конспект занятия по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Прядченко Татьяна Владимировна

Конспект занятия по развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

«Путешествие к зайчику на день рождения»

Программное содержание:

З.К.Р: 

Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове.

 Совершенствовать произношение звуков Л-ЛЬ в чистоговорках.

 Формирование словаря: 

Упражнять детей в подборе антонимов - слов с противоположным значением.

 Продолжить знакомство детей с многозначными словами.

 Грамматика: 

Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской,  женский, средний.

 Упражнять детей в суффиксальном образовании слов;

 Закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным.      Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Связная речь:

Закреплять у детей умение составлять описательный рассказ о предмете.

Материал:

  • Цветы красного, зеленого и синего цвета, вырезанные из бумаги;
  • иллюстрации, обозначающие антонимы;
  • предметные картинки;
  • нарисованная схема на ватмане;
  • сундучок;
  • пригласительные открытки;
  • посуда для чаепития;
  • письмо от зайчика;
  • записка от сороки;
  • магнитофон;
  •  карта-схема;
  • мяч.

Предварительная работа:

  • Заучивание пословиц;
  • физминутки;
  • дидактические игры;
  • составление описательных рассказов по схеме.

Ход занятия

I.Организационный момент

-Ребята, когда я утром пришла на работу, у нас на крылечке лежало вот это письмо. Я не стала его вскрывать без вас, думаю, что вам тоже это будет интересно. Давайте прочитаем вместе (открываем письмо).

     

 «Здравствуйте, дорогие ребята! Я не забыл, как вы выручили меня из беды. У меня сегодня день рождения и я приглашаю вас всех на него. Пригласительные открытки я передал через сороку, она обещала их быстро доставить. Очень жду».

- Интересно, пригласить-то пригласили, а открыток нет.

 Вот лежит какая-то карта, а на ней дорожки, ведущие к заячьей избушке. А сверху лежит записка от Сороки:

 «Чтобы добраться до пригласительных открыток, нужно пройти все испытания, выполнить все задания, в общем, хорошо потрудиться».

 - Ребята, а больше всех у нас трудится  язычок. Давайте покажем, чему он у нас научился. Повторяйте за мной чистоговорки:

Ла-ла-ла – белочка спала;

 Ло-ло-ло – у сосны дупло;

 Лу-лу-лу – дайте нам пилу;

 Ля-ля-ля – вот моя земля;

 Ли-ли-ли – мы козу пасли;

 Ле-ле-ле – дети пели во дворе;

 Лю-лю-лю – я вас всех люблю;

 Ул-ул-ул – у нас сломался стул;

 Оль-оль-оль – мы купили соль.

- Ребята, да с такими успехами мы все трудности  преодолеем. Давайте возьмем подарки и отправимся в путь.

II.Основная часть

1. - Вперед, в дорогу. Ой, посмотрите, мы вышли на полянку, какая она красивая: зеленая, вся в цветах. А цветы-то непростые, а почему-то только трех цветов: красные, синие да зеленые. Интересно, что могут означать эти цвета? Вы, случайно, с Татьяной Владимировной  не изучали, что они обозначают? ( Это звуки: гласные, мягкие и твердые согласные).

 - Ребята, придется взять по одному цветочку и назвать любой звук, который соответствует этой фишке (дети называют).

 - А здесь кроме цветов еще что-то есть. Возьмите в руки картинки, назовите их  и определите первый звук в этих словах (бабочка, птичка, стрекоза, кузнечик, жук, грибочек, листочек).

 - Вы прекрасно справились с первым заданием, значит, мы можем идти дальше.

2. - Ребята, посмотрите, кто-то сверху бросается шишками. Это кто может быть (Белка). Давайте спросим у нее, по какой дороге нам идти дальше, их здесь две. Белочка говорит: «Если вы справитесь с моим трудным заданием, то я покажу вам нужную дорогу, иначе можете попасть к волку». А задание такое:

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

День     –  ночь  

 Сахар    –  соль

 Чистота  –  грязь

 Зима     –  лето

 Потолок  –  пол      

     

 узкая    –  широкая /юбка/    

 длинное  –  короткое /платье/    

 сильный  –  слабый /спортсмен/    

 веселая  –  грустная /девочка/    

 высокий  –  низкий /человек/        

     

 Смеется   –  плачет /ребенок/

 Лежит     –  сидит /человек/

 Закрыть   –  открыть /книгу/

 Взлетает  –  садится /самолет/

 Надевает  –  снимает /свитер/

- Вот какие мы умные, опять выполнили задание, идем дальше.

