Конспект НОД по развитию речи в логопедической группе (старший возраст) "Цветик-семицветик".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект разработан с целью развития у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_tsvetik-semitsvetik.docx32.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Цветик – семицветик»

по развитию речи в логопедической группе (старший возраст).

Воспитатель: Сорокина Е.А.

Цель: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач. Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

1. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ  РАЗВИТИЕ:

  • Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;
  • Развивать самостоятельность у детей в процессе выполения звуко-буквенного анализа слов, умение работать в группе;
  • Учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу;
  • Стимулировать самостоятельное формирование выводов детей.

2. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ  РАЗВИТИЕ:

  • Создать условия для расширения представлений детей о звуках;
  • Развивать у детей познавательный интерес; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

3. РЕЧЕВОЕ  РАЗВИТИЕ:

  • Развивать фонематический слух (умение слышать и различать звуки речи) и фонематических представлений (умение придумывать слова с данным звуком);
  • Развитие звуко-буквенного анализа (дифферециация гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких; соотношение звуков с их графическими изображениями);
  • Развивать звуковую память;
  • Расширять и активизировать словарный запас детей;
  • Развивать логическое мышление при выборе способа действий.

4. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ:

  • Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления
  • Воспитывать аккуратность в работе.

5. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:

• Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физминутки, динамических переходов от одного задания к другому.

Предполагаемый результат: умение детей выполнять звуковой анализ слов, умение работать в группе, умение делать выводы.

Оборудование: компьютер (видео ФРАГМЕНТЫ ИЗ М/Ф «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК» (СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ 1948Г ), песня Ю. Чичков, М. Пляцковский «ПЕСНЯ О ВОЛШЕБНОМ ЦВЕТКЕ»

Дидактический материал: схемы слов «мяч», «кукла» и др.

Демонстрационный: макет цветка (стебель, листья, сердцевина); 7 отдельных лепестков разного цвета (жёлтого, красного,синего, оранжевого, фиолетового, голубого, розового); кубик с разным количеством точек на его сторонах; ваза из картона, разрезанная на несколько частей; верёвка; картинки с изображением посуды; картинки с изображением разных сказочных героев (Колобок, Снегурочка, Буратино, Кот в сапогах, Золушка, Морозко, принц); три фона: красный, синий, зелёный.

Предварительная работа. 

Чтение, обсуждение сказки  В.Катаева «Цветик - семицветик», просмотр м/ф .

Ход  НОД

  1. Организационный момент:

Воспитатель показывает  кадр из м/ф «Цветик – семицветик», на котором героиня держит в руках стебель цветка с сердцевиной (без лепестков); воспитатель держит такой же стебель в руках.

В.: -Ребята, посмотрите, что я держу в руках? Чего не хватает у него?

Д.: - Его частей (лепестков).

В.: - А почему у цветка героини сказки нет лепестков?

Д.: Героиня сказки Женя использовала лепестки на свои желания.

В.: Да, это не простой цветок, а волшебный, из сказки «цветик – Семицветик». Цветок потерял волшебную силу, с потерей лепестков. Ноя знаю как мы с вами сможем цветку вновь обрести волшебную силу, мы постараемся найти лепестки.

  1. Сообщение темы НОД:

Сегодня на занятии по развитию речи мы будем выполнять задания, которые записаны на лепестках. Но их надо сначала найти. Потом, когда найдём лепестки, попробуем выполнить задания.Только ваши знания имеют волшебную силу, и они помогут цветку обрести новую жизнь.

Итак, вы готовы  к поиску лепестков? (лепестки располагаются в разных уголках группы).

  1. Поисково – игровая  деятельность:

В.: - Начинаем наши поиски.

Дети с воспитателем стоят по кругу, проговаривают слова и поворачиваются вокруг себя, внимательно осматривая группу.

Ищи, ищи, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайтесь, сделав круг.

Задание 1-ого лепестка: «Распознай звуки» (различение гласных и согласных звуков).

В.: - Справа от меня встанут ребята, чьи имена начинаются на согласный звук, а слева – те, чьи имена начинаются на гласный.

Проверим. Каждый называет своё имя и выделяет первый звук в слове.

Ребята, молодцы, вы правильно выполнили задание и первый лепесток занимает своё место.

Мы продолжаем поиск следующих лепестков.

Дети с воспитателем стоят по кругу, проговаривают слова и поворачиваются вокруг себя, внимательно осматривая группу.

Ищи, ищи, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайтесь, сделав круг.

Задание 2-ого лепестка: «Назови слово».

В.: - Ребята, помните, Женя хотела, чтобы игрушки со всего света были её. Вы должны отгадать по звуковым схемам, какие игрушки первыми прибежали к ней.

Коллективная работа: дети рассматривают схемы, выделяют количество звуков в слове, воспитатель предлагает вспомнить игрушки, в названии которых столько же звуков. Если есть затруднения, можно загадать загадки.

То качусь я, то скачу,

А подбросишь – полечу. (Мяч)  

Платья носит, есть не просит.

Всегда послушна,

Но с ней не скучно. (Кукла)

Дети по схемам отгадывают слова: мяч, кукла.

В.: - Проверим. Воспитатель демонстрирует кадр из м/ф, где показан этот момент.

Ребята, молодцы, вы правильно выполнили задание и второй лепесток занимает своё место.

Мы продолжаем поиск следующих лепестков.

Дети с воспитателем стоят по кругу, проговаривают слова и поворачиваются вокруг себя, внимательно осматривая группу.

Ищи, ищи, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайтесь, сделав круг.

Задание 3-его лепестка: «Волшебный кубик».

А у этого лепестка есть волшебный кубик. Вы по очереди подбрасываете кубик, приговаривая волшебные слова:

Крутись, вертись,

На бочок ложись.

