Главные вкладки

    Тематическое планирование НОД "Познание" Развитие речи
    учебно-методический материал по развитию речи (средняя группа) на тему

    Тришкина Елена Валентиновна

    Тематическое планирование на 1 и 2 квартал по развитию речи в средней группе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_rechi_4-5_let.odt28.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    № п/п

    Тема

    Программное содержание

    Примечание

    I квартал

    1

    Обучение рассказыванию: «Наша неваляшка».

    Учить детей следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при небольшой помощи педагога.

    Активизировать слова, обозначающие действие и состояние (глаголы).

    Учить согласовывать прил. с сущ. в роде и числе.

    Закреплять чёткое произношение слов.

    Игрушки неваляшки.

    Словарь: длинные ресницы, румяные щёчки, яркое красное пальтишко с белыми пуговицами, красная шапочка с белым отворотом. Наша неваляшка — нарядная кукла...

    2

    Чтение стихотворения И.Бунина «Листопад». Составление рассказа о кукле.

    Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке.

    Познакомить со стихотворением о ранней осени. Развивать поэтический слух.

    Обогащение словаря по теме «осень».

    Картинный материал по теме «осень». Кукла.

    Словарь: «Начало осени — это ранняя осень, яркая, красочная время года...»

    Кукла очень красивая..., нарядное платье, красивые банты...

    3

    Звуковая культура речи: звуки с и сь.

    Обьяснить детям артикуляцию звука с.

    поупражнять в практическом, отчётливом его произнесении ( в словах, фразовой речи).

    Учить вслушиваться в звучание слов.

    Предметные картинки на звук с.

    Прописи.

    Словарь:  «и-и-и», вода из крана «с-с-с», «са-са-са», «ся-ся-ся», «ось-ось-ось»,  су-су-су ягоды в лесу, ус-ус-ус на еле много бус, сорока, скакала, скликала, услахали. Р.н.п. «Сорока белобока»

    4

    Звуковая культура речи: звуки з и зь.

    Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах).

    Учить произносить звук з твёрдо и мягко.

    Учить различать слова со звуками з,зь.

    Продолжать учить вслушиваться в звучание слов.

    Предметные картинки на звук з,зь.

    Словарь: «с-с-с», «з-з-з»,  комар- комарята- комаришки. За-за-за, зя-зя-зя — потеряли мы ферзя.  Зя-зя-зя, за-за-за — прилетела стрекоза. Зю-зю-зю — не дразните вы козу. На зелёной лужайке заиграли балалайки, загудела дудочка, дудочка погудочка.

    5

    Заучивание русской народной песенки «Тень — тень — потетень».

    Развивать у детей мнемические процессы: запоминание, припоминание и воспроизведение.

    Работать над выразительной стороной речи: учить читать стихотворение чётко, проговаривая каждое слово.

    Иллюстрации к стихам А.Борто «Игрушки».

    Словарь:

    Тень — тень — потетень,

    О огороде плетень.

    В избе печка топится,

    Бабушка торопится:

    Она репу печёт,

    По тарелочкам кладёт.

    Кот к тарелке — скок!

    Себе нос обжог.

    6

    Звуковая культура речи: звуки ц.

    Упражнять детей в произношении звука ц (изолированно, в словах, в словах).

    Прдолжать работать над интонационной выразительностью речи.

    Учит различать слова, начинающиеся со звука ц, ориентируясь не на смысл слова а на его звучание.

    Предметные картинки на звук ц.

    Прописи.

    Словарь: «с-с-с»,«з-з-з», «зь-зь-зь». Белки цокают «ц-ц-ц», «цып-цып-цып мои цыплята», «царапка цыплят цап-цап-цап».

    «А мышонок вымал рельце без водицы и без мыльца».

    «Из соседнего колодца целый день водица льётся».

    7

    Составление описательного рассказа по предметной картинке по теме «Посуда».

    Продолжать знакомить детей с предметами домашнего обихода — посудой.

    Учить правильно называть основные предметы посуды.

    Продалжать учить обобщать существительные с обобщающим значением посуда. Обогащать словарь по теме.

    Предметные картинки по теме «посуда», кукольная посуда.

    Словарь: чашку в руки я беру и ко рту я подношу, голову я наклоняю, чай до дна я выпиваю (логоритмика).

    Чашка — чашёчка, кастрюля — кастрюлька, тарелка — тарелочка. Из чашки пьют. Из тарелки едят. В кастрюле варят суп.

    8

    Рассказывание на тему «Катина комната».

    Учить детей высказываться на предложенную тему.

