Непосредственная деятельность с детьми "Путешествие в страну Литературию"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему
Непосредственная деятельность с детьми "Путешествие в страну Литературию"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_literaturiyu.odt | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственная образовательная деятельность с детьми в средней группе
«Путешествие в страну Литературию»
Цель:
Развивать речевое творчество и выразительность речи и умение восстанавливать целостный образ по отдельным моделям.
Задачи:
I Образовательные:
1. Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей.
2. Продолжать учить ориентироваться в жанровом разнообразии литературы (сказки, рассказы, стихи).
3. Продолжать отрабатывать навыки работы с пластилином, природным материалом.
II. Развивающие:
1. Продолжать развивать внимание, память, мышление детей.
2. Побуждать к выразительности в этюдах.
3. Развивать ручную умелость в изобразительной деятельности (лепка).
III. Воспитательные:
1. Воспитывать в детях чувство прекрасного, сопереживания героям (доброту, отзывчивость и др.)
2. Воспитывать интерес к чтению.
Материал:
иллюстрации, игрушки, модели сказочных героев , шапка, сапоги, палочка, клубочек, цветы, желуди, пластилин, семена ясеня, иллюстрации к сказкам, аудиозаписи детских песен из популярных сказок.
Основная часть:
- Сегодня мы отправляемся с вами ребята, в страну Литературию.
Ведь все люди и маленькие и взрослые любят и читают сказки.
За правильные ответы я буду давать вам волшебные цветы.
В конце, как в любой сказке вас ждет сюрприз.
Мы отправляемся в путешествие по интереснейшему миру литературы.
Нас ждет три остановки: в сказочном королевстве, в краю рассказов, и в мире стихов.
Чтобы попасть в сказочное королевство вы должны отгадать сказочные загадки.
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался.
(колобок, из сказки «Колобок»)
Прыгает, скачет,
Горько плачет.
Собака не помогла,
Медведь не помог,
Один петушок горю помог.
(зайчик из сказки «Заюшкина избушка )
Всех важней она загадки,
Хоть и в погребе жила
Репку вытащить из грядки,
Деду с бабкой помогла(мышка из сказки «Репка»)
Трое их — и до чего же
Братья дружные похоже
Носик круглый, пяточком
Хвостик маленький крючком.
(«Три поросенка»)
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три крушки,
Три кроватки и три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? («Три медведя»)
Умен, изворотлив
Усатый дружок
И жить он не может
Без красных сапог («Кот в сапогах»)
У Аленушки - сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят («Гуси-лебеди»)
Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила
Девочка имя забыла свое
А ну, подскажите имя ее?(«Красная шапочка»)
В этой книге-именины,
Много было там гостей.
Но на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку
Чуть ее не погубил
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил.
(К.Чуковский « Муха-цокотуха»)
- Молодцы, отгадали все загадки и мы попадаем в сказочное королевство.
- Чем же сказка отличается от других литературных произведений? (ответы детей)
1. Сказка всегда по-особому начиается: жили-были, в некотором царстве, в некотором государстве, однажды...и т.д. Это присказки. А какие присказки знаете вы?
2. В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами.
Какие вы знаете волшебные предметы? Эти предметы станут волшебными если к ним добавить волшебное слово. (Сапоги-скороходы, шапка-невидимка, волшебная палочка, ковер-самолет, клубочек и тд.
3. Звери одеты в сказках как люди.
4. Волшебства бывают в сказках.
5. В сказках счастливый конец.
Динамическая пауза.
Этюды на выражение эмоций и движений.
Сказка даст нам отдохнуть,
Отдохнем и снова в путь.!
«Волк сердится» (показываем с помощью пантомимики выражение лица позы, жесты.)
«Зайчик горюет» (ладошки к щекам, голову вниз)
«Хитрая лиса» (прищуриваем глаза, поворот туловища)
«Доверчивая Красная Шапочка» ( перешагиваем с ноги на ногу, открытый взгляд.) Улыбнемся друг другу.
Дидактическая игра «Чьи это слова?»
Детям предлагается назвать героя сказки, используя графическое моделирование.
1.«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел.»
2.«Не садись на пенек, не ешь пирожок.»
3. «Печка, матушка, спрячь нас! »
4. «У меня не усы , а усищи, не лапы, а лапища, не зубы, а зубища - я никого не боюсь! »
5. «Как выскочу, как выпрыгну — пойдут клочки по закоулочкам! »
(Оценка детей)
Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? И снова в путь!
- А сейчас волшебный клубочек покажет нам путь дальше.
- Следующая наша остановка — край рассказов и мир стихов и полетим мы на ковре-самолете (музыкальное сопровождение)
- Ну вот мы и прилетели. Но чтобы попасть сюда вы должны узнать название рассказа по иллюстрации.
Дидактическая игра «К какому рассказу иллюстрация?»
- «Кто сказал мяу?» В Сутеев
- «Тюпа маленький» Е. Чарушин
- «Волчишко» Е Чарушин
- «Томка» Е. Чарушин
- «Как муравьишка домой спешил» В. Бианки
- «Бобик в гостях у Барбоса» Н.Носов
- Ребята, а чем отличаются рассказы от сказки?
(ответы детей) Правильно, в рассказах речь идёт о том, что было на самом деле
- А теперь добро пожаловать в мир стихов. Стихи записываются в столбик. Вот так (показ стихотворения в книге). А рассказы в строчку. А ещё в стихах некоторые последние слова созвучны. Например,
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая!