В.: -Надо придумать слово, состоящее из такого количества звуков, сколько точек на стороне кубика.

Ребята, молодцы, вы правильно выполнили задание и третий лепесток занимает своё место.

Мы продолжаем поиск следующих лепестков.

Дети с воспитателем стоят по кругу, проговаривают слова и поворачиваются вокруг себя, внимательно осматривая группу.

Ищи, ищи, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайтесь, сделав круг.

Задание 4-ого лепестка: «Назови ласково».

В.: - Ребята, помните, Женя хотела поставить цветок в мамину любимую вазу и разбила её. Вот её осколки. Мы должны с вами её склеить, чтобы мама Жени не рассердилась.

В.: - Посмотрите на картинки. Как можно одним словом назвать эти предметы?

Д.: - Это посуда.

В.: - Назовите что изображено на картинках  в уменьшительно – ласкательной  форме.

Ребята берут по одному «осколку», смотрят на изображение, называют слово, а потом собирают из «осколков» вазу.

В.: - Проверим. Воспитатель  демонстрирует фрагмент из м/ф «Цветик-семицветик», где осколки вазы соединяются в целое.

В.: - Ребята, молодцы, вы правильно выполнили задание и четвёртый лепесток занимает своё место.

Мы продолжаем поиск следующего лепестка.

Дети с воспитателем стоят по кругу, проговаривают слова и поворачиваются вокруг себя, внимательно осматривая группу.

Ищи, ищи, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайтесь, сделав круг.

Задание 5-ого лепестка: «Переправа».

В.: - Перед нами, ребята, огромная пропасть, надо пройти на другую сторону по маленькому верёвочному мосту. Но не просто идти, а произносить на каждый шаг слова, деля их на слоги.

 Воспитатель показывает ребятам портреты сказочных героев: Колобок, Снегурочка, Буратино, Кот в сапогах, Золушка, Морозко, принц.

- Как одним словом можно назвать то, кто изображён на картинках.

Д.: - Это сказочные герои.

Дети произносят имена сказочных героев по слогам, шагая по верёвочке на другую сторону пропасти.

В.: - Ребята, молодцы, вы правильно выполнили задание и пятый лепесток занимает своё место.

Мы продолжаем поиск следующего лепестка.

Дети с воспитателем стоят по кругу, проговаривают слова и поворачиваются вокруг себя, внимательно осматривая группу.

Ищи, ищи, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайтесь, сделав круг.

Задание 6-ого лепестка: «Найди дворец».

В.: - Перед вами три дворца красного, зелёного, синего цвета.

Воспитатель показывает картинки с изображением героев или предметов из сказки «Цветик – семицветик».

Дети располагают эти картинки по дворцам.

  • В красный дворец – слова, начинающие на гласный звук.
  • В зелёный дворец – слова, начинающие на мягкий согласный звук.
  • В синий дворец – слова, начинающие на твёрдый согласный звук.

Слова: лепесток, медведь (белый), юла, баранки, велосипед, автомобиль, мама, собака, игрушки.

В.: - Проверим.

Проверка: 1. Автомобиль, игрушки.

                    2. Лепесток, медведь, юла, велосипед.

                    3. Баранки, мама, собака.

 В.: - Ребята, молодцы, вы правильно выполнили задание и шестой лепесток занимает своё место.

Мы продолжаем поиск последнего лепестка.

Дети с воспитателем стоят по кругу, проговаривают слова и поворачиваются вокруг себя, внимательно осматривая группу.

Ищи, ищи, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайтесь, сделав круг.

В.: - Мы собрали почти все лепестки. Осталось выполнить задание последнего лепестка.

Задание 7-ого лепестка: «Собери слово».

В.: - Отгадайте загадки. В словах – отгадках выделим первые звуки и составим слово.

  1. Загадки:
    На узкой дорожке — 
    Голова да рожки. 
    Кто так медленно ползёт, 
    На себе свой дом везёт?  (Улитка)                            

  1. Над лесами, над рекой 
    Семицветный мост дугой, 
    Если б мог я встать на мост — 
    Я б рукой достал до звёзд!
     (Радуга)
  2. Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды из болота

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит.

Это доктор .... (Айболит)

Слово: УРА.

В.: - Ребята, молодцы, вы правильно выполнили задание и последний лепесток занимает своё место.

Звучит песня Ю. Чичков, М. Пляцковский «ПЕСНЯ О ВОЛШЕБНОМ ЦВЕТКЕ»

  и воспитатель показывает фрагмент из м/ф «Цветик – семицветик», где старушка посадила новый цветок.

  1. Итог НОД:

В.: - Вот, ребята, ваши знания о звуках речи и дружная совместная работа показали силу. Вы помогли цветку снова обрести свою волшебную силу. Он снова может выполнять добрые желания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в логопедической группе

Изменение имен существительных по падежам на основе темы «Профессии»...

Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе (старший возраст)

Тема занятия: «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»...

Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе «Зимующие птицы» Пересказ рассказа «Синичка».

Цели занятия: расширять словарь по теме; учить образовывать сложные слова;учить правильно строить предложения; согласовывать слова в предложении;учить отвечать полными ответами; учить пересказыв...

Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе "Весна шагает к нам быстрыми шагами"

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе «Весна шагает к нам быстрыми шагами»...

Конспект занятий по развитию речи в логопедической группе "Сказка за сказкой"

Воспитывать любовь к сказкам как авторским, так и русским народным; доброту и уважение....

Конспект ОД по развитию речи в логопедической группе Тема: Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»

Конспект ОД по развитию речи в логопедической группе Тема: Пересказ  сказки  В. Сутеева «Кораблик»...