Конспект открытого занятия «Тридцать три богатыря» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Чернова Ирина Викторовна

Конспект открытого занятия

 

Тема: «Тридцать три богатыря»

 

(подготовительная группа)

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

      учитель-логопед

 Чернова И.В.                                                                   

 

 

 

 

 

 

Оренбург  – 2013.

         Тема: « Тридцать три богатыря»

        

         Цель: систематизирование знаний, умений, навыков языкового анализа и синтеза, фонетико – фонематической системы языка.

 

         Задачи:

 

         коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание интереса, любви, ценностного отношения к родному языку. Развивать положительное отношение к школе и учителю, интерес к школьному обучению и активное стремление к будущей социально – личностной позиции школьника.

 

         коррекционно-развивающие: развитие длительного плавного выдоха, общей моторики, координации речи с движением, сенсомоторных навыков, развитие связной речи.

 

коррекционно-образовательные: совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка чтения слов и навыков, звуко - буквенного анализа и синтеза слов. Автоматизация  и дифференциация звуков [р],[р'] в речи. Дифференциация звуков по твердости и мягкости, по звонкости и глухости.

 

Работа над словарем:  закрепление понятий  «звук», «буква», «гласные звуки», «согласные звуки», «твердые и мягкие согласные», «глухие и звонкие согласные», «слог».

 

Приемы руководства деятельностью детей:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: рассказ, ТСО, показ наглядного материала.
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: игровые приемы, ТСО, наглядный материал.

        3. Приемы организации практической деятельности детей: применение игровых   атрибутов, ТСО.

4. Приемы поддержания интереса у детей: поощрение, вручение призов, игра.

5. Приемы оценки и самооценки: беседа.

 

Виды детской деятельности:

 

Игровая.

Коммуникативная.

Трудовая.

Познавательно-исследовательская.

Продуктивная.

Музыкально-художественная.

Чтение художественной литературы.

 

 

Планируемые  результаты:

         Личностные: сформировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитать интерес, любовь, ценностное отношение к родному языку. Развить положительное отношение к школе и учителю, интерес к школьному обучению и активное стремление к будущей социально – личностной позиции школьника.

 

Интеллектуальные: совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка чтения слов и навыков слогового, звуко - буквенного анализа и синтеза слов. Автоматизировать  и дифференцировать звуки [р], [р'] в речи. Совершенствовать навык дифференциации звуков по твердости и мягкости, по звонкости и глухости. Развитие связной речи.

 

         Физические: развитие физических качеств с помощью равномерного, посменного, игрового, соревновательного методов;

 

 

Критерии оценки деятельности детей:

  1. Активность 
  2. Самостоятельность.
  3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым.
  4. Сопереживание.
  5. Эмоциональность
  6. Проявление волевых усилий
  7. Самооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интеграция образовательных областей:

 

Области

Интеграция  

Решаемые задачи

Познание

1. Знакомство с историей русской культуры. (К)

     Развивать интерес к истории русской  культуры, к миру предметов и вещей.

 

Социализаця

1. Разрешение проблемных ситуаций при помощи игровой деятельности. (К)

     Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту,  применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и их самих.

     Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью.

Коммуникаця

1. Беседа по картине В. М. Васнецова «Богатыри» (ХТ)

2. Коммуникативная игра: «Покупки», «Звонкие - глухие», «Раздели на слоги», «Отгадай звуки»,   «Разгадывание ребуса» (С)

 

 

     Развитие связной речи. Учить передавать своё эмоциональное отношение к образам по репродукциям художественных картин.

     Учить использовать вербальные и невербальные средства общения,

владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

     Прививать умения  планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

     Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка чтения слов и навыков слогового, звуко - буквенного анализа и синтеза слов. Автоматизация  и дифференциация звуков [р],[р'] в речи. Дифференциация звуков по твердости и мягкости, по звонкости и глухости.

      Закрепление понятий  «звук», «буква», «гласные звуки», «согласные звуки», «твердые и мягкие согласные», « глухие и звонкие согласные», «слог».

     Уточнение, расширение и активизация словаря: богатырь, лук, стрелы, копье,  дубинка, кольчуга.

 

Музыка

1. Прослушивание народного инструмента – гуслей (П)

 

2. Пропевание гласных букв (Ф)

 

     Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения.

     Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми  и сверстниками.

     Развитие речевого дыхания, мягкой голосоподачи.

Труд

1. Уборка рабочих мест. (ХТ)

     Владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве);

     Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых.

