гостях. А почему ты плачешь?

Степашка: Здравствуйте, ребята. У меня в лесу появился друг. Мы с ним играли на поляне, у норки. Мой друг такой маленький, рыженький, пушистенький, а хвост какой красивый! Потом прибежала мама и сказала, что если ещё раз она меня увидит у норки, обязательно меня съест. Я испугался и убежал.

Восп.: Как вы думаете, ребята, про какого животного рассказал зайка? (про лису) Правильно Это лиса. А кто хочет рассказать Степашке про лису? В этом нам поможет наша помощница – таблица.

Рассказывание по мнемотаблице «Лиса.

Степашка: Значит, лиса меня хотела съесть. Сапсибо, ребятки, сейчас я знаю, какая лиса ловкая, какая она…. Она….

Восп.: Давайте поможем Степашке придумать новые слова – «какая лиса».

Восп.: Не плачь, Степашка! Хочешь, ребята расскажут и про тебя?

Степашка: Хочу.

Восп.: Закроем глазки и попробуем вспомнить нашу помощницу – таблицу «Зайка». Вспомнили? А сейчас кто хочет рассказать про зайку без таблицы?

Рассказывание  про зайчика без мнемотаблицы.

Степашка: Спасибо, ребята, я люблю травку, капусту, морковку.

Восп.: Мама – лиса большая, а лисята – они какие? Чем отличается мама – лиса от лисенка? Давайте расскажем зайке про лисенка.

Рассказывание по мнемотаблице «Лисенок»

Степашка: Молодец, Таня, сейчас я всё знаю про лису и лисят. Давайте вспомним, как лиса бежала за зайцем. Поиграем в игру «Лиса и зайцы». Ребята покружились, покружились – и в зайчиков превратились! А ты будешь лисой.

Педагог одевает на одного из детей шапочку – маску лисы. На одной стороне группы «зайцы» прячутся в домики (за спинку стула), «лиса» - на противоположной стороне. В начале игры «зайцы» сидят в «домиках»

Восп.: Зайцы скачут – скок, скок, скок-

            На зеленый,  на лужок,

            Травку щиплют, кушают,

             Осторожно слушают –

             Не идёт ли рыжая лиса?

«Зайцы» выпрыгивают из «домиков» и разбегаются по группе. Имитируют движения согласно тексту. Когда произносят последнее слово, «зайцы» убегают в свои домики, где «лиса» их уже не может настигнуть. Игра проводится 2 раза.

Степашка: Молодцы, зайчики, быстро убежали от лисы!. Покружились, покружились и в ребяток превратились.

Дети садятся на стульчики.

Степашка: Ребята, расскажите про лису и лисят ещй раз. Я хочу запомнить ваш рассказ и рассказать зайцам.

 Восп.: А в этом нам поможет картина. (вешает картину «Лиса с лисятами»). Кто изображен на картине? Где находится лиса? Почему вы так думаете? Подумайте и скажите, как здесь оказался мышонок? Какой лисенок вам больше всего понравился, расскажите про него, а теперь расскажите про других лисят. А кто расскажет про маму лису?

Дети рассказывают.

Восп.: Какими словами можно начать рассказ по картине?

Дети: Жила – была лиса с лисятами… В лесу жила лиса с лисятами…

Восп.: какими словами можно закончить рассказ?

Дети: мне понравилась эта картина…

Восп.: А сейчас попробуем составить рассказ по картине.

Рассказывание по картине.

Степашка: Молодцы, ребята, я много узнал о лисе и запомнил ваш рассказ.

Педагог идет за ширму и зажигает свечу.

Восп.: Посмотрите на огонек свечи, подумайте, о чем – то хорошем и приятном. Как весело горит огонёк! Он вселяет нас любовь друг к другу. Помогает обрести веру в себя и тех, кто рядом. Вот и закончилось наше занятие. Мы учились составлять рассказ по картине. Хорошо рассказала про зайца Алина, про лису – Настя. Много красивых слов придумали про зайца, лису, про лисят.

Педагог гасит свечу.

