"Наша Родина-Россия, наш язык - русский"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Костенко Ольга Николаевна

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasha_rodina.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: воспитание любви к своей Родине, народному творчеству.

Задачи: продолжать знакомить детей с устным народным творчеством,    закреплять знания детей о русском фольклоре;

активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками;

закреплять умение поддерживать беседу, активно принимать участие в диалоге;

воспитывать любовь к творчеству великого русского поэта А.С. Пушкина.

Материалы: запись песни М. Матусовского «С чего начинается Родина» (1-й куплет); потешки, песенки; портрет А.С. Пушкина, выставка произведений А.С.Пушкина; иллюстрации художников Ю.А.Васнецова, Е.Рачева; звукозапись русской народной сказки  «По щучьему велению», сказки «О царе Салтане» А.С.Пушкина.

Ход занятия

Организационный момент. (Дети стоят вокруг воспитателя. Звучит песня М. Матусовского «С чего начинается Родина» (1-й куплет).

Воспитатель. Дети, знакома ли вам эта песня? Слышали вы ее раньше? (Ответы детей.)

Воспитатель. Дети, а как вы думаете, что такое Родина? Что это слово значит для вас? (Ответы, детей.)

Затем воспитатель обобщает:— Да, дети, вы хорошо и правильно говорили, что Родина для вас — это место, где вы живете, где живут ваши родители, друзья, где ваш детский сад, город, в котором вы живете (и т.п.), а когда вы подрастете, то это понятие  Родина будет для вас значительно шире.

Все мы надеемся, что вы станете людьми, приумножающими богатство и славу нашей Родины: рабочими, земледельцами, учителями, юристами... Но, независимо от того, какую специальность вы изберете, вы должны уметь выражать свои мысли. Если вы будете хорошо говорить и писать, то общение с людьми принесет вам удовольствие и радость, вы сможете поделиться с ними своими знаниями, отстоять правоту своих убеждений. Поэтому любите и изучайте свой родной язык. Развивайте дар слова!

Мы с вами живем в России, мы россияне. Россия — большая страна, и ее населяют много народов, но большинство из них говорят на русском языке. На каком языке мы говорим? (На русском.)

Красив, богат и могуч наш русский язык, и об этом мы поговорим с вами на сегодняшнем занятии. (Дети садятся на стулья.)

Воспитатель читает стихотворение С. Баруздина:

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твердые и мягкие,

Слова бывают смелые,

Упрямые, суровые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.

Воспитатель.  В древние времена, когда русские люди еще не знали букв (т.е. их еще не придумали), а поэтому не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочинили самые талантливые из них. Бабушка рассказывала сказку внучке, внучка вырастала и рассказывала ее своей дочке, а та — своей. В древние времена губы назывались устами, поэтому народное творчество и называется устным. К устному народному творчеству относятся: сказки, песни, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, колыбельные, которые в детстве вам пела мама или бабушка. В устном народном творчестве богатым, выразительным, метким словом воспевалась народная мудрость, черты характера, ловкость, смекалка, трудолюбие русского народа. (Примеры воспитателя.)

Потешки, прибаутки нужны были людям для того, чтобы забавлять маленьких детей, вызывать улыбку у загрустившего ребенка, успокоить плачущего. (Примеры.)

Слова потешек и прибауток забавные, живописные, точные. Давайте вспомним некоторые из них. Воспитатель показывает иллюстрации худ. Ю.А.Васнецова («Русские потешки», М., 1981), а дети хором или по очереди читают потешки. Затем воспитатель читает потешку про коня: «Ходит конь по бережку...»

Какие выразительные слова в ней использованы? Кто запомнил? Мы обязательно ее разучим.

Воспитатель.  Дети, а кто вспомнит считалки, которые мы используем перед играми? (Заслушать двухчетырех детей.)

Воспитатель.  А теперь поговорим о сказках. Как я уже сказала, сказка тоже относится к устному народному творчеству. Русский народ сложил много сказок, они интересны как своим сюжетом, так и красочным, выразительным языком.

Воспитатель.   Какие русские народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)

Воспитатель.  Сейчас я покажу несколько иллюстраций известного художника Е. Рачева, а вы назовете сказки (ответы детей).

(Дети по отрывку из звукозаписи узнают русскую народную сказку «По щучьему велению»).

(Воспитатель подводит детей к книжному уголку, где оформлена выставка произведений А.С. Пушкина) Обращая внимание детей на портрет А.С. Пушкина, спрашивает: «Кто это?» (Ответы детей)

 Воспитатель.   Как вы думаете, почему я вам показываю портрет А.С. Пушкина? (А.С. Пушкин великий русский поэт. Он тоже любил русские народные сказки, сам писал сказки для детей). 

Воспитатель.  А.С. Пушкин первым из русских поэтов заговорил в своих произведениях простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный ручеек.

Послушайте отрывок из сказки Александра Сергеевича и постарайтесь узнать ее (звучит аудиозапись из «Сказки о царе Салтане...»)

Воспитатель.   Какие еще сказки А.С. Пушкина вы знаете? (Ответы детей)

(Воспитатель показывает иллюстрации И. Вилибина к сказкам А.С. Пушкина, зачитывает короткие отрывки. Дети узнают и называют сказки)

Воспитатель.  А.С. Пушкин оставил нам не только сказки, но еще много звучных и красивых стихотворений, рассказов, повестей. Сейчас осень, и очень часто имя поэта вспоминают именно осенью, так как это было любимое время года А.С. Пушкина, и очень много своих произведений он написал осенью. (Примеры воспитателя)

А сейчас, может быть кто-то вспомнит и прочтет стихи А.С. Пушкина или отрывки из его сказок. (Выступление детей)

Воспитатель благодарит детей.

Итог занятия.

Воспитатель. Что нового узнали на занятии? Чем Вам это занятие запомнится?

(ответы детей)

Костенко Ольга Николаевна, Ясненский район        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект непосредственно – образовательной деятельности Тема «Наша Родина - Россия, наш язык - русский»

План - конспект непосредственно – образовательной деятельности на тему: «Наша Родина - Россия,  наш язык - русский»...

"Наша Родина - Россия, наш язык - русский"

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы по реализации образовательной области "Коммуникация"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности " Наша Родина- Россия" в подготовительной к школе группе и презентация к викторине "Наша Родина - Россия "

Конспект "Наша Родина - Россия"  и презентация к викторине  "Наша Родина -Россия " предназначена для воспитанников подготовительной к школе группе детского сада...

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Наша Родина - Россия» в средней группе

Воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, вызвать у них интерес к народному искусству....

КВН "Наша Родина Россия" "Наша Родина "Кузбасс"

Сценарий интеллектуального развлечения "Наша Родина Россия"  "Наша Родина Кузбасс" предназначен для детей подготовительной группы (6-7 лет)  Все задания посвящены теме...