План - конспект непосредственно – образовательной деятельности Тема «Наша Родина - Россия, наш язык - русский»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

 

План - конспект непосредственно – образовательной деятельности на тему: «Наша Родина - Россия,  наш язык - русский» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_konohovoy_n.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ  детский  сад  №112 «Цветные огоньки»

План - конспект

непосредственно – образовательной деятельности

Тема «Наша Родина - Россия,  наш язык - русский»

Группа: подготовительная к школе группа

Воспитатель: Конохова Н.Н.

г.о. Тольятти, 2012

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Физическая культура», «Здоровье», «Труд».

Задачи:

О.О. «Коммуникация» (подготовка к обучению грамоте):

  1. развивать диалогическую и монологическую речь, дыхательный аппарат;
  2. развивать речь, слуховое восприятие и эмоциональную выразительность речи;
  3. воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям;
  4. способствовать развитию умения проводить звуковой анализ слова;
  5. продолжать формировать умение выделять определённый звук в слове;
  6. воспитывать интерес к чтению;
  7. формировать умение выделять ударный гласный звук в слове, определять знак в конце предложения;
  8. упражнять детей в объединении слов по признакам сходства (слова-обобщения).

       О.О. «Социализация»:

  1. продолжать  обогащать опыт сотрудничества,  дружеских взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
  2. развивать в детях положительную самооценку, уверенность в себе;
  3. воспитывать любовь к родной стране, родному языку.

      О.О. «Познание»:

  1. формировать представление детей о родном языке, воспитывать познавательный интерес к русскому языку;
  2. воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

   

 О.О. «Здоровье»:

  1. сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

     О.О. «Физическая культура»:

  1. развивать мелкую моторику рук.

    О.О. «Чтение художественной литературы»:

  1. воспитывать ценностное отношение к художественной литературе, родному языку;
  2. способствовать развитию художественного восприятия текста.

    О.О. «Труд»:

  1. способствовать выработке привычки убирать подготовленные воспитателем материалы для НОД.

Методы и приёмы:

  1. практические (игры, упражнения, решение проблемных ситуаций);
  2. наглядные (рассматривание, показ способов действия, схемы);
  3. словесные (мини-беседа, вопросы-ответы, художественное слово, объяснения).

Материалы и оборудование:

Картинки с буквами;

д/и «Кляксы», игрушки на каждого ребёнка;

д/и «Прочитай слово – найди картинку»;

предметные картинки (зАмок и замОк);

фишки для выкладывания предложения.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Психогимнастика

«Запретное движение»

«Покажи слово руками» (глухонемой)

Выкладывание слов, предложений

Игровая

Игровая ситуация

«Раскроем тайны родного языка»

Коммуникативная

Беседа (мини-беседа) «Россия – родина моя»

Д/у: «Назови одним словом»

Д/у: «Услышь последний звук»

Д/у: «Кляксы»

Трудовая

Раскладывание и уборка подготовленных воспитателем материалов для НОД

Познавательно –

исследовательская

Решение проблемной ситуации

  1. определение ударной гласной
  2. определение знака в конце предложения

Чтение

+ (восприятие)

Д/у: «Прочитай слово, найди картинку»

Чтение воспитателем предложений из произведений Осеевой.

Д/у: «Закончи предложение»

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые

результаты

Организационный момент воспитатель задаёт вопросы:

  1. Ребята, что такое Родина?
  2. … что такое Россия?

(воспитатель дополняет ответы детей)

Люди во всём мире говорят на разных языках, наш родной язык – русский язык. Это сложный, очень интересный язык, имеющий много секретов. Некоторые тайны родного языка мы сегодня и раскроем вместе с вами.

Внимательно слушают, отвечают на вопросы, объясняют, доказывают

Умение внимательно слушать взрослого и сверстников.

Умение отвечать полно на вопрос, высказывать, доказывать своё мнение.

Интерес к теме.

Д/у «Услышь последний звук» (вокруг обруча разложены буквы). Воспитатель произносит слова: - родина, мир, язык, и т.д.

  слова состоят из звуков

Внимательно слушают, мысленно или вслух проговаривают слово, определяют последний звук в слове, обозначают его буквой (встают вокруг обруча)

Умение слышать звуки родного языка, определять его позицию в слове.

  группу слов можно объединить одним словом.

Д/у «Назови одним словом»              -  Китай, Россия, Франция;                 -  Венера, Плутон, Земля;                  -  русский, английский, китайский      -  и т.д.

Подбирают слово – обобщение. Помогают, дополняют друг друга, передавая мяч по кругу. Дают возможность ответить другу.

Проявляют активность в обсуждениях. Объединяют группу слов в одну по признакам сходства.

  согласные бывают твёрдые и мягкие                                            Д/у «Кляксы»                  Воспитатель просит детей распределить игрушки, выделяя первый звук в слове.

Дети определяют первый согласный, распределяют игрушки для синей и зелёной «клякс». Вежливо исправляют ошибки сверстника, доказывают свою позицию.

