Задачи развития речи в детском саду.
учебно-методический материал по развитию речи на тему

Дубгорн Ольга Андреевна

Семинар -практикум для воспитателей детских садов, задачи развития речи по возрастным группам, экспресс задание для  педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadachi_razvitiya_rechi_v_dou.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Уважемые ,коллеги, я рада приветствовать вас  на семинарском занятии по теме «Развитие речи детей дошкольного возраста».

Давайте с вами поиграем в ТРИЗовскую игру «Цепочка слов». ( яблоко –это что- фрукт , а какой вы еще знаете фрукт -банан, а банан какого цвета -желтый , а что еще бывает желтым - солнце, солнце что делает – греет, а что еще может греть-теплая куртка, обогреватель и т.д).Эта игра помогает развивать не только мышление , но и  способствует обогащению словарного запаса дошкольников.

Для ребенка речь является средством общения, играет важную роль в развитии мышления и в саморегуляции поведения. Речевое общение позволяет ребенку усваивать знания, формировать необходимые умения и навыки.

Связная речь- смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления.

Правильное речевое воспитание  направлено на развитие коммуникативной компетенции, способности налаживать общение с окружающими людьми при помощи языковых (фонетических , лексических, грамматических) и неречевых средств( мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий).Особое значение в речевом развитии имеет диалог со сверстником.

Общие задачи:

Развитие речи и родного языка как основы познавательной и игровой деятельности;

проведение  совместно работы дошкольных организаций и семьи по воспитанию звуковой культуры речи;

обогащению и активизации словаря;

формированию грамматического строя речи;

формированию связной речи( диалогической и монологической);

воспитанию культуры общения;

обучению грамоте;

знакомству с произведениями художественной литературы.

Раздел «Развитие речи» включает следующие направления:

-звуковая культура речи;

-грамматический строй речи;

-лексическая сторона речи;

-связная речь.

Базовый минимум содержания образовательной области «Коммуникация»

1 мл. группа- развитие речи, ознакомление с детской художественной литературой.

2 мл. группа –государственный язык, развитие речи, ознакомление с детской художественной литературой.

Средняя группа- государственный язык, развитие речи, ознакомление с детской художественной литературой.

Старшая группа- государственный язык, развитие речи, ознакомление с детской художественной литературой, обучение грамоте и основам письма

Подготовительная группа – государственный язык, развитие речи, ознакомление с детской художественной литературой, обучение грамоте и основам письма.

Задачи обучения грамоте вводятся уже с 1 младшей группы-

-Подготовить артикуляционный аппарат к произнесению звуков;

-Систематически развивать произносительную сторону речи: слуховое  восприятие, речевой слух, речевое дыхание, артикуляционный аппарат;

- учить дифференцировать звуки по громкости и скорости произнесения, мягкости и твердости;

-формировать правильное произнесение гласных и согласных звуков.

-подводить детей к пониманию терминов «слово», «звук».

-развивать интенсивное использование в своей речи не только существительных, но и глаголов, местоимений , прилагательных.

В старшей и подготовительной группе задачи по развитию речи усложняются:

- Формировать умение детей производить звуковой анализ слов, составлять звуковые модели слов, подбирать слова к звуковым моделям;

-развивать умения правильно выделять  и произносить в слове и вне слова твердые и мягкие  согласные звуки, соблюдать произносительные формы;

-формировать критическое отношение к собственной речи и речи сверстников, умение находить и исправлять допущенные речевые ошибки;

-практически познакомить детей со способами образования слов;

-развивать умение различать слова, обозначающие родовые и видовые понятия; умение подбирать  и использовать в речи слова антонимы и обобщающие слова.

-обучение  детей чтению слоговому и слитному;

-подготовка руки к письму и другие задачи.

Задачи по обучению детей грамоте решаются на занятиях , в дидактических играх, в свободное от занятий время, в индивидуальной работе и т.д.

Педагогический экспресс-обзор ( практическое задание для педагогов).

Педагоги  готовят  сообщение по данной тематике

1.Методика заучивания стихотворения.

2.Методика чтения произведения на занятии.

3.Требования к уголку книги.

4.Приемы обучения рассказыванию.

5.Структура занятия по пересказу.

6.Рассказывание по восприятию.

7.Рассказывание по памяти.

8.Рассказывание по воображению, придумывание рассказов.

9.Обучение правильному произношению звуков.

10.Развитие словаря.

11.Обучение грамматически правильной речи.

Круг от сердца к сердцу «Ласковушки»( педагоги по кругу говорят друг другу ласковые слова или производные от его имени).

Литература:

  1. Методика развития речи  детей дошкольного возраста .Л.П.Федоренко
  2. Методика развития речи Ф.А.Сохина
  3. Программа «Зерек бала», « Біз мектепке барамыз».Астана 2009 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речи в детском саду, как средство для гармоничного развития и вхождение в современный социум"

       В современном обществе, на мой взгляд, актуальной становится проблема социальной адаптации подрастающего поколения. И в первую очередь на это влияет неразвитая связна...

Словарная работа на занятиях по развитию речи в детском саду на разных этапах возрастного развития

Данный материал содержит в себе принципы организации словарной работы с дошкольниками...

Мастер – класс по «Речь: плюс. Развитие речи в детском саду». «В игры играем – речь развиваем»

Мастер – класс  по «Речь: плюс. Развитие речи  в детском саду».«В игры играем – речь развиваем»...

Конспект занятия по развитию речи В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Старшая группа, февраль №1: Беседа на тему «О друзьях и дружбе».

Цель: Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.Задачи:Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекат...

Конспект занятия по развитию речи В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Старшая группа, сентябрь №3 Пересказ сказки «Заяц—хвастун».

        Цель: Помочь детям составить план пересказа сказки: учить пересказывать сказку, придерживаясь плана.                  ...