План-конспект занятия в подготовительной группе на тему "Транспорт"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Алипова Людмила Владимировна

Расширение и обогащение словаря по теме "Транспорт"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной логопедической

группе на тему «ТРАНСПОРТ»

Программное содержание:

  1. Расширить и закрепить знания детей о различных видах транспорта.
  2. Упражнять в составлении описательных рассказов, в использовании в речи сложноподчиненных предложений.
  3. Развивать воображение, наблюдательность, интерес к окружающему, учить использовать впечатления из собственного жизненного опыта.
  4. Закрепить знания о правилах дорожного движения.
  5. Воспитывать у детей культуру поведения на улице, уважение к профессиям людей, работающих на транспорте.


Материал:
кукла Незнайка, игрушки транспорта, предметные и сюжетные картинки по транспорту, игрушечные рули, кружки красного, желтого и зеленого цвета.



ХОД ЗАНЯТИЯ 

Раздается стук в дверь. Воспитатель подходит к двери, а возвращается с куклой Незнайкой в руке и сундучком.


  • А теперь посмотрим, что же в сундучке? Назовем эти игрушки.

  • А как сказать одним словом, что это? (Транспорт).

  • Да, Незнайка предлагает нам сегодня поговорить о транспорте. А он будет внимательно слушать вас.

  • Посмотрите внимательно на картинки. Что это? (Дорога, железная дорога, небо, море.)

  • Подумайте, на чем можно ездить по земле, по дороге?

  • Как называется транспорт, на котором можно ездить по земле? (Наземный.)

  • А на чем можно ездить по железной дороге?

  • Как называется транспорт, на котором можно ездить по железной дороге? (Железнодорожный.)

  • А чем отличается железнодорожный транспорт от наземного? (Железнодорожный транспорт едет только по железной дороге, где есть рельсы, шпалы, насыпь.)

  • Подумайте, на чем можно летать?

  • Как называется транспорт, на котором можно лететь по воздуху? (Воздушный.)

  • Какие средства существуют для передвижения по воде? На чем можно плыть?

  • Как называется транспорт, на котором можно плыть по воде? (Водный.)

  • Правильно, в зависимости от места передвижения мы различаем наземный, железнодорожный, воздушный, водный транспорт.


А теперь давайте отгадаем загадки о транспорте, которые тоже оказались в Незнайкином сундучке. Вы не просто должны отгадать, о каком транспорте говорится в загадке, но и назвать, к какому виду он относится. (Картинки-отгадки воспитатель прикрепляет на рисунки).

- Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.

И горят в глазах жука

Два блестящих огонька. (Автомобиль)

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Поезд)

Что за птица: песен не поет,
гнездо не вьет, людей и груз везет. (Самолет)

К лежебоке у реки
Притащил я две руки.
По руке к бокам приладил
И поплыл по водной глади. (Лодка)

- Вот так чудо! Чудеса!
Подо мной два колеса,
Я ногами их верчу

И качу, качу, качу! (Велосипед)

Плывет белый гусь -
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное. (Яхта)

- Чудо-птица,
Алый хвост.

Прилетела в стаю звезд. (Ракета)

Что за чудо:
Красный дом,

Окна светлые кругом.

Носит обувь из резины,

А питается бензином. (Автобус)


  • Давайте условимся, что наземный, воздушный и водный транспорт мы обозначим табличками (расставить эти таблички над рисунками на доске).

  • А теперь поиграем в компьютер.

  • Кто не знает, что изображено на его картинке, поднимите руку.

  • Обозначьте на линеечках, какой у вас вид транспорта.

  • Поднимите экран и проверьте, правильно ли вы выполнили задание. Кто выполнил неверно, исправьте ошибку.

  • Опустите экраны на место. Расскажите, у кого какой транспорт, к какому виду он относится.

  • Вы назвали, на чем можно ездить по земле, лететь по воздуху и плыть по воде. А можно ли ездить под землей? (На метро.)

  • Какой это вид транспорта? (Подземный.)

  • Да, сейчас у нас есть и такое чудо, как подземный транспорт! Многие из вас ездили на чудесных подземных поездах - электричках, у которых двери сами закрываются, и, конечно, катались на «лесенке-чудесенке». Как по-другому она называется? (Эскалатор.)


Вывод: Итак, мы вспомнили все виды транспорта в зависимости от места передвижения: наземный, железнодорожный, воздушный, водный, подземный.


- Когда мы ездили на экскурсию по нашему городу, видели, сколько машин движется по улицам! Одни спешат своевременно доставить людей на работу, другие везут грузы на фабрики, заводы, развозят различные товары и продукты. Каждая машина выполняет свою работу. А какой вы знаете транспорт в зависимости от работы, которую он выполняет? (Пассажирский, грузовой, специальный.)