Художест-венное творчество

1. Рассматривание,  картины В.М. Васнецова «Богатыри». (К, П)

 

2. Изготовление букв из скрепок. (Т, Ф)

 

     Формировать эмоциональные и эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, худ.деятельности, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок относительно проявлений красоты в художественных образах.

     Способствовать становлению позиции художника – творца, поддерживать проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, активизировать творческие проявления детей.

     Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при изготовлении букв из скрепок.

 

Физическая культура

1. Физминутка «Азбука». (К, С)

 

2. Дыхательная гимнастика «Шторм на море». (Б)

 

     Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.

     Развитие длительного плавного выдоха, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, сенсомоторных навыков.

Чтение художествен-ной литературы

1. Просмотр отрывка из мультфильма  «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина (П, К)

 

2. Чтение стихотворения детьми «Родной язык» В. Шибаев. (ХТ)

 

     Воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как виду искусства, родному языку и литературной речи.

 

Безопасность

1. Повторение правил техники безопасности при пожаре.  (К, С)

     Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в быту.

     Обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход

непосредственно образовательной деятельности

 

Части НОД 

Содержание

Области

1. Вводная часть.

(5 минут)                                                           Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей 

Определение цели.

Анализ обследование, выводы.

Логопед заводит детей под спокойную музыку гуслей. Дети в кругу здороваются с логопедом, приветствуют друг друга.

     Л. Собрались все дети в круг,

         Я твой друг и ты мой друг.

         Вместе за руки возьмемся,

         И друг другу улыбнемся.

         А теперь присядем дружно,

         Да посмотрим, сказочку  мы…

 

         Дети  садятся на стульчики, смотрят отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

         «Остров на море лежит

         Град на острове стоит

         Каждый день идет там диво

         Море вздуется бурливо

         Закипит, поднимет вой

         Хлынет на берег пустой

         Расплеснется в скором беге

         И окажутся на бреге

         Тридцать три богатыря»

     Л. Из какой сказки этот отрывок? (ответы детей). Кто автор этой сказки? Кто выходил из моря? Сколько их было?  Посмотрите на экран (картина)

         Слайд №1   (Картина «Богатыри»)

     Л. Эта картина называется «Богатыри» написал ее В.М. Васнецов.

Кто такие богатыри, чем они занимались? Какое оружие у них было? (лук со стрелами, копье, меч, дубинка).  На чем они передвигались? Что у богатырей одето поверх одежды? (кольчуга).

     Л. Богатыри это сильные, мужественные, отважные, мужчины, которые защищали свою Родину. Богатыри всегда были в почете на Руси. Но не только богатырями воинами славилась могучая Русь. Есть в ней и другие богатыри. Они не носят тяжелых доспехов и не скачут на могучих конях. Они обладают другой силой. Силой – знаний. Их тоже, как и в сказке А.С.Пушкина 33 богатыря. Так что это за чудо – богатыри?  В каком городе они живут? Сколько букв в русском алфавите?  (33 буквы, а город называется Алфавит или Азбука).

         Слайд №2  «Алфавит»

    Л. К нам сегодня тоже пожаловали сильные, мудрые богатыри – буквы.

         Давным -  давно на Руси, во времена русских богатырей, была написана большая, толстая книга.    

         Слайд  №3  «Книга»

     Л. Много людей вложили в эту книгу все свои знания о богатырях - буквах. Эта книга сохранилась до наших времен. А вот как она называется,  никто не знает, потому что от времени и старости буквы на обложке стерлись, и только богатыри – буквы могут помочь людям узнать ее название.

     Л. А вам интересно узнать, как назвали старинную книгу наши предки? Вы хотите помочь людям? Я думаю, что ваша сила знаний поможет вам найти ответ на главный вопрос.

     Л. Знания у нас есть, сила богатырская есть, книга, тоже есть, а что же нам делать дальше? (предложения детей). Давайте заглянем в книгу, может мы там, найдем отгадку.

 

Познание

Художественная литература

Музыка

Коммуникация

2.Основная часть.

(25 минут)

Дискуссия,

Планирование,

Изготовление,

Демонстрация,

Физминутка,
Дыхательная гимнастика,

Игровая деятельность.

     Л. Вот первая страница. Посмотрите, да это же послание от самой книги. Давайте вместе дружно прочитаем.

                   Мудрые задания реши,

                  Получишь, 11 букв – ты,

                  Из них составь –

                  Названье книги!

     Л. Что же нам нужно сделать? (ответы детей)

Давайте же, скорее, выполним первое задание.

