Обучнеие грамоте. Звук [И]
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Сергеева Ольга Леонидовна

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми 6 – 7 лет.

Фонематический анализ. Звук [и]. 

 

Цель: знакомство с буквой И, звуком [и].  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i._konspekt_zanyatiya.docx26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми 6 – 7 лет.

Фонематический анализ. Звук [и].  

Цель: знакомство с буквой И, звуком [и].  

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить произносить звук [и];
  2. Учить определять звук [и]. в начале, середине и конце слова;
  3. Развитие фонематического слуха;
  4. Развитие мелкой моторики;
  5. Увеличение лексического словаря, обогащение активного словаря дошкольников.

Воспитательные:

  1. Воспитывать целеустремленность;
  2. Воспитание навыков самоконтроля;
  3. Воспитание умения четко следовать правилам;
  4. Воспитание умения внимательно слушать воспитателя.

        Оборудование: картинки со звуком [и] (лимон, апельсин, улитка, помидор, вилка, сапоги, дети, книги, тапки, лист, индюк, кит, игла); мяч,  карточки со схемой слов, фишки, обозначающие гласный звук, изображение буквы И, рабочие тетради, простой карандаш, цветные карандаши.

Ход занятия.

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей.

  1. Орг.

момент

- Доброе утро, ребята.

  1. Введение в тему

- К нам сегодня в гости пришла кукла, ее зовут Ира. Ей очень нравится ее имя. Давайте с ней поздороваемся: Здравствуй, Ириска.

- Давайте подумаем, какой первый звук в этом имени?

-Это будет тема нашего сегодняшнего занятия.

Дети здороваются.

- [и].

3. Изучение нового материала

- Скажите, чтобы произнести звук [и], что я должна сделать?

- Наша гостья Ириска любит петь песенку, я ее сейчас спою [и-и-и]. Давайте ее вместе повторим.

- Теперь тихо.

- Теперь громче.

- А теперь начнем тихо, а закончим громко.

- Звук [и] гласный или согласный?

- Почему? Докажите.

- Для обозначения этого звука возьмем какой кружок – красный или синий?

- «губки»- в улыбке;

- зубки сближены, но не сомкнуты;

- язык лежит во рту, касается нижних зубов;

- горлышко «работает».

- [и-и-и].

- гласный.

- его можно петь.

- красный.

4. Обобщение и закрепление изученного

1) - Давайте откроем ваши тетради, нарисуем для Ириски цветок.

- С чего  начнем рисовать цветок?

- Каким цветом будете раскрашивать серединку?

- Теперь возьмите карандаш такого цвета, каким будете рисовать  лепестки. Как мы будем рисовать цветок?

-Теперь нарисуем стебелек. Стебелек у нас какого цвета?

- Значит какой карандаш берем?

Рисуем стебелек. Посмотрите, в какую сторону  он у меня нарисован.

- Теперь рисуем листочки.

- красивый цветок у нас получился? Ире тоже нравится наш цветок.

2) – Сделаем еще  один подарок для Ириски: нарисуем ей красивый узор. (прохожу и рисую детям в тетради образец узора.)

- Давайте мы с Ириской посмотрим, как у вас получилось. Какие вы молодцы.

3) –Мы с вами нарисовали и цветок, и узор, а теперь немножко отдохнем. Отложите тетрадки, чтобы они вам не мешали. Давайте встанем. У нашей гостьи есть друг заяц, сейчас мы выучим про него стихотворение:

Зайка-зайка, попляши,

Твои лапки хороши!

Стал наш заинька плясать,

Наших деток забавлять!

- Теперь давайте вместе прохлопаем это стихотворение, и кто запомнил, можете проговорить вместе со мной.

- А теперь протопаем ножкой, проговаривают все.

- А теперь будем хлопать и приседать

-молодцы, садитесь.

4) Придвиньте к себе тетради. Давайте поработаем ушками. Я буду показывать картинки, а вы их называть  и если  в слове есть звук [и], рисуете красный кружок в тетради.

- улитка          - помидор         - вилка

- сапоги           - дети                - книги  

- тапки              - лист              - индюк  

- кит                 - иголка           - лимон

5) - Как называется буква, которой мы обозначаем звук [и]?

- Давайте поучимся ее  писать.

- Сейчас мы попробуем написать ее в тетради.

6) – Теперь поиграем в игру «Один - много». Я называю вам один предмет, а вы мне – много». (играем с мячом).

Сапог

Кит

Тапок

Игла

Вилка

Лист

Лимон

Индюк

Книги

Помидор

Улитка

Апельсин

7) Работа со схемой слова. Я даю вам карточки. Давайте послушаем, в конце, начале или середине слова будет находиться звук [и].

                        - иголка      - Ира

                        - кит            -сапоги

                        - дети         - апельсин

                        - улитка     - помидор

7) Давайте еще поиграем. Я вам кидаю слоги, а вы должны за мной повторить.

- ви-ви-би

-си-ти-си

- ми-ли-ми

- ги-ки-ги

- ти-ви-ти

- фи-хи-фи

9) - Теперь возьмите фишки в руки, потренируем ушки еще. Я буду произносить звуки, а вы, если услышите , что я произношу звук [и], поднимите фишку (сначала артикуляцию видно, затем произношу, закрыв рот экраном)

О, и, в, и, ы, а, ы, г, ш, к, и, э, и, э, и.

- Теперь я буду произносить слоги, если услышите слог со звуком [и], поднимите фишку.

Фи, мо, ли, зо, зы, вы, ви, хи, ла, пи, ив, ил.

- С  серединки.

Дети рисуют серединку по выбору.

Дети рисуют 1 лепесток сверху, 2 - по бокам и 2 - снизу.

- зеленого.

- Зеленый.

Дети воспроизводят узор до конца строки.

Дети выполняют задание.

Дети рисуют красные кружки в тетради

- Буквой И.

Дети обводят букву И на трафарете, затем прописывают букву в воздухе.

Дети прописывают всю строчку букву И.

Дети играют.

Споги

Киты

Тапки

Иглы

Вилки

Листы

Лимоны

Индюки

Книги

Помидоры

Улитки

Апельсины.

Дети выполняют задание, ставя фишку с начало, середину или конец схемы.

Дети выполняют задание.

Дети выполняют задание.

5. Итог занятия

- Над какой буквой мы сегодня работали?

- Чем запомнилось сегодняшнее занятие?

- Что понравилось?

- Что было трудно?

- Спасибо за занятие. До свидания.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД Область "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте) "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"

Конспект НОД по области "Коммуникация" (Подготовка к обучению грамоте), проведенной с детьми старшей группы с ЗПР на тему "Звук и буква К. Твердые и мягкие согласные звуки"...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки Р-Рь. Сказочные герои в гостях у звука Р".

На занятии дети совершают путешествие в сказку. Играют в игры: "Передай доброту", "Доскажи словечко", "Сложные слова",  "Скажи наоборот". Развивая звуковой...

Конспект НОД по обучению грамоте звук “Э”, звук “Ы”. Гласные звуки

конспект по обучении грамоте детей подготовительной группы. ...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"

Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе  на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»...