  • Вспомните нашу экскурсию с милиционером ГАИ. В каком потоке машин мы ехали! Каких машин только не было! И хотя машин было очень много, на дороге был порядок. Кто следит за порядком на дороге? Вспомните, кого мы видели на перекрестке? Кому подчиняются все машины? (Регулировщику.)

  • А как постовой-регулировщик был одет? (Форма, белый ремень, белые перчатки, в руках жезл.)

  • А почему регулировщик так одет? (Чтобы водители сразу заметили его.)

  • А для чего ему нужен жезл? (Жезл - как волшебная палочка в руках регулировщика; им он показывает, какие машины могут ехать, а какие должны остановиться.)

  • А кому еще подчиняются водители и пешеходы? (Светофору.)

  • Где стоит светофор? (На перекрестке.)

  • Почему он так стоит? (Чтобы водители и пешеходы видели, какой приказ отдает светофор.)

  • Что приказывает красный свет? (Стой!)

  • Желтый? (Приготовься!)

  • Зеленый? (Иди или можно ехать.)


V. Физминутка
Водители и пешеходы.


  • А какие машины могут ехать на красный свет светофора? (Пожарная машина, «скорая помощь», милицейская, аварийная.)

  • Почему эти машины мчатся, гудя на всю улицу и не останавливаясь на перекрестках?

  • Почему пешеходы и другие машины должны пропускать их?

  • Все эти машины спешат на помощь. Это нужные, полезные машины. Так как они называются? (Специальные.)

  • А как вы думаете, есть ли специальный воздушный или водный транспорт? Назовите его.


Вывод: Запомните, что в зависимости от вида работы транспорт делится на пассажирский, грузовой и специальный.

VII. Игра на внимание

- Посмотрите, какие картинные загадки привез нам сегодня Веселый Паровозик. Эти загадки смогут отгадать только самые внимательные дети.


  1. Посмотрите на 1-й вагончик. О какой картинке я говорю: не грузовик и не красный?

  2. Посмотрите на 2-й вагончик. Не трамвай и не синий.

  3. Посмотрите на 3-й вагончик. Не самолет и у него не черные лопасти на винте, а синие.


VIII. Составление описательных рассказов (с опорой на предмет)


  • Давайте мы сейчас поиграем в летчиков, космонавтов, машинистов, капитанов, водителей.

  • Посмотрите, какой у меня самолет. Я - летчик. Я летаю на пассажирском самолете. А теперь помогите мне рассказать о моем самолете самое интересное.


Коллективное составление рассказа (с использованием слов: крылья, хвост, шасси, двигатель, аэродром, аэропорт, взлетная полоса, рация, взлетает, садится, летит, идет на посадку).


  • Посмотрите, что у вас в коробках сегодня (в ней 2 игрушки - транспорт).

  • Рассмотрите свои машины. Расскажите о своем транспорте все, что помните. Не забудьте сказать, кто водитель, летчик, машинист, капитан... (несколько детей).


Внимание, у кого наземный транспорт? Железнодорожный? Водный? Воздушный? Грузовой? Специальный?



С машинами надо дружить и, чтобы машины не причинили вам зла, надо всегда помнить правило поведения пешеходов на улице. Об этих правилах мы много разговаривали. О них нам рассказывал инспектор ГАИ на экскурсии. Давайте еще раз вспомним, где можно переходить дорогу (только по пешеходной дорожке, по «зебре», на зеленый свет).

- Никогда нельзя перебегать дорогу в неположенном месте! Запомните: машину сразу остановить водитель не может!

XI. Итог занятия

Стихотворение С.Михалкова «От кареты до ракеты».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия для подготовительной группы

Сценарий физкультурного развлечения на основе подвижных игр с применением методики обучения подвижным играм...

План - конспект интегрированного занятия в подготовительной группе

План - конспект итогового интегрированного занятия на тему "Мама в доме, что солнышко в небе" в подготовительной группе. Это итоговое интегрированное занятие сочетает в себе  образовательные обла...

План-конспект обобщающего занятия в подготовительной группе. Тема "Спасём птиц - наших друзей!"

В игровой форме закрепляются понятия лексико-грамматических категорий, словообразования. Развиттие фонематического восприятия....

План-конспект познавательного занятия в подготовительной группе "Мой родной город- Чебоксары"

Познавательное занятие о родном городе -Чебоксары. Цель занятия- воспитание патриотизма, любви к  малой Родине, расширить знания о родном городе....

План конспект логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: «Мебель»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».Цель: обогащение словарного запаса детей по...