3. – Ребята, посмотрите, какой густой, непроходимый лес. Даже страшно дальше идти. И помощи не у кого попросить. Ну, разве что, у нашей знакомой елочки, вон она, рядом стоит, с боровиком  разговаривает.

 - «Я помогу вам дальше пройти, если вы  мне расскажите что-нибудь интересное про меня и моего друга боровика».

 - Конечно, расскажем (описательные рассказы детей).

-Скажите, ребята, разве только у елки бывают иголки. А какие вы еще  иголки знаете? (у сосны, швейную, у ежа, медицинскую)

 - А какие ножки вы знаете? (у детей, у стола, стула, кресла).

 - Молодцы, ребята, вы очень быстро справились с заданием, мне, кажется, они даже не ожидали, что вы знаете многозначные слова. Нужно идти  дальше, а сил совсем нет, а вот и пенечек стоит,  может, отдохнем?

Физминутка «Дикие животные»

 Встанем, надо отдохнуть,      

 Наши пальчики встряхнуть.      

 Поднимайтесь, ручки, вверх,

 Шевелитесь, пальчики, –          

Так шевелят ушками              

 Серенькие зайчики.              

 Крадемся тихо на носочках,    

 Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

 И мы головки повернем.

 Теперь садимся тише, тише

 Притихнем, словно, в норках мыши.

Ходил медведь по лесу,

 Топтался и рычал.

 Хотел он очень меда

 А где достать – не знал.

4. – Идем, ребята, дальше, сил у нас прибавилось, теперь нам ничего не страшно. Но вот, беда, впереди болото, через него опасно проходить, может оно нас засосать. Но что делать? А вот Лягушка сидит, давайте у нее спросим.

 - Оказывается, она может перекинуть мостик, если мы выполним ее задание.

Дидактическая игра «Назови, чей предмет: мой, моя, мое?»

(иллюстрации)  

медведь   лиса       солнце

 волк      белка       окно

 лось      сорока   дерево

 аист      ворона   яблоко

- Ребята, мы опять справились с заданием, лягушке придется перекинуть мостик. Идем дальше, уже недалеко находится заячий домик.

5. – Ребята, посмотрите, дерево огромное свалилось, преградило нам дорогу. А под ним что-то лежит. Оказывается, это сундучок, но он закрытый. Обычно, в таких сундучках прячут клады, может, там тоже клад. Давайте мы подберем слова, которые отвечали бы на вопросы:  «Какой?» и «Что делает?», тогда он откроется,  и мы увидим, что там находится. А подбирать слова мы будем к слову «Зайчик».

Дидактическая игра «Скажи, какой? Что делает?»

  • Зайчик /какой?/ – маленький, трусливый, добрый, серый, вежливый, трудолюбивый, ласковый, заботливый, пушистый.
  • Зайчик /что делает?/ – спит, прыгает, бегает, грызет, пляшет, радуется, прячется, дрожит, боится, убегает и т.д.
  • Настроение у зайчика /какое?/ - радостное, веселое, счастливое.
  • А гости на дне рождения /что делают?/- веселятся, радуются, танцуют, играют, пьют чай, кушают, поздравляют и т.д.

 - Ребята, я думаю, что зайчику очень приятно будет узнать, как хорошо мы про него рассказали. А теперь давайте посмотрим, что в сундучке. Да здесь пригласительные открытки для нас на день рождения зайчика. Значит, не обманула нас Сорока.

6. – Ребята, а как вы думаете, Зайчик уже накрыл стол к приходу гостей. (Да)

 - Интересно, куда Зайчик положит хлеб?

 - Как называется посуда для хлеба? /Хлебница/.

 - Для сахара? / Cахарница/.

 - Для конфет? /Конфетница/.

 - Для салата? /Салатница/.

 - Для салфеток? /Салфетница/.

 - Для масла? /Масленка/.

 - Для соли? /Солонка/.

III. Итог

-Молодцы ребята! Все задания выполнили правильно, славно потрудились. Ребята, а какие пословицы про труд вы знаете?

«Терпение и труд все перетрут»;

 «За всякое дело берись умело»;

 «Жизнь дана на добрые дела»;

 «Какие труды, такие и плоды» и др.

- А теперь Зайчик приглашает вас за праздничный стол.

 /проводится чаепитие/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: "Страна красивой речи"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...