         Слайд № 5 «Задание №1»  Составь  букву (предупредить детей о правильности написания  букв)

         Дети проходят за столы. Возьмите каждый себе по одной картинке. Назовите ваше слово и первый звук, с которого начинается слово. Дети по очереди называют слова:  сапоги, ракушка, капуста, сыр, индюк, яблоко, утюг, зонт. Возьмите картон, замазанный пластилином, и выложите из скрепок,  первую букву вашего слова. Букву выкладываем во всю карточку, чтобы они были все одинакового размера (логопед показывает образец). Дети под музыку гуслей выполняют работу. После выполнения работ, каждый стол по очереди выходит,  демонстрирует и называет свои буквы.

         Л. За первое задание книга отдает нам 8 букв, они у вас в руках. Остальные буквы лежат в старой шкатулке.

         Л. Теперь мы встанем дружно в круг  и расскажем невероятную историю про азбуку.

          

     Физминутка «Азбука»

 Что случилось? Что случилось?    Привлечь                детей – рука к уху.
С  печки азбука свалилась!             Хлопнуть по коленям,

Больно вывихнула ножку                Попрыгать на одной ноге.
Прописная буква «М»,
«Г»  ударилась немножко,               Хлопнуть в ладоши,
«Ж»  рассыпалась совсем!               Руки в стороны, спиной идти назад.

Потеряла буква  «Ю»                       Ладонь ко лбу, покрутиться.
Перекладинку свою!
Очутившись на полу,                       Присесть, рукой показать «хвостик».
Поломала хвостик «У».

«Ф», бедняжку, так раздуло -         Показать большой «живот».
Не прочесть ее никак!
Букву «P» перевернуло -                 Прыжком отвернуться,
Превратило в мягкий знак!             Прыжком повернуться.

Буква «С» совсем сомкнулась -      Дети берутся за руки -
Превратилась в букву «О».             Хоровод идёт по кругу
Буква «А», когда очнулась,            (выхожу в центр круга)
Не узнала никого!                            Берёмся за голову, качаем головой

Л.  Вспомните строки из «Сказки о царе Салтане», что происходит с морем, когда из него выходят богатыри? (Каждый день идет там диво, море вздуется бурливо, закипит, поднимет вой..).  Мы сейчас с вами изобразим шторм на  море. Но сначала вспомним «Законы правильного дыхания»:

-вдох через нос

-плечи не поднимаем

- живот на вдохе надувается

-на выдохе живот втягивается

-выдох через рот.

 

А теперь изобразим шторм  на море.

 

Дети садятся на стульчики полукругом.

         Л. Давайте узнаем второе задание.

        

         Слайд № 6 «Задание №2»  Отгадай ребус.

-дети все вместе разгадывают ребус по картинкам  ПОЖАРНИК

-делают  звуковой анализ слова ПОЖАРНИК

-подбирают однокоренные слова (пожарная машина, пожар)

-вспоминают правила поведения при пожаре

-вспоминают название произведений о пожаре (К.И.Чуковский «Путаница», С. Маршак  «Кошкин дом»).

         (дети получают 9 букву)

         Л. Давайте прочитаем третье задание.

        

         Слайд № 7 «Задание №3»  Отгадай звуки

         Л.Что такое звуки, чем они отличаются от букв?

          -Как мы называем звуки, при произношении которых ни губы, ни зубы, ни язык не мешают свободно проходить воздуху? (гласные). Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным).

         -Сколько гласных звуков в русском языке? (10). Давайте мы их вспомним. Слайд № 8 «Гласные звуки»

         Сейчас я буду показывать ротиком гласные звуки, а вы попробуйте их угадать. Логопед показывает артикуляцией гласные звуки.

          

         -Как называются звуки, при произношении которых нам мешают губы, зубы, язык? (согласные)- Слайд №9 «Согласные звуки: зеленый и синий круг» появляется надпись.

         Почему согласные звуки, мы обозначаем зеленым и синим цветом? Приведите примеры (мягкие и твердые).

                   Л.  А теперь поиграем в игру «Покупки» (дети сидят на стульчиках полукругом, затем подходят к логопеду и достают предметы из сумки).

         Л. Мы отправляемся в магазин и покупаем разные предметы. Вы подходите к ко мне и с закрытыми глазами достаете предмет из  корзины, ощупываете его и говорите: «Я купил…(редиска, огурец, морковь, картошка, ручка, карандаш, резинка, тетрадь)» -  и называете свой предмет, четко проговаривая все звуки.

         Л. На какие две группы можно разделить ваши покупки? (овощи, школьные принадлежности)

-Какой звук чаще всего повторяется в словах. (Р, РЬ)

-Ребята, я предлагаю разложить все покупки в две корзины. Логопед ставит две корзины.

-Как вы думаете, почему одна корзина синяя, а другая зеленая?