Какая смелая!
В этих стихах созвучны последние слова – чистая, смелая, пушистая, белая. А сейчас какие слова созвучны?
А потом позвонили мартышки:
-Пришлите, пожалуйста, книжки!
(ответы детей)
- Правильно ребята! Такие созвучные слова на концах строчек в стихах называют рифма. А вы узнали из какого произведения эти строчки?
(«Телефон» К. Чуковский»)
Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Стала девочка котёнка спать укладывать
Вот тебе под спинку
Мягкую….перинку.
Сверху на перинку
Чистую…….простынку.
Вот тебе под ушки
Белые подушки.
(«Усатый-полосатый» С Маршак)
У Танюши дел не мало
У Танюши много дел-
Утром брату помогала,
Он с утра конфеты….ел.
(«Помощница» А. Барто)
Мой весёлый, звонкий мяч,
Ты куда помчался ……вскачь?
Жёлтый, красный, голубой
Не угнаться за………. Тобой! («Мяч» С Маршак)
- Молодцы! А теперь я превращаю вас в чудесных, сказочных птиц и вы полетите выполнять последнее задание. (Дети «перелетают» за столы, где всё подготовлено для лепки) А здесь, дорогие ребята, вас ждёт ещё одна загадка. Ребята, отгадайте, пожалуйста, сказку.
Прыгает, скачет,
Горько плачет.
Собака не помогла,
Медведь не помог.
Один петушок
Горю помог.
(ответ детей «Лиса и Заяц».)
- Молодцы ребята. Правильно отгадали сказку. А вы помните, что в сказке «Лиса и заяц» лиса выгнала зайку из избушки и сама поселилась в ней. Ребята, а скажите, какая была лиса в этой сказке? (показ куклы бибабо)
(ответы детей)
- Да ребята, лиса была хитрой. Она сегодня к нам пришла в гости.
Кукла бибабо «Лиса». Да, я хитрая, недобрая, завистливая. «Как выскачу, как выпрогну-пойдут клочки по закаулочкам»
- А вы помните какую избушку она себе построила?
(ответы детей)
- Молодцы, правильно вспомнили. А вы знаете, ребята, что означает слово лубяная?
- Правильно из бревен. Но бревна должны быть гладкими, без шероховатостей. Тогда такую избушку можно назвать лубяной. Посмотрите, сегодня у нас в группе есть заячья избушка – лубяная - избушка, сделанная из гладких брёвнышек.
- А кто помог зайке в сказке вернуться в свою избушку?
- Правильно, петушок. А как вы думаете какой был петушок?
- Молодцы ребята. Посмотрите - он сегодня к нам прилетел. Какой красавец! С красным хохолком, со шпорами.
Кукла бибабо «Петушок: Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах, в красных сапогах. Несу косу на плечах, хочу лису посечи. Пошла лиса вон!
- Ой, ребята! Что-то хозяина домика что то не видно. Как вы думаете – куда зайчик убежал?(ответы детей) Давайте вернём зайку домой - в лубяную избушку.
- Тогда посмотрите. У вас на столах лежит природный материал. Что это? Вы узнали?
- Молодцы ребята. Верно определили. Жёлудь будет у нас туловищем зайки, а семена ясеня на что похожи? Правильно, на ушки.
- Замечательно. Как вы думаете, почему мы взяли серый пластилин? Правильно, потому, что летом у зайца серая шубка. Ему не надо от лисы прятаться.
Итог:
- Молодцы. Теперь давайте зайчиков поставим к избушке. Ребята, подойдите, пожалуйста, к нашей избушке. Как вы думаете придёт лиса ещё в гости к зайцу?
Правильно, не придёт, ведь у куклы бибабо теперь много друзей! Ведь дружба чудеса делает. Испугается лиса наших друзей.
Дети рассматривают поделки других детей.
- А теперь зайка принёс вам всем подарки. Он благодарит вас за помощь. Дети получают в подарок пазлы с героями сказок. Раздаёт их кукла бибабо «Зайчик».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по родной природе, художественной литературе и рисованию в средней группе, тема: "Петушок"
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе...
Непосредственно образовательная деятельность по ОО «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», в первой младшей группе на тему «Теремок»
Цель: Продолжить знакомство с обитателями животного мира.Оборудование: матрёшка-сказка «Теремок» ( настольный театр). Задачи:Образовательные: продолжить знакомство детей с обитателями л...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой у детей средней группы на тему: «Путешествие в сказочный лес»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой у детей средней группы на тему: «Путешествие в сказочный лес» Цель: продолжать учить детей вниматель...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по "Коммуникация" (чтение художественной литературы) в младшей группе. "В гостях у бабушки"
Программное содержание:- закрепить знания о домашних животных, их детенышах; дать знания о корме для животных;- закрепить знание геометрических фигур;- развивать внимание...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в средней группе "Рассказывание сказки "Пых".
План-конспект предназначен для закрепления представлений детей о народной сказке, ознакомления детей средней группы с русской народной сказкой и развития навыков связной речи. Применяется настольный т...
Непосредственно образовательная деятельность: Развитие речи и художественная литература первая младшая группа «Сказка в гости к нам пришла»
Цель занятия заключается вформировании у детей интереса и потребности в чтении народных сказок....