    Учить правильно называть предметы мебели, познакомить с их назначением. Уточнить понятие «мебель».

    Учить понимать и правильно изпользовать в речи предлоги и наречия с пространственным значением:посередине, около, у, с боку, перед.

    Активизировать в речи детей распостранённые предложения.

    Дид.игра «Устроим кукле комнату».

    Словарь: посередине, около, у, с боку, перед. Диван, софа, шкаф, стол, стул, кресло это мебель. Стоит в комнате, стул — на нём сидят, стол — за ним сидят. Поставь, стоит.

    9

    Пересказ рассказа Е. Чарушина  «Курочка».

    Сравнение предметных картинок.

    Учить детей пересказывать текст рассказа Е. Чарушина «Курочка».

    Учить сравнивать объекты на картинках по величене, цвету, подбирать определения , антонимы.

    Продолжать учить согласовывать прил. с сущ. в роде и числе.

    Учить подбирать слова , сходные и различные по звучанию.

    Иллюстрация курица и цыплята.

    Словарь:  «Квочет,квочет детей созывает, всех под крыло додбирает. Кто это?»

    курица, цыплята, жёлтая, пёстрая, разноцветная, маленький пушистый комочек, большая, маленький, голова-головка, ноги-ножки, туловище, крылья-крылышки.

    Мама добрая, заботливая, внимательная. Маленькие, пушистые, непоседлевые.

    10

    Составление рассказа по сюжетной картине «Зима».

    Учить детей составлять рассказ по картине «Зима».

    Закреплять умения образовывать имена существительные.

    Закреплять произношение звуков с, сь,з,зь,ц.

    Картина «Зима».

    Предметгые картинки со звуками  с, сь,з,зь,ц.

    Словарь: зима, холод,снег, санки, лёг, деревья, на землю,зайчик, зима,скрипит...

    № п/п

    Тема

    Программное содержание

    Примечание

    II квартал

    1

    Составление рассказа по сюжетной картине «Зима».

    Учить детей составлять рассказ по картине «Зима».

    Закреплять умения образовывать имена существительные.

    Закреплять произношение звуков с, сь,з,зь,ц.

    Картина «Зима».

    Предметгые картинки со звуками  с, сь,з,зь,ц.

    Словарь: зима, холод,снег, санки, лёг, деревья, на землю,зайчик, зима,скрипит...

    2

    Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!»

    Учить составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации.

    Обучать умению придумыватьназвания картине.

    Учить образовывать прилагательные от имен существительных.

    Закреплять умения образовывать имена существительные.

    Картина «Вот это снеговик!», предметные картинки: снеговик, снежки, снег, снегирь.

    Словарь: снеговик, снежки, снег, снегирь; снежный, заснеженный, снеговой; мороз, заморозил, морозный.

    3

    Чтение детям русской народной сказки «Лисичка — сестричка и волк».

    Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка — сестричка и волк».

    Учить оценивать поступки героев.

    Учить детей рассказывать сказку самостоятельно опираясь на иллюстрации.

    Обогащать словарь детей.

    Иллюстрации к сказки.

    Словарь: лиса, волк, лисичка, волчок,  смеётся, посмеивается, битый, небитого, везти, украсть рыбу, залезла в тесто, замёрз хвост, оторвало хвост.

    4

    «Зимовье зверей»

    Закреплять знания детей о домашних и диких животных. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о животных с опорой на картинный материал.

    Помочь детям вспомнить рус.нар. сказки о животных.

    Познакомить детей со сказкой «Зимовье зверей».

    Текст сказки, картиннки по содержанию сказки, предметные картинки животных.

    Словарь: лиса, медведь, волк, сабака, кот, баран, свинья, построить зимовье, мох, солома, брёвна...

    5

    Каникулы

    6

    Чтение и заучивание стихотворений о зиме.

    Помогать детям запомнить и выразительно читать сихотворение.

    Продолжать развивать мнемические процессы.

    Медведь — игрушка.

    Словарь:

    -Мишка, мишка, что с тобой?

    Почему ты спишь зимой?

    -Потому, что снег и лёд

    Не малина и не мёд.    

    7

    Звукрвая культура речи: звук Ш.

    Показать детям артикуляцию звука Ш.

    Учить чётко произносить звук: изолированно, в словах, в слогах.

    Учить различать слова со звуком Ш.

    Предметные картинки: шишка, шалаш, шапка, шампунь, шуба...

    Словарь: Ш-Ш-Ш,  шишка, шалаш, шапка, шампунь, шуба, шарик, звук, в начале слова.

