Ребёнок в мире эмоций.
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Смирнова Светлана Юрьевна

Данная методическая разработка поможет сформировать у старших дошкольников навыки культуры общения со взрослыми и со сверстниками, речевого этикета в разных ситуациях,

учит преодолевать застенчивость, скованность. Способствует развитию эмпатии, пантомимики. В инсценировании дети упражняюся в диалогической и интонационной выразитель-

ности речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon emotsii.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад общеобразовательного вида № 95»

Методическая разработка

по ознакомлению с окружающим миром

в подготовительной к школе группе

на тему: « Ребенок в мире эмоций»

                                                                  Составила

                                                                  воспитатель ВКК

                                                                  Смирнова

                                                                  Светлана  Юрьевна.

                                       Воронеж -2014

  Цель: закреплять с детьми навыки культуры общения со взрослыми и со

  сверстниками, формы речевого этикета в разных ситуациях, учить преодо-

  левать застенчивость, скованность в общении; определять по особенностям

жестов ,мимики, движений эмоции  человека; углублять способность чувство-

вать настроение; развивать эмпатию , пантомимику, умение делать комплимен

ты. Формировать доброжелательное отношение к домашним животным.

В инсценировках упражнять в диалоге и интонационной выразительности

речи.

  Словарная работа: комплимент, пиктограммы, эмоции, спасатели.

  Материалы и оборудование: пиктограммы эмоций, палочка «волшебная»,

предметные картинки из серии «Мир вокруг нас», предметные картинки из

серии « Растения и их плоды», плакаты сказочных героев, магнитная доска,

две куклы, голубая лента, игрушечная грузовая машина, игрушка-котёнок,

шапочки курочки и петушка, две фуражки спасателей, две рации, телефон,

музыкальный руль, спасательный круг, синий обруч, кукольное одеяло.

  Предварительная работа: этические беседы, беседы по ОБЖ, чтение ху-

дожественной литературы на этические темы, инсценирование коротких сти-

хов,сказок, рассказов; заучивание пословиц, пальчиковой игры «Что делать

после дождика?», физминутки «Голубой жук», стихотворения В.Орлова «Эко-

логический букварь».

Последовательность действий.

1 часть. Приветствие.

. Чтение воспитателем стихотворения Владимира Солоухина «Здравствуйте»

(см .приложение №1).

3ч. Психогимнастический этюд «Ласковушка».

Воспитатель. Посмотрю на ваши лица, с кем бы здесь мне подружиться? Я – Светлана Юрьевна. А ты кто?

  Дети называют свои ласковые имена. Например: я- Полиночка- дружочек, я –

Катюша-огонек и т.п.

Воспитатель . Итак, мои милые дети! Вы всех прекрасней на свете! Вот таких

хороших и пригожих я приглашаю поиграть сегодня, побеседовать и себя пока-

зать.

4ч. Поэтическая словесная игра « Словарь вежливых слов» ( см. приложен. №2).

5ч. Воспитатель предлагает детям обыграть в парах ситуации речевого этикета:

   - с какими словами обращаемся утром к маме, папе? А перед сном вечером?

   -с какими словами обращаемся утром к воспитателю? Другу?

   -с какими словами  нужно обратиться  незнакомому человеку, чтобы он поз –

   вал кого – то нужного тебе, передал книгу, деньги за билет в транспорте ,про-

   пустил к выходу?

   -как следует обратиться к незнакомому человеку, чтобы он указал тебе путь?

   -как  надо поблагодарить, когда тебе оказали услугу, что-то дарят?

6ч. Дидактическое упражнение « Найди себе пару».

Воспитатель раздаёт детям картинки, которые подобраны так , что их можно

объединить в пары (посуда, мебель, деревья и т. п.).Выслушав объяснение, пе-

дагог предлагает детям занять свои места.

7ч. Дидактическая игра «Подбери эмоцию». Детям предлагаются для рассмот-

рения и обсуждения иллюстрации к знакомым сказкам и дается задание подо-брать пиктограмму с подходящей для героев эмоцией (страх, удивление, горе,

радость ,печаль, веселье и др.) Например: « Три поросёнка», «Маша и мед –

ведь», « Федорино горе», «Снежная королева» и др.

8ч. Дидактическое упражнение «Придумай шуточные приветствия и компли-

менты».  Детям предлагаются парные рисунки: пчела-цветок, Дюймовочка-

эльф, Волк и Заяц, Солнышко и месяц. (предполагаемые ответы детей:

-Доброе утро, вкусный цветочек!

-Приветствую тебя, милая Дюймовочка!

-Ну, заяц, погоди!

Солнышко, солнышко, выходи и на Землю посвети!).

