Сценарий НОД "Дифференциация звуков П, Б"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Смурыгина Наталья Евгеньевна

Сценарий НОД по формированию фонематического строя речи для детей 6 -7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsiatsiya_zvukov_p_b.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий НОД

по формированию фонематического строя речи для детей 6 – 7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

«Дифференциация звуков [Б] – [П]»

Цель: закрепление навыка различения и правильного употребления

           звуков [П], [Б].

Задачи:

  1. точнение, расширение и активизация словаря по теме «Профессии»; учить дифференцировать на слух и в произношении звуки [П], [Б], закрепление навыка определения места звука в слове, деление слов на слоги различными способами; совершенствовать навык звукового анализа слов; закрепить правописание парных согласных в конце слов.
  2. Развитие фонематического восприятия, зрительного гнозиса, тонкой моторики рук.
  3. Формирование навыков сотрудничества, инициативности, умения слушать ответы товарищей.

Оборудование:

Наборы геометрических фигур, звуковички, предметные картинки (мальчик, девочка, доктор, садовник, портной, пуговица, булавка, шприц, таблетки, грабли, лопата, музыкальная труба), карточки с «зашифрованными» слогами, конверт, карточка с написанным словом «ЗУ…», тетради, карандаши.

Ход сценария:

I Оргмомент.

- Ребята, у вас на столах лежат конверты, в них находятся геометрические фигуры. Достаньте их и сложите вот такой паровоз. (выставляю образец)

II 1) – Молодцы! На этом паровозе к нам приехали Борис и Полина (выставляю картинки)

- Определите 1-й звук в имени Бориса. (звук [Б])

- А какой 1-й звук в имени Полины? (звук [П])

- Давайте сравним звуки [Б] и [П].Посмотрите, одинаково ли работают мои губы при произношении этих звуков? Посмотрите на мой рот. (одинаково).

- Где расположен язык? Произнесите звуки (лежит внизу)

- А голос всегда участвует? (нет, [П] произносится без голоса, а звук [Б] с голосом)

- Чем ещё похожи звуки [Б] и [П]? (они оба согласные, твёрдые).

- А чем отличаются? ([Б] – звонкий, а [П] – глухой)

- Молодцы, всё верно! Сложите геометрические фигуры в конверты.

2) – Борис и Полина хотят с вами поиграть. Я буду произносить слова, а вы, услышав [Б] покажите «колокольчики», услышав [П] – покажите «наушники». Приготовились…

  • Трубач, продавец, уборщица, балерина, сапожник, композитор, бульдозерист.

- Каким одним словом мы назовём все эти слова? (профессии)

- На какой машине работает бульдозерист? (на бульдозере)

- Да, с помощью бульдозера можно переместить и выровнить землю.

III Физминутка.

IV 1) – Борис и Полина привезли письмо из города мастеров. Но конверт можно открыть только, выполнив задание. Замените в словах звук [П] на звук [Б].

Пока - ..

Пой -…

Пашня - ..

Пух - ..

Путь - …

Запить - …

- Молодцы! Открываем конверт.

2) – В конверте находятся картинки. (выставляю на доску)

- Люди каких профессий изображены? (садовник, доктор, портной).

- Жители города мастеров просят помочь определить кому что нужно для работы? Нужно назвать предмет, определить, какой звук [Б] или [П] вы слышите в слове, определите место звука. (шприц, таблетки, грабли, лопата, булавка, пуговица)

- Давайте разделим слова на слоги различными способами.

3) - Какой предмет остался? (труба)

- Кому нужна музыкальная труба? (трубачу)

- Какое интересное слово «труба». Какие ещё трубы вы знаете? (труба на крыше дома, труба водопроводная).

- Слово одно, а значений у него несколько.

- Давайте соберём семейку слов к слову «труба»

(трубка, трубочка, трубный, трубач, трубить, трубочист)

4) – Полина и Борис очень рады, что вы смогли помочь  жителям города мастеров. И на прощание предлагают ещё одну игру «Зашифрованные слоги». На карточках написаны слоги, но первые буквы обозначены символом. Как вы думаете, какой звук обозначен «колокольчиком»? А какой «наушниками»? Прочитайте слоги.

V 1) - Ну что ж, Полина и Борис отправляются назад в город мастеров. А мы продолжаем. Давайте вспомним пальчиковую игру «Наша группа»

В нашей группе все друзья.

Самый младший – это я.

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

Ритмично стучат кулачками друг о друга.

Разжимают пальчики, начиная с мизинчиков.

2) –Прочитайте слово на карточке (ЗУ…), и подумайте, какую букву надо написать в конце слова П или Б? Почему? Как мы можем проверить? Давайте напишем в тетради сначала проверочное слово УБЫ, а потом проверяемое слово ЗУБ. Обведите букву Б, её написание мы проверили изменив слово.

VI Итог.

- Какие звуки мы сегодня сравнивали?

- Чем эти звуки отличаются?

- Почему важно правильно произносить звуки?

- Мне очень понравилось, как вы работали. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий образовательной деятельности "Дифференциация звуков [с] - [ш] в слогах, словах и фразовой речи

Научить дифференцировать звуки [с] - [ш] в слогах, словах и фразовой речи....

Сценарий логопедического развлечения "День рождения звука".

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста....

Сценарий развлечения "Звуки весенней сказки"

: Формировать у детей творческую активность в танцевальной, песенной и игровой деятельности....

Сценарий развлечения в форме квеста «Звуки разные нужны, звуки разные важны» (средняя группа)

Квест – игра «Звуки разные нужны, звуки разные важны» разработана для детей с ЗПР среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет).Цель игры: Систематизация и актуализация ранее по...

Сценарий развлечения "Звуки осени"

Коспект сценария музыкального развлечения....