-В зеленую корзину складываем предметы с мягким звуком РЬ. В синюю - с твердым звуком Р. Я положу огурец в зеленую корзину, потому что звук РЬ мягкий.

-Маша назови слово, корзину в которую положишь свою покупку и почему. Назови место звука в слове.

Дети по очереди называют слово, корзину, причину,  называют место звука в слове. Д

         Л. Ловко и  быстро буквы – богатыри  разобрались с твердыми и мягкими согласными.

 

         Слайд № 10 «Наушники, колокольчик» 

-Посмотрите на экран, что означают знаки «звонок» и «наушники»?).   Приведите примеры (звонкие и глухие).

         ИГРА  «Звонкие – глухие»

         Логопед кладет  два больших обруча - «Домик звонких согласных и домик  глухих согласных»  (логопед одевает, шапочки – символы).

          Под музыку команда звонких согласных собирает как можно больше звонких согласных букв, а команда глухих согласных – глухие согласные. Как  только музыка прекращается, каждый бежит в свой домик.

         Дети получают 10 букву.

        

 

         Слайд №11 «Задание №6»    Раздели на  слоги

Л. Что такое слоги? (часть слова)

- А вы умеете делить слово на слоги? Вспомните, как мы делим слова?

- Сейчас мы посмотрим, какая группа быстрее разделит слова на слоги.

         Логопед кладет два маленьких обруча. Каждая команда рассаживается вокруг своего обруча.  В середину каждого обруча логопед ставит контейнер с прищепками и контейнер с картинками. По команде «Раз, два, три, игру начни!» дети берут картинку, делят слово на слоги. На каждый слог одевают одну прищепку. Сколько слогов, столько и прищепок. Дети садятся на стульчики. Победившая команда получает 11 отгадку.

Л. Вот мы и собрали 11 букв, что теперь нам нужно сделать? (расставить по порядку). Но как мы это сделаем, ведь букв так много? Не переживайте ребята, у меня есть шифр к этим буквам.

 

         Слайд №12 Таблица - шифр

Посмотрите на экран, здесь зашифрован  порядковый номер каждой буквы. Вы сейчас подойдете все вместе  к буквам и дружно, сообща расставите буквы по порядку от 1 до 11.

          Слайд № 13 (РУССКИЙ ЯЗЫК).

         Л. Так как же наши предки назвали эту книгу? Сегодня мы с вами открыли лишь только первую страницу  русского языка. Но таких страниц в русском языке огромное количество! Новые страницы   вы откроете  уже в школе, и узнаете много нового, интересного о могучем родном, русском  языке!

 

 

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Художественная литература

Труд

Безопасность

Музыка

 

3.Заключительная часть.

  (5 минут)

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

 

Ребята,  сегодня мы с вами выполнили много сложных  и интересных заданий.

-Что нового,  интересного вы открыли для себя?

-Какие трудности у вас были при выполнении заданий?

-Какое задание было легче всего для вас?

-Что запомнилось и понравилось больше всего?

          Вручение призов:

         Книга знаний - русского языка, хочет отблагодарить вас за вашу помощь, и вручить вам сюрпризы, которые пригодятся вам в школе.

 

Л. Нашу деятельность мы завершаем красивым стихотворением о родном языке. Автор стихотворения В. Шибаев. (читают дети)

        

         В день солнечный июльский

         Цветы, цветы вокруг!..

         Красив язык мой русский,

         Как этот летний луг.

 

         Иду тропинкой узкой –

         Деревья до небес!

         Могуч язык мой русский,

         Как этот русский лес.

 

          И в радости, и в грусти –

         Он всякий час со мной,

         Родной язык мой русский,

         Как Родина  родной!

 

Коммуникация

Социализация

Художественная литература

Длительность НОД: 35 минут.

Список литературы:

1.  О.Е. Громова «Инновации – в логопедическую практику» - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.

2. А.И. Максакова, Г.А. Тумакова  «Учите, играя» - М.: Просвещение, 1979.

3. О.А. Белобрыкина «Речь и общение» - Ярославль: «Академия развития», «Академия  К», 1998.

4. Н.М. Миронова  «Развиваем фонематическое восприятие» - М. : ГНОМ и Д, 2008.

5. Журналы «Логопед» № 3, 2010г., №1, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie.docx44.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

Тема: «Тридцать три богатыря»

(подготовительная группа)

                                                     

   

Подготовила:

      учитель-логопед

 Чернова И.В.                                                                    

Оренбург  – 2013.

        Тема: « Тридцать три богатыря»

        

        Цель: систематизирование знаний, умений, навыков языкового анализа и синтеза, фонетико – фонематической системы языка.