Степашка: Я запомнил ваш рассказ, побегу домой и расскажу его своим зайцам. А вас угощаю морковкой, кушайте на здоровье. До свидания!



Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное  образовательное учреждение

центр развития ребёнка детский сад № 13 « Теремок»


142181 , Московская обл., г. Климовск, ул. Дм. Холодова, д.13   тел/ факс 8(4967) 62-68-36

               

Конспект непосредственно                   образовательной деятельности

по развитию речи с использованием мнемотаблиц в средней

группе на тему  :

«Составление рассказа «Осень»                            

Составил воспитатель

Лагушкина С. В.

                                                                                     

г. Климовск

2011 г.

Конспект НОД  по развитию речи в средней группе.

Тема: «Составление рассказа «Осень».

Задачи: 1) упражнять детей в умении рассказывать о временах года с использованием наглядных пособий;

2) развивать словарный запас – называть отличительные признаки осени и диких животных, используя мнемотехническую таблицу;

3) продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно – действенное мышление;

4) воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.

Оборудование: мнемотаблицы «Заяц», «Волк», «Осень»; игрушка заяц и шапочка – маска волка, морковка – контейнер с угощением для ребят, свеча, магнитофонные записи (плач зайки, П. И. Чайковский «Октябрь»).

Предварительная работа:

  1. Экскурсии и наблюдения в природе;
  2. Рассматривание и обсуждение символов по мнемотаблицам «Осень», «Заяц», «Волк»;
  3. Показ сказок «Теремок», «Колобок» по коллажу;
  4. Пение песен про животных, чтение стихов, потешек, рассказов и сказок про животных;
  5. Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Кто в домике живет?», «Кто что ест».

Ход занятия.

Дети входят в группу. Звучит музыка П. И. Чайковского «Октябрь»

- Ребята, какое чувство вызывает у вас эта музыка? Какая это музыка?. Сегодня мы с вами поговорим об осени.

Звучит магнитофонная запись – плач зайки.

- Но что я слышу: как будто кто – то плачет?

Появляется игрушка – зайчик с морковкой. Дальше воспитатель будет говорить и за зайчика Степашку.

- Здравствуй, Степашка, очень рады тебя видеть у нас в гостях. Давайте его погладим. Зайку мы не боимся, и он нас тоже не боится.

Ребята гладят зайку.

- Не плачь, зайка. Давайте , ребята, сядем на стульчики и успокоим зайчика. Как мы назовем зайку ласково?

Дети: Зайчик, заинька, зайчонок, зайчишка.

Степашка: Спасибо, ребята, какие вы добрые!

Восп.: Давайте расскажем, что мы знаем про заиньку. В этом нам поможет таблица.

Рассказывание по мнемотаблице «Заяц».

Степашка: Молодцы! Я очень люблю травку, капусту, морковку(плачет), а волк хотел отнять у меня морковку и все овощи(плачет)

Восп.: А сейчас узнаешь – ребятки тебе все расскажут про волка. В этом нам опять поможет помощница таблица. Кто хочет рассказать про волка?

Рассказывание по мнемотаблице.

Степашка: Спасибо, ребята, значит ему была не нужна морковка, он хотел съесть меня. Теперь я тоже знаю все про волка и смогу его перехитрить. Давайте поиграем в нашу заячью игру «волк и зайцы».

              Покружились, покружились-

              В зайчиков превратились.

Степашка «надевает» шапочку – маску волка, а остальные ребята «превращаются» в зайцев. «Зайчики» под лёгкую музыку прыгают, «волк» в конце игры догоняет «зайцев», а они убегают от него.

Степашка:  Покружились, покружились –

                     И в ребяток превратились.

Дети садятся на места.

Степашка: На улице холодно, я не люблю осень. А вы любите осень?

Восп.: А почему вы не любите осень?

Дети: Осенью бывают лужи.

Восп.: Но наши ребята в лужи не пойдут.

Степашка: А почему?

Восп.: Степашка, а как ты понимаешь выражение «Умный в лужу не пойдет, умный лужу обойдёт»?

