Комплексное занятие по развитию связной речи «Наши друзья – животные».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Меркульева Валентина Александровна

Комплексное занятие по развитию связной речи «Наши друзья – животные» активизирует словарь дошкольников по теме «Домашние животные», закрепляет умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными, уточняет оптико- пространственные представления, закрепляет математические понятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx930.98 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие по развитию связной речи.

Тема: «Мы и наши друзья - животные».

Логопедическая тема: «Развитие навыков связной речи».

Грамматическая тема: «Формирование грамматического оформления связного высказывания».

Лексическая тема: «Домашние животные».

Коррекционные задачи:

  • заниматься активизацией словаря по теме «Домашние животные»;
  • ввести в лексикон детей новые слова: «ветеринар», «нюх», «обоняние», «портрет», «накануне».
  • закреплять умение согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде, числе, падеже;
  • учить строить грамматически и стилистически верное предложение;
  • формировать умение точно выражать свою мысль в диалоге и в монологической форме речи;
  • уточнять оптико-пространственные представления;
  • закреплять навыки счета;
  • формировать временные представления;

-закреплять геометрические фигуры и цифры;

  • закреплять понятия «высокий — низкий; «узкий — широкий»; «вверху — внизу»;
  • закреплять употребление предлогов на, над, наречия - сверху;
  • совершенствовать кожно-кинестетическую чувствительность и активизировать рецепторы обоняния.

Общеобразовательные задачи:

  • прививать навыки смыслового и языкового анализа текста;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • учить образовывать притяжательные прилагательные;
  • формировать синтаксическую структуру и языковое оформление предложения;
  • прививать навыки работы в группе и индивидуально;
  • формировать навыки самоконтроля за речью.

Воспитательные задачи:

  • развивать чувство ответственности за жизнь домашних животных;
  • побуждать проявления сочувствия к животным (собакам, кошкам), попавшим в беду;
  • приучать заботиться о животных;
  • прививать навыки ухода за животными, живущими в нашем доме и во дворе.

Подготовительная (предварительная) работа:

  • чтение сказки братьев Гримм «Бременские музыканты»,

-чтение рассказа «Пес» В.А.Сухомлинского,

  • придумывание рассказа о животных по схемам,
  • подбор и заучивание пословиц о собаке и кошке.

Этапы

занятия

Вид деятельности

оборудование

1.

Орг. момент.

Сегодня мы собрались в тесном кругу, чтобы поговорить о животных.

2

Повторение

изученного.

Беседа по сказке

«Бременские

музыканты».

Иллюстрации к сказке.

  • Рассмотрите рисунок, о какой сказке сейчас пойдет речь?
  • Вспомните сказку «Бременские музыканты».
  • Сколько зверей в этой сказке?
  • Кто из них самый высокий?
  • Кто самый низкий?

-Почему звери забрались друг другу на плечи?

-Кто находится внизу? Вверху?

-Кто стоит на плечах у осла?

  • Кто над собакой?
  • Кто сверху?
  • Что случилось с животными?
  • Что приключилось со старым ослом?
  • Почему собака убежала от хозяина?
  • Что рассказал кот своим друзьям?
  • Как петух убежал от хозяина?

-Вам жалко животных?

  • Как им помочь?
  • Надо беречь животных. Люди, беря в дом собаку, кошку и других животных, несут большую ответственность за их жизнь. Выгнав собаку на улицу, люди обрекают ее на голод и болезни. Собака может озлобиться. Добрый человек никогда ни будет выгонять животных из дома.

Ответы детей по сказке.

Вывод:

«Найти нового друга,

заботиться о нем».


- Сосчитайте их в прямом и обратном порядке.

Составление рассказа детьми по заданным алгоритмам.

Карточки - схемы (см. вкладыш).

  • Внимательно рассмотрите карточки.
  • Посмотрите на схему и составьте рассказ о четвероногом друге, который живет в вашем доме.
  • Итак, домашние животные умные, смелые, умеют дружить, любить, защищать хозяина.
  • Вспомните, что они еще могут?
  • Кошки же очень хорошо чувствуют опасность. Какую?
  • Как и у собак, у них хороший нюх, развито обоняние.

Дети

рассматривают

картинки,

составляют

рассказ.

Отвечают: -сопровождать слепых, -помогают при пожаре;

-ищут

пропавших

людей;

-охраняют

границу;

- спасают людей во время землетрясения,

Аромотерапия

Баночки с

ароматическими

веществами.

-Скажите, может ли человек, как собака, определить по запаху, какое это вещество?

  • Узнайте, пожалуйста, по запаху, что находится в специальных баночках?
  • Какое время года вы представляете, когда чувствуете такой запах?

По очереди определяют вещества, ассоциируют их с временами года:

Зима-лимон, апельсин, ель; Весна- укроп, петрушка;

Лето: запах

цветов;

Осень-яблоко,

Беседа по рассказу В.А.Сухомлинского «Пес»

Рассказ В.А.

Сухомлинского

«Пес».