        Задачи:  

        коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание интереса, любви, ценностного отношения к родному языку. Развивать положительное отношение к школе и учителю, интерес к школьному обучению и активное стремление к будущей социально – личностной позиции школьника.

        коррекционно-развивающие: развитие длительного плавного выдоха, общей моторики, координации речи с движением, сенсомоторных навыков, развитие связной речи.

коррекционно-образовательные: совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка чтения слов и навыков, звуко - буквенного анализа и синтеза слов. Автоматизация  и дифференциация звуков [р],[р'] в речи. Дифференциация звуков по твердости и мягкости, по звонкости и глухости.

Работа над словарем:  закрепление понятий  «звук», «буква», «гласные звуки», «согласные звуки», «твердые и мягкие согласные», «глухие и звонкие согласные», «слог».

Приемы руководства деятельностью детей:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: рассказ, ТСО, показ наглядного материала.
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: игровые приемы, ТСО, наглядный материал.

              3. Приемы организации практической деятельности детей: применение игровых   атрибутов, ТСО.

4. Приемы поддержания интереса у детей: поощрение, вручение призов, игра.

5. Приемы оценки и самооценки: беседа.

Виды детской деятельности:

Игровая.

Коммуникативная.

Трудовая.

Познавательно-исследовательская.

Продуктивная.

Музыкально-художественная.

Чтение художественной литературы.

Планируемые  результаты:

        Личностные: сформировать навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитать интерес, любовь, ценностное отношение к родному языку. Развить положительное отношение к школе и учителю, интерес к школьному обучению и активное стремление к будущей социально – личностной позиции школьника.

Интеллектуальные: совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка чтения слов и навыков слогового, звуко - буквенного анализа и синтеза слов. Автоматизировать  и дифференцировать звуки [р], [р'] в речи. Совершенствовать навык дифференциации звуков по твердости и мягкости, по звонкости и глухости. Развитие связной речи.

        Физические: развитие физических качеств с помощью равномерного, посменного, игрового, соревновательного методов;

Критерии оценки деятельности детей:

  1. Активность  
  2. Самостоятельность.
  3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым.
  4. Сопереживание.
  5. Эмоциональность
  6. Проявление волевых усилий
  7. Самооценка

Интеграция образовательных областей:

Области

Интеграция  

Решаемые задачи

Познание

1. Знакомство с историей русской культуры. (К)

     Развивать интерес к истории русской  культуры, к миру предметов и вещей.

Социализаця

1. Разрешение проблемных ситуаций при помощи игровой деятельности. (К)

     Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту,  применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и их самих.

     Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью.

Коммуникаця

1. Беседа по картине В. М. Васнецова «Богатыри» (ХТ)

2. Коммуникативная игра: «Покупки», «Звонкие - глухие», «Раздели на слоги», «Отгадай звуки»,   «Разгадывание ребуса» (С)

     Развитие связной речи. Учить передавать своё эмоциональное отношение к образам по репродукциям художественных картин.

     Учить использовать вербальные и невербальные средства общения,

владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

     Прививать умения  планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

     Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыка чтения слов и навыков слогового, звуко - буквенного анализа и синтеза слов. Автоматизация  и дифференциация звуков [р],[р'] в речи. Дифференциация звуков по твердости и мягкости, по звонкости и глухости.

      Закрепление понятий  «звук», «буква», «гласные звуки», «согласные звуки», «твердые и мягкие согласные», « глухие и звонкие согласные», «слог».

     Уточнение, расширение и активизация словаря: богатырь, лук, стрелы, копье,  дубинка, кольчуга.

Музыка

1. Прослушивание народного инструмента – гуслей (П)

2. Пропевание гласных букв (Ф)

     Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения.

     Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми  и сверстниками.

     Развитие речевого дыхания, мягкой голосоподачи.

Труд

1. Уборка рабочих мест. (ХТ)

     Владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве);

     Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых.

Художест-венное творчество

1. Рассматривание,  картины В.М. Васнецова «Богатыри». (К, П)

2. Изготовление букв из скрепок. (Т, Ф)

     Формировать эмоциональные и эстетические ориентации, подвести детей к пониманию ценности искусства, худ.деятельности, способствовать освоению и использованию разнообразных эстетических оценок относительно проявлений красоты в художественных образах.

     Способствовать становлению позиции художника – творца, поддерживать проявления самостоятельности, инициативности, индивидуальности, активизировать творческие проявления детей.

     Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при изготовлении букв из скрепок.