Степашка: Я умный, я бегаю по лужам – так здорово! Попробуйте, ребята!

Восп.: Что ты , нельзя бегать по лужам!

Зайка: а почему? А вот я бегаю. Расскажите, почему нельзя?

Дети: Можно промочить ноги и заболеть.

Восп.: Вот почему нельзя, Степашка, ходить и бегать по лужам.

Степашка: Да, сейчас я тоже буду обходить лужи. А кому нравится осень и почему? (ответы детей) Теперь я знаю, что в осени бывает что – то хорошее и что – то плохое.

Восп.: Ребята, а какими словами можно начать рассказ про осень?.

Дети: Пришла осень, наступила осень.

Восп.: А какими словами можно закончить рассказ?

Дети: Я люблю осень, потому что…

Восп.: А сейчас давайте нашему зайчику расскажем все , что мы знаем про осень.

Рассказывание по мнемотаблице «Осень».

.

Восп.: Пламя свечи – это символ тепла, любви и добра, и вот я вам передаю тепло, любовь, добро. Посмотрите на пламя свечи.

Пауза.

Восп.: Сейчас ручки положим на коленки и попытаемся вспомнить, чем мы сегодня занимались. Все дети внимательно слушали музыку. Придумали ласковые слова зайчику.. Красивые рассказы про зайца и про волка придумали Наташа и Дима. Дружно играли в игру «Зайцы и волк».

        Вы чудесно отдохнули. А у Степашки для вас есть угощение!

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное  образовательное учреждение

центр развития ребёнка детский сад № 13 « Теремок»


142181 , Московская обл., г. Климовск, ул. Дм. Холодова, д.13   тел/ факс 8(4967) 62-68-36

               

Конспект непосредственно                   образовательной деятельности 

по коммуникации  с использованием

мнемотаблиц в старшей группе на тему :

«Составление рассказа «Весна идет»                            

Составил воспитатель

Лагушкина С. В.

                                                                                     

г. Климовск

2012 г.


Конспект НОД по коммуникации в старшей группе.

Тема: Составление рассказа «Весна идёт»

Задачи:

  1. Закрепить и расширить словарь по теме «Весна»;
  2. Совершенствовать грамматический строй речи
  3. Упражнять детей в умении рассказывать о временах года с использованием наглядных пособий, связной логической последовательности;
  4. Формировать понятия причинно – следственных связей и закономерностей в явлениях природы.
  5. Развивать умение соотносить знаковые символы с образами;
  6. Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно – образное мышление
  7. Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней;
  8. Воспитывать внимательное, бережное отношение к природе.

Наглядный материал: мнемотаблицы «Весна», игрушка – пингвинёнок, мяч.

Интеграция о/о: «Познания», «ЧХЛ», «Здоровье».

Предварительная работа:

  1. Экскурсии и наблюдения в природе;
  2. Чтение книг о Севере, Антарктиде и нахождение её на карте и глобусе;
  3. Чтение потешек, стихов, рассказов, сказок о весне;
  4. Разучивание стихотворения с одним из детей;
  5. Разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне

Ход НОД:

Восп.: Ребята, отгадайте загадку.

Ребенок: Светает рано по утрам.

                Проталины и тут, и там.

                Ручей шумит, как водопад,

                 Скворцы к скворечнику летят,

                 Звенят под крышами капели,

                 Медведь с еловой встал с постели.

                 Всех солнышко тепло ласкает.

                 Кто это время года знает?

Восп.: Правильно, это весна. Сегодня с вами поговорим о весне. А весной хочется говорить ласковые слова. Я скажу – солнце, а вы ласково – солнышко, ветка…, ручей…(Дети называют слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами)

Педагог вносит мягкую игрушку – пингвина. Дальше воспитатель говорит и за пингвиненка.

Восп.: К нам в гости пришёл необыкновенный гость. Кто это? Этого маленького пингвиненка привезли сего родины на большом теплоходе. Ребята, где живут пингвины? (в Антарктиде)

Пингвиненок: Здравствуйте, ребята! Правильно, я живу в Антарктиде, где круглый год снега. Я слышал, как вы рассказывали про весну. Я никогда не видел вашей весны. Что это такое? Расскажите мне о ней. А то я ничего не понимаю.

