Проект по логоритмике для детей 3-4 лет
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме

Колоскова Мария Викторовна

Это моя пробная работа. Идея проекта возникла в результате работы над темой "Логоритмика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_logoritmike_dlya_detey_3.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

        Проект по логоритмике для детей 3-4 лет

                                             Воспитатель: Колоскова Мария Викторовна

                               Тема проекта :

 «Система занятий по логоритмической ритмике, как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Актуальность.

Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется. Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицитарность коммуникативно – речевых средств приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений.

Главной особенностью у детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Пассивный словарь у этих детей ограничен обиходными понятиями. Активный словарь состоит из некоторых звуковых комплексов, лепетных слов, отдельных существительных и глаголов бытового содержания. Дети понимают значения многих слов. Однако употребление слов в собственной речи вызывает большие затруднения. Они с большим трудом идут на контакт.

Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, следовательно, снижается потребность в общении, проявляется незаинтересованность в контакте. Такие дети оказываются «непринятыми» и «изолированными» в детском коллективе. Попытки общения со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых».

Описанные проблемы указывают на необходимость реализации данного проекта. Для эффективности работы в занятия по развитию лексического строя речи включаются элементы логопедической ритмики, которые способствуют развитию внимания и длительному сохранению интереса.

Логопедическая ритмика – это методика обучения и воспитания лиц с различными с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова.

Виды упражнений логопедической ритмики:

  1. ходьба, прыжки;
  2. упражнения на развитие дыхания, голоса;
  3. упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  4. упражнения, активизирующие внимание и память;
  5. счетные упражнения;
  6. упражнения, формирующие чувство темпа, ритма;
  7. речевые подвижные и пальчиковые игры.

Благодаря упражнениям и играм, соответствующим лексической теме, сначала расширяется объем понимания речи, а в последующем благодаря доступному речевому материалу развивается активный словарный запас.

Такой вид работы способствует:

  1. созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы;
  2. преодолению речевого негативизма, вызывает желание у детей подражать действиям взрослого, активно участвовать в процессе занятия.

Чем больше в работе задействовано анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, речедвигательный), тем успешнее будет результат работы.

Тематическая направленность логоритмических упражнений обусловлена изучением соответствующей лексической темы. Объем и содержание упражнений определяются в соответствии с особенностями речевого и моторного развития детей.

Многие исследователи отмечают тесную взаимосвязь двигательной и речевой сферы. Именно через движение и слово, прежде всего ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя. Движение и речь выступают важнейшими среди ряда других факторов, обеспечивающих овладение ребенком предметным миром.

Логопедическая ритмика - наиболее доступная и универсальная форма коррекции речевой функции детей. В этой связи применение элементов логопедической ритмики является актуальной задачей, требующей своего решения.

Все упражнения проводятся на определенном стихотворном материале в сочетании с лексической темой и направлены на формирование, развитие и активизацию словарного запаса.

Цель проекта: коррекция и профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста путем проведения логоритмической ритмики

.

В соответствии с целью проекта были поставлены следующие задачи:

  1. Создать, теоретически обосновать и проверить возможность развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи через использование элементов логопедической ритмики.
  2. Выявить особенности развития лексики у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи.
  3. Создать условия побуждающие детей активно участвовать на занятиях.
  4. Преодолеть речевой негативизм.
  5. Повысить уровень развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи с помощью использования элементов логопедической ритмики.
  6. Познакомить родителей с методами и приемами работы, комплексом артикуляционной гимнастики, упражнениями и играми.
  7. Проверить эффективность влияния элементов логопедической ритмики на развитие лексического строя у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи.

Целевая группа:

дети дошкольного возраста с недоразвитием речи.

Участниками проекта являются:

  1. воспитатели;
  2. родители.

Тип проекта – долгосрочный.

                                                (сентябрь-май)

Этапы реализации.

Проект будет реализован в три этапа.

I.Подготовительный:

  1. определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
  2. изучение научно – методической литературы по данной проблеме;
  3. создание условий для реализации проекта: подготовка и изготовление наглядного материала; подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборников речевых подвижных и пальчиковых игр;
  4. составление перспективного и календарно – тематического планов работы.

II. Основной.

1. Содержание деятельности воспитателя:

  1. проведение упражнений, подвижных и пальчиковых игр в течение дня и во время проведения режимных моментов;
  2. закрепление изученного материала.

2. Содержание деятельности родителей:

  1. участие в занятиях по развитию лексического строя речи;
  2. закрепление изученного материала по заданию воспитателя в процессе повседневного общения с ребенком;
  3. проведение упражнений, речевых подвижных и пальчиковых игр в домашних условиях.

III. Заключительный:

  1. проведение диагностического обследования с целью определения эффективности работы;
  2. подведение итогов реализации проекта;
  3. презентация проекта.

Ресурсное обеспечение.

Материально – техническое обеспечение:

1. Технические средства: музыкальный центр, компьютер, СД - диски.

2. Наглядный материал: комплекс артикуляционной гимнастики, кубик с изображением эмоций, картинный материал.

Методическое обеспечение:

1. Комплексы артикуляционной гимнастики.

2. Упражнения для развития дыхания, голоса, мимической мускулатуры.

3. Сборники речевых подвижных и пальчиковых игр, составленные в соответствии с изучаемой лексической темой.

Новизна проекта.

В ходе реализации данного проекта используются новые технологии: логоритмика, мультимедийные презентации, дифференцированный подход.

Практическая значимость.

Эффективность проекта можно проверить по результатам диагностического обследования лексического строя речи.

Ожидаемые результаты.

Проект будет способствовать:

1. Развитию коммуникативной функции речи. Установлению контакта с детьми.

2. Преодолению речевого негативизма.

3. Активизации словарного запаса детей.

4. Развитию наблюдательности, подражательности, активности.

5. Обогащению и расширению представлений об окружающем мире;

6. Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.

7. Развитию личности в целом.

Литература:

1. Кузнецова Е.В. «Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с нарушениями речи». М., 2004.

2. Картюшина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». М., 2005.

3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников». СПб., 1999.

4. Репина З.А. «Уроки логопедии». Екатеринбург, 2002.

5. Алябьева Е.А. «Логопедические упражнения без музыкального сопровождения». М., 2006.

6. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика». М., 2002.

Желаю успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект " Ладушки" по логоритмике для детей 2 младшей группы.

Проект  по  логоритмике включает 4 раздела, сотавлен  и  апробирован в 2013 и 2014 году. дал  положительные  результаты....

Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная логоритмика» детского объединения «Логоритмика + » для детей от 4 до 6 лет.

Профилактика и коррекция отклонений в речевом развитии детей с незначительными нарушениями речи, путём развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом, движением и музыкой, через музыкально-...

Из опыта работы: Конспект открытого занятия по логоритмике для детей подготовительной группы по теме "Логоритмика как форма взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми ТНР

Отклонения в развитии детей стихийно не преодолеваются, а требуется систематическая работа. Лучшим способом организации логоритмической работы является сотрудничество специалистов детского сада...

Музыкально-логопедический проект «Музыкальная логоритмика»

Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и многое другое подчинено опред...

Проект Веселая логоритмика

Актуальность.Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и разв...

ПРОЕКТ "ВЕСЕЛАЯ ЛОГОРИТМИКА"

Проект "Веселая логоритмика" для детей дошкольного возраста...

Творческий проект "Музыкальная логоритмика"

Проект создан с целью внедрения новых педагогических и здоровьесберегающих технологий в процессе музыкального образования в дошкольном учреждении. Логоритмика является одним из эффективных видов работ...