Пересказ русской народной сказки "Три медведя"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Востокова Надежда Николаевна

Пересказ - важное средство развития связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_obucheniyu_pereskazu_detey_4.docx369.12 КБ

Предварительный просмотр:

(конспект НОД по обучению пересказу детей 4-5 лет)

Провела: Востокова Н.Н.

Учитель-логопедг

Цель: обучение пересказу по опорным картинкам

Образовательные задачи Учить детей пересказывать сказку полно, последовательно, выразительно. Способствовать формированию развернутого связного высказывания.

Развивающие задачи  Обеспечивать развитие познавательной и регулирующей функции речи. Совершенствовать грамматический строй речи. Работать над общими речевыми навыками (звукопроизношением, четкостью дикции, интонационной выразительностью речи). Формировать возможность перевоплощения с использованием мимики, пантомимики, ритмической стороны речи, голоса, интонации.

Воспитательные задачи Учить детей использовать в речи слова и выражения, необходимые для характеристики персонажей.

Оборудование. Цветная иллюстрация к сказке, плоскостные фигурки, объемные фигурки.

Предварительная работа. Разучивание подвижной игры «Медведь».

Ход занятия

1.        Вводная беседа. Создание эмоционального фона восприятия сказки.
Педагог приглашает детей за столик и ставит перед ними объемные фигурки

пособия: стол, стульчики. Она задает детям следующие вопросы:

Узнали ли вы сказку, для которой я принесла вот эту мебель? Как она называется? Почему стульчики в этой сказке разного размера: большой, средний и маленький? Почему на столе три мисочки: большая, средняя и маленькая?

Кому из вас читали эту сказку? Кто видел мультфильм по этой сказке?

О ком эта сказка?

Чем она закончилась?

2.        Выразительное рассказывание сказки педагогом с иллюстрированием на на
борном полотне.

Педагог убирает фигурки, помещает на коврограф иллюстрацию и выразительно рассказывает сказку.

Три медведя

Одна девочка (На наборное полотно выставляется фигурка девочки.) пошла в лес по грибы и заблудилась. Стала она искать дорогу домой, да не нашла, а пришла к домику. (На наборное полотно выставляется изображение домика.)

В домике жили три медведя: Михаил Иванович, Настасья Петровна и Мишутка. Медведей дома не было. Они ушли гулять по лесу. (На наборное полотно, чуть в стороне, выставляются фигурки медведей и тут же убираются.)

Дверь в домик была открыта. Девочка вошла и увидела на столе три миски с похлебкой: большую, среднюю и маленькую. (Изображение домика отодвигается в сторону, а в центр наборного полотна выставляется изображение стола с мисками.) Около каждой миски лежала ложка.

Взяла девочка самую большую ложку и похлебала из самой большой миски, потом взяла среднюю ложку и похлебала из миски поменьше, потом взяла самую маленькую ложечку и стала есть из самой маленькой мисочки. Мишуткина похлебка показалась ей лучше всех.

Захотела девочка сесть и увидела у стола три стула: большой, поменьше и маленький. (На наборное полотно выставляются три стула.) Полезла она на большой стул и упала. Села на средний стул, но на нем было неловко. Села на маленький и засмеялась, так было хорошо. Взяла она маленькую мисочку и стала есть. Съела всю похлебку и давай качаться на стульчике. Стульчик сломался, и девочка упала на пол.

Пошла девочка в другую комнату. Там стояли три кровати: большая, поменьше и самая маленькая. (Изображения стола и стульев отодвигаются в край наборного полотна, а в центр выставляются три кровати.) Легла девочка на самую большую кровать, но там было слишком просторно. Легла на среднюю кровать, но там было слишком высоко. Легла на самую маленькую кроватку и сразу заснула.

Тем временем пришли домой три медведя и захотели есть. (На наборное полотно выставляются фигурки трех медведей.) Михаил Иванович взял свою миску и заревел страшным голосом:

- Кто хлебал из моей миски?