Дети упражняются в определении согласного звука в начале слова.

Психогимнастика «Запретное движение»

  1. запретное движение – «хлопок»
  2. все движения за Мишей повторяйте, о запретном не забывайте.

Считалкой выбирают ведущего, внимательно следят за его движениями, повторяют все, кроме «хлопка».

Умение эмоционально расслабиться. Точно, энергично выполняют движения, закрепляются умения самостоятельно организовывать подвижные игры и упражнения со сверстниками.

  звуки обозначаются буквами. Буквы соединяются – слова получаются.

Д/у «Прочитай слово, найди картинку»

Предлагает выбрать карточку, где написано слово, и найти соответствующую картинку за столом.

Читают слово, проходят в поисках за столы.

Совершенствуются в чтении слов.

  есть в русском языке слова, которые одинаково пишутся, слышатся, но имеют разное значение. В чём же секрет?         Предлагает прочитать слово ЗАМОК.                                               - что вы прочитали?                         - что обозначают эти слова? (зАмок, замОк)                           Показывает изображение.                 – разделите слова на слоги                - слова записываются одинаково, имеют одно количество слогов.         – выложите слово зАмок с помощью звуковых фишек.                – сравните моё слово замОк и ваше зАмок.                                         В чём же секрет? Внимательно послушайте слова. Какую гласную я выделила?                                          эти «главные» гласные называют ударными гласными звуками в слове.                                  Д/у «Прятки»                                       - я вас позову, а вы определите «главную» гласную в имени.              (бросает мяч-невидимку)                   - мАша, мИша, Игорь, и т.д.

Дети читают слово, определяют значение (замОк – предмет для открывания и закрывания двери, зАмок – старинное здание, где жили …)


Дети делят слова на слоги.

Проводят звуковой анализ слова.  Сравнивают.

               Внимательно слушают, повторяют за взрослым.



Упражняются в определении ударного гласного звука.

Упражняются в определении ударного гласного звука.

Пальчиковая гимнастика «Покажи слово руками».                                               - есть люди, которым приходится общаться с помощью жестов (глухонемые люди). В разных странах приняты разные жесты приветствия.                        Воспитатель предлагает показать слово руками                                       - «дом», «замок». «цветок», «стоп!», «молодец» и т.д.

Показывают с помощью рук.

Могут сочувствовать людям с различными заболеваниями.  Эмоционально расслабляются, тренируют мелкую моторику.

  слова объединяются – предложение получается.  Предлагает составить предложение по сюжетной картинке.

- выложите с помощью фишек предложение «за деревьями возвышался старинный замок».        – у нас новые фишки. Обозначим начало предложения. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. Какие ещё слова пишем с большой буквы?                   - я прочитаю наше предложение по-разному. Для обозначения есть знаки: предложение закончилось (его читали ровным, спокойным голосом) – «точка», восклицательный знак (с радостью, громко, эмоционально), вопросительный знак (о чём-то спрашивают).

Дети составляют предложение по картине, выкладывают его с помощью фишек



Работают вместе с воспитателем

  1. имена, города, клички и т.д.

внимательно слушают воспитателя, меняют знак в конце предложения

Умеют использовать разнообразные средства выразительности.

Д/у «Закончи предложение»         Читает предложения из произведений Осеевой.                     – какой знак вы поставите в конце предложения?

Дети внимательно слушают, показывают знак препинания, который поставят в конце предложения

Учатся понимать средства языковой выразительности

Сегодня мы узнали новые секреты родного языка, вспомнили тайны, разгаданные нами ранее.   Воспитатель предлагает детям наполнить мешок мудрого гнома «секретами».

Дети называют «секрет» и кладут шар в «чудесный мешочек».

Проявляют интерес к изучению родного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наша Родина - Россия, наш язык - русский"

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы по реализации образовательной области "Коммуникация"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Моя родина - Россия».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Физическая культура», «Музыка», «Коммуникация», «Социализация»Цель: закреплять знание о родной стране и о вооруженных силах страны.Задачи: Расши...

"Наша Родина-Россия, наш язык - русский"

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию....

Конспект непосредственно образовательной деятельности " Наша Родина- Россия" в подготовительной к школе группе и презентация к викторине "Наша Родина - Россия "

Конспект "Наша Родина - Россия"  и презентация к викторине  "Наша Родина -Россия " предназначена для воспитанников подготовительной к школе группе детского сада...

Конспект организованной образовательной деятельности «Наша Родина - Россия» . Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Задачи: 1. ОО «Познавательное развитие»-Расширение и конкретизирование представлений детей о нашей Родине – России.- Закрепление знания детей о государственных символах России;-Приви...

Непосредственно образовательная деятельность «Наша Родина - Россия» в подготовительной к школе логопедической группе

обобщить и систематизировать знание детей о России.  -обобщать и закреплять знания детей о государственной символике.- Обогащать словарь детей, развивать диалогическую речь, развивать внимание, п...