    8

    Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза»

    Учить детей рассматривать картинну и рассказывать о ней в определённой последовательности.

    Учить придумывать название картины.

    Активизировать речь детей.

    Картина по теме.

    Предметные картинки с зимней одеждой.

    Словарь: девочка Таня, одета в..., пальто, шапка, шарф, валенки, варежки/рукавички, признаки предметов. Лежит снег,морозная погода, идёт снег...

    9

    Звукрвая культура речи: звук Ч.

    Объяснить детям как правильно произносится звук Ч. Упражнгять в произношении звука: изолированно и в словах.

    Развивать фонематический слух детей.

    Картинка паровозика или игрушка, предметные картинки на звук «Ч». игра «Поймай звук»

    Словарь:  1)чу-чу-чу — стоять не хочу, стоять не хочу чу-чу-чу; ча-ча-ча-ча, чи-чи-чи, чо-чо-чо. Ач-ач-ач — испекли калач. Оч-оч-оч — наступила ночь. Чок-чок — каблучок.

    2)Чай, чародей, волшебник, чаща, чертёнок, озорной, чижик, воробей, кашлять, чихзать.

    3)В поле гуляли трое гуляк, после прогулки делали так: апч-чхи! Апч-чхи! Ч-чхи!

    10

    Рассказывание по набору игрушек.

    Учить детей по набору игрушек составлять короткий рассказ вместе с педагогом: педагог начинает рассказ, дети его продолжают.

    Развивать диалогическую речь.

    Учить понимать смысл загадок, правильно называть качества предметов.

    Учить отвечать сложноподчиненными и простыми распостранёнными предложениями.

    Закреплять умение выделять и чётко и правильно произносить звук «Ч» в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук.

    Дид.игра «Похвалялись звери»

    предметы: ёлочки, волк, белочка, зайчик...

    Словарь:  1)Кто зимой холодной, ходит злой голодный?

    2)Длинное ухо, комочек пуха. Прыгает ловко, любит морковку.

    3)Светочки на веточку прыгает резвится. Легкая проворная, а не птица.

    Чай, чашка, белочка, волчок, бочок.

    11

    Рассказывание по набору предметов: профессия «Повар».

    Упражнять детей в составлении рассказа о предметах и действиях с предметами.

    Упражнять в образовании названий прсуды.

    Продолжать закреплять умение выделять и чётко и правильно произносить звук «Ч» в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук.

    Картинный материал по теме.

    Словарь: названия посуды, продуктов. Повар, готовит, варит, жарит, кухня, плита, раковина.

    Стих — ие: А.Барто «Наша Таня громко плачет...», С.Маршак «Мяч».

    12

    Составление рассказа по картине «Папин праздник»

    Учить детей составлять описание нарисованного на картинке, выделяя существенные признаки.

    Упражнять в подборе глаголов к сущеспвительному.

    Учить четко произносить звук «Ш», выделять этот звук в словах.

    Иллюстрация по теме: «Защитники отечества»

    Словарь: папип праздник, защитники отечестьва, военные, танкист, лётчик, десантник...


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарно-тематическое планирование фронтальных (групповых) занятий по формированию фонетической стороны речи, лексико-грамматических категорий, развитию связной речи с детьми с ОНР (первый год обучения) в старшей логопедической группе

    Календарно-тематическое планированиефронтальных (групповых) занятийпо формированию фонетической стороны речи,лексико-грамматических категорий,развитию связной речис детьми с ОНР (первый год обуч...

    Календарно-тематическое планирование "Развитие речи" 5-7 лет

    Я работаю в МОУ ЦДТ "Горизонт" в студии "Дошколята", веду кружок "Развитие речи".Из расчета 1 час в неделю, 36 часов в год....

    календарно-тематическое планирование развитие речи первая младшая группа

    календарно-тематическое планирование развитие речи первая младшая группа...

    Комплексно-тематическое планирование Развитие речи/ чтение художественной литературы 2017-2018 уч.год средняя группа по программе "Детство"

    ООД (вид деятельности) Развитие речи/ чтение художественной литературыВозрастная группа Средняя группа №1Часть программы: Вариативная_______                ...

    Комплексно-тематическое планирование лексико-тематических циклов в подготовительной к школе группе детей с тяжёлыми нарушениями речи

    В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, учителя-логопеды применяют принцип тематического подбора учебного материала. Сосредоточение на определенной лексической теме...

    Календарно-тематическое планирование "Развитие речи" (средняя группа)

    Содержание непрерывно образовательного процесса на учебный год с указанием учебно-методического комплекта....