Физическая культура

1. Физминутка «Азбука». (К, С)

2. Дыхательная гимнастика «Шторм на море». (Б)

     Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.

     Развитие длительного плавного выдоха, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, сенсомоторных навыков.

Чтение художествен-ной литературы

1. Просмотр отрывка из мультфильма  «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина (П, К)

2. Чтение стихотворения детьми «Родной язык» В. Шибаев. (ХТ)

     Воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как виду искусства, родному языку и литературной речи.

Безопасность

1. Повторение правил техники безопасности при пожаре.  (К, С)

     Воспитывать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям в быту.

     Обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

     

Ход

непосредственно образовательной деятельности

Части НОД  

Содержание

Области

1. Вводная часть.

(5 минут)                                                           Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей  

Определение цели.

Анализ обследование, выводы.

Логопед заводит детей под спокойную музыку гуслей. Дети в кругу здороваются с логопедом, приветствуют друг друга.

     Л. Собрались все дети в круг,

        Я твой друг и ты мой друг.

        Вместе за руки возьмемся,

        И друг другу улыбнемся.

        А теперь присядем дружно,

        Да посмотрим, сказочку  мы…

        Дети  садятся на стульчики, смотрят отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

        «Остров на море лежит

        Град на острове стоит

        Каждый день идет там диво

        Море вздуется бурливо

        Закипит, поднимет вой

        Хлынет на берег пустой

        Расплеснется в скором беге

        И окажутся на бреге

        Тридцать три богатыря»

     Л. Из какой сказки этот отрывок? (ответы детей). Кто автор этой сказки? Кто выходил из моря? Сколько их было?  Посмотрите на экран (картина)        

        Слайд №1   (Картина «Богатыри»)

     Л. Эта картина называется «Богатыри» написал ее В.М. Васнецов.

Кто такие богатыри, чем они занимались? Какое оружие у них было? (лук со стрелами, копье, меч, дубинка).  На чем они передвигались? Что у богатырей одето поверх одежды? (кольчуга).

     Л. Богатыри это сильные, мужественные, отважные, мужчины, которые защищали свою Родину. Богатыри всегда были в почете на Руси. Но не только богатырями воинами славилась могучая Русь. Есть в ней и другие богатыри. Они не носят тяжелых доспехов и не скачут на могучих конях. Они обладают другой силой. Силой – знаний. Их тоже, как и в сказке А.С.Пушкина 33 богатыря. Так что это за чудо – богатыри?  В каком городе они живут? Сколько букв в русском алфавите?  (33 буквы, а город называется Алфавит или Азбука).

         Слайд №2  «Алфавит»

    Л. К нам сегодня тоже пожаловали сильные, мудрые богатыри – буквы.

        Давным -  давно на Руси, во времена русских богатырей, была написана большая, толстая книга.        

        Слайд  №3  «Книга»

     Л. Много людей вложили в эту книгу все свои знания о богатырях - буквах. Эта книга сохранилась до наших времен. А вот как она называется,  никто не знает, потому что от времени и старости буквы на обложке стерлись, и только богатыри – буквы могут помочь людям узнать ее название.

     Л. А вам интересно узнать, как назвали старинную книгу наши предки? Вы хотите помочь людям? Я думаю, что ваша сила знаний поможет вам найти ответ на главный вопрос.

     Л. Знания у нас есть, сила богатырская есть, книга, тоже есть, а что же нам делать дальше? (предложения детей). Давайте заглянем в книгу, может мы там, найдем отгадку.

Познание

Художественная литература

Музыка

Коммуникация

2.Основная часть.

(25 минут)

Дискуссия,

Планирование,

Изготовление,

Демонстрация,

Физминутка,
Дыхательная гимнастика,

Игровая деятельность.

     Л. Вот первая страница. Посмотрите, да это же послание от самой книги. Давайте вместе дружно прочитаем.

                Мудрые задания реши,

                Получишь, 11 букв – ты,

                Из них составь –

                Названье книги!

     Л. Что же нам нужно сделать? (ответы детей)

Давайте же, скорее, выполним первое задание.

        Слайд № 5 «Задание №1»  Составь  букву (предупредить детей о правильности написания  букв)

        Дети проходят за столы. Возьмите каждый себе по одной картинке. Назовите ваше слово и первый звук, с которого начинается слово. Дети по очереди называют слова:  сапоги, ракушка, капуста, сыр, индюк, яблоко, утюг, зонт. Возьмите картон, замазанный пластилином, и выложите из скрепок,  первую букву вашего слова. Букву выкладываем во всю карточку, чтобы они были все одинакового размера (логопед показывает образец). Дети под музыку гуслей выполняют работу. После выполнения работ, каждый стол по очереди выходит,  демонстрирует и называет свои буквы.

