Открытый показ НОД "Прогулка в осеннем лесу"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Скиданова Ирина Петровна

Открытый показ НОД "Прогулка в осеннем лесу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_progulka_v_osenniy_les_1.docx47.36 КБ
Файл lesnaya_progulka.pptx2.63 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый показ НОД по формированию лексико-грамматических категорий в старшей группе

Тема: «Прогулка в осенний лес».

Цель: развитие речевой компетенции детей.

Образовательная область: Коммуникация.

Области интеграции: социализация, познание, здоровье.

Дидактические задачи:

  • закреплять представления детей о животных и их детенышах, особенностях их питания;
  • активизировать словарь по данной теме;
  • учить согласовывать имена существительные единственного и множественного числа в Дательном падеже с предлогами и без;
  • закреплять умение использовать в речи имена существительные ед. ч. И.п. и ед.ч. В.п.;
  • продолжать учить придумывать загадки.

 

Развивающие задачи:

  • развивать слухоречевую память, зрительное внимание, слуховое восприятие, фонематический слух;
  • развивать просодическую сторону речи, координацию речи с движением;
  • развивать умение самостоятельно применять усвоенные знания и способы деятельности для решения поставленных задач (проблем);

Воспитательные задачи:

  • воспитывать навык самоконтроля за собственной речью;
  • формировать навыки самостоятельности, инициативности, взаимопонимания, доброжелательности;
  •  воспитывать у детей любовь и бережное отношение к миру природы;
  •  формировать нравственные качества.

Оборудование. Мультимедийный проектор. Шестигранные карандаши. Осенние листья с изображением детенышей диких животных. Планкарта. Диск со звуками ветра. Муляжи: ягода, яблоко, морковь, капуста, рыба, грибы. Натуральные предметы: шишка, орехи. Корзина. Таблица для составления загадок, маркеры.

Предварительная работа.

Просмотр слайдов с изображением диких животных Амурской области, беседа о жизни животных в осенний период.  Разучивание динамического упражнения «Прогулка». Чтение стихотворения К. И. Чуковского «Айболит».

Этап занятия

Методические приемы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Длительность

Мотивация к деятельности

Игровая ситуация

«Какое время года»

ТРИЗ

«Хорошо - плохо»

Игровое действие «Путешествие с ветром»

Проблемная ситуация. «Что случилось?». Заболели животные.

Помочь Айболиту прийти на помощь к животным.

Привлекает внимание детей. Задает детям вопросы, вместе с детьми обсуждает ответы.

Задает детям вопросы, вместе с детьми обсуждает ответы.

Предлагает отправиться в путешествие.

Озвучивает роль животных.

Высказывают свое мнение, рассуждают, отвечают на вопросы.

Высказывают свое мнение, рассуждают, отвечают на вопросы.

Принимают на себя роль путешественника.

Погружаются в проблемную ситуацию.

1 мин.

1 мин.

1 мин.

1 мин.

Основная часть

Игровое действие «Эхо».

Упражнение «Найди дорогу»

Самомассаж с шестигранными карандашами «Плотники».

Упражнение «Найди дорогу»

Самомассаж с шестигранными карандашами «Плотники».

Упражнение «Найди дорогу»

Самомассаж с шестигранными карандашами «Плотники».

Динамическое упражнение «Прогулка» (речь с движением)

Упражнение «Собери лакомства»  

Упражнение «Кому что?»

Упражнение «Родня»

ТРИЗ Упражнение «Придумай загадку про медведя» (по схеме)

Произносит текст громко.

Задает детям вопросы, вместе с детьми обсуждает ответы.

Показывает приемы самомассажа.

Задает детям вопросы, вместе с детьми обсуждает ответы.

Показывает приемы самомассажа

Задает детям вопросы, вместе с детьми обсуждает ответы.

Задает детям вопросы, вместе с детьми обсуждает ответы.

Показывает приемы самомассажа.

Озвучивает текст.

Задает детям вопросы.

Задает детям вопросы.

Задает детям вопросы.

Задает вопросы, записывает ответы в схему

Дети повторяют тихо.

Высказывают свое мнение, рассуждают, отвечают на вопросы

Повторяют движения, четко проговаривая слова.

Высказывают свое мнение, рассуждают, отвечают на вопросы

Повторяют движения, четко проговаривая слова.

Высказывают свое мнение, рассуждают, отвечают на вопросы

Повторяют движения, четко проговаривая слова.

Выполняют движения.

Отвечают на вопросы, выполняют задание.

Отвечают на вопросы, выполняют задание.

Отвечают на вопросы, выполняют задание.

Высказывают свое мнение, рассуждают, отвечают на вопросы

1 мин.

1 мин

1мин

1 мин.

1 мин.

1мин.

1мин

2мин.

2мин.

2мин.

2мин.

3мин.

Рефлексия

Прощание с героями.

