Учим детей общению
консультация по развитию речи на тему

Замятина Ольга Александровна (Шабаршина)

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_uchim_detey_obshcheniyu.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Развитие коммуникативных способностей, или

учим детей общению»

Учитель-дефектолог 1 кв. категории Шабаршина О. А.

ГКУЗ СО «Специализированный дом ребёнка» филиал №5

Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящих в обмене между ними информацией познавательного или  аффективно-оценочного характера. Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.

Особенно велика роль общения в детстве. Для маленького ребёнка его общение с другими людьми – это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития.

Главная особенность развития общения, социализации детей раннего возраста – оно осуществляется только с помощью взрослых!

Последовательность развития навыков общения ребёнка:

- развитие эмоций, создание благоприятного эмоционального фона;

- овладение ребёнком речью, развитие средств общения;

- стимулирование интереса к окружающим людям.

Развитие эмоциональной сферы ребёнка раннего возраста

  • Создание атмосферы принятия (контакт глаз, улыбка и т. д.)
  • Игры, способствующие развитию эмоций
  • Психогимнастика
  • Упражнения на подражание, инсценировки, этюды
  • Музыкальные игры, потешки, песенки
  • Насыщение детской жизни эмоциями, подвижные игры, развлечения, праздники, театр и т. п.
  • Обыгрывание новых игрушек
  • Чтение и обсуждение сказок, иллюстраций
  • Элементы релаксации
  • Обучение приёмам снятия напряжения- игры с песком, водой, глиной, рисование, лепка, выбивание подушек, массаж.

Развитие средств общения детей раннего возраста

  • Вопросы
  • Словесные поручения
  • Активизация речи в быту
  • Побуждение к речи – создание проблемно-речевых ситуаций
  • Ролевые игры
  • Коммуникативные игры
  • Чтение стихотворений, рассказывание сказок
  • Подвижные игры с кричалками, песни-хороводы
  • Знакомство со считалками, мирилками
  • Игры-драмматизации
  • Наблюдения, опыты на прогулках

Развитие потребности в общении, интереса к окружающим, формирование позитивного отношения к детям и взрослым

  • Рассматривание фотографий детей, беседы типа «Мои друзья»
  • Моделирование ситуаций
  • Обучение позитивным способам общения, разрешения конфликтов
  • Обучение  способам снятия напряжения
  • Сопоставление поведения с этическими категориями «хорошо-плохо», «добро-зло» при обсуждении сказок
  • Просьба оказания помощи
  • Пересказ любимого мультика сверстникам и взрослым
  • Телесно-ориентированные упражнения
  • Коллективные развивающие игры
  • Хороводы, подвижные игры, праздники, развлечения, театр
  • Совместная творческая деятельность

При дефиците внимания, общения взрослых организм ребёнка раннего возраста реагирует различными отклонениями в поведении

  • Упрямство – при излишнем давлении взрослых, отсутствии любви и уважения, нервном переутомлении, выражении несогласия
  • Сосание пальца, соски до 3-4 лет – при беспокойстве, чувстве одиночества, уходе в себя, дефиците ласки, воспитания
  • Нарушение сна – у эмоционально чувствительных детей со склонностью к страхам, тревоге
  • Онанизм – при активном темпераменте и повышенной потребности в разрядке психического напряжения, при частых физических наказаниях, ограничении активности, насильном кормлении, излишней строгости, чрезмерных ласках
  • Заикание, тики – перенапряжение, страхи, постоянное тревожное состояние, наследственная нервно-мышечная возбудимость, врождённая речевая, моторная и коммуникативная недостаточность
  • Плач – средство выражения избыточных чувств, жалоба, протест, обида, требование, каприз, страх, способ привлечения внимания

С целью профилактики и коррекции нарушений общения у детей дошкольного возраста, педагог должен обладать высоким уровнем профессиональной компетенции  в сфере общения. Таким образом, педагог:

1.Владеет знаниями о способностях ребенка.

2.Сам обладает развитыми коммуникативными навыками, демонстрирует открытость к общению, его речь является образцом норм и правил человеческого общежития.

3.В общении с детьми и коллегами проявляет внимание, тактичность, помощь оказывает ненавязчиво, уважая интересы ребенка, его неповторимость. Воспитатель не воздействует на ребенка, а взаимодействует с ним, т.е. выступает в роли партнера.

4.Умеет планировать предстоящее общение: подбирать информацию, традиционные и нетрадиционные методы и формы его организации.

 5.Обладает потребностью самосовершенствоваться в сфере общения, развивает в себе умение чувствовать настроение окружающих, эмпатию.

Советы для педагогов – чтобы ребенок рос общительным…

Должен быть психологический комфорт в коллективе – отсутствие агрессии и сверхопеки, безопасность и доверие, эмоциональная стабильность во взаимоотношениях.

Учите добру – проявлять сочувствие, поддержку, помощь. Обсуждайте вместе сюжеты сказок и мультфильмов, сопереживайте им и ищите способы помощи. Учите через нравственные эталоны «ДОБРО» и«ЗЛО» определять моральную ценность поступка.

 Не оставляйте без внимания вопросы детей, постарайтесь если не сразу, то позднее, но обязательно ответить на них.

Насыщайте детскую жизнь эмоциями радости через сюрпризы, праздники, развлечения. Обогащайте интеллект ребенка с помощью поездок, прогулок, экскурсий и т.п., обсуждайте впечатления, побуждайте рассказать его об увиденном.

Игра «Комплименты»

Детям с проблемами в общении зачастую недостает добрых, ласковых, подбадривающих слов, обращенных к ним. От умения взрослых находить нужные слова зависит эмоциональное самочувствие ребенка.
Участники игры располагаются по кругу. Необходимо внимательно посмотреть на соседа справа и мысленно определить положительные качества его личности. Игра начинается со слов «Мне нравится в тебе...». Каждый говорит комплимент своему соседу справа. После окончания игры участники обсуждают, что они чувствовали, что неожиданного о себе узнали, понравилось ли им говорить и принимать комплименты.

В конце консультации педагогам выдаются буклеты: «Учим  детей общению», памятки для приёмных родителей: «Основные правила общения с ребёнком» и памятки: «Несколько советов родителям по эффективному общению с ребёнком».

Использованная литература

1. «Учимся общаться с ребенком» - М.,1993

2. «Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников» под ред. О.С.Ушаковой, М., 2000

3. «Психология социальной одаренности» под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько, М.,2009

4. «Формирование личности ребёнка в общении». М. И. Лисина

5. «Ступени общения». Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет-памятка для родителей. "Учим детей общению"

Каждый ребенок-индивидуальность. Как помочь ему найти обий язык со сверстниками, помочь ему социализироваться....

«Учите детей общению с незнакомыми людьми!» Советы родителям

Советы и рекомендации родителям по воспитанию у детей умения общаться с незнакомыми людьми....

Конспект родительского собрания для родителей средней группы «Развитие коммуникативных способностей, или учим детей общению»

Цель: Активизация интереса родителей к теме общения, формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.Задачи:1....

Выступление на родительском собрании «Учим детей общению»

Наверное,  все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых - помочь ребенку раз...

Радость общения (учим детей общению)

Картотека "Радость общения (учим детей общению)"...