непосредственно образовательная деятельность по познавательно - речевому развитию для детей старшего возраста "Государыня печь"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Полякова Надежда Анатольевна

Знакомство детей с  бытом русского народа, с предметами  традиционной утвари ,и  приобщение их к русской традиционной культуре. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД По познавательно речевому развитию для детей старшего возраста « Государыня печь»

Цель: Воспитание патриотизма, лучших нравственных качеству детей через  приобщение их к русской традиционной культуре.

Образовательные области.

  1. Познание

Продолжать знакомить детей с жизнью и бытом русского народа, проявлять интерес детей к предметам быта, традиционной утвари, произведением народного творчества.

  1. Коммуникация

Обогащать  и расширять словарный запас  словами: печка, старина, почет, государыня, кринка, чугунок, шесток, заслонка, печурка, дымоход, печник,  домовой, народными пословицами, поговорками, загадками.

Развивать связную и монологическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр.

  1. Русский народ очень гостеприимный, Вот и к нам сегодня пришли гости. Мы все очень рады. Поздоровайтесь дети с нашими гостями, улыбнитесь им.

Всех зову ребятишек:

Девчонок и мальчишек,

Будем петь да играть

Старину вспоминать.

Воспитатель

Дети мы недавно были с вами в музее и видели, как жили наши предки в старину. Давайте представим себе, что мы находимся  в деревенском доме

- А как назывался в старину деревенский дом? ( изба)

- А что главное  на Руси было в избе? (печь)

- А где она стояла? (в центре избы)

Воспитатель

Она стояла на самом почетном месте, напротив красного угла, где иконы висят. Недаром русский народ придумал про печь вот такую загадку:

Варит, жарит и печет

И за это ей почет.

Государыня –печь.

Вот как раньше звали её.

Воспитатель

Подойдите все к нашей печи и посмотрите, что около неё стоит *(дети подходят к макету печи, рассматривают кринку, чугунок, дрова).

-Садитесь, пожалуйста, на скамейки и послушайте мой рассказ.

- Печку складывают специальные люди – умельцы. Они называются  печники. Печь делают из кирпичей и замазывают глиной. У печки есть шесток, туда ставят чугунки и крынки.

Закрывается печь заслонкой. Есть у печи и дымоходная труба, через неё уходит дым на улицу. А в печурке (маленькое окошко) сушат варежки, носки.

- Раньше вся семья вечером собиралась у печки. Грелись, вязали, штопали рваную одежду, беседовали.

- Сейчас на улице поздняя осень, холодно. Что то и у нас прохладно в избе. Давайте и мы разожжем нашу печь.

- А как вы думаете, чем мы будем топить печь? (дровами).

- А заготавливают дрова? (в лесу).

- возьмите все по щепочке и положите в печь (воспитатель ставит  заслонку с изображением огня).

- А пока наша печь растапливается, нагревается, мы поиграем  в русскую народную игру « Гори, гори ясно!», чтобы печь быстрее разожглась.

 Игра « Гори, гори ясно!»

Дети образовывают круг. Ведущий с платочком  в кругу с платочком под музыку. Когда музыка прекращается, ведущий машет платочком между парой детей, оказавшихся рядом. Под слова: Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Раз- два - три беги!

 Дети бегут в разные стороны. Кто быстрее добежит до ведущего и дотронется до платка, становится на его место.

Воспитатель

- Вот и жарко стало. Все согрелись, настроение у всех хорошее, улыбнитесь друг другу.

- Присаживайтесь на скамейки: девочки на одну сторону, мальчики на другую.

- Дети, а для чего нужна печь? (ответы детей).

- Правильно в печке пекут, жарят, варят. На печке сладко спится, особенно зимой. Старики косточки на ней греют. Ребятня играет, воображая, что печка - неприступная крепость. В печке раньше даже мылись (рассказ воспитателя о том, как она в детстве мылась в печи). Намывшись люди, отдыхали и веселились.

Воспитатель

Эй, девчонки не скучайте,

Вы частушки запевайте.

Частушки

( девочки и мальчики по очереди поют частушки.)

Под  музыку « Барыня» все пляшут.

Воспитатель

Вот так навеселились! Устали? (Да)

Садитесь, отдохните.

Из- за печки слышится стук. Кто -то чихает « апчхи, апчхи!»

Воспитатель

- Ребята кто же это? (показывается домовенок).

Кузя - Привет! Это я Кузьма, домовой,

Живу в избе, под печкой. Там мне тепло и уютно.

Воспитатель

Кузя, а ты чего шалишь?

Кузя

- А с чаво бы мне не шалить. Нужно было меня повеселиться позвать и с ребятами поиграть.

Воспитатель

- Во что хочешь поиграть?

Кузя

- Хочу загадки загадывать. Вы ребята не зевайте, мои загадки отгадайте.

  1. Что из угла в угол не переставишь, из избы не вытащишь? (печь)
  2. Черный конь скачет в огонь (кочерга)
  3. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает

Что схватит - отдает

Сам в угол идет? (ухват)

Воспитатель

Дети, а какие мы знаем пословицы про печь?

  1. Без труда и печь холодна.
  2. Из одной печи, да не одни калачи.

В небо дыра, в землю дыра

В середине огонь да вода? (самовар).

Дети    Гости в дом, самовар на стол.

Кузя     Сама не ест, а всех кормит (ложка).

Дети     Дорога ложка к обеду.

             Один горшок, а много ложек.

Кузя.  Ай да, молодцы! Все мои загадки отгадали.

Ребята, а какие вы знаете русские народные сказки, где встречается печь?

Дети   « Гуси – лебеди». Печь спасла  Аленушку  с братцем Иванушкой от гусей – лебедей.

           « По щучьему веленью». На печи  Емеля  к царю ездил.

           « Заюшкина избушка»

Кузя   Много чего еще можно рассказать про русскую печь. В старой пословице говорится

« Пересказывать речи – не слезть с печи!».

Пока вы загадки отгадывали, печь напекла для вас и гостей ароматных, душистых пирогов. Угощайтесь, пожалуйста. Ну а мне по хозяйству пора, бывайте, детвора!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы "Кубань сражается"

Материал обогащает знания детей о родном крае, о защитниках нашего края, дает знания о памятниках, обелисках. Направлен на воспитание чувства патриотизма, благодарности воинам-освободителям....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Пера - богатырь»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Пера - богатырь»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Богатыри Коми»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо познавательно - речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Богатыри Коми»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Лесной человек – ЯГ-МОРТ»

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо познавательно речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Лесной человек – ЯГ-МОРТ»...

Непосредственно образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Придумывание сказки на заданную тему».

Занятие направлено на формирование умения придумывать сказку на заданную тему,   передавать специфику сказочного жанра....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Здравствуй, Зимушка – зима!»

Цель: обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе.Задачи:-                 Закрепить в соз...