        Л. За первое задание книга отдает нам 8 букв, они у вас в руках. Остальные буквы лежат в старой шкатулке.

        Л. Теперь мы встанем дружно в круг  и расскажем невероятную историю про азбуку.

         

     Физминутка «Азбука»

 Что случилось? Что случилось?    Привлечь                детей – рука к уху.
С  печки азбука свалилась!             Хлопнуть по коленям,

Больно вывихнула ножку                
Попрыгать на одной ноге.
Прописная буква «М»,
«Г»  ударилась немножко,               
Хлопнуть в ладоши,
«Ж»  рассыпалась совсем!               Руки в стороны, спиной идти назад.

Потеряла буква  «Ю»                       
Ладонь ко лбу, покрутиться.
Перекладинку свою!
Очутившись на полу,                       
Присесть, рукой показать «хвостик».
Поломала хвостик «У».

«Ф», бедняжку, так раздуло -        
 Показать большой «живот».
Не прочесть ее никак!
Букву «P» перевернуло -                 
Прыжком отвернуться,
Превратило в мягкий знак!             Прыжком повернуться.

Буква «С» совсем сомкнулась -      
Дети берутся за руки -
Превратилась в букву «О».             Хоровод идёт по кругу
Буква «А», когда очнулась,            (выхожу в центр круга)
Не узнала никого!                            Берёмся за голову, качаем головой

Л.  Вспомните строки из «Сказки о царе Салтане», что происходит с морем, когда из него выходят богатыри? (Каждый день идет там диво, море вздуется бурливо, закипит, поднимет вой..).  Мы сейчас с вами изобразим шторм на  море. Но сначала вспомним «Законы правильного дыхания»:

-вдох через нос

-плечи не поднимаем

- живот на вдохе надувается

-на выдохе живот втягивается

-выдох через рот.

А теперь изобразим шторм  на море.

Дети садятся на стульчики полукругом.

        Л. Давайте узнаем второе задание.

        

        Слайд № 6 «Задание №2»  Отгадай ребус.

-дети все вместе разгадывают ребус по картинкам  ПОЖАРНИК

-делают  звуковой анализ слова ПОЖАРНИК

-подбирают однокоренные слова (пожарная машина, пожар)

-вспоминают правила поведения при пожаре

-вспоминают название произведений о пожаре (К.И.Чуковский «Путаница», С. Маршак  «Кошкин дом»).

        (дети получают 9 букву)

        Л. Давайте прочитаем третье задание.

        

        Слайд № 7 «Задание №3»  Отгадай звуки

        Л.Что такое звуки, чем они отличаются от букв?

         -Как мы называем звуки, при произношении которых ни губы, ни зубы, ни язык не мешают свободно проходить воздуху? (гласные). Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным).

        -Сколько гласных звуков в русском языке? (10). Давайте мы их вспомним. Слайд № 8 «Гласные звуки»

        Сейчас я буду показывать ротиком гласные звуки, а вы попробуйте их угадать. Логопед показывает артикуляцией гласные звуки.

         

        -Как называются звуки, при произношении которых нам мешают губы, зубы, язык? (согласные)- Слайд №9 «Согласные звуки: зеленый и синий круг» появляется надпись.

        Почему согласные звуки, мы обозначаем зеленым и синим цветом? Приведите примеры (мягкие и твердые).

                Л.  А теперь поиграем в игру «Покупки» (дети сидят на стульчиках полукругом, затем подходят к логопеду и достают предметы из сумки).

        Л. Мы отправляемся в магазин и покупаем разные предметы. Вы подходите к ко мне и с закрытыми глазами достаете предмет из  корзины, ощупываете его и говорите: «Я купил…(редиска, огурец, морковь, картошка, ручка, карандаш, резинка, тетрадь)» -  и называете свой предмет, четко проговаривая все звуки.

        Л. На какие две группы можно разделить ваши покупки? (овощи, школьные принадлежности)

-Какой звук чаще всего повторяется в словах. (Р, РЬ)

-Ребята, я предлагаю разложить все покупки в две корзины. Логопед ставит две корзины. 

-Как вы думаете, почему одна корзина синяя, а другая зеленая?

-В зеленую корзину складываем предметы с мягким звуком РЬ. В синюю - с твердым звуком Р. Я положу огурец в зеленую корзину, потому что звук РЬ мягкий.

-Маша назови слово, корзину в которую положишь свою покупку и почему. Назови место звука в слове.

Дети по очереди называют слово, корзину, причину,  называют место звука в слове. Д

        Л. Ловко и  быстро буквы – богатыри  разобрались с твердыми и мягкими согласными.