Какой паре подходит пословица « Рад не рад, а говори: -Милости просим» ?

 . Физминутка « Голубой жук» (см. приложение №3 ).

10ч. Обыгрывание упражнений для понимания общения :

   а) «Жесты» - показать радость, обиду, задумчивость, прощание, приветствие;

   б) с разной интонацией произнести фразу «Наступила осень» (радостно, зло,

     грустно, спокойно, вопросительно, с восторгом);

   в)  показать разные походки человека ( спешащего, старенького, у кого жмут

     ботинки, задаваки, прыгающего через лужи и т. п.).

11ч. Пальчиковая игра « Что делать после дождика?» (см.приложение №4).

12ч. Инсценирование  детьми сказок, стихотворений:

     а) стихотворение В.Жуковича «Диалог» ( Приложение № 5)

    Вопросы к детям:

    -Как вы оцениваете поступок мальчика? ( поступил хорошо, правильно, захо-

тел подружиться с девочкой)

    -Можно ли назвать их друзьями?

    -Вспомните пословицы о дружбе. (Не имей сто рублей ,а имей сто друзей.

Старый друг лучше новых двух. На друга надейся , а сам не плошай.)

  б) Стихотворение Е.Благининой « Котенок» ( Приложение №6)

Вопросы к детям:

 - Кто был прав мама или девочка? ( Девочка была права, потому что надо

 любить животных, заботиться о них. Мама тоже права ,ведь животные могут

быть опасными, больными).

 - Как животные показывают нам, что они нас любят и им у нас нравится?

 (Они ласкаются, мурлычут, весело играют с хозяином)

в) Рассказ « Умей обождать» К.Д.Ушинского. (см. Приложение №7).

 Вопросы к детям:

-Почему с петушком случилась беда? (Потому что он никогда не слушался ку-

рочку. Потому что он был невнимательным и еще любил хвалится).

-Кто помог ему в беде? (Ловкие и смелые спасатели выручили его из беды.)

- Как же уберечься от неожиданных опасностей и не допустить беды?

 (Надо слушаться взрослых. Нужно знать и соблюдать правила поведения на

дороге , дома ,на воде, на льду. Если случилась беда, нужно звать на помощь.

Нужно знать свой адрес ,телефоны спасательных служб: 01, 02, 03,04.

13ч. Краткая итоговая беседа « Что такое хорошо и что такое плохо».

14ч .Чтение стихотворения В. Орлова «Экологический букварь»( см.Прил№ 8).

                                  Приложение.

№1. В.Солоухин « Здравствуйте».

Что особого мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте»,

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца

Прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья

Прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

Сделалась жизнь?

№2. Поэтическая словесная игра «Словарь вежливых слов»

а) растает даже ледяная глыба от слова доброго… « спасибо»

б)зазеленеет старый пень, когда услышит… «добрый день»

в) если больше есть не в силах, скажем маме мы … « спасибо»

г) мальчик вежливый и развитый говорит при встрече… «здравствуйте»

д) когда нас бранят за шалости, говорим… « простите пожалуйста»

е) и в России и в Дании на прощанье говорят… «до свидания».

№3 Физминутка « Голубой жук».

Педагог читает  вместе с детьми стихотворение и выполняют движения.

- Ты откуда, милый жук, голубые ножки?

( Повороты правой ладонью).

Видишь я тебя держу на своей ладошке!

( Ладонь вверх).

- Я по свету кочевал, плёлся по дорожке.

А потом заночевал на кусте картошки.

( « Жук» шевелит усами ).

-Ты блестящий,  голубой, ты такой красивый!

Зря качает головой селезень ленивый.

( « Жук» садится на открытую ладонь).

Я не дам тебя склевать утке-кривоножке.

( Правая рука поглаживает левую - « Жука» ).

Будем вместе ночевать на кусте картошки.

( Обе ладони соединяются).

И увидят все вокруг, что живет на свете

( «Жук» шевелит усами)

Голубой красивый жук, голубой счастливый жук

( повороты правой ладонью)

И счастливый Петя.

№4 Пальчиковая игра « Что делать после дождика?»

Что делать после дождика?

( Соединяем по очереди все пальцы рук с большим)

По лужицам скакать!

(Щепоть одной руки приставляем в центр ладони другой руки).

Что делать после дождика?

( соединяем по очереди все пальцы рук с большим).

Кораблики пускать!

( Рисуем обеими руками восьмёрку ).

Что делать после дождика?

( соединяем по очереди все пальцы рук с большим).

На радуге качаться!

( Руки перед грудью, кисти опущены вниз, каждая рука очерчивает дугу).

Что делать после дождика?

(Движение руками как на первую строку).

Да просто улыбаться! (Улыбаемся друг другу).

