Конспект НОД по развитию речи в подготовительной коррекционной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Кольвейвина Анастасия Владимировна

Занятие по развитию речи в подготовительной школе группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной коррекционной группе

Тема:  «Перелетные птицы»

Цель: Сформировать умение детей составлению рассказа по картине.

Задачи:

- Обобщить представление о поздней весне и изменениях в жизни птиц поздней весной.

- Совершенствовать навык рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней.

- Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме.

- Развитие связной речи (употребление сложноподчиненных предложений (потому что), зрительного восприятия и внимания, памяти,  мышления,  мелкой и общей моторики, творческого воображения.

 - Воспитание активности. Воспитание доброго отношения ко всему живому в природе.

Оборудование: иллюстрации перелетных птиц, картина «Птицы весной».

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия

1.Воспитатель читает стихотворение  И.З. Сурикова «Весна»

Над землею воздух дышит
День от дня теплее
Стали утром зорьки ярче,
На небе светлее.

Восходит солнце над землею
С каждым днем все выше,
И весь день, кружась, воркуют 
Голуби на крыше.

Вот и верба нарядилась
В белые сережки,
И у хат играют дети, - 
Веселятся крошки.

Вот и лед на речке треснул,
Речка зашумела
И с себя зимы оковы
Сбрасывает смело.

Берега крутые роет,

Разлилась широко…

Плеск и шум воды бурливой

Слышен издалека.

В:  Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

В: Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? (Хорошее, веселое, радостное и т.д.).

В: О каких приметах весны в нем говорится? (День от дня теплее,
стали утром зорьки ярче,  восходит солнце над землею с каждым днем все выше, верба нарядилась в белые сережки, лед на речке треснул).

В:  Назовите, пожалуйста, характерные признаки весны? (Тает снег, появляются листочки, идут дожди, прилетают птицы, день становится длиннее, ночь короче  и т.д.).

В:  А как называются птицы, которые прилетают из теплых краёв?  (Перелетные).

В: Почему их называют перелетными? (есть птицы, которые погибают от сильных морозов, поэтому они улетают на зиму в теплые края, а весной возвращаются. Они перелетают с одного места на другое, поэтому и называются перелетными).

В: Назовите перелетных птиц? (Ласточка, грач, скворец, жаворонок, аист, кукушка, журавли, трясогузка, цапля и т.д.).

2. Упражнение «Продолжи предложение, найди причину».

В: Ребята, сейчас я буду говорить предложение, а вы заканчиваете его называя причину того, о чем я буду говорить.

  • Осенью первыми на юг улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что…..
  • Последними на юг улетают водоплавающие птицы, потому что…
  • Весной птицы строят гнезда, потому что….
  • У цапли длинные ноги и клюв, потому что…
  • Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что…
  • Все люди любят слушать соловья, потому что…
  • Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что…
  • Яички самка или самец высиживают в гнезде до появления птенцов, потому что….
  • Весной перелетные птицы возвращаются назад, потому что… и т.д.

В: замечательно вы отвечали на мои вопросы, а теперь давайте немного отдохнем.

3. Физминутка «Перелетные птицы»

Тили-тили, тили-тили (скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка – (поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки)

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж-

Все вернулись, прилетели, (снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)

Песни звонкие запели!

4. Рассматривание картины «Птицы весной» и беседа по ней.

( Воспитатель выставляет на доску картину «Птицы весной»).

В: Ребята, посмотрите на картину. Кого изобразил на ней художник? С чем она нас знакомит? (Художник нарисовал на картине перелетных птиц и знакомит нас с жизнью птиц весной).

В: Каких перелетных птиц вы видите на картине? Что они делают? (краткое описание)

В: Вы хорошо рассказали о птицах. А теперь расскажите о природе поздней весной. Как изобразил её художник? (краткое описание).

5. Составление плана рассказа по картине.

В: Теперь давайте все вместе составим план рассказа по картине. С чего вы начнете рассказ?

- начнем рассказ с описаний весенней природы

- потом расскажем о птицах, которых видим на картине (на переднем и заднем плане)

- и наконец, расскажем о впечатлении от картины.

В: У нас хороший получился план, а теперь я дам вам одну минуту для подготовки к рассказу по картине. (пауза для подготовки к рассказу).

6. Рассказ по картине по частям несколькими детьми.

В: Старайтесь говорить красиво и правильно, следите за произношением звуков.

Прослушивание рассказов детей.

В: Отлично, мне понравились ваши рассказы. Но хотелось бы услышать вас дети. Чьи рассказы вам понравились больше и почему (докажите)? (высказывания детей)

7. Анализ занятия.

Воспитатель предлагает вспомнить, чем занимались на занятии; высказать детям самим свои впечатления от занятия и охарактеризовать свою работу на занятии.

Далее воспитатель дает оценку работы каждого из детей на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной речевой группе детей с ТНР по теме: «Весенняя сказка».

Расширение и совершенствование словаря по теме: »Весна»; представлений о сезонных изменениях в природе.     ...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной логопедической группе по теме "Беседа о зиме".

Конспект НОД для логопедической группы. В своем конспекте я использовала большое количество игровых упражнений....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной коррекционной группе по теме "Профессии людей"

I. Организационный момент.Дети входят в кабинет. На ковре лежат разные предметы (молоток, ножницы, иголка с ниткой, поварешка)- Посмотрите, какой беспорядок! Кто-то оставил предметы. Назовите их. Я ду...

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной коррекционной группе для детей с ЗПР по теме «Олимпийские надежды».

Формирует представление о зимних Олимпийских играх, расширять словарь; упражнять в составлении слов из букв, чтении слов; печатать буквы; развивать моторику, координацию речи и движений....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной коррекционной группе по теме "Посуда"

Коррекционно-образовательные задачи.·         Закрепление в речи существительного с обобщающим значением посуда.·...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной коррекционной группе "Профессии людей"

Создать условия для расширения и конкретизации представления о профессиях людей....

Конспект занятия по развитию речи в старшей коррекционной группе «Рассматривание натюрморта И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»

Тема: «Рассматривания натюрморта И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»Цель: «Развитие связной речи посредством рассматривания натюрморта И.Т. Хруцкого «Цветы и плоды»...