        Слайд № 10 «Наушники, колокольчик»  

-Посмотрите на экран, что означают знаки «звонок» и «наушники»?).   Приведите примеры (звонкие и глухие).

        ИГРА  «Звонкие – глухие»

        Логопед кладет  два больших обруча - «Домик звонких согласных и домик  глухих согласных»  (логопед одевает, шапочки – символы).

         Под музыку команда звонких согласных собирает как можно больше звонких согласных букв, а команда глухих согласных – глухие согласные. Как  только музыка прекращается, каждый бежит в свой домик.

        Дети получают 10 букву.

        

        Слайд №11 «Задание №6»    Раздели на  слоги

Л. Что такое слоги? (часть слова)

- А вы умеете делить слово на слоги? Вспомните, как мы делим слова?

- Сейчас мы посмотрим, какая группа быстрее разделит слова на слоги.

        Логопед кладет два маленьких обруча. Каждая команда рассаживается вокруг своего обруча.  В середину каждого обруча логопед ставит контейнер с прищепками и контейнер с картинками. По команде «Раз, два, три, игру начни!» дети берут картинку, делят слово на слоги. На каждый слог одевают одну прищепку. Сколько слогов, столько и прищепок. Дети садятся на стульчики. Победившая команда получает 11 отгадку.

Л. Вот мы и собрали 11 букв, что теперь нам нужно сделать? (расставить по порядку). Но как мы это сделаем, ведь букв так много? Не переживайте ребята, у меня есть шифр к этим буквам.

        Слайд №12 Таблица - шифр

Посмотрите на экран, здесь зашифрован  порядковый номер каждой буквы. Вы сейчас подойдете все вместе  к буквам и дружно, сообща расставите буквы по порядку от 1 до 11.

         Слайд № 13 (РУССКИЙ ЯЗЫК).

        Л. Так как же наши предки назвали эту книгу? Сегодня мы с вами открыли лишь только первую страницу  русского языка. Но таких страниц в русском языке огромное количество! Новые страницы   вы откроете  уже в школе, и узнаете много нового, интересного о могучем родном, русском  языке!

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Художественная литература

Труд

Безопасность

Музыка

3.Заключительная часть.

  (5 минут)

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

Ребята,  сегодня мы с вами выполнили много сложных  и интересных заданий.

-Что нового,  интересного вы открыли для себя?

-Какие трудности у вас были при выполнении заданий?

-Какое задание было легче всего для вас?

-Что запомнилось и понравилось больше всего?

         Вручение призов:

        Книга знаний - русского языка, хочет отблагодарить вас за вашу помощь, и вручить вам сюрпризы, которые пригодятся вам в школе.

Л. Нашу деятельность мы завершаем красивым стихотворением о родном языке. Автор стихотворения В. Шибаев.        (читают дети)

        

         В день солнечный июльский

         Цветы, цветы вокруг!..

         Красив язык мой русский,

         Как этот летний луг.

 

         Иду тропинкой узкой –

         Деревья до небес!

         Могуч язык мой русский,

         Как этот русский лес.

 

          И в радости, и в грусти –

        Он всякий час со мной,

        Родной язык мой русский,

        Как Родина  родной!

Коммуникация

Социализация

Художественная литература

Длительность НОД: 35 минут.

Список литературы:

1.  О.Е. Громова «Инновации – в логопедическую практику» - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.

2. А.И. Максакова, Г.А. Тумакова  «Учите, играя» - М.: Просвещение, 1979.

3. О.А. Белобрыкина «Речь и общение» - Ярославль: «Академия развития», «Академия  К», 1998.

4. Н.М. Миронова  «Развиваем фонематическое восприятие» - М. : ГНОМ и Д, 2008.

5. Журналы «Логопед» № 3, 2010г., №1, 2011. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект открытого занятия для родителей в средней группе. Тема: «Путешествие в прошлое куклы». (занятие проводится совместно с эстетом)

Занятие проводится как итоговое. На это занятие приглашаются родители. Ему предшествует большая работа, которая проводиться совместно с эстетом. Дети рассказывают о том, что узнали на других занятиях....

Конспект открытого занятия в 2-ой младшей группе. Итоговое занятие по результатам работы над проектом « Полезные продукты»

Цель: формирование элементарных понятий о здоровом образе жизни у дошкольников....

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе на тему «Лаборатория чайных открытий»

Вид непосредственно-образовательной деятельности: подгрупповая.Тема: «Лаборатория чайных открытий».Возраст: подготовительная к школе группа.Образовательная область: познавательное развитие...