Главные вкладки

    План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему:
    Знакомство с предложением.

    Малоэёмова Татьяна Николаевна

    Знакомство с предложением.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod_znakomstvo_s_predlozheniem.docx14.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Знакомство с предложением.

    Цель: формирование представлений у детей о предложении как интонационно – смысловой единице речи.
     Задачи:
    1. Обучать детей выделять предложение из двух слов без предлогов.
    2. Учить каждое предложение разбивать на слова и замечать, сколько слов в предложении; в каком порядке следуют.
    3. Обучение графической записи предложения.
    4. Приучать говорить каждое слово громко, отчетливо, ясно.
    Материалы и оборудование: снежинка на нитке из салфеточной бумаги, тетради, простые карандаши, линейка, доска, указка. В конспекте использованы пальчиковые игры автора Галянт И.М.

    Ход НОД:

    I часть. Дети сидят полукругом. 
    - Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости (вношу куклу «Незнайки» и сажу возле себя на стул).
    - Да, это Незнайка. Он очень хотел попасть к нам в гости и послушать, как мы будем говорить о том, что такое предложение. Ведь Незнайка тоже хотел бы стать грамотным. Но для того, чтобы Незнайка все понял и услышал, мы будем говорить громко, отчетливо, ясно, произносить и выговаривать каждое слово.
    - Для этого мы поработаем над своим дыханием (раздаю каждому ребенку снежинку).
    - Возьмите снежинку за нитку и подвесьте ее на уровне рта. Представьте, что подул сильный ветер, закружились снежинки, и затих ветер (дети дуют на снежинку, воспитатель смотрит за тем, чтобы у каждого ребенка получилось). Сильнее стал дуть ветер, еще сильнее. Снова затих ветер.
    II часть. Ребята, а знаете ли вы что предложения состоят из слов и я вам назову вот такое предложение: «Незнайка сидит».
    - Скажите, сколько слов про Незнайку я сейчас сказала? (ответы детей).
    - Назовите первое слово? Назовите второе слово? Сколько всего слов в предложении? (ответы детей).
    - А теперь ребята сами придумайте про Незнайку предложение из двух слов. (Например, «Незнайка упал», «Незнайка встал».) (Можно спросить каждого ребенка.)
    - В предложении всегда о чем-то говорится, из предложения мы всегда о чем-то узнаем, т.е. оно содержит в себе определенный смысл, и предложение, как вы уже заметили, состоит из слов.
    III часть. А теперь, давайте вместе с Незнайкой поиграем с нашими пальчиками в игру «Разыгра»:
    • Девочки и мальчики, где же ваши пальчики? (спрятать за спину руки).
    • Пошли пальчики с утра (пошевелить пальцами).
    • В гости к тете Разыгра (похлопать в ладошки).
    • На скамеечке сидели (на большом пальце левой руки «посидеть» каждым пальцем руки, начиная с мизинца).
    • Да в окошечко глядели (сложить «окошечки» перед глазами из пальцев).
    • Напились чаю, чаю, разыграю (чередовать хлопки и показ больших пальцев).
    • Солнышку ладошку погладили немножко (погладить ладошки, слегка массируя их).
    • Пальчики подняли – лучиками стали (выпрямить и растопырить пальцы обеих рук).
    - Следующая игра называется «Живые слова». По желанию вызывается двое детей, им предлагается стать «живыми словами». Дети составляют предложение и называют его «Незнайка слушает». Воспитатель предлагает детям-словам поменяется местами и назвать получившееся предложение «Слушает Незнайка». Можно еще пару детей попросить сделать то же самое.
    - Дети, оказывается, что слова в предложении можно поменять местами и смысл его от этого не меняется.
    IV часть. Физминутка. Ребята, давайте представим, что мы листочки. И вдруг подул сильный ветер, закружились листочки:
    Мы листики осенние,
    На веточках сидели (дети приседают).
    Дунул ветер – полетели.
    Мы летели, мы летели (дети бегают на носочках)
    И на землю тихо сели,
    Ветер снова набежал
    И листочки все поднял,
    Повертел их, покружил (кружатся на месте)
    И на землю опустил.
    V часть. Проходим за столы.
    - Ребята, а вы знаете, что предложение можно обозначить графической записью. Но для этого существуют правила написания предложения: 
    1. Предложение всегда начинается с заглавной буквы.
    2. Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга, т.е. между словами существует пауза.
    3. В конце предложения всегда ставится точка, т.е. закончен смысл предложения.
    - Сейчас, я изображу предложение на доске, а вы у себя в тетрадях. (Записываю на доске «Незнайка пишет», рисую схему предложения). Предложение состоит из двух слов: первое слово «Незнайка», второе слово «пишет», в конце предложения ставится точка.
    - Самостоятельная работа детей. Ребята, теперь каждый самостоятельно придумайте новые предложения про Незнайку из двух слов и запишите схему предложения у себя в тетрадях.
    VI заключительная часть. Сегодня мы говорили про Незнайку двумя словами. Я думаю, Незнайке очень понравилось с нами заниматься. Скажите чему мы научились сегодня? Да мы научились составлять предложения из двух слов. Замечали, какое первое, второе слово в предложении. Узнали, как можно записать предложение с помощью схемы. Ребята вы бы хотели, чтобы Незнайка пришел к нам на следующее занятие? Спасибо, мне понравилось, как вы сегодня занимались.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Знакомство с предложениями рынка информационных образовательных ресурсов в соответствии с ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

    Знакомство с предложениями рынка информационных образовательных ресурсов в соответствии с ФГТк условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования Наряду с фе...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности "Знакомство с предложением"

    Конспект непосредственно образовательной деятельности "Знакомство с предложением"...

    Конспект ННОД по развитию речи «Звук и буква Р. Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения»

    Образовательная область: «Речевое развитие» Задачи:Способствовать развитию звуко -буквенного анализа.Способствовать развитию фонематического слуха.Учить определять место звука Р в словах и обозн...

    ЗНАКОМСТВО С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

    Тема: "ЗНАКОМСТВО С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ"Программное содержание:Закрепить понимание детей того, что все предметы, окружающие нас, называются словами, когда слова собираются вместе и становится понятнее то, о ...

    Технологическая карта "Знакомство с предложением"

    Формирование звуковой культуры речи у дошкольников...

    Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: Знакомство с предложением.

    Конспект разработан для детей старшего возраста. В нем хорошо  изложен материал для изучения  данной темы. Его могут использовать логопеды детских содов....