Семинар "Речь словно реченька журчит"
методическая разработка по развитию речи по теме

Шастина Елена Станиславовна

задания для совершенствования кразоты и образности речи воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_zanyatiya.docx27.35 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар «Речь,  словно реченька журчит…»

Цель занятия: Совершенствование речевых навыков педагогов.

  1. ЭПИТЕТЫ

Образная характеристика кого-либо или чего-либо посредством выразительного прилагательного, используемого  для достижения большей выразительности речи, называется  эпитетом.  Эпитеты широко используются и обычными людьми и без них не могут ни писатели, и поэты  выразить свои чувства и впечатления. Соответственно, эпитеты бывают общеязыковые  (безбрежная даль, багряный закат, хитрые глаза) и народнопоэтические (чистое поле, шелковые волосы, благодатный дождь). Педагогам необходимо знать много эпитетов, чтобы их речь была образцом для воспитанников. Заинтересованным в этом воспитателям может  помочь следующая литература (представление соответствующей литературы:  О.Д.Ушакова «Словарь эпитетов», С-П., 2007 г.; Горбачевич К.С., Хабло Е.П. «Словарь эпитетов русского литературного языка», Л., 1979 г.

  1. Практическое задание «Подбери словечко» Необходимо найти как можно больше эпитетов к заданному слову (каждый выбирает листок с одним из слов: глаза, волосы, лицо, снег, взгляд, руки, день, голос).

 После выполнения задания, каждая пара зачитывает свои слова. Можно в конце зачитать из «Словаря эпитетов».

Украшают речь и придают ей живость и образные сравнения – когда предмет сравнивается с другими предметами или образами, схожими одним или несколькими признаками.

Давайте подберем образные сравнения к слову

- глазки (как … бусинки, ягодки, угольки, звездочки на небе, пуговки, бусинки, топазы, зеркало, огоньки, васильки во ржи. и т.д. )

-  цыпленок.

        Зачитать примеры из произведений поэтов и писателей (Н.Сладков, Ф.Тютчев, А.Фет, Н.Некрасов, И.Бунин, П.Образцов)

  1. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Русский язык богат выразительными средствами. Одно из важных экспрессивных средств – фразеологизмы, устойчивые выражения, готовые сочетания слов. Смысл каждого фразеологизма не складывается из смыслов входящих в него слов. Например, «съесть собаку» означает «быть мастером в каком – нибудь деле».

- Какие фразеологические обороты знаете вы? (ответы педагогов)

        Такие выражения делают нашу речь выразительнее, ярче. Фразеологизмы использовали в своих произведениях А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов, И.А.Крылов, К И.Чуковский, С.Михалков и многие другие известные вам писатели.

        Значение фразеологизмов можно узнать в словарях: толковом и фразеологическом.

 Представить педагогам соответствующую  литературу и зачитать происхождение  некоторых фразеологизмов (Н.В.Новоторцева «Развитие речи детей 3», стр.29; Вартаньян Э.А. «Крылатое слово») 

        В работе с детьми по развитию речи, да и в повседневном общении воспитателю необходимо пользоваться ярким, красочным языком, используя фразеологизмы. В силу малого словарного запаса и специфического образа мышления, детям часто непонятен смысл фразеологических оборотов, поэтому педагогу нужно обязательно объяснять ребенку смысл высказывания, рассказывать о  появлении некоторых фразеологизмов можно рассказать детям. Попробуйте доходчиво и кратко объяснить ребенку значение некоторых фразеологизмов.

  1. Практическое задание (индивидуальное) «Что бы это значило?» (приложение № 4)  

        Фразеологические обороты можно использовать говоря о человеке, его поступках и действиях.

  1. Практическое задание: (в 2 группах) (приложение № 1)

1 группа:  Разделить группу на 2 группы: «Положительная характеристика человека» и «Отрицательная характеристика человека»

(приложение № 2)

2 группа: Разделить группу на 2 группы: «Положительная характеристика поступка человека» и «Отрицательная характеристика поступка  человека»

                 

  1. ПОСЛОВИЦЫ

Пословица -  короткое изречение, несущее поучительный смысл.  В пословицах народ  коротко и метко высказывал свои суждения  о жизни свой вековой опыт. Больше тридцати тысяч пословиц собрал Владимир Иванович Даль: о родине и чужбине, о богатстве и бедности, о правде и джи, о работе и праздности.

- Какие пословицы знаете вы? Объясните, как вы их понимаете? (ответы воспитателей)

        Пословицы придуманы народом, казалось бы, для каждой жизненной ситуации. В воспитательном процессе в детском саду эти короткие народные мудрости могут прийтись кстати.