Настасья Петровна посмотрела в свою миску и зарычала не так страшно:

- Кто хлебал из моей миски?

А Мишутка увидел свою пустую мисочку и запищал:

- Кто хлебал из моей мисочки и все выхлебал?

Михаил Иванович взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:

- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?

Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:

- Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?

Мишутка взглянул на свой стульчик и пропищал:

- Кто сидел на моем стуле и сломал его?

Пошли медведи в другую комнату. Михаил Иванович заревел страшным голосом:

- Кто лежал на моей кровати и смял ее?

Настасья Петровна зарычала не так страшно:

— Кто лежал на моей кровати и смял ее?

А Мишутка запищал тонким голосом:

- Кто лежал на моей кровати?

И вдруг увидел девочку и завизжал:

- Вот она! Держи! Держи ее!

А девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто. Девочка выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.

3. Беседа по сказке (после небольшой паузы). Педагог выясняет, как дети поняли содержание сказки, и задает им вопросы:

  • Куда пошла одна девочка и что с ней произошло? (Одна девочка пошла в лес
    и заблудилась.)
  • Куда она пришла? (Она пришла к домику.)
  • Кто жил в этом домике? (В домике жили три медведя: Михаил Иванович,
    Настасья Петровна и Мишутка.)
  • Где были медведи в это время? (Медведи ушли гулять в лес.)
  • Что сделала девочка? (Девочка вошла в домик и увидела три миски - большую, поменьше и маленькую — и три ложки: большую, среднюю и маленькую. Она взяла большую ложку и похлебала из большой миски. Потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней миски. Потом взяла маленькую ложечку и похлебала из маленькой мисочки.)
  • В сказке сказано не поела. Кто помнит, как сказано в сказке? (Она похлебала.)
  • Что она похлебала? (Похлебку.)
  • Что такое похлебка? (Это такой густой суп.)
  • Какой показалась ей Мишуткина похлебка? (Мишуткина похлебка ей показалась самой вкусной.)
  • Что захотела сделать девочка дальше? (Девочка захотела сесть. Полезла она на
    большой стул и упала. Села на средний стул, но на нем было неловко. Села
    на маленький и засмеялась, так было хорошо. Взяла она маленькую мисочку
    и стала есть. Съела всю похлебку и давай качаться на стульчике. Стульчик
    сломался, и девочка упала на пол.)
  • Куда пошла девочка потом? (Пошла девочка в другую комнату. Там стояли
    три кровати: большая, поменьше и самая маленькая. Легла девочка на самую
    большую кровать, было слишком просторно. Легла на среднюю кровать, было
    слишком высоко. Легла на самую маленькую кроватку и сразу заснула.)
  • Что произошло дальше? (Пришли домой три медведя и захотели есть. Михаил
    Иванович взял свою миску и зарычал страшным голосом: «Кто хлебал из моей
    миски?» Настасья Петровна посмотрела в свою миску и зарычала не так страшно: «Кто хлебал из моей миски?» А Мишутка увидел свою пустую мисочку и запищал: «Кто хлебал из моей мисочки и все выхлебал?» Михаил Иванович взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом: «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?» Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко: «Кто сидел на моем стуле и сдвинул его с места?» Мишутка взглянул на свой стульчик и пропищал: «Кто сидел на моем стуле и сломал его?»)
  • Куда потом пошли медведи и что там произошло? (Пошли медведи в другую
    комнату. Михаил Иванович заревел страшным голосом: «Кто лежал на моей
    кровати и смял ее?» Настасья Петровна зарычала не так страшно: «Кто лежал
    на моей кровати и смял ее?» А Мишутка запищал тонким голосом: «Кто лежал
    на моей кровати?» И вдруг увидел девочку и завизжал: «Вот она! Держи! Держи ее!»)
  • Что сделала девочка? (А девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась
    к окну. Окно было открыто. Девочка выскочила в окно и убежала.)
  • Чем закончилась сказка? (Медведи не догнали девочку.)

