Конспект НОД "Родник" (подготовительная группа)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Сафонова Татьяна Юрьевна

 

Дать детям представления о многозначности одного слова; закреплять умения детей работать по схемам; учить детей находить решения в проблемной ситуации.

 

Однажды встретились два друга.

- Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ, - сказал Сережа.

- Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? А я сегодня из ключа пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная.

Мальчики друг на друга удивленно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая произошла история.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnik.docx20.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Родник»

Интеграция образовательных областей:

Познание, социализация, чтение художественной литературы, коммуникация,  художественное творчество, музыка, здоровье.

Виды детской деятельности: продуктивная, коммуникативная.

Задачи:

Физическое направление:

- осуществлять работу по укреплению здоровья детей;  

-закреплять умения выполнять точные движения по показу воспитателя;

-сохранять и укреплять физическое здоровье  детей.

Познавательно-речевое:

- пополнять словарный  запас детей ( ключ - родник, скрипичный, гаечный, разводной, ключевая, родниковая);

-развивать коммуникативные способности детей.

-  приучать детей к самостоятельности суждений;

-закрепить умение составлять текст повествование, соблюдая структуру и используя разнообразные средства связи;

 - познакомить с многозначным словом - "ключ" с использованием проблемной ситуации;

-упражнять в подборе родственных слов. Закрепить умение составлять предложения по схемам. Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных.

 Социально-личностное:

- продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

-воспитывать у детей умение работать в небольших группах, прислушиваться к мнению других детей, не перебивать друг друга и давать возможность друг другу высказаться;

- продолжать формировать навыки культуры поведения в природе.

Художественно-эстетическое:

-совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры;

- привлекать детей к оформлению выставок в группе.

-Оформление:  Картинки с разными ключами (скрипичный, родник, гаечный, дверной, разводной), запись песни о дружбе, алгоритм решения проблем, схематичные картинки для составления рассказов, словарь, схемы (для подбора родственных слов и составления предложений), родниковая вода. мультимедийная установка.  

Планируемые результаты :  дать детям представления о многозначности одного слова; закреплять умения детей работать по схемам; учить детей находить решения в проблемной ситуации.

Ход занятия

Вводная беседа:

Звучит песня о дружбе.

- Ребята, о чем песня? /О дружбе./

- Как вы думаете, что значит дружить? /Рассуждения детей./

- Ребята, а с кем можно дружить? /С другом./ А кто может быть другом? /Люди, животные, дети, родители./

-Можно сказать друг. А как можно сказать по-другому. Как? /Товарищ, приятель, дружок, дружище, подруга./

- Ребята, я хочу рассказать вам историю о двух друзьях. Хотите послушать?

1. Постановка проблемы.

Однажды встретились два друга.

- Ты знаешь, Саша, я сегодня потерял ключ, - сказал Сережа.

- Сережа, как же так? Ты что, в лесу заблудился? А я сегодня из ключа пил. Хорошая там вода: свежая, вкусная.

Мальчики друг на друга удивленно посмотрели, не поняли они друг друга. Пожали плечами и разошлись. Вот такая произошла история.

Эвристическая беседа:

- О ком этот рассказ?

- Что случилось с Сережей?

- А что ответил Саша?

- Почему же друзья разошлись?

- Какая проблема возникла у мальчиков?

- Как вы думаете, почему они друг друга не поняли?

- Сможем ли мы помочь мальчикам?

- Как мы можем помочь мальчикам разобраться? (узнать про какие ключи они говорили).

- Теперь проблема мальчиков и наша проблема.

- Вы хотите помочь мальчикам разобраться?

2. Актуализация знаний.

- А какие вы знаете ключи?

Дети рассказывают, какие они знают ключи. /Скрипичный, гаечный, разводной, дверной/

Затем вместе с воспитателем рассматривают слайды иллюстрации с ключами.

3. Выдвижение гипотез.

