"В горнице у хозяюшки"
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

Курохтина Оксана Николаевна

интегрированное занятие с элементами малых форм фольклора

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hozyayushka2.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Досуг с детьми 2 младшей группы на тему:

«В горнице у хозяюшки»

Образовательные задачи: 

  • Приобщение детей к русскому народному фольклору.
  • Продолжать знакомить детей с элементами русского народного быта.
  • Познакомить детей с домашней утварью: печкой, чугунком, ухватом, самоваром рассказать, как готовится каша в чугунке, используя утварь; обогащать словарь детей: "чугунок", "ухват", "самовар".
  • Познакомить детей с обитателем "избы" – кошкой Муркой; обыграть потешку "Кисонька мурысонька.
  • Дать понятие о деревянных ложках как музыкальном инструменте.
  • Закреплять песенки, потешки.
  • Закрепить приемы лепки из соленого теста;

Развивающие задачи:

  • Развивать речь детей посредством использования малых фольклорных форм.
  • Развивать чувство ритма посредством двигательных упражнений, мелкую моторику кистей рук, игры на ложках, эмоциональность при исполнении песен.
  • С помощью загадок развивать мышление, внимание.
  • Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность посредством лепки. 

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать заботливое, ласковое отношение к животным с помощью детского фольклора.
  • Воспитывать доброжелательное общение с окружающими, оказывать помощь, быть активными, работать сообща, дружно.
  • Воспитывать  интерес к истории русского народа.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: беседы с детьми о жизни в деревне, о быте, предметах домашнего обихода, разучивание песенок, потешек, игр.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ. Деревянный домик, декорация русской горницы, чугунок, самовар, ухват, игруш. музык. кошка,  забор, печка, самовар, испеченные оладушки, деревянные ложки.

Муз рук:Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна Русские люди живут,

Они прославляют жилища родные.

Раздольные русские песни поют…

Хозяюшка исполняет песню «В горнице моей светло»

Муз рук: Наша хозяюшка в дому

Что оладушек в меду.

Она прибирает, она подавает,

Одним одна за всех отвечает.

Раздается стук в дверь

Хозяюшка: "Иду, иду, дверь отопру. Ведь я гостей жду.

Скок-поскок,

Сколочу мосток

Серебром замощу,

Всех ребят пущу.

Хозяюшка:Добрый день, гости званные да желанные! "Проходите ребята в мою горницу. Буду с вами в игры играть, оладушками угощать. Есть у меня печка-матушка. Она всем в доме правит: и накормит и обогреет. Если голоден, щами угостит или кашей".

(Знакомство детей с ухватом и чугунком.) Чугунок стоит в печке, а каша в чугунке рассыпчатая, вкусная. Чугунов в печке горячий, а поможет мне его достать ухват рогачий. Хозяюшка:"В печке можно еще испечь вкусные оладушки. А вы поможете их испечь? ".

Ответы детей. "Да, поможем".

Лепка оладушек из солёного теста. Дети складывают оладушки на поднос и хозяюшка ставит их в печь.

Чтение потешки "Ладушки-оладушки" вместе с детьми.

Ладушки-ладушки,

Пекла бабка оладушки,(имитируют действия)

Исполняется песня «Бабушка, бабушка, бабушка»

 

Хозяюшка:. "Я вас обязательно угощу оладушками. Попьем чай из самовара. Он сам воду кипятит. У него есть ручки и носик, из него течет вода. А пока печь печет оладушки, а самовар кипятит воду я вас со своей кошкой - Муркой познакомлю. А вы её на улице не видели? Мурка, Мурка? (слышится мяуканье). Да, вот же она! (игр. кошка сидит под забором). Давайте спросим, где она была? ".

Чтение потешки "Кисонька-Мурысынька".

Ребенок в роли кошки, остальные дети задают вопросы (хором).

Хозяюшка: "Мурка, ты наверное замерзла, иди на печь погрейся".

Игр. кошку сажаем на печь.

 (За печкой чихает домовёнок Кузя.)

Хозяюшка: Ребята а вы слышите, кто-то чихает :

Ой, кто же тут чихает?

(Из-под печки выглядывает домовенок Кузя)

Кузенька, это ты? Это наш домовенок Кузенька. Ребята, в каждом доме живет свой домовой.

 (Домовой вылезает из-под печки)

Домовой: Кузя: выходит из-за печки

Я малютка домовой,

Пригласи меня домой-

Я порядок наведу,

Не пущу я в дом беду.

Я за печкою живу,

С ребятишками дружу,

Я хозяйке помогаю

И гостей я развлекаю.

Хозяйка: Домовёнок Кузя следит за порядком в нашем доме, оберегает его, защищает от всего плохого, видит всякую мелочь и много чего знает.

Домовой:

Сяду рядышком на лавке

Вместе с вами посижу. 

Загадаю вам загадки

Кто смышленый погляжу.

Собираю я загадки

В кузовок берестяной,

Что лежит, в нем вы узнаете,

Коль загадку отгадаете.

Загадка. Может быть, как из металла,
Может с дерева, но мало.
Знает Света и Сережка,
Суп едим мы, только? (
Ложкой)

Кузя: Правильно. Бежал я по дорожке собирал ложки

Ложки не простые, ложки Чухломские,

Вятские, Смоленские, ложки деревенские

Хозяйка: Ну ребята не зевайте нам на ложках поиграйте.

Песня: «Ах какие ложечки» 

Хозяюшка:Ох как здорово! Спасибо, Кузя, что поиграл с нами на русском народном инструменте - ложках.

Домовой:

Мы пели и плясали,

А играть мы не играли.

У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит.

Собирайся детвора

Ждет Забавная  игра.

Игра: «Карусели»  

Ребята, а что любят домовята, как вы думаете?

Дети: Сладкое - печенье, конфеты.

Правильно! Вот тебе, Кузенька, конфеты. Оберегай нашу русскую горницу и защищай наших деток от всего плохого.

Кузя: Ну спасибо вам.

Хозяюшка:

Ловкие ребятишки девчонки и мальчишки

Надо бы каждому молодцу с огорода по огурцу.

Да пока мы всех слушали, огурцы на огороде зайцы скушали,

Да вы ребята не огорчайтесь, оладушками угощайтесь.  

 

Хозяюшка достаёт оладушки из печки.

Дети угощаются оладушками, под музыку выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Светлая горница"

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с историей и жизнью русского народа через предметы быта (приборы освящения) с использованием поисково - познавательной деятельности....

Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице

Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»

Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»

Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...

"Как уютна наша горница."

Воспитание  патриотических чувств  через приобщение к отечественной народной культуре...

Мини-музей "Русская горница"

Эта небольшая статья расскажет вам что такое мини-музей...