№5 Стихотворение « Диалог». В.Жукович.

Девочка.

-Видишь ленту  мою голубую?

Я сама заплела, не секрет.

У меня - и коса, и веснушки,

У тебя почему то их нет.

Мальчик.

- А косички не носят мужчины.

Ну зачем мне косичка нужна?

И зачем мне веснушки чужие?

Их тебе подарила весна!

Девочка.

Ну пойду я к подруге Иринке,

Не ходи, не ходи ты за мной.

У меня две красивые куклы,

У тебя ни одной, ни одной.

Мальчик.

Куклы мне не нужны, я -мужчина.

У меня , если хочешь ты знать,

Есть одна грузовая машина-

Твоих кукол могу покатать.

( Уходят вместе, увозя кукол на грузовой машине).

№7 .Котёнок. Е.Благинина.

Девочка.  Я нашла в саду котёнка…

Он мяукал тонко – тонко,

Он мяукал и дрожал.

Может быть его побили,

Или в дом пустить забыли,

Или сам он убежал?

Мама!

Мама. Лучше не проси!

Где взяла, туда неси!

Девочка. Летом я бы не просила,

Но сейчас темно и сыро! Мама!

Мама.У меня забот без котёнка полон рот!

Где живут лесные звери?

Девочка.В норке…В логове …В пещере

Иль в каком – нибудь дупле,

Вместе с матерью в тепле!

А у этого зверька ни кормушки, ни кутка…

Мама .Прекрати волынку эту!

Дедушка. Что за шум? А драки нет ?

Почему в слезах девчонка?

Девочка .Я нашла в лесу  котёнка,

Только мама…

Дедушка. Стой ,стой ,стой!

Где найдёныш этот? Ой!

До чего же страшный зверь!

Вот что сделаем теперь:

Ты пойди к себе, умойся

И немного успокойся.

Да найдёнышу плеснуть

Молочка не позабудь…

Дедушка. Разве ты забыла,

Как у нас в семействе было:

Две собаки, два кота,

Куры, гуси. Красота!

Не могу поверить, чтобы…

Мама. У котов в шерсти микробы!

И собаки и коты все заразны!

Дедушка. Это ты говоришь слова такие!

Без любви к животным злые

Вырастают дети…

Ну куда ему деваться?

Оставляем значит?

Мама. Да!

Дедушка .Внученька. иди сюда!

Всё уладилось прекрасно!

Девочка. Он хорошенький ужасно!

Мама! Дедушка!

Воспитатель. Ну вот, как по маслу всё идёт.

Если б каждому ребенку

По щенку или котёнку,

Не осталось бы зверька

Без кормушки и кутка.

№7. Умей обождать. К.Ушинский. Хрестоматия для маленьких. М., Просвещение, 1972,стр.246.

№8. В.Орлов. Экологический букварь.

Нас в любое время года учит мудрая природа:

Учит по календарю ,по живому букварю.

Птицы учат пению, паучок терпению.

Учит нас пчелиный рой дисциплине трудовой.

Обучает жить в труде и по справедливости.

Отражение в воде учит нас правдивости.

Снег нас учит чистоте, солнце учит доброте.

У природы круглый год обучатся нужно.

Нас деревья всех пород ,весь большой лесной народ

Учат крепкой дружбе.

                              Литература.

1.Азбука общения. Щипицына Л.М. Детство- пресс, С-Пб, 1998.

2. Занимательное азбуковедение./Сост. В. Волина. М., 1991.

3.Литература и фантазия./ Сост. Л.Стрельцова. М.,1992.

4.Тихеева Е. Развитие речи детей. М., 1972.

5.Хрестоматия для маленьких./ Сост. Л.Елисеева. М.,1987.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в рамках ФГОС во 2 младшей группе. Тема: «В мире эмоций»

Развивать стремление видеть и понимать эмоциональное состояние человека....

" В мире эмоций: психологический портрет (авторский материал)"

             Данный материал содержит авторские психологические портреты с описанием различных эмоциональных состояний, а также  обоснование актуальности...

Ребёнок в мире эмоций.

Рекомендации для родителей для общения с ребёнком....

Открытое занятие по эмоциональному развитию детей в средней группе «В мире эмоций»

ЗАДАЧИ:·        Закрепить представления детей о различных эмоциональных состояниях, умения по мимике понимать чувства персонажей, передавать их неречевыми средствами...

Презентация "В мире эмоций"

Презентация направлена на закрепление эмоций дошкольниками....

Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций. Эмоция Радость»

Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций.Эмоция Радость»Цель: Рассмотреть особенности содержательного наполнения радости. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников...

ПРОЕКТ «В мире эмоций» По вовлечению детей раннего возраста в мир эмоций.

Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в ...