- Как вы думаете, какой ключ потерял Сережа? /предположения детей/

Воспитатель обобщает ответы детей:

- Значит, Сережа мог потерять :, :, или : ключ.

- Вспомните, что сказал о своем ключе Саша? /что он находится в лесу, что вода в нем вкусная и свежая/

- Что же это за ключ, из которого можно пить? /предположения детей/

Воспитатель обобщает ответы детей:

- Возможно - это какое-то место, где всегда есть вкусная и свежая вода.

4. Проверка решения        

- Как же мы можем проверить, правильные ли предположения мы сделали о Сашином и Сережином ключах? /посмотреть в словаре, энциклопедии, в Интернете, спросить у взрослых/

-Давайте заглянем в словарь .

Проверка в словаре.

- Бьющий из земли водный источник. Как по-другому называют ключ? (родник).

Повторное рассматривание слайдов с разными "ключами", с добавлением иллюстрации ключа-родника.

Воспитатель читает стихотворение:

Много есть ключей:

Ключ - родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ - дверной. (Д.Лукич)

Физ. минутка.

Воспитатель читает, а дети выполняют движение со словами:

Буратино раз нагнулся, два нагнулся,

 Руки в стороны развел,

 Видно ключик не нашел.

 Чтобы ключик нам достать

 На носочки нужно встать.

- Какой ключ искал Буратино? /золотой, дверной/

- Представьте себе, что вы художники-волшебники, рисуете картины в воздухе.

Проводятся кинезиологические упражнения ("рисование" в воздухе травы, деревьев, солнышка, кустика, облачко, дождик:.)

5. Введение в систему знаний.

Рассматривание иллюстрации ключа - родника. Воспитатель обращает внимание детей на то, что ключ не просто вытекает из земли, а выбивается небольшим фонтанчиком .

- Ребята, я была у ключа - родника и набрала там воды. Хотите попробовать? /дети пробуют/

-Вода чистая, а в ключе - роднике еще чище, вода в реке быстрая, а в роднике - еще быстрее, вода прозрачная, а в роднике еще прозрачнее, вода в речке холодная, а роднике еще холоднее, вода прохладная, а в роднике еще прохладнее, вода свежая, а в роднике свежее, вода вкусная, а в роднике ключе вкуснее, вода светлая, а в роднике - ключе еще светлее.

Скажи "родник" - и вот возник,

 Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий.

 Мы и родник зовем ключом.

(Ключ от дверей тут ни при чем).

Воспитатель предлагает еще раз назвать все ключи, с которыми дети сегодня встретились .

- Все это называется - словом ключ. А внешне они похожи или разные?

- Если слово имеет одно значение, то оно однозначное, а если у слова много значений, то оно - …

- Сколько значений у слова "ключ"?

- Значит, слово "ключ" - …

- Ребята, какое мы с вами сделали открытие? /Что слово "ключ" имеет несколько значений, оно многозначное./

- Давайте вспомним историю о мальчиках. Как мог сказать Саша, чтобы друг его понял? Какой мы можем сделать вывод. Нужно говорить так, чтобы тебя поняли. Мы помогли разобраться мальчикам, решили их проблему. Давайте поместим наше открытие в летопись открытий.

А сейчас давайте придумаем к слову ключ родственные слова (ключик, ключи, ключник, ключевой, ключевая)

-Давайте, ребята, придумаем предложения со словом ключ (придумывание предложений по схемам).

-Ребята, история про мальчиков закончилась. А я вам предлагаю придумать истории про ключи. Придумывание историй по схемам.

Итог занятия: Что вам запомнилось на занятии? Что вам понравилось? Что было сложно? Ребята, какое мы с вами сделали открытие? А  теперь я предлагаю нарисовать ключи, те которые вам больше понравились.

Организовать выставку детских рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на тему «Совушка» План - конспект

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на т...

Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».

Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у  детей  осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...