Развитие речи детей раннего возраста
проект по развитию речи (младшая группа) по теме

Большакова Марьям Мухамет-Галиевна

Речь  важнейшее средство передачи ребёнку общественного опыта и управления его деятельностью. 

Возрастающий интерес ребёнка к предметам и действиям с ними,событиям окружающей действительности побуждает его постоянно обращаться к взрослым, а это возможно только при овладении речью. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Ромодановский детский сад комбинированного вида»

ПРОЕКТ

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Разработала

воспитатель Большакова М. М.-Г.

Ромоданово

2011г.

Актуальность проекта.

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования к детям, неуклонно растёт объём знаний, которые нужно им передать, и желательно, чтобы усвоение тих знаний было осмысленным.

Чтобы помочь ребенку справляться с ожидающими его сложными задачами, необходимо чтобы у него была полноценная и своевременно сформированная речь. Именно достаточный уровень речевого развития является основным условием успешного обучения.

В школу ребенок должен прийти, уже имея определенные знания об окружающем мире, некоторые эстетические и нравственные понятия – о красоте и безобразии, добре и зле, правде и лжи т.д. И, конечно же, он должен уметь выражать свои мысли, что возможно только при помощи речи. Задержка в развитии речи влечет за собой сложности в общении со сверстниками и взрослыми, затруднения в произнесении звуков в дошкольном возрасте, а также реальные трудности в освоении грамоты в школьные годы. Владение речью играет важную роль в повседневной жизни, обучении, умении общаться и понимать собеседника. Хорошему владению речью нужно учиться не один год, и начинать обучение желательно как можно раньше.

В раннем школьном возрасте происходит формирование основных компонентов языка – лексико-грамматического и фонетико-фонематического. В тесной связи с развитием речи находиться развитие навыков самообслуживания, а также психических процессов: восприятие, внимание, память и мышление. Речь становится важнейшим средством передачи ребёнку общественного опыта, управления его деятельностью.

Возрастающий интерес ребёнка к предметам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым, а это возможно только при овладении речью. Подобная необходимость и является главным стимулом в усвоении речи маленьким человеком.

Тип проекта.

  • Познавательно-творческий
  • Групповой
  • Долгосрочный

Участники проекта.

  • Воспитатели
  • Дети
  • Родители
  • Музыкальный руководитель

Цель проекта:

  1. Выявить уровень речевого развития детей данной возрастной группы.
  2. Формировать навыки речевого общения у детей раннего возраста, культуру, интонационную выразительность речи, звукопроизношение, активизировать словарь посредством приобщения детей к различным видам деятельности.

Задачи:

  • Развивать речь  детей, обогащать словарный запас.
  • Воспитывать навыки общения со сверстниками и со взрослыми, устойчивый интерес к различным видам игровой деятельности, художественному слову.
  • Учить координировать движения с речью, различать эмоции, паузы, изображать их с помощью интонации и мимики.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость на различные художественные произведения, события.
  • Воспитывать интерес к окружающему.

Этапы реализации проекта

Этапы

Сроки

Содержание работы

Подготовительный (разработка проекта)

С 01.09.11  по 31.10.11

- определение проблемы

- постановка цели, задач

- подбор методической, художественной литературы, иллюстрированных материалов, атрибутов

- составление перспективного плана

Исследовательский

С 01.11.11  по 31.05.13

- выполнение проекта

Заключительный

С 01.04.13  по 31.05.13

 - анализ достижения поставленной цели

 - обобщение результатов работы, формулировка выводов

 - составление рекомендаций

Презентация проекта

 31.05.13г.

Вечер-развлечение «В гостях у бабушки Забавушки»

Перспективный план работы по проекту.

Раздел программы

Формы и методы  работы

1

2

Игровая

 деятельность

Дидактические игры: «Кто как поёт?», «Что это такое?», «Договори слово», «Чудеснъй мешочек», «Кто это?», «Как кого зовут?».

Сюжетно-ролевые игры: «Мишка пришёл в гости», «Кукла Катя заболела», «Мы шофёры».

Познавательное

развитие

Экскурсии: к цветнику, по территории детского сада, в огород.

Занятия: знакомство медицинским кабинетом, знакомство с работой повара, дворника, других работников детского сада.

Конструирование

Конструирование разлиннъх построек от дорожки и мостиков, до домика и автобуса, и использование построек в дальнейшей совместной игре со сверстниками.

Развитие речи

Индивидуальные беседы с детьми «Любимая игрушка», «С кем ты живёшь?»,  «Есть ли дома животные?», «Что видел по дороге в детский сад?», «Как провёл выходной?».

Игровые упражнения: «Ветер,ветерок»,  «Дождь», «Поезд».

 

Ознакомление с  художественной литературой

Чтение русских народных сказок, сказок К. Чуковского, Г. Андерсена и др., беседы по ним. Заучивание наизусть стихотворений А.Барто и др.