Во время беседы педагог сопровождает ответы детей иллюстрированием сказки на наборном полотне. Это также могут делать один или несколько заранее вызванных детей.

Слушая детей, взрослый предлагает им выбрать правильную интонацию, изменить тембровую окраску голоса в зависимости от того, чью реплику они про
износят.

4.        Подвижная игра «Медведь».  Координация речи с движением.  Развитие
общей моторики.

Педагог убирает фигурки с коврографа и приглашает детей в центр группового помещения, где они делают хорошо знакомое упражнение.

Как на горке - - снег, снег.        Дети идут по кругу на носочках, держа руки на поясе.

Один ребенок сидит на корточках в центре круга.

И под горкой -- снег, снег.        Дети идут по кругу в полуприседе.

И на елке - - снег, снег.        Дети идут по кругу на носочках, подняв руки вверх.

И под елкой -- снег, снег.        Дети идут по кругу в полуприседе.

А под снегом спит медведь.        Дети идут по кругу на носочках, держа руки на поясе.

Тише, тише... не шуметь!        Разбегаются по группе. «Медведь» пятнает их.
И. Токмакова

5.        Повторное рассказывание сказки педагогом с нацеливанием детей на после
дующий пересказ.

Педагог приглашает детей к коврографу, помещает на него цветную иллюстрацию и еще раз выразительно рассказывает сказку, предупредив детей о последующем пересказе.

6.        Сообщение плана рассказа педагогом или распределение ролей для пересказа
по ролям.
Развитие памяти, функции речи.

Педагог либо сообщает план пересказа, либо распределяет роли, взяв роль рассказчика на себя. Он обязательно напоминает детям о правильном интонировании речи героев.

  1. Небольшая пауза для обдумывания сказки детьми. Педагог дает детям пару
    минут для подготовки к пересказу.
  2. Пересказ сказки несколькими детьми или пересказ по ролям. Развитие связ
    ной речи, памяти, интонационной выразительности речи,

Педагог вызывает детей к коврографу и предлагает пересказать сказку, используя плоскостные фигурки для инсценирования. Дети могут пересказывать, инсценируя сказку на настольном театре.

9.        Окончание занятия. Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям оценить работу друг друга и выбрать того, кто лучше всех исполнял свою роль.

Через несколько дней проводится театрализованная игра по сказке. Можно заранее подготовить вместе с детьми маски, элементы костюмов, нарисовать декорации.

Кроме того, можно подготовить кукольный спектакль по сказке или, используя объемные фигурки нашего пособия, разыграть сказку в настольном театре.

Имея несколько пособий из серии «Любимые сказки», педагоги могут провести с детьми разнообразные игры и литературные викторины.

Игра «Из какой я сказки?»

Цели. Развитие слухового и зрительного внимания, мышления, связной речи.

Оборудование. Плоскостные или объемные фигурки из пособий серии «Любимые сказки».

Ход игры. Педагог выставляет на наборное полотно несколько плоскостных фигурок и предлагает детям назвать их. Затем вызывается ребенок, подготовивший вместе с педагогом рассказ от лица одного из персонажей. Дети должны послушать и определить, чьи это слова, из какой сказки этот герой.

Игра «Кто лишний?»

Цели. Развитие зрительного внимания.

Оборудование. Плоскостные или объемные фигурки пособия.

Ход игры. Педагог выставляет несколько фигурок на наборное полотно. Одна из них должна быть лишней, из другой сказки. Дети должны посмотреть и определить, какая фигурка лишняя и почему. Аналогично проводится игра «Кого не хватает?»

Игра «Четвертый лишний»

Цели. Развитие зрительного внимания, логического мышления, связной речи. Оборудование. Плоскостные или объемные фигурки пособия. Ход игры. Педагог выставляет на наборное полотно фигурки Машеньки и Ванюшки из сказки «Гуси-лебеди», Машеньки и медвежонка из сказки «Три медведя» и предлагает детям определить, кто из сказочных героев лишний. Дети объясняют, что лишний медвежонок, потому что он - - не человек, а животное.