Игровое действие «Путешествие с ветром»

Задает детям вопросы

Высказывают свое мнение, рассуждают, отвечают на вопросы

1 мин.

1мин.

Итого 25 мин.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Воспитатель: Какое сейчас время года? (ответы детей) Как можно охарактеризовать осеннюю погоду? (ответы детей) Кто из вас любит путешествовать, а кто предпочитает сидеть дома? (ответы детей) Каким способом можно отправиться в путешествие осенью? (ответы детей)  

ТРИЗ «Хорошо-плохо» (Например, на велосипеде хорошо путешествовать в теплую погоду, а в дождливую – плохо, и т.д.)

В это время раздаются звуки ветра.

Воспитатель: Слышите, звук? (ветер шумит) Если ветер дует осенью, то какой это ветер? (осенний) Он нас зовет в путь. Закройте глаза и представьте себе, что нас подхватил легкий осенний ветерок и перенес на лесную полянку.

Воспитатель: Что мы видим? (осенние листья). Рассмотрим их (присаживаются). Какие они? (ответы детей).

Дети находят «необычные» (с изображением детенышей диких животных) листья. Воспитатель предлагает их рассмотреть и прикрепляет листья на магнитную доску.

Упражнение «Что случилось?»

Воспитатель: Это кто? (зайчонок, лисенок, бельчонок, ежонок) Ребята, как вы думаете, что случилось? (ответы детей) А я знаю, животные заболели. Как можно помочь им? (ответы детей).  Какого сказочного доктора знаете, который смог бы вылечить животных? (доктора Айболита)

  1. Основная часть.

Воспитатель: Как сообщить Айболиту, что заболели звери? (ответы детей).  А если попробовать с помощью эха? Эхо разносится далеко, и доктор Айболит обязательно нас услышит.

Чтобы нам спасти зверей,

Позовем врача скорей.

Упражнение «Эхо»

Воспитатель: Я буду говорить громко, а вы - повторять за мной тихо, как эхо.

 (дети повторяют за воспитателем).

Кто на помощь к нам спешит? (Громко)

Кто на помощь к нам спешит? (Тихо)

Добрый доктор Айболит. (Громко)

Добрый доктор Айболит. (Тихо)

Упражнение «Найди дорогу»

Воспитатель с детьми становятся вокруг стола, педагог показывает карту.

Воспитатель: Айболиту предстоит пройти длинный путь, на котором бурная река, сломанный мост через пропасть, непроходимое болото. Поможем доктору преодолеть все препятствия? (ответы детей)

Воспитатель: Шел, Айболит, шел и подошел к чему? (к реке, к болоту, к мосту) Как поможем Айболиту перебраться через реку? (ответы детей). Чтобы построить плот, нужно приготовить бревна.

Самомассаж с шестигранными карандашами «Плотники». (Дети катают карандаши между ладонями, движения с действием)

Мы плотники, мы плотники,

Надежные работники.

Бревна пилим, бревна шкурим,

Строим самый крепкий плот.

Ребята, все вместе постройте плот доктору Айболиту (дети из карандашей складывают плот).

Воспитатель предлагает ребенку передвинуть фигурку Айболита через реку.

Воспитатель: На чем Айболит плыл по реке? (Айболит плыл по реке на плоту)

Воспитатель: Расскажите, куда подошел Доктор? (к сломанному мосту).  Как Айболиту перебраться через пропасть? (ответы детей).

Самомассаж с шестигранными карандашами «Плотники». (Дети катают карандаши между ладонями)

Мы плотники, мы плотники,

Надежные работники.

Бревна пилим, бревна шкурим,

Строим самый крепкий мост.

Воспитатель предлагает ребенку провести фигурку Айболита по мосту.

Воспитатель: Как Айболиту удалось преодолеть пропасть? (Айболит перешел пропасть по мосту)

Воспитатель: Шел Айболит, шел и подошел… к болоту.  Как помочь Айболиту? (ответы детей). 

Самомассаж с шестигранными карандашами «Плотники». (Дети катают карандаши между ладонями)

Мы плотники, мы плотники,

Надежные работники.

Бревна пилим, бревна шкурим,

Строим самый крепкий мост.

 (Дети выкладывают мостик из карандашей).

Воспитатель предлагает ребенку провести фигурку Айболита по мостику.

Логопед: Как Айболит перешел болото? (Айболит перешел болото по кочкам)

Логопед: Расскажите, как Айболит шел дальше? (Шел Айболит, шел и подошел…) к чему? (к полянке).  Погуляем, отдохнем?

Динамическое упражнение «Прогулка» (речь с движением)

Раз-два-три-четыре-пять —

Вместе мы пойдем гулять.

По извилистым тропинкам

По камням и камышинкам.

На носочках побежали

И медведя увидали.

По завалам, по оврагам

Шел медведь к берлоге шагом.