Театрализованная деятельность

Инсценировки с привлечением детей сказок «Теремок», «Колобок», «Лиса и заяц», «Курочка Ряба», «Волк и козлята».

Рисование

«Мышка и репка», «Колобок катится по дорожке», «В некотором царстве», «Колючий еж», «Цыплята и одуванчики».

Аппликация

«Рукавичка», «Выросла репка большая», «Праздничная елочка», «Мойдодыр», «Ходит в небе солнышко».

Лепка

«Репка на грядке», «Мышка-норушка», «Зайка-длинные уши», «Утёнок», «Птички в гнёздышках», «Весёлая неваляшка».

Исследовательская  деятельность

Наблюдение за различными явлениями в природе,знакомство с понятиями снег, дождь, град, метель, лёд.

Посадка лука, цветов и беседа о нецелесообразности действий.

Музыкальное  развитие

Разучивание песенок к различным праздникам, развлечениям.

Физическое  развитие

Подвижные игры со звукопроизношением и проговариванием текста: «У медведя во бору», «Каравай», «Паровоз», «Курочка и цыплята».

Работа с родителями

Беседы с родителями о важности данной проблемы.

Изготовление атрибутов, кукол для театрализованной деятельности.

Консультанции: «Читайте малъшу,читайте!», «Что почитать своему ребёнку?».

Тематические вечера «Любимъе сказки».

Фотовыставки «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Папа – мой главный защитник», «Мама – солнышко моё».

Анкетирование.

Перечень форм и методов

реализации проекта.

  • непосредственно образовательная деятельность;
  • комплексные занятия;
  • чтение сказок, «часы общения»;
  • праздники и развлечения;
  • игры: сюжетно- ролевые, дидактические,подвижнье
  • творческая деятельность: рисование, лепка, конструирование;
  • наблюдения за окружающим;
  • инсценировки и театрализации;
  • совместная работа с родителями.

Итоги реализации проекта.

  • Улучшились все стороны речи детей (диагностическая карта).
  • Обогатился словарный запас.
  • Возросла самостоятельность межличностного речевого общения.
  • Возрос уровень умственного развития детей раннего возраста, расширился их кругозор, интерес к окружающему.
  • Проект оказал положительное влияние на развитие коммуникативных, творческих способностей у детей данной возрастной группы.
  • Был создан большой объём наглядного и дидактического материалов.


 Ресурсное обеспечение проекта.

  • Самые маленькие в детском саду. Журнал. – Линка-Пресс, 2005.
  • Елецкая О.В., Варенина Е.Ю. День за днём говорим и растём (пособие по развитию детей раннего возраста). – ТЦ  Сфера, 2005.
  • Павлова Л.Н. Воспитание и обучение детей раннего возраста. – М.: Просвещение,1986.
  • Рисование с детьми дошкольного возраста / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М, 2004.
  • Развивающие игры с малышами до 3-х лет/Сост. Т.В. Галанова. – Ярославль.1997г.
  • Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду / Под ред. И.А. Ветлугиной. – М,1989г.
  • Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 2 - 4-х лет. – М.: Просвещение,1993г.
  • Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика – Синтез, 1999.
  • Арушанова А. Г., Дурова Н. В., Иванкова Р. А., Рычагова Е. С. Истоки диалога – М.: Мозаика – Синтез, 2003.

  1.  Методический инструментарий  (конспекты занятий, сценарии. досугов и развлечений, картотека дидактических игр).
  2.  Уголок художественной литературы « В гостях у сказки».
  3.  Изготовление атрибутов к играм и занятиям.
  4.  Аудиозаписи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей групп раннего возраста "Развитие речи детей раннего возраста через театральную деятельность"

В консультации помещён материал о развитии речи детей через театральную деятельность детей раннего возраста"....

Семинар – практикум для родителей группы раннего возраста «Инновационные технологии в развитии речи детей раннего возраста»

Данный методический материал предполагает повышение психолого – педагогической компетентности родителей и педагогов по вопросам речевого развития детей раннего возраста. Знакомит  родителей с инн...

План работы по самообразованию на 2017-2018 уч. год Воспитателя группы раннего возраста (1-3 года) Крошкиной Л.В. Тема: «Устное народное творчество в развитии речи детей раннего возраста»

Цель: Повышение профессионального уровня  в вопросе развития речи детей раннего возраста посредством устного народного творчестваЗадачи:- Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изуч...

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей раннего возраста» Для родителей детей второго раннего возраста

Конспект родительского собрания«Развитие речи детей раннего возраста»Для родителей детей второго раннего возраста...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста" Развитие речи детей от рождения до трёх лет.

Консультация родителям "Развитие речи детей раннего возраста" Развитие речи детей от рождения до трёх лет. Развитие речи у ребёнка раннего возраста (до трёх лет) – процесс сл...