Аналогично можно провести игру, поместив на наборное полотно фигурки медведя, лисы, зайца и Машеньки. Дети смогут объяснить, что девочка - - человек, а все остальные герои -- животные.

Затем педагог помещает на наборное полотно фигурки медведя, петуха, волка и лисы и вновь предлагает детям найти лишнего героя. Дети должны объяснить, что лишний петух, потому что он -- домашняя птица, а все остальные герои -дикие животные.

Поместив на наборное полотно все избушки из пособия, можно предложить детям подумать, которая из них лишняя. Дети объяснят, что лишняя ледяная избушка, потому что все остальные избушки «деревянные». Дети могут сказать, что лишняя избушка на курьих ножках, потому что у остальных избушек нет ножек.

Игра «Будь внимательным»

Цели. Развитие зрительного внимания, навыков ориентировки в пространстве. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предлогов).

Оборудование. Плоскостные или объемные фигурки пособия.

Ход игры. Педагог выставляет на наборное полотно яблоню, над ней помещает стаю лебедей, а под ней - - яблоки, закрепляет речку, а в ней - - камень, печку, а перед ней — дрова, слева от яблони можно поместить фигурки детей. Он предлагает детям рассмотреть картинку и рассказать, что (кто) где находится:

  • Лебеди над яблоней.
  • Яблоки под яблоней.
  • Дети возле (около) яблони.
    Камень в речке.
  • Дрова перед печкой.

Затем можно попросить детей закрыть глаза, а тем временем поменять местами фигурки на наборном полотне: лебедей поместить над печкой, дрова убрать за печку, детей поместить возле речки и т. п.

Дети должны, открыв глаза, сказать, что изменилось на картинке:

  • Лебеди летят над печкой.
  • Дрова лежат за печкой.
  • Дети стоят возле (около) речки. И т. п.

*   -

Игра «Не зевай по порядку называй»

Цели. Развитие зрительного внимания, обучение порядковому счету, актуализация атрибутивного словаря (порядковые числительные), совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции).

Оборудование. Плоскостные или объемные фигурки пособия.

Ход игры. Педагог помещает на наборное полотно фигурки зайца, лисы, волка, медведя, медведицы, медвежонка, Машеньки, Ванюшки, петуха и предлагает рассмотреть и назвать их. Затем дети должны продолжить порядковый счет, начатый логопедом:

-        Заяц первый, лиса вторая, волк третий и т. п.
Можно предложить детям следующие вопросы:

- Который по счету волк? (Волк третий по счету.) - А медвежонок который по счету? (Медвежонок шестой по счету.)

- Между какими героями стоит медведица? (Медведица стоит между медведем и медвежонком.)

- Перед кем стоит Машенька? (Машенька стоит перед Ванюшкой.)

 - За кем стоит петух? (Петух стоит за Ванюшкой.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи. Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» Подготовительная к школе логогруппа.

Конспект занятия по развитию связной речи.Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь»Подготовительная к школе логогруппа....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР (пересказ русской народной сказки “Три медведя” с опорой на серию сюжетных картинок).

Цель: 1. Способствовать овладению детьми лексикой, передающей эмоциональное состояние (грустный, радостный, веселый, смешной, сердитый, забавный, испуганный).2. Закрепление образования названий детены...

Конспект занятия по пересказу русской народной сказки " Три медведя"

Конспект занятия по пересказу русской народной сказки " Три медведя"....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации)

ᅟПересказ ᅟрусской ᅟнародной ᅟсказки «Мужик и ᅟмедведь» (с ᅟэлементами ᅟдраматизации) (в подготовительной группе)ᅟЗадачи:1.      ᅟᅟОбучающая: -...

Конспект занятия по развитию связной речи. Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь»

Цель: Учить детей составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм, развивать у детей умение распространять предложения определениями, развивать мыслительную деятельность, расши...

Организованная образовательная деятельность: Развитие речи Тема: Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации)

создание условия для развития умения детей  составлять пересказ сказки, проявляя творческое воображение и артистизм...