  • Какой рассказ о собаке мы читали накануне, недавно?
  • Кто его написал?
  • Почему пес не узнал хозяина и залаял на него?
  • Как пес извинился перед хозяином?
  • Какие слова сказал бы пес хозяину, если бы умел говорить?
  • Для чего хозяин принес маленького щенка?

Ответы детей.

3.

Изучение

нового

Развитие навыков пантомимики.

Ребята, покажите движениями тела и выражением лица, как: собака виновато ластится к хозяину; нежно скулит; изобразите мордочку большой собаки.

Выполнение

задания

Беседа об отношении к животным

Картинка с

изображением

ветеринара,

который

осматривает

собаку.

  • Не обижайте собак и других животных.
  • Нужно заботиться о щенке или котенке, если вы взяли их в дом, быть с ними внимательными.
  • Если ваши животные заболели, их нужно лечить.
  • Кто такой ветеринар?
  • Он осматривает вашего друга, выписывает рецепт на лекарство, расскажет, как кормить его во время болезни.

Ответы детей

Развитие мелкой моторики, кожно- кинестической чувствительности.

Сухой бассейн, игрушки домашних животных.

  • Животные тоже любят играть, как и дети. Вот они спрятались от нас.
  • Найдите в сухом бассейне игрушки домашних животных.
  • Определите на ощупь, кто это.
  • Выставьте животных в ряд.

Дети по очереди выходят и выполняют задание.

помидор, огурец.

Упражнение на релаксацию. Игра «Чудесный сон котенка».

Звуки кураи

(спокойной

музыки)

-Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть. Ему снится волшебный сон. Голубое небо, яркое солнце, родные лица, знакомые животные. Мама говорит ему ласковые слова, и свершается чудо! Чудесный сон! На пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается. Что же снилось котенку?

-Какое свершилось чудо?

-Чтобы вы сделали, если бы увидели на улице брошенного котенка?

Дети ложатся на спинки по кругу. Руки свободно вытянуты и слегка

разведены, глаза закрытее.

Ответы детей.

Развитие навыков словообразования. Игра «Кто спрятался от нас?»

Используется

прием

крокирования,

демонстрируется

мнемодорожка.

Мнемодорожка

убирается.

Опора на кроки и без нее.

Коробка с картинками, изображающие части тела животных.

  • Домашние животные очень любят играть и часто прячутся. Сейчас мы пойдем их искать. Мы пойдем по узкой тропинке к низкому старому пню, за высокие ели, вдоль широкого озера на огромную цветочную поляну.
  • Теперь давайте назовем наш путь.

-Рассмотрите картинки. (Чья голова? Чей хвост? Чья это нога?) и т.д.

Дети

выполняют

задание.

Дети отвечают на вопросы.

4.

Физ. минутка

- Раз, два, три, четыре, пять

Дети

Пришли кошки поиграть. Одна куда-то подевалась, Четыре кошечки осталось. А теперь скорей смотри, Их уже осталось три.

Ну и ну, какая жалость. Только две у нас осталось Эта новость так грустна, Осталась кошечка одна. Пока мы с тобой считали. Кошечки от нас сбежали.

проговаривают и выполняют упражнение.

5.

Работа по карточкам

Звуко-буквенный анализ и синтез

Карточки (см.вкладыш).

-рассмотрите внимательно карточку, -вспомните, каждой букве соответствует знак.

-составьте из букв название домашних животных (кошка, собака)

Дети по

очереди

называют

обозначения,

затем

составляют

слова.

6.

Итог занятия.

Вывод по теме занятия

  • о каких животных мы сегодня говорили?
  • какую пользу они приносят человеку? -как нужно заботиться о них?

-хотелось бы вам иметь в качестве друга собаку или кошку?

-вспомните и расскажите нам пословицы о кошке или собаке.

Дети отвечают на вопросы.

«Собака помнит, кто ее кормит», «Кошка спит, а мышей видит», «Кошку против шерсти не гладят».

7.

Домашнее

задание

-Кто хочет, может нарисовать «портрет» своего четвероногого друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты комплексных занятий по развитию связной речи у детей с ОНР по средством знакомства с нетрадиционными технологиями на занятиях по изобразительной деятельности.

Данный материал предназначен для использования в работе с детьми 5-7 лет, имеющим речевые нарушения, а также будет полезен в работе с детьми массовых ДОУ.          ...

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи. "Наша Армия".

Представляю Вашему вниманию конспект логопедического занятия по развитию связной речи....

Логопедическое занятие по развитию связной речи с детьми с ОНР " Дикие животные наших лесов"

Занятие по развитию связной речи "Дикие животные наших лесов"...

занятие по развитию связной речи "Наша армия"

Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Наша армия»...

«Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. "Дикие животные"

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ...

Логопедическое занятие по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических связей у детей старшего возраста с ТНР Тема: «Наши друзья - насекомые»

Расширять и активизировать знания детей по теме; учить знать и называть насекомых, части тела, чем питается, способы передвижения; расширять и активизировать в речи словарь существительных, прилагател...

Комплексное занятие по развитию связной речи «Машина будущего»

Программное содержание.Задачи на развитие познавательных способностей: закреплять название профессий людей, управляющих различными  видами транспорта, виды транспорта.Задачи на развитие речи: учи...