  1. Практическое задание (педагоги по очереди вытаскивают карточку с написанной на ней пословицей и подбирают подходящие случаи из жизни детей, где можно применить данную пословицу) «Пословица недаром молвится» (приложение № 3)
  2. Игровое задание «Пословицы - перевертыши» 

Приложение № 1

Характеристика  человека

(отметьте соответствующим знаком «+» или «-»

 положительную и отрицательную характеристику человека)

Владеть собой

Голова на плечах

Выйти сухим из воды

Горит в руках

Звезд с неба не хватает

Золотые руки

Мухи не обидит

Ни то, ни сё

Правая рука

Медведь на ухо наступил

Не робкого десятка

Мелко плавает

Молоко на губах не обсохло

Ни рыба, ни мясо

Семь пятниц на неделе

Родиться в рубашке

Своя голова на плечах

Семи пядей во лбу

Не лезет за словом в карман

Каши не сваришь

Собаку съел

Пятое колесо в телеге

Тяжел на подъем

Не ударить лицом в грязь

Цены нет

Пальцем не тронуть

Язык хорошо подвешен

Приложение № 2

Оценка действий, поступков поведения человека

(отметьте соответствующим знаком «+» или «-»  положительную и отрицательную характеристику поступков человека)

Брать быка за рога

Отбиться от рук

Ломиться в открытую дверь

Плыть по течению

Водить за нос

Взять пример

Наломать дров

Подливать масло в огонь

Вставлять палки в колеса

Взять себя в руки

Вложить душу

Пускать пыль в глаза

Внести вклад

Сдержать слово

Обводить вокруг пальца

Спрятаться в кусты

Выводить из себя

Рубить с плеча

Гнаться за двумя зайцами

Не покладая рук

Держать себя в руках

Сводить к нулю

Действовать на нервы

Свести на нет

Добиться своего

Смотреть сквозь пальцы

Делать из мухи слона

Строить на песке

Идти навстречу

Убивать время

Идти в огонь и воду

Язык проглотить

Отложить в долгий ящик

Заблудиться в трех соснах

Доводить до белого каления

Находить выход из положения

Найти общий язык

Заварить кашу

Протянуть руку помощи

Задрать нос

Играть в прятки

Закрыть глаза

Кривить душой

Приложение № 3

«Пословица недаром молвится»

«Любишь кататься, люби и саночки возить»

«Не рой другому яму, сам в неё попадешь»

«Тише едешь, дальше будешь»

«Не спеши языком, торопись делом»

«Мал золотник, да дорог»

«Спустя лето по малину не ходят»

«Волков бояться – в лес не ходить»

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

«Делу - время, потехе - час»

Приложение № 4

    «ЧТОБЫ ЭТО ЗНАЧИЛО?»                                  

  1. Ахиллесова пята
  2. Без сучка без задоринки
  3. Бить баклуши
  4. Бок о бок
  5. В два счета
  6. В двух шагах
  7. Вверх дном
  8. Повесить голову
  9. Владеть собой
  10. Во весь дух
  11. Водить за нос
  12. Выбросить из головы
  13. За тридевять земель
  14. Золотые руки
  15. Как снег на голову
  16. Капля в море
  17. Мороз по коже
  18. Ни рыба, ни мясо
  19. И след простыл
  20. Не отрывать глаз
  21. Ни свет, ни заря

Используемая литература:

  1. Н.В.Новоторцева  «Развитие речи детей 3» (популярное пособие для родителей и педагогов), Ярославль, «Академия развития», 1997 г.
  2. К.И.Чуковский «Живой как жизнь» Сочинения в двух томах. Том 1. Москва, Изд. «Правда», 1990 г.
  3. О.Д.Ушакова «Словарь эпитетов», С-П., 2007 г.
  4. Вартаньян Э.А. «Крылатое слово», М., Изд. «Современник», 1996 г.
  5. Стихи и проза (Н.Сладкова, Ф.Тютчева, А.Фета, Н.Некрасова, И.Бунина, П.Образцова) из произведений, рекомендованных «Программой»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ах как речь это говорит, словно реченька журчит"

«Ах как речь – это говорит, словно реченька журчит»Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени 1 год. Все вы знаете, пост...

Родительское собрание "А как речь - то говорит, словно реченька журчит"

На данном собрании обсуждается проблема речи нынешних малышей и пути решения проблем...

"А как речь -то говорит , словно реченька журчит..."

Уважаемые родители и педагоги , работаюшие с детьми младшего дошкольного возраста и с детьми логопедических групп, эта статья именно для вас. Поможем становлению речи наших детей, ведь речь - не тольк...

Родительское собрание на тему: "А как речь говорит, словно реченька,журчит" или "Особенности речевого развития в старшем дошкольном возрасте".

Конспект предназначен для воспитателей детских садов. Цель:привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

А как речь -то говорит, словно реченька журчит. (родительское собрание )

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста....

Литературная гостиная для старших дошкольников: "А как речь то говорит, словно реченька журчит..."

Литературная гостиная, направленная на формирование интереса и положительного отношения к поэзии, приобщение к литературному творчеству А. С. Пушкина....

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста «А как речь – то говорит, словно реченька журчит »

Особенности и проблемы речевогоразвития у детей старшего возраста«А как речь – то говорит,словно реченька журчит »...