Восп.: конечно, ребята тебе помогут. Садись на стульчик, и вы, ребята, садитесь. Расскажите ему – какая бывает весна.

Дети: Весна бывает солнечная, теплая, цветущая, красивая, звонкая, дождливая.

Восп.: А сейчас придумаем предложения про весну, каждое предложение должно начинаться со слова «весной».

Составление предложений.

Пингвиненок: Молодцы, ребята, много придумали красивых предложений.

Восп.: А теперь давайте немного поиграем. Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы ловите мяч и повторяйте это же слово, но ставьте перед ним слова «весенний», «весенняя», «весеннее», например: день – весенний день, погода – весенняя погода, солнце -…, настроение - …., проталины - …., дерево - …., листва - …., гроза - …., месяц - ….. лучи - …., цветы - …., небо -… .

Пингвиненок: Молодцы, ребята, много придумали красивых слов о весне.

Восп.: Ребята, а почему в народе говорят: «Вода с гор потекла, весну принесла»? Потому что весной пригревает солнышко, и снег от его тепла тает, превращаясь в бурные ручейки. А какие вы знаете пословицы, поговорки, народные приметы о весне, птицах?

Дети рассказывают пословицы, поговорки, загадывают загадки о весне.

Восп.: Молодцы, правильно! А сейчас  я предлагаю вам составить рассказ о весне, чтобы пингвиненок запомнил его и рассказал своим друзьям в Антарктиде. В этом нам помогут наши помощники – таблицы. Подойдите к столу и возьмите любую таблицу о весне.

Рассказывание по мнемотаблицам.

Пингвиненок: Спасибо, ребята! Я запомнил ваши рассказы о весне и могу рассказать своим друзьям. Мне нужно торопиться на теплоход. Я побежал, до свидания!

Восп.: А сейчас сядьте спокойно, руки свободно положите на колени…закройте глазки…и слушайте…….. Положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда в ы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете; плеч не поднимайте. Вдох – выдох. (Дети выполняют 3 раза0 Весной природа пробуждается от зимнего снега, и мы сейчас в вами откроем глазки, опустим руки, встряхнем ими….(Дети открывают глаза и выполняют движения) Весной появляются первые цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимаем руки вверх, встаем и потянемся….(Дети потягиваются). Опустите ручки, сядьте. Молодцы.

        А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии. Говорили о приметах весны. Составляли предложения и рассказы о весне. Играли с мячом. Играли в игру «Назови ласково». Учились правильно дышать. Что нового и интересного вы узнали?

Дети рассказывают.

Восп.: Как называется явление природы, когда с крыши тают сосульки и капают вниз?(капель)

Восп.: Чей рассказ вам понравился? И почему? Молодцы, ребята, вы все хорошо занимались

Приложение

Мнемотаблица «Весна № 1»

Мнемотаблица «Весна №2»

Мнемотаблица «Весна №3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД развитие речи с использованием метода наглядного моделирования «Сказочный лес»

Задачи:- закреплять умение соотносить знакомые образы с символами;- упражнять в умении составлять рассказы о животных, называть и пересказывать сказки на основе наглядных моделей;- учить придумывать к...

Конспект по развитию речи, с использованием презентации "Опасный случай"

Задачи: 1.       Закрепить правила безопасности на улице, на железной дороге и в быту2.       Закрепить умение составлять краткий описательн...

конспект по развитию речи с использованием метода контрактов

конспект по развитию речи с использованием  метода контрактов...

Конспект по развитию речи с использованием ИКТ "Составление описаний персонажей сказки "Теремок" с использованием мнемотехнической таблицы" (средняя группа)

Конспект разработан для детей средней группы. Задачи занятия: развитие связной речи, формирование словаря, развитие грамматического строя речи и звуковой культуры речи. Занятие с использованием ИКТ....