Мы пригнемся чуть пониже.

Вот и к речке быстрой вышли.

В лодочку сейчас зайдем,

По воде мы поплывем.

Ветер по реке гуляет.

Нашу лодочку качает.

Весла в руки мы берем.

Быстро к берегу гребем.

Обычная ходьба.

Ходьба «змейкой».

Бег на носках.

Остановились, приложили руку к глазам.

Ходьба с высоко поднятыми коленями.

Приседают на корточки.

Делают шаг вперед.

Разводить руками перед собой.

Движения руками вверх-вниз.

Наклоны туловища из стороны в сторону.

Изображают, как «гребут веслами».

Айболит помочь всем рад,

Угощает всех зверят.

Упражнение «Собери лакомства»  

Дети становятся вокруг стола – в центре корзина, вокруг которой «лакомства»: ягода, яблоко, морковь, капуста, рыба, грибы, шишка, орехи.

Воспитатель: Поможем Айболиту собрать лакомства для животных? Как вы думаете, чему обрадуется зайчонок (бельчонок, лисенок, ежонок)?  (Дети собирают в корзину «лакомства» для животных: зайчонок обрадуется моркови, капусте и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, полную корзину витаминов собрали. Теперь животные быстрее поправятся

Упражнение «Кому что?»

Воспитатель выставляет на стол игрушки: зайчонка, бельчонка, лисенка, ежонка. Дети присаживаются на стулья.

Воспитатель: Кому отнесете грибы? (ответы детей). (Дети раздают лакомства животным).

Вот и вылечил он их,
вот и вылечил больных,

А зверята баловались,

По полянке разбежались.

Упражнение «Родня»

        Воспитатель: Помогите малышам добраться до своих родителей. К кому торопится медвежонок? (Медвежонок торопится к медведице). (Дети расставляют всех животных по местам)

         ТРИЗ Упражнение «Придумай загадку про медведя» (по схеме) 

Какой?

Что бывает таким же?

Большой

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=54367cf77001951d8988532429a8c3f8-12-144&n=21Высокая гора

Рычащий

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=254ee39132a6800d2e2a13d970d30032-37-144&n=24Проснувшийся вулкан

Лазающий

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=7fb677289c94cad2f9028285c76f9591-92-144&n=21Большая оезьяна

(После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «Как» или «Но не». Значение признака в левой части таблицы обозначать словом с ярко выделенной буквой, а в правой части возможна зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово целиком)

Сложенный текст повторяется неоднократно всеми детьми.

  1. Заключительная часть.

Воспитатель: Мы сегодня проделали длинный, интересный путь. Кому сегодня помогали преодолевать препятствия? (доктору Айболиту) К кому спешил на помощь Айболит? (бельчонку, зайчонку, лисенку, ежонку)

Как думаете, смог бы Айболит один так быстро добраться до больных животных? (нет) Кто ему помогал? (мы) …все вместе, дружно.

Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится, от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит

Лишнего не спросит,

Вот, что значит – настоящий верный друг.

Воспитатель: Закрываем глаза и перемещаемся с ветерком в группу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МДОБУ ЦРР- д/с №4 « Лесовичок » Прогулка в осенний лес Открытый показ НОД в старшей группе Образовательная область: Коммуникация Подготовила: Скиданова И.П. Воспитатель I категории Талакан 2014 год.

Слайд 2

В етреная Д ождливая

Слайд 4

Т уманная

Слайд 5

П асмурная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый показ по мотивам русского фольклора Осеннее развлечение "Капустник"

Цель: Познакомить детей с традиционным осенним праздником «Капустник». Историей его возникновения и особенностями празднования. Приобщать к народной культуре через малые фольклорные формы. Развивать т...

Конспект открытого занятия "Прогулка по осеннему лесу"

Ø Учить детей складывать квадрат приемом сгибания, складывания;Ø продолжать закреплять умение детей читать схемы, чертежи.Ø добиваться согласованности своих действий;Ø развивать художественный вкус, т...

открытый показ НОД «В гостях у осени»

В процессе проведенной мною образовательной деятельности я интегрировала несколько образовательных областейИгровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная. Ц...

Конспкт открытого занятия "Приключение в осеннем лесу"

Цель: Закрепить представления об осени, о признаках и приметах осени....

Открытый показ образовательной деятельности с детьми первой младшей группы по теме: «Сказки Фиолетового леса» (по технологии В.В. Воскобовича)

Открытый показ образовательной деятельности с детьми первой младшей группы по теме: «Сказки Фиолетового леса»(по технологии В.В. Воскобовича) Программное содержаниеОбучающие:-учи...

Открытый показ педагогического мероприятия «Осеннее путешествие по экологической тропе»

Экологическая тропинка, кроме образовательных экскурсий, целевых прогулок, проведения занятий, наблюдений могут быть использованы